Александро-Невский храм был возведен в 1908 г. Название храма в честь святого благоверного князя Александра Невского связано с чудесным спасением императора Александра III и его семейства во время крушения царского поезда близ станции Борки 18 (30) октября 1888 года. Это событие было отмечено построением ряда храмов по всей России в честь святого благоверного князя Александра Невского - небесного покровителя императора Александра III.
К началу XX века в каждой слободе, за исключением Пушкарской и Ламской, был свой храм. Однако на Гумнах, где на тот момент проживало около тысячи человек - по меркам того времени этот район считался густо заселенным - духовного центра не было. На слободском сходе решили - храму быть. К пользованию общинной землей приступили в 1900 году.
Имена благотворителей бережно сохранила история. В июле и сентябре 1910 года «Курские епархиальные ведомости» сообщили о награждении грамотами Святейшего Синода членов приходского попечительства «во внимание к трудам их по постройке приходского храма и пожертвованиям»: крестьян Михаила Винникова, Ивана Рябчукова, Петра Пименова и Ивана Попова, купца Ивана Игнатова, мещанина Николая Козлитина, надворного советника Василия Попова, почетного гражданина Никанора Винникова. Так викарий Курской епархии епископ Белгородский Иоанникий отметил заслуги гуменских слобожан. Первым ктитором стал Алексей Васильевич Емельянов, его попечением были изготовлены элементы внутреннего убранства храма. Он также передал первую икону святого благоверного князя Александра Невского, которая долго находилась над центральным входом. Ныне останки благотворителей покоятся возле храма. Алексей Васильевич Емельянов вместе с супругой, Петр и Николай Козлитины с матерью Марией Ивановной покоятся с левой стороны от входа в храм. С правой стороны от входа погребен щедрый жертвователь - Михаил Иванович Винников со сродниками.
Некоторое время новый храм не имел собственного штата и был приписан к Богоявленскому собору. Для открытия богослужения и треб к новосооруженному Александро-Невскому храму 6 октября 1908 года был откомандирован из Владимировской церкви села Исаково Щигровского уезда священник Николай Стефанович Переяславский. Епископом Белгородским Иоанникием (Ефремовым) был назначен исполнять обязанности псаломщика Антоний Иванович Северинов.
В 1909 году Указом Святейшего Синода утверждается самостоятельный штат храма из священника и псаломщика. С этого времени послушание настоятеля несёт священник Николай Георгиевич Лисицын, штатным псаломщиком назначен Антоний Северинов. В октябре 1910 года место настоятеля храма занял Вячеслав Иванович Переяславский, служивший ранее в храме слободы Серебрянки Ново-Оскольского уезда.
Первые послереволюционные годы отмечены грозными и трагическими событиями в истории России. Одним из методов дискредитации, ослабления и фактического уничтожения Церкви стало изъятие церковных ценностей, которое преподносилось властью как вынужденная мера.
17 марта 1922 года члены подкомиссии по Старооскольскому уезду реквизировали имущество Александро-Невской церкви. Комиссары изъяли серебряные ризы с икон, кресты, дискос, звездицы, оправы с Евангелия, лжицу - всего 14 предметов. Из церковной утвари конфискаторы оставили лишь один серебряный сосуд с приборами и дарохранительницу.
Свидетелями бездушной работы комиссии стали настоятель храма - протоиерей Михаил Николаевич Лукин, диакон Карп Терентьевич Котенев и прихожане: Степан Ефимович Тебекин, Михаил Федотович Пименов, Алексей Васильевич Емельянов. О том, как завершил остаток своих дней отец Михаил, сведений не обнаружено. В 1930 году диакон Карп Котенев был рукоположен священномучеником Онуфрием, епископом Старооскольским, в сан иерея и назначен настоятелем храма в селе Ястребовка, а через четыре года получил новое назначение - в Свято-Никольский храм села Незнамово. В 1938 году священник был арестован и приговорен к восьми годам заключения. Из лагеря отец Карп не вернулся.
В 1930-е годы Александро-Невский храм переживал трудные времена. Предпринимались неоднократные попытки запретить богослужения в храме, но верующие сопротивлялись напору властей. Настоятелем храма в эту пору был иерей Павел Чесноков. Он служил в Александро-Невском храме с марта 1925 по ноябрь 1937 года.
Старожилы Гуменской слободы помнят, как в 1929-1930 годы с колокольни храма сбрасывали колокола. Самый большой колокол упал на паперть, и она прогнулась. В Государственном архиве г. Курска обнаружен документ - «Справка райисполкома о действующих молитвенных заведениях по районам области» за сентябрь 1940 года. В справке церковь слободы Гумны отмечена как бездействующая. Возможно, это означало то, что советская власть планировала закрыть храм и готовила документы, но по воле Божией этого не произошло. Документы, подтверждающие факт закрытия Александро-Невского храма советской властью, в архивах не обнаружены.
Местные жители рассказывали, что в Александро-Невском храме в период с 1933 по 1935 гг. служили на паперти, а в 1938-1939 гг. у входа в храм венчали. В 1937 году местная власть приняла решение приспособить здание под зернохранилище. Однажды, не выдержав давления, отец Павел Чесноков повесил на двери замок и больше в храм не вернулся. Вскоре после того, как батюшка оставил приход, его арестовали. Через год, 29 января 1939 года следствие по обвинению священников города, в том числе и протоиерея Павла Чеснокова, было прекращено и сдано в архив, а сами они освобождены из-под стражи (реабилитированы священники были 6 мая 2003 г.). Вместе со священником Павлом Чесноковым в эти годы в храме служил иеродиакон Рафаил (Сапрыкин). Епископ Онуфрий (Гагалюк) назначил его псаломщиком в Александро-Невский храм Гуменской слободы на место рукоположенного в сан священника Карпа Котенева. На Гумнах иеродиакон Рафаил прослужил до 1938 года.
Война принесла беду не только людям, осквернялись и святыни. Немецкие солдаты ворвались в двери Александро-Невского храма. Следы жестоких боев - выщербины на церковных стенах, вмятины от пуль и осколков остались как память. С 15 августа 1942 года (в это время город уже находился в оккупации) настоятелем Александро-Невского храма стал священник Фёдор Васильевич Виноградов. Прослужив три года при храме Александра Невского, 75-летний отец Федор вышел за штат в октябре 1945 года. Умер протоиерей Федор Виноградов в июле 1949 года. Погребен отец Федор у церковных стен, но могила его, к сожалению, не сохранилась. Одновременно с протоиереем Федором Виноградовым в храм пришел Григорий Иванович Солдатов. Он был принят на должность псаломщика. Григорий Иванович имел полновесное семинарское образование: окончил Старооскольское Духовное училище и два класса Курской Духовной семинарии.
5 февраля 1943 года Старый Оскол был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Атеистическая власть в военные годы изменила свое отношение к Русской Православной Церкви. В 1944 году, согласно заявлению Церковного Совета, была зарегистрирована религиозная община Александро-Невской церкви. Клировый штат состоял из священника и диакона. В причт входили восемь певчих, староста, казначей, просфорница, сторож, счетовод и уборщица. Также в заявлении отмечено, что «функционирует церковь с 15 августа 1942 года».
В послевоенный период, в течение 15 лет (с 1945 по 1960 гг.) в Александро-Невском храме сменилось пять настоятелей. Жалобы, доносы, подозрения - все это усложняло церковную жизнь. Священники попали под давление «приходской власти»… По утверждению исполняющего обязанности благочинного Старооскольского округа в 1945 году протоиерея Сергея Ханова, «прихожане слободы Гумны с большими претензиями относятся к своим священникам». Церковь, которую некогда сами прихожане называли «раем», превратилась в «ад». Настоятели предпринимали попытки прекратить самоуправство, творившееся в приходе, и тут же «получали удар» - обвинение в воровстве. Жалобы и доносы на священников сыпались, как осенний листопад, во все возможные инстанции: благочинному, архиерею и даже Патриарху. Священников всячески старались очернить, добиваясь их удаления. В декабре 1948 года благочинный Старооскольского округа протоиерей Борис Воинов в момент разбирательства очередного скандала не без досады назвал «приход слободы Гумны больным».
Такая картина на приходах, особенно в послевоенное время, встречалась часто. У людей за годы советской власти при массированной атеистической пропаганде, жесткой антицерковной политике властей христианские идеалы уходили под спуд, а мирские страсти захлестывали. В Церкви видели не путь ко спасению души, а требно-обрядовое учреждение.
В послевоенные годы о ремонте и реставрации здания храма говорить не приходилось, так как найти даже самые простые строительные материалы было трудно, да и решение в вопросах проведения ремонта и вообще жизни прихода принадлежало ктиторам и членам двадцатки. И все-таки священнику Антонию Касьянову удалось улучшить ситуацию и в отношении управления приходом, и в отношении ремонта храма и территории. «За три года службы нашего священника отца Антония, - пишут верующие, - мы в храме видим большую перемену и красоту. Сколько в храме приобретено, например, облачений на престол - 5 смен, чаша вызолоченная, риз на священника - 5 штук, кадило новое, люстра в храме новая. Построена сторожка, возводится ограда, посажены деревья».
Православное Осколье, http://stal-nevsky.ru/?page_id=263