ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Климатино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Климатино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Илии Пророка, Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1800.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская обл., Угличский район, с.Климатино

Координаты: 57.5233, 37.9526



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
yozik
8 мая 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Из личного авторского собрания. автор Д.А.<br>, Климатино, Угличский район, Ярославская область
Из личного авторского собрания. автор Д.А.
Денис Александрович
15 июля 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, из личного авторского собрания. автор Д.А.<br>, Климатино, Угличский район, Ярославская область
из личного авторского собрания. автор Д.А.
Денис Александрович
10 октября 1998
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
28 ноября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
28 ноября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
28 ноября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
9 декабря 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
9 декабря 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
9 декабря 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
yozik
2 июня 2011
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
yozik
8 мая 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
yozik
8 мая 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
yozik
8 мая 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
28 ноября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
28 ноября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
28 ноября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
28 ноября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
9 декабря 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Климатино, Угличский район, Ярославская область
yozik
2 июня 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2015

Церковь Успения Божией Матери каменная, с такою же примыкающею к ней колокольнею. Церковь приходская, разделяется на две половины: летнюю и зимнюю. Зданием прочная. Престолов в ней четыре: Успения Божией Матери на правой стороне и другой на левой стороне - во имя св. и чуд. Николая, другие два престола в теплых приделах: на правой стороне - Покрова Божией Матери и на левой - во имя прор. Илии. Построена церковь в 1800 г. тщанием прихожан.

Земли при церкви 36 десятин 174 кв. саж. пахотной и усадебной земли 2 десятины 326 кв. саж. Церковный дом для жительства священника; церковного капитала в билетах 4966 руб. 67 коп. Деревни отстоят от церкви от 2 до 4 верст. Препятствие к сообщению с церковью составляет река Корожечна в разливы для одной деревни Оносова.

В приходе три школы: одна земская, две школы грамоты в селе и дер. Шепше. Село расположено на равнине, дома с четырех сторон вместе с церковью образуют по середине громадную площадь, часть ее занята большим прудом. Реки при селе нет, в верстах 2 протекает река Корожечна. Причта по штату положено быть: священнику, диакону и псаломщику, причтового капитала в процентных бумагах 3350 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Марина Зуйкова  22 сентября 2020

К числу наиболее примечательных населенных пунктов Угличского края относится село Климатино. Оно расположено в левобережье, в нескольких километрах от реки Корожечны. Как отмечено в старинных справочниках, – между Кашинской дорогой и Корожечной. Село расположено в равнинной местности, рядом протекают речка Рукша и два ручья.

Наиболее раннее описание села относится к первой половине XVII века и содержится в Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов. В Городском стане в списке монастырских владений описана вотчина Спаса Нового монастыря «что на Москве». Центром вотчины являлось село Климетино на суходоле. В нем находились два деревянных храма – летняя Никольская церковь с приделом Никиты Переславского Чудотворца и теплая церковь клетского типа, также во имя Николы Чудотворца и с приделом Великомученицы Екатерины. Зимний храм новый еще неосвященный. Иконы, книги, ризы и на колокольне колокола были строением монастырским, т.е. созданы после разорения Смутного времени на средства Новоспасской обители.

В прошлом село с прилегавшими деревнями принадлежало Тимофею Грязному – активному участнику событий периода Смуты. Московский дворянин, окольничий – он получил богатые пожалования от Лжедмитрия II и королевича Владислава. Также известно, что в 1570-х годах во время крымского плена отца, не менее известного опричника Василия Григорьевича Грязнова, царь Иван Грозный пожаловал Тимофея поместьем. Возможно, при одном из перечисленных обстоятельств Грязновы стали владельцами Климатина.

Родственницей и наследницей Т.В. Грязнова была великая старица инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова), мать царя Михаила Феодоровича. В 1615 году, грамотой от 12 июня, государь по прошению матери своей передал село Климянтино на Суходоле с пашнями, четырнадцатью деревнями и пустошами родовой обители Романовых – московскому Новоспасскому монастырю. Как говорилось в грамоте «пожаловал для своего царскаго многолетнаго здравия и по своих царских родителях в дом всемилостиваго Спаса в наследие будущих благ, родовую матери своея… вотчину в Углицком уезде». Во владении Новоспасского монастыря вотчина находилось вплоть до реформы 1764 года.

Шло время. Село жило своей жизнью. В XVIII веке в Климатине был построен первый каменный храм с колокольней. Он имел четыре престола – во имя Успения Пресвятой Богородицы, Илии Пророка, Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. К исходу столетия храм обветшал из-за слабости фундамента, во многих местах образовались трещины, починить которые не было возможности. В 1796 году священники Василий Михеев и Федор Иванов подали прошение архиепископу Арсению о дозволении построить новую каменную церковь на другом месте, подле старой, а по завершении строительства ветхий храм разобрать, употребив материал на строение новой колокольни. 25 ноября был получен архиерейский указ, содержавший разрешение.

О строительстве церкви сохранилось немного документов. Известно лишь, что 6 марта 1797 года причт, прихожане и староста Елистрат Терентьев заключили договор с угличским купцом Николаем Яковлевым Ожеговым на поставку трехсот четвертей извести для кладки церкви, по 65 копеек за четверть. Заказ следовало выполнить к 25 мая.

