Основание Кадомской женской обители было положено в последних годах XVIII-го столетия. Мысль об ее учреждении принадлежит Кадомскому обществу, которое отличалось набожностью и любовью к православным обителям. В 1797 г. указом из Рязанской духовной консистории разрешается устроить женскую общину при Кадомской соборной Дмитриевской церкви. В 1868 г. с Высочайшего соизволения Кадомская община была переименована в общежительный Кадомский монастырь. Первоначальницей обители была Екатерина Варфоломеевна Горская, которую вызвали из Рязанского женского монастыря.
В Кадомском монастыре было четыре храма: три в самой обители и четвертый на Никиткинской даче. Сохранилось только два.
Первый – главный каменный храм в честь иконы Милостивой Божьей Матери был построен на добровольные пожертвования в 1856 году, освящен 20 августа 1857 года Преосвященным Макарием Епископом Тамбовским. А с 1860 года монастырь приступил к его расширению по проекту архитектора Четверикова, составленному в русско-византийском стиле. К храму пристроили два придела: с южной стороны – во имя Преображения Господня, с северной – во имя Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.
Второй храм обители деревянный теплый, на кирпичном фундаменте был покрыт железом. Этот храм имел вид дома, без купола, одноэтажный. Храм построен в 1865 г. и освящен в том же году 4 августа Преосвященным Феофаном Тамбовским. В храме было два престола: первый во имя Рождества св. пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, второй — во имя св. пророка Божия Илии. Служба в храме совершалась в зимнее время.
Третий храм с разрешения Епархиального начальства был заложен в конце ХIX века. Об этом свидетельствует надпись внутри на стене – 1882 г. Храм каменный, трех престольный: главный придел – во имя иконы Божьей Матери, именуемой Неопалимая Купина, правый - во имя Архистратига Божия Михаила, левый - во имя Святого Евангелиста Иоанна Богослова. Храм строился на добровольные пожертвования. Для оформления иконостаса приглашались издалека мастера-живописцы.
Четвертый храм находился на монастырской даче в деревне Никиткине, в 12 верстах от города Кадома. Деревянный, двухэтажный, с пятью куполами, он был построен в 1866 г. по благословению Преосвященного Феодосия. Возведен для сестер, которые в летнее время, выезжая для земледельческих работ, имели бы возможность посещать богослужение и этим поддерживать свое молитвенное настроение. В храме было два престола: внизу во имя Казанской иконы Божьей Матери, вверху - во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев.
Храмы имели высокохудожественную утварь и старинные иконы. После революции 1917 г. эти ценности были расхищены и, если не пропали бесследно, то находятся незаконно в частных коллекциях. Здания монастыря – и внутри его и вне обители – все, кроме одного небольшого двухэтажного корпуса, деревянные. Внутри обители они расположены в четыре линии и образуют почти правильный квадрат.
Монастырь имел удобные жилые корпуса, больницу, гостиницу, двухклассную школу, хлебопекарню, просфорный корпус, живописную мастерскую, каретный сарай, конюшни, амбары для хранения имущества, баню, ледники, библиотеку, архив. Красив был игуменский корпус, выстроенный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Мейшера. Священнослужители жили в специальных флигелях, которые стояли рядом на улице, называемой Монастырский ряд. Много поместий было и вне обители.
Кадомский женский монастырь за свою многолетнюю историю повидал всякое - и взлет, и расцвет, и падение. Весной 1920 г. на великий праздник Троицы пронеслись над ним бездумные вихри разрушения. Старожилы рассказывают, как в этот светлый весенний день в Кадом вихрем влетели на конях с плетками и криком "разойдись" всадники во всем черном. С этого момента началось целенаправленное разрушение обители. Священников, монахинь и детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. В зданиях монастыря разместились различные хозяйственные предприятия, конторы, учебные заведения.
После Октябрьской революции на территории Кадомского женского монастыря сохранились следующие здания:
1. Ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая».
2. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». В настоящее время занимает Кадомский швейный техникум.
3. Келейный корпус – двухэтажное кирпичное здание.
4. Хлебопекарный корпус, где на первом этаже размещалась хлебопекарня, на втором – келии сестер. В настоящее время в этом корпусе располагается Кадомский районный ОВД.
5. Сиротовоспитательное учебное заведение. Ныне здание детско-юношеской спортивной школы.
Монастырь вновь открыт 17 апреля 1997 г. Настоятельницей была монахиня Любовь (Доронина) на плечи, которой легла забота о восстановлении обители после долгих лет запустения. В том же году в храме был освящен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Затем был восстановлен и освящен южный придел во имя преподобного Серафима Саровского. 24 декабря 2004 г. состоялось освящение главного придела храма в честь иконы Божией Матери «Милостивая». С 2005 по 2012 гг. стараниями игуменьи Евгении (Свиридовской) были возвращены здания и приобретено много земель для обители, велись активные строительные и ремонтные работы. В настоящее время строительницей монастыря является монахиня Иустина (Свиряева), которая продолжает начатое дело по восстановлению духовной жизни в обители. Огромный вклад в восстановлении монастыря и возрождении духовной жизни внес духовник обители архимандрит Афанасий (Культинов), который и по сей день несет свое послушание в обители Пресвятой Богородицы.
Святыни обители:
1. Икона Божией Матери именуемая «Неувядаемый цвет»
Икона эта досталась обители вместе с домом госпожи Богдановой. Отец этой госпожи был военный человек. Жил долгое время в Грузии. Когда он прибыл оттуда на жительство в город Кадом, то привез с собой и эту икону. Он и все его родные оказывали ей особое почитание, считая ее чудотворной. Госпожа Богданова рассказывала, что её отец однажды совсем было утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мной (надо заметить, что он всегда возил ее с собой), спаси меня!», и выброшен был на берег, тогда как его товарищи утонули. Неоднократно и черкесы стреляли в него, но пули пролетали мимо. До постройки храма эта икона находилась в трапезной, и перед ней почти постоянно горела лампада. Однажды как-то случилось, что сестры обители, во избежание лишних расходов, не стали зажигать лампады пред этой иконой, так что Царица небесная как будто была забыта ими. И вдруг среди белого дня, когда они обедали, одна послушница Пелагея Алексеевна, которую считали помешанной, увидела, что огонь в виде голубой ленты сошел сверху, упал на лампаду, находящуюся пред этой иконой и лампада зажглась. Это видение привело ее в ужас и она изо всех сил вскрикнула: «Лампада зажглась!». Её крик заставил всех взглянуть на лампаду и увидели, что она зажжена и горела очень ярко. В это время на всех сестер напал панический страх: все перестали обедать и стали молиться. С той поры пред этой иконой постоянно горела неугасимая лампада. После освящения храма она была перенесена в него и поставлена сзади правого клироса. В 1872 г. над ней устроен очень красивый балдахин, который был украшен резьбой, вызолоченной на полимент. Эта икона пользовалась особенным уважением старца Саровской пустыни Серафима, который говорил о ней, что она чудотворная и неоднократно присылал для неё свеч и масла.
2. Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)
Это храмовая икона. Её высота 8,5 вершка, ширина 7 вершков. Матерь Божия изображена на ней в наклоненном положении к сыну своему, которого держит на своих руках, и как бы умоляя Его о помиловании рода человеческого. В 1870 г. на нее была сделана сребропозлащенная риза чеканной работы весом в 2 фунта и 8 золотников. Венец и сама риза были украшены разноцветными камнями и жемчугом. Во время революции риза была утеряна. В 2003 г. по благословению архимандрита Афанасия (Культинова) и стараниями семьи Бондаренко Евгения и Таианы, в монастыре на острове Кипр была написан и освещен список с «Киккской» иконы Божией Матери, который впоследствии был привезен в Милостиво-Богородицкий женский монастырь.
3. Икона Божией Матери «Достойно есть»
Находилась за левым клиросом главного храма под особо устроенным, украшенным резьбой и вызолоченным на полимент балдахином. Эта икона написана на кипарисной доске. На обратной стороне этой иконы находится печать Афонского Свято-Андреевского общежительного скита со следующею надписью: «Сия св. икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть», писана и освящена во св. Афонской горе в русском Свято-Андреевском общежительном скиту и посвящается в храм Милостиво-Богородицкого монастыря в городе Кадоме».
4. Икона св. вмч. и целителя Пантелеимона
Эта икона написана на кипарисной доске. Живопись точно такая же, как и на иконе «Достойно есть». На обратной стороне иконы находится надпись: «Икона сия писана и священна на св. горе Афонской, в русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона монастыре, от коего и послана, по усердию монахинь Виталии и Ефросиньи, в Кадомский монастырь (Тамбовской губернии) в благословение христолюбивым жителям, в благодатную помощь и заступление всем с верою и усердием прибегающим к св. Пантелеймону и умильно молящимся прелестным его образом».
5. Икона Казанской Божьей Матери
Икона изначально принадлежала помещику Чермонтееву, который вывез ее из Москвы в 1812 году. Умирая, он благословил ей своего дворового человека, но тот продал икону отставному солдату Петру Изеневу за российский золотой. Новый хозяин и его жена имели к иконе Казанской Божьей Матери особое благоволение. Не желая, чтобы купленная ими святыня коптела в черной избе, они выстроили для неё особенную часовенку, где она и находилась до 1867 г. Здесь пред ней горела иногда лампада. В 1867 г. икона, по желанию хозяев, была перенесена в Никиткинский храм Кадомского монастыря. Эта икона стала в нем храмовой. Живопись ее старинная, греческая. Риза сделана из золотой фольги.
Икона, к сожалению, до наших дней не сохранилась.
http://kadom-monastir.ru/istorija-monastyrja.html?start=6