В 1800 году в трапезной вновь построенного храма стали совершаться богослужения. Близились к завершению работы на основном объеме. В январе 1806 года известный иконостасный мастер крестьянин села Заозерья Семен Иванов Стрелков совместно с крестьянином Кашинского уезда Иваном Ивановым Беляевым принял подряд на изготовление главного предалтарного иконостаса по образцу Николопесоцкой церкви, «ничем от онаго не отступая, как столярной, так и резной работой». В дополнение к договору давался план, прочностью работа должна была соответствовать иконостасу Успенской церкви города Углича. Кроме того, мастера обязались изготовить три киота на центральный столб и два киота к клиросам «мерою и подобием» местному ярусу, также по два престола и жертвенника, три клироса, два надпрестольных балдахина на цепях с сиянием, два запрестольных креста и две доски для написания запрестольных икон Богоматери с тумбами, несколько стеклянных филенчатых дверей, подоконники с опушью для всех окон. Заказ включал и некоторые предметы мебели – два кресла, шкаф для ризницы и три аналоя. Договор содержал следующие условия: С.И. Стрелков должен был выполнять резную работу, а И.М. Беляев – столярную. По соглашению первый подрядчик получал плату 650 рублей, а второй – 550 рублей. Кроме того, им полагались выплаты продуктами, что часто встречалось в сельской местности, – 10 четвертей ржи, 5 четвертей солода, какое-то количество яиц, предназначенных для обработки леса и в пищу. Всю вышеписанную работу следовало окончить в течение двух лет – к маю 1807 года.

Спустя несколько месяцев после заказа иконостаса, в сентябре того же 1806 года, было заключено условие на написание икон для него. Работу взялся выполнить живописец из Покровского уезда Владимирской губернии Иван Григорьев сын Бубнов. Помимо полного набора образов для иконостаса, он должен был написать иконы для киотов около среднего столба и клиросов, запрестольные кресты и иконы Божией Матери, две хоругви на полотне, а также «отживить», т.е. расписать, скульптуры иконостаса. За работу И.Г. Бубнову следовало получить 875 рублей и 5 четвертей ржи.

В документе особенности данного заказа пояснялись следующими словами: «написать в селе их в новопостроенной настоящей каменной церкви во иконостасе живописною работою против данной им от меня пробы, а именно: в настоящей церкви в местной пояс и около столпа написать икон, что следовать будет, с золотыми пробелами и празднишные, так же с пробелами. Свыше праздничнаго пояса с золотыми пробелами ничего не делать, а написать по пристойности без золотых пробелок лутшею работою живописною против вышеписанной же пробы. И так же, что в алтарь следует, написать два животворящие креста и запрестольные две Божие Матери с золотою ж пробелою и две хоругови на их полотне и закрылосные два киота, и в них две иконы от единаго до семи лиц, с золотою ж пробелою. Естли же в том иконостасе найдутся резные лица, то мне же, упомянутому, отживить».

Многие образы надлежало выполнить с «золотыми пробелами». Такая техника широко использовалась в традиционной палехской иконописи, – очевидно, И.Г. Бубнов был хорошо с ней знаком, должен был украсить таким способом наиболее заметные иконы.

С течением времени после завершения основного этапа строительства появилась потребность в ремонте храма. 23 апреля 1839 года крестьянин села Никольского Кашинского уезда Павел Никитин, по договору с церковным старостой Яковом Ивановым, подрядился произвести вычинку штукатурки и побелку на всех частях храма и колокольне, а равно выполнить работы в интерьере: «В алтарях везде репьи отбить и стереть старую отбелку, и открасить голубцом. В приделе теплой церкви все стены, по обтерке старой отбелки, окрасить лазоревой краской небеснаго цвету. Равно внутри паперти и колокольни, перетерши, отбелить. Две арки в холодную церковь сделать согласно плану на новой иконостас и в них вкласть косяки для дверей». Все перечисленное оценивалось в 60 рублей ассигнациями, срок определен – к 20 июля.

После завершения отделочных работ и оформления изначально существовавших двух арок при входе из трапезной в храмовую часть последовал заказ на изготовление двух придельных иконостасов, киотов, клиросов, запрестольных крестов и икон. Работу должен был выполнить крестьянин деревни Муравьево Мышкинского уезда Савва Филиппов Соболев. Именно он по условию от 15 февраля 1840 года со старостой Федором Платоновым подрядился «в Климотинском теплом храме сделать два придела: по правую сторону во имя Покрова Пресвятыя Богоматери, а по левую во имя Пророка Божия Илии». В силу сего условия он обязался «сделать иконостасы в столярной работе из собственнаго моего леса, лутчей доброты, то есть должен я употребить лес красной сосновой, мелкослойной, рудовой, несучковатой, сухой. А равно обязуюсь сделать и резьбу также из лутчаго липоваго сухаго дерева и иконы из ольховаго прочнаго дерева с примерным искусством, по чистоте и прочности в отличнейшем виде, ни мало не отступая ни от рисунков, избранных и утвержденных Преосвященным Евгением, архиепископом Ярославским и Ростовским, и губернским архитектором Паньковым, ни от проб резной работы, мною представленных». За все перечисленное мастер должен был получить 243 рубля серебром.

В документе помимо описания материалов весьма ценно упоминание об участии губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова, утвердившего рисунок придельных иконостасов. Очевидно, это был типичный для первой половины XIX века образцовый проект, но с учетом пожеланий заказчиков и творческого подхода мастеров он приобретал индивидуальные черты, становился самостоятельным художественным произведением.

В 1841 году вновь изготовленные придельные иконостасы были вызолочены московским мещанином, золотых дел мастером Терентием Даниловым. Работы выполнялись «самым лучшим червонным полузолотниковым золотом на гульфарбу». Требовалось «золотить всю резную работу и по столярной работе все дорожники, базы, рамы». Фоны окрасить по выбору заказчиков, исключая дорогих красок (кармина и бакана), и покрыть масляным лаком. Весь заказ оценивался в 400 рублей.

В сентябре 1851 года последовала замена шпиля на колокольне. Подрядившийся выполнить работы крестьянин Мышкинского уезда, деревни Семенцева, прихода села Мимошни Михаил Иванов Шляков должен был за 225 рублей ассигнациями или 64 рубля 28,5 копеек серебром «поврежденный на колокольне села Климотина шпиц переделать весь снова, величины и фигуры прежних, с тем, чтоб старую жесть перечистить, а которая окажется негодною к употреблению заменить новою».

Еще одним важным этапом истории храма стало создание росписей. Их обязался выполнить мещанин Павел Дмитриевич Буренин – представитель славной династии угличских живописцев. По условию от 22 марта 1859 года он должен был в храмовой части расписать своды, стены и центральный столб в соответствии с планом и реестром, завершив работы к 1 августа. При этом следовало частично сбить лепные украшения и выровнять штукатурку. Росписи и орнаменты «произвесть тщательным образом и хорошим художеством, лучшими красками», венцы на святых и надписи золотить червонным золотом. Стоимость составляла 400 рублей серебром. Кроме того, прихожане обязались на время работ обеспечить мастера жильем, дать десять подвод для доставки из Углича извести, алебастра и инструментов.

Так многолетними стараниями духовенства, прихожан и талантливых мастеров преемственно строился и украшался храм, сосредотачивая в своих стенах почитаемые святыни и художественные произведения. Можно отметить, что на рубеже XVIII-XIX веков была возведена церковь, соединившая в своем облике традиции древнерусского зодчества и влияние провинциального раннего классицизма. В структуре фасадов трехчастное деление и завершающие кокошники причудливо сочетаются со строгими линиями карнизов, лопаток и рамочных наличников с прямыми сандриками. Казалось бы, несовместимые детали объединены четкой геометричной проработкой. Завершает композицию стройная трехъярусная колокольня, при схематизме форм не лишенная своеобразной красоты и выразительности.

Летний храм двухпрестольный – данное обстоятельство определило наиболее оригинальные особенности облика здания. К четверику храмовой части примыкают две симметричные алтарные апсиды. В интерьере свод опирается на один столб, поддерживающий центральный барабан пятиглавия. Если четырех- и двустолпные храмы встречаются достаточно часто, то одностолпные – весьма редкое явление, изменившее всю логику крестово-купольного храма. Но здесь все логично – пятиглавие давно утратило конструктивную роль, став декоративным элементом, а в интерьере следовало перекрыть широкий пролет, соответствующий симметричной двухпрестольной структуре. И провинциальные мастера весьма практично решили поставленную задачу. Зачем загромождать пространство лишними столбами – достаточно и одного!

В интерьере сохраняются следы когда-то великолепного убранства. Видна лепнина: карнизы с тонкими тягами и сухариками, филенчатая обработка ниш окон. На центральном столбе и кое-где на стенах заметны следы сбитых круглых филенок. Видны и фрагменты росписей – крупные клейма, заключенные в иллюзорные рамы, имитирующие лепнину. Можно только представить, каким был целостный интерьер с величественным резным золоченым иконостасом, росписями и лепным убранством, изящной утварью. Еще меньше следов прежней роскоши сохранила трапезная, прежде перекрытая фигурным деревянным потолком, имитировавшим свод. Храм серьезно пострадал после закрытия в 1930 году – был разорен, утратил завершение, служил складом и молокоприемным пунктом. За долгие годы запустения превратился в руины. Традиции были кощунственно нарушены, созидание сменилось небрежением.

В 2018 году, казалось бы, безнадежная ситуация стала меняться к лучшему. Многострадальный храм стал подворьем Угличского Богоявленского женского монастыря – на наших глазах начинается возрождение святыни.

https://uglmus.ru/about/publics/hram_klimatino/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 марта 2024

"...Последним значительным представителем династии живописцев Бурениных был сын Дмитрия Григорьевича – Павел. Несомненно, на протяжении значительной части творческой биографии он работал вместе с отцом, состоя в артели мастеров, но упоминания о совместной работе относятся лишь к позднему периоду, когда он возглавляет собственную артель.

Далее рассмотрим документально установленные самостоятельные работы П.Д. Буренина. Одной из них явилось выполнение росписей летнего храма Успенской церкви села Климатино Мышкинского уезда (ныне Угличский район). По условию от 22 марта 1859 года с приходскими людьми и церковным строителем крестьянином села Климатина Михаилом Васильевым мастер подрядился расписать купол, стены и центральный столб. При этом следовало произвести подготовительные работы: «В мае месяце сего 1859 года стереть в куполе красные разводы, сбить с простенков круги и все стены храма, и столп перетереть, чтоб нигде не было впадин или выпуклостей.

Вслед за тем по доставленному мною плану и составленному прихожанами реэстру, с согласия священно-церковнослужителей произвесть уборку и стенную живопись тщательным образом и хорошим художеством, лучшими красками, а венцы на святых и подписи золотить червонным золотом с тем что, если что в работе моей прихожанам не понравится, обязуюсь я беспрекословно исправить, и все работы покончить к первому числу августа месяца непременно… Кроме обязательства заплатить ему Буренину четырехсот рублей серебром, мы прихожане более ничем не обязуемся, кроме того, что должны дать по требованию мастера Буренина десять подвод до города Углича для привезения оттуда извести, лебастра и инструментов и [дать] квартиру на время живописной работы».

Здесь можно пояснить, что, как и во многих других прежде отмеченных случаях, перед выполнением росписей требовалось сбить лепной декор, – в частности, филенки с кругами, которые были сохранены только в нишах окон. Их следы хорошо заметны в верхних простенках боковых стен и в два яруса на центральном столбе. Взамен выполнялась «уборка», т.е. имитирующие лепнину орнаментальные обрамления клейм и фризы, дополняющие сохраненные лепные карнизы с сухариками. Плоскости стен тонировались в розовый цвет. Иллюзорная «лепнина» здесь более сдержанная и простая. Очевидно, прихожане просто не располагали средствами на пышные насыщенные орнаменты. К сожалению, к контракту не приложен реестр со списком клейм, но многие сюжеты сохранились и позволяют характеризовать насыщенную цветовую гамму и академический стиль живописи..."

По материалам статьи Е.А. Лиуконена "Династия живописцев Бурениных"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2024

«…Помимо братьев Медведевых в Угличском крае работали и другие живописцы из Владимирской губернии. Среди них Иван Григорьевич Бубнов – дворовый человек Покровского уезда села Смольнева, вотчины графа Г.С. Салтыкова.

В 1806 году последовал заказ от причта и прихожан Успенской церкви села Климатина: «написать в селе их в новопостроенной настоящей каменной церкви во иконостасе живописною работою против данной им от меня пробы, а именно: в настоящей церкви в местной пояс и около столпа написать икон, что следовать будет, с золотыми пробелами и празднишные, так же с пробелами. Свыше праздничного пояса с золотыми пробелами ничего не делать, а написать по пристойности без золотых пробелок лучшею работою живописною против вышеписанной же пробы. И так же, что в алтарь следует, написать два животворящие креста и запрестольные две Божие Матери с золотою ж пробелою и две хоругови на их полотне и закрылосные два киота, и в них две иконы от единаго до семи лиц с золотою ж пробелою. Если же в том иконостасе найдутся резные лица, то мне же упомянутому отживить»…

По материалам статьи Евгения Лиуконена «Работу производить с совершенною прочностию и высоким искусством… Часть II». https://uglmus.ru/about/publics/hulogniki_cII/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2024

«…5 января 1806 года Угличского уезда вотчины его сиятельства господина действительного тайного советника и разных орденов кавалера князя Григория Семёновича Волконского села Заозерье крестьянин Семён Иванов Стрелков и Кашинского уезда вотчины прапорщика Якова Никитича Кожина деревни Бурмасова крестьянин Иван Михайлов Беляев совместно заключают договор с Мышкинской округи села Климатино священниками Василием Михеевым и Фёдором Ивановым с причетниками, строителем церковным Елистратом Терентьевым, старостой Иваном Антипьевым и со всеми мирскими людьми.

По договору С.И. Стрелков М. Беляев обязуются изготовить со своими работными людьми иконостас для храмовой части Успенской церкви села Климатино по примеру иконостаса «Града Углича церкви Николая Чудотворца, что на Песках, стоящей церкви, ничем от онаго не отступая, как столярной, так и резной работой». В дополнение давался план, прочностью работа должна была соответствовать предшествовавшему иконостасу Успенской церкви города Углича.

Построенный на рубеже XVIII-XIX веков храм села Климатино имел необычный облик. В его храмовой части по правую и левую стороны находились главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы и придел Святителя и Чудотворца Николая. Они имели отдельные алтарные апсиды, и, соответственно, храм делился на две симметричные части. Своды четверика поддерживались единственным центральным столбом. Причт церкви, по причине многолюдности прихода, до 1875 года был двухкомплектный, как упоминалось в договоре, включал двух священников.

В соответствии с оригинальной структурой храма, мастера, помимо двойного иконостаса, должны были изготовить три киота на центральный столб и два киота к клиросам «мерою и подобием» местному ярусу, также по два престола и жертвенника, три клироса, два надпрестольных балдахина на цепях с сиянием, два запрестольных креста и две доски для написания запрестольных икон Богоматери с тумбами, несколько стеклянных Филенчатых дверей, подоконники с опушью для всех окон. Заказ включал и некоторые предметы мебели: два кресла, шкаф для ризницы с тремя полками, переплётами для стёкол и нижними выдвижными ящиками, три аналоя, из которых один должен быть вращающимся, с четырьмя покатыми сторонами, тремя полочками и дверцами.

Договор содержал также следующие условия: С.И. Стрелков должен был делать резную работу, а И.М. Беляев столярную и находиться в послушании у Стрелкова. По полюбовному соглашению первый подрядчик получил плату 650 рублей, а второй - 550 рублей. Кроме того, им полагалась плата продуктами, как часто встречалось при работах в сельской местности: 10 четвертей ржи, 5 четвертей солода, какое-то количество яиц, предназначенных для обработки леса и «для харчу». Всю вышеписанную работу следовало окончить в два года - к маю 1807 года.

Можно добавить, что спустя несколько месяцев после заказа иконостаса строители продолжили работы по убранству храма и в сентябре того же 1806 года заключили условие на написание икон для него. Работу взялся выполнить Владимирской губернии, Покровского уезда, села Смолнево, дому его сиятельства графа Григория Сергеевича Салтыкова служитель Иван Григорьев сын Бубнов. Помимо полного набора образов для иконостаса, он также должен был написать иконы для киотов около среднего столба и клиросов, запрестольные кресты и иконы Божией Матери, две хоругви на полотне, а также «отживить» (то есть расписать в телесный цвет) скульптуры иконостаса.

За работу И.Г. Бубнов должен был получить 875 рублей и 5 четвертей ржи. Деньги следовало выдавать поэтапно, последнюю выплату - 300 рублей, выждав год по окончании работы, что обычно объяснялось не только рассрочкой платежа, но и проверкой качества.

Примечательно, что поручителем при заключении договора выступил резчик С.И. Стрелков, очевидно, не раз сотрудничавший с И.Г. Бубновым…»

Из статьи Евгения Лиуконена «Контракт сей с обеих сторон содержать свято и ненарушимо…» в журнале «Углече Поле», № 29, 2016, стр. 96-98.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 декабря 2024

Расстоянием церковь села Климотина от Ярославля в 120-ти верстах, а от уездного города Мышкина в 45-ти верстах. Ближайшие к сей церкви села Потапово в 5 верстах и Рождествено на Корожичне тоже в 5-ти верстах (Ведомость о церкви п.п. 10 и 11).

Приход церкви села Климатина раскинут на 2472 квадр. верст. 806 квадр. саж. (Межев. Книга 1772 г. стр. 36), полагая в том числе и полевую землю, кроме пустошей, составляющих частную собственность некоторых прихожан. Приблизительно в центре сего пространства находится приходский храм и при нем село, из вестное в епархиальных указах под именем Климотина, в Межевой книге 1772 года Климентина, а у местных обывателей Климотина и Клеметина.

Климотино стоит на холме, окаймленном речкою Рукшею и двумя ручьями, которые, соединяясь под прямым углом, впадают в Рукшу, приток р. Корожичны. Реки Корожична и Рукша орошают приходскую землю, по преимуществу в северо-западной части ее. Корожична протекает по северной окраине, а Рукша прорезывает западную часть приходской земли. Влажность почвы, благотворной для растительности, много способствует лес, пустошами Манихино, Митькино, Ширяйки и др. отделяющий Климотино от соседних приходов.

Поверхность приходской земли в северо-западной половине холмистая, а в юго-восточной низменная, местами болотистая; в первой почва – суглинок, во второй – чернозем. Урожаи хлеба в лета сухие бывают лучше в низменной половине, а после сырого лета хлеба собирается более в холмистой. В общем урожаи вполне оправдывают труды обывателей. Благодаря хлебородной земле, а равно численности прихожан, большая часть которых не состояла в вотчинах помещиков, Климотино издавна возвысилось среди соседних сел и стоит во главе их, как центр местного (волостного) управления, почтовый и фельдшерский пункт.

В течение церковно-приходской жизни Климотина выдающимися событиями были: устроение прихожанами настоящего храма и освобождение крепостных крестьян от власти помещиков; по ним и сей очерк можно разделить на три периода: первый простирается до конца прошедшего 18-го столетия, второй период – до 1861 года, а третий – до настоящего времени.

Период 1-й. В 18-м столетии село Климотино принадлежало к району Угличского уезда, а прихожан большая часть Ново-Спасскому, что в Москве, монастырю. Указ от 1776 года, присланный священнику села Климотина, адресован: «Угличского уезда второго городского стану села Климотина попу Иродиону. Также и в прочих церковных документах Климотино считается принадлежащим к Угличскому уезду. Брачный обыск 1776 года ноября 6-го дня точно определяет зависимость Климотина от Новоспасского монастыря. В нем говорится: «Угличского уезду, городского стану, вотчины заопределенного Новоспасского монастыря, села Климотина поп Кодрат Иродионов спрашивал»…

Собственно вотчине Новоспасского монастыря принадлежали следующие 12 деревень Климотинского прихода: Филипово, Цыбино, Шеино, Порошево, Новинки, Горбово, Забелино, Высоково, Поповичево, Гаврилово, Малаксино, Поляна и 13-е село Климотино. Остальные деревни – Селеменево, Горячкино, Запасо, Кореково и Оносово – состояли во владении помещиков. Все перечисленные деревни, исключая Малаксина и Поляны, существуют до настоящего времени под теми же названиями; в них живы предания о событиях приходской жизни, о местных урожаях и неурожаях хлеба, о пожарах и прочих как радостных, так и печальных, событиях. Но кроме устных преданий сохраняются и вещественные памятники старины; к которым относятся: бут первой каменной в селе церкви, городище и пустошь Димитревка.

На приходском кладбище приметны две четыреугольные впадины, отчасти ныне перерытые могилами. По преданию, эти впадины образовались от вынутия бутов церквей, преемственно здесь находящихся. Относительно ближайшей к настоящему храму впадины достоверно известно, что на этом месте 100 лет сему назад стояла каменная церковь, предшественница настоящему в Климотине храму.

Как высока и обширна была эта церковь, с точностью определить трудно. Судя по впадине на кладбище, первый храм был на треть короче и уже настоящего. О внутреннем устроении и утвари храма известно следующее (Опись учиненная Мышкин. уезду села Климатина всему церков. имуществ. 1806 г. нояб. 15 д.): он имел три св. престола: Успенский, Ильинский и Никольский; позднее пристроен был деревянный придел во имя св. великомученицы Екатерины. В алтаре имелось четыре св. евангелия, обложенные серебром и медью – ценою во 105 р., 50 р., 12 и 5 руб.; св. крестов серебряных было тоже четыре – стоящие 188 р., 75 р., 25 и 20 руб.; два серебряные ковчега стоили 125 руб. и 45 руб.; два потира серебр. с дискосами, звездицами, лжицами и блюдцами – ценою первый сервиз 159 р. 46 коп., второй – в 75 руб., две дароносицы вместе стоили 20 руб. Одежды на св. престолах и жертвенниках и покровы на сосудах были сделаны из порюсена, а завеса на царских вратах – из тафты. Воздухи были бархатные и парчовые ценою от 35 руб. до 2 руб. Священнические и диаконские облачения были также ценны: в 45 р., 40 р., 10 р. и 5 р. Иконостас, отделяющий алтарь от среднего храма, был трехъярусный; на св. иконах ризы – медные, покрытые серебром, с чист-серебряными венчиками. Паникадило – медное трехъярусное с вылитыми ангелами, держащими рипиды. В церковной библиотеке, кроме богослужебных книг, насчитывалось до 50-ти названий свято-отеческих творений на славянском языке. При той церкви колокольня была каменная; на ней крест деревянный, обит белой жестью, шпиц обит и покрыт тесом. На колокольне висело до 6 колокол: 1-й – в 65 пуд. 38 фун., 2-й – 39 пуд. 20 ф., 3-й – 5 п. 34 ф., 4-й – 3 пуд., 5-й – 2 п. и 6-й 1 пуд. На третьем колоколе надпись: «1757 года месяца декабря сей колокол в село Климотино».

Второй памятник местной старины осек «городище» находится в 3-х верстах от села на правом берегу реки Корожичны. Под именем «Городище» у местных обывателей известно круглое пространство в диаметре 90-95 арш., отделенное валом и рвом от прилегающей равнины. В настоящее время вал с южной части круга возвышается до 2-х арш., в прочих же до 1 ½ арш.; также и ров с южной и юго-западной сторон глубже, нежели со стороны восточной; глубина рва в южной стороне – 1 ½ арш., в прочих сторонах – 1 арш. и менее. За северною частью вала нет рва; здесь прямо начинается спуск к реке. Площадка городища ровная, несколько выпуклая, заросла можжевельником и другими кустарниками. Вход внутрь городища, шириною в 1 сажень, находится с южной стороны; меньший вход, или правильнее, выход с западной стороны, спускается косогором к реке. Городище не имеет никакого особенного названия у обывателей, но с его именем у крестьян соединены предания о разбойниках, будто бы здесь пристававших, и о кладах, зарытых ими в этом месте.

К правому берегу реки Корожичны, в 4 верст. от Городища, примыкает и пустошь Димитревка, смежная с другою пустошью Иванково. Пустошь Димитревка принадлежит Угличскому Преображенскому собору и только арендуется крестьянами Климотинского прихода. Название свое пустошь получила от имени св. страстотерпца царевича Димитрия, на помин души коего она пожертвована сестрою царя Бориса Ф. Годунова в вечное владение Угличского Преобр. собора.

Два последние памятника местной старины находятся вне области церковной земли и даже на значительном от нее расстоянии. Собственно принадлежащая церкви села Климотина земля отделяется от приходского кладбища, на котором церковь построена, пространством в 30 саж., на каковом протяжении находятся принадлежащие крестьянам села пруд и торговая площадь.

Пространство и границы земли церковной подробно означены в Межевой книге 1772 г., хранящейся при церкви в копии. Из нее получаем следующие сведения: первоначально церковь была наделена землею в количестве 20-ти десят. 976 кв. саж. из числа десятин писцовой дачи. Затем приходскими крестьянами из своей части земли выделено в пользу церкви, по обоюдному священно-церковно-служителей и прихожан согласию, 13 десят. 1800 квадр. саж. и еще прибавлена пустошка Рогово (близ Городища) пространством в 1 десят. 220 квадр. саж. Так. образ. при Успенской села Климотина церкви оказалось земли 36 дес. 178 квадр. саж., кроме кладбища, на которое прихожанами особо выделена 1 десят. 280 квадр. сажен.

Землею наделена Успенская в Климотине церковь для содержания при оной причта «на довольствие священно и церковно-служителей»; и действительно земля служила всегда большим подспорьем в содержании Климотинского причта, а в прошедшем столетии – и главным источником доходности, так что даже священники собственноручно пахали землю.

Сведения о священно-церковно-служителях того времени весьма скудны. По церковным записям известны только следующие: 1745 г. – Поп Иродион Харитонов; 1763 г. – Священник Стефан Косьмин. Диакон Афанасий Иродионов; 1774 г. – Священники: Михаил Стефанов, Кодрат Иродионов. Причетники: дьячки: Яков Михайлов 1-й, Яков Михайлов 2-й, пон: Иван Афанасьев и Андрей Андреев; 1783 г. – Дьячок Андрей Федоров; 1789 г. – Пономарь Иван Васильев; 1790 г. – Священник Василий Михеев; 1791 г. – Священник Федор Иванов; 1792 г. – Диакон Яков Михайлов; 1796 г. – Дьячок Федор Яковлев; 1799 г. – пон. Фома Михайлов.

О священнике Иродионе Харитонове упоминается в надписи на синодике, приобретенном им для церкви в 1760 г. и в указах, начиная с 1745 г. Имя диакона Афанасия Иродионова известно из указа от 13-го февр. 1763 г., где сказано, что он вносил»от причта церковную дань с прочими доходы в дом Его Высокопреосвященства, Арсения, митрополита Ростовского и Ярославского».

В 1774 г. состав причта ц. села Климотина был двухкомплектным, что видно из подписей членов причта в конце Межевой книги и на плане, при ней находящемся. Последними священниками 18-го стол. в селе Климотине были Василий Михеев и Федор Иванов; при них начата постройка настоящего храма на место пришедней в ветхость к тому времени первой каменной церкви.

Правильно организованной школы в селе Климотине за первый период его существования не было; но избранные всегда могли находить и находили себе учителей грамоты из среды членов причта.

Прихожанами церкви были исключительно крестьяне перечисленных 20-ти селений; большая часть их, как было сказано, состояла в вотчине Новоспасского, что в Москве, монастыря, и меньшая – во владении мелкопоместных дворян. Тем и другим крестьянам жилось, как утверждает местное предание, не легко, потому что трудами крестьян обеспечивалось содержание дворянства и давалось подспорье монастырю. Между тем при преобладающей неграмотности, крестьяне, живя по преданию от дедов и отцов, сами мало вносили улучшений в быт хозяйственный, а заправители рабочих сил и трудов располагали временем крестьянина более в свою пользу и также не заботились об усовершенствовании земледельческих орудий. Все надежды в хозяйстве возлагались на физические силы крестьянина, который под страхом угрозы и наказания добросовестно нес возложенный на него тяжелый труд ведения сельского хозяйства

Второй период церковно-приходской жизни Климотина совпадает с первою половиною настоящего столетия. Состав Климотинского прихода за некоторыми изменениями оставался тот же, что и в 1-й период; только деревни Малаксино и Поляна были нарушены, при чем в видах увеличения количества пахотной земли крестьяне сих деревень были перемещены в село и ближайшие деревни.

Самым важным событием того времени было сооружение в Климотине настоящего каменного храма. К началу настоящего столетия первая каменная церковь пришла в ветхость, от слабости фундамента приходила в разрушение, поелику во многих местах сделались на стенах великие расселины, которых починить не было возможности. По сему случаю в 1796 году было дано на имя Его Высокопреосвященства Арсения, архиепископа Ростовского и Ярославского, прошение о дозволении вновь построить каменную ж и с приделом заблаговременно в те ж наименования церковь подле оной на другом месте; по окончании же постройки и по освящении нового храма означенную приходящую в разрушение церковь разобрать, и материал в строение новой колокольни употребить (Указ от 25 ноября 1796 года). На прошении последовала резолюция Его Высокопреосвященства: «предложить храмоздательную грамоту и в прочем быть по тому прошению».

Строителем храма был избран крестьянин села Климотина Елистрат Терентьев, в качестве же сборщика денег на сооружение много потрудился крестьянин деревни Поповичева Иван Наумов. Первоначально предложено было строить церковь в два этажа, но скудость средств заставила ограничить намерение.

Какие средства были употреблены на церковное строение, о сем свидетельствуют две записи, хранящиеся в церковном архиве. Первая запись, расписка строителя Терентьева в расходовании церковных на построение сумм. В ней значится: «1803 г. января 30 дня мною, строителем Елистратом Терентьевым, получено из церковной суммы церковных денег на строение вновь каменной церкви от церковного старосты Фотия Козьмина при священноцерковнослужителях 27 руб. 50 к., в которых деньгах впредь для верности от меня строителя сия расписка дана. Сию расписку писал по личному прошению устроителя Елистрата Терентьева того ж села Климотина дьячок Яков Михайлов». Итого с января 1803 года по ноябрь 1804 г. на построение храма затрачено церковной суммы 920 руб. 10 к

Из другой «записи на построение в селе Климотине каменной церкви успения пресв. Богородицы денежной суммы прихода и расхода» узнаем о жертвователях и сумме пожертвований. Первою записана в сей рукописи жертва местного священника о. Кодрата: 1796 г. подано священником Кодратом два рубли. Подано священником Василием 10 к., им же подано 50 коп. Священником Федором – 50 коп. Диаконом Иаковом Михайловым 50 коп. Пономарем Фомою 10 коп. Экономической вотчины старостою Елистратом Терентьевым – 5 руб.». от других дателей на 1-й стран. Записи значатся 11 руб. 40 к. Далее обозначено количество денег от прихожан собранных Наумом Ивановым, Савином Алексеевым и Иваном Ивановым; всего записано собранных денег 896 руб.61 коп., при чем трудами одного Наума Федорова собрано 784 руб. 50 коп. в течение восьми лет.

Постройка храма подвигалась быстро. К августа 1799 года церковь до осмерика кладкою кончена и как алтари, так и трапеза, покрыты, и во оной трапезе стены отделаны и оштукатурены. С 10-го мая 1800 года служение началось в трапезе новоустроенной церкви, куда был на время перенесен иконостас из старой церкви, так как во оной старой церкви, «по ветхости ее, служение исправлять опасно» (Указ от 31 августа 1799 г.). О времени освящения трапезы сохранилась надпись на дубовом кресте, хранящемся в зимнем приделе церкви: «вей святой жертвенник освящен во имя пророка Божия Илии 1800 года маия 10 дня на память св. Симеона Зилота при Благочестивейшем Императоре нашем Павле Петровиче всея России, при Преосвященном архиепископе Павле Ярославском и Ростовском. Освящал благочинный, Ждановский иерей Петр Ильин и того села со священниками Василием Михеевым и Федором Ивановым, со священным собором, при строителе сего храма Елистрате Терентьеве».

Здание церкви выстроено к 1806 году; в сем году внутри церковь устроена настолько, что явилась возможность с 1807 года совершать богослужение в настоящей церкви, хотя украшения ее постепенно производилось до 1814 года. Все постройки церковные производились под наблюдением свящ.-церковнослужителей.

Церковный причт в Климотине за этот период был двухкомплектным; для обеспечения содержания семьи каждый член причта считал необходимым обрабатывать землю, а священник Александр Невский сам пахал землю и, при своей опытности и уменьи в сем деле, служил для прихожан примером. При усиленном занятии хлебопашеством, в видах временной пользы, в это время была променена половина писцовой церковной земли, приблизительно 12 десятин, на тоже количество надельной крестьянам села Климотина. Вымененная земля находится в семи разно стоящих местах общественного поля, неудобна для хозяйства и причиняет в настоящее время много хлопот и неудовольствий причту.

Кроме занятий хлебопашеством духовенство занималось обучением крестьянских детей грамоте, пока не была основана в селе начальная школа. До сего времени существующая в Климотине начальная школа учреждена была палатою Государ. Имуществ. Учитель оной упоминается в формулярах Климотинской церкви с 1858 года, окончивший курс семинарии Василий Григорьев Красносельский, который впоследствии был рукоположен к Успенской церкви села Климотина во священника.

При неопустительном в храме Богослужении и книжном обучении детей росла сия малая община крестьян, трудами и посильными жертвами которой постоянно благоукрашался приходский храм; в ней сохранялись добрые нравы и навыки, привитые христианским воспитанием в церкви, школе и семье. Крестьяне жили большими семьями, при строгом повиновении старшему братья уживались вместе. Обычными занятиями Климотин. крестьян того времени, кроме хлебопашества и скотоводства, было бурлачество и коноводство по Волге; многие крестьяне жили довольно хлебно, потому что в старых понятиях семейной жизни заработанные деньги считались собственностью семьи.

Период третий. Событие 19 февраля 1861 года, когда в России увидел мир «народ неугнетенный и рабство падшее по манию Царя», дало новое направление жизни народа; оно отразилось и на церковно-приходской жизни крестьян Климотинского прихода. Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне сравнялись правами с собратьями, крестьянами экономическими. Те и другие, одинаково призванные к самостоятельному развитию целым рядом благодетельных реформ Царя-Освободителя, мирно и дружно занялись усвоением новых начал жизни и воплощением их в своей жизни.

Состав Климотинского прихода за этот период мало изменился. В видах применения к церкви села Климотина постановления о штатах в составе причтов, из числа находящихся за р. Корожичною деревень, две деревни – Селеменево и Запасово были отчуждены в приход Знаменский, по взаимному причтов соглашению. С того времени в Климотинском состоят следующие 14 селений: село Климотино, деревни Филипово, Цыбино, Шеино, Парфенево, Новинки, Горбово, Забелино, Высоково, Поповичево, Гаврилово, Горячкино, сельцо Кореково и Оносово.

Уменьшение количества прихожан повлекло за собою и сокращение в составе церковного причта; из двухкомплектного причт сократился в однокомплектный, из семичленного – в двучленный. Такое изменение в клире не нравилось прихожанам, привыкшим к торжественному Богослужению; но по времени Климотинское общество свыкалось с новыми порядками. И питейное заведение, прежде находившееся за селом, в это время перемещено было в село; затем вскоре открыто было и второе такое же заведение, из-за соседства с которым едва не сгорел приходский храм, в полночь на 11-е мая 1886 г.

При недовольстве за сокращение причта своей церкви, занятое всецело устроением своего внешнего благосостояния, Климотинское общество вступило в счеты с причтом из-за совместного владения землею. Промен двенадцати десятин церковной земли на тоже количество принадлежавшей крестьянам села Климотина земли приносит причту много неудобств в ведении хозяйства, потому что полученные в обмен полосы пахоты крестьяне поувеличили на счет покосов причта. Между тем попытка причта разменяться землею с крестьянами окончилась неудачею, так что до сего времени причт страдает от недостатка выгона для скота и, при количестве 36 десятин земли, которою владеет совместно с крестьянами, обременяется от последних разного рода поборами и притеснениями. Другими более примечательными событиями для Климотина были посещения Климотина архипастырями Нилом и Ионафаном. 

О том и другом высоких посещениях находятся следующие записи в «Книге достопримечательных событий села (Климотина)»: «18 июня 1860 года ознаменовалось тем, что в сие число, случившееся в субботу, Успенский с приделами храм села Климотина был посещен Его Высокопреосвященством Нилом, архиепископом Ярославским, который был встречен многочисленным собранием прихожан. Как сим так и усердием прихожан к украшению храма Архипастырь остался доволен; изъявил свое Архипастырское благословение и благодарность, посетив дом и благословив семейство священника, в должности благочинного состоящего, Иоанна Семеновского, которого в следующее 19-е число при служении своем в селе Каменке, наградил набедренником и, по народному мнению, как наместник пастыреначальника Христа, своим посещением здешнего края разрешил доселе бывшее бездождие на благовременный и обильный в самый день отъезда Владыки проливной дождь, изменивший на лучшее всю растительность природы.»

«22 мая 1879 года Успенский храм с приделами посещен Его Высокопреосвященством, Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. В храме Его Преосвященством сказано назидательное и проникнутое глубокою любовию поучение о хождении в храм Божий. По замечании в приделах теплой церкви недостатков в благолепии, внушено прихожанам содействовать храму посильными жертвами.»

Поставленная Его Преосвященством на вид недостаточная благопопечительность прихожан к своему храму пробудила в последних искреннюю готовность подавать на украшения храма в приделах зимних, при неослабном слове назидания священника, стали появляться жертвы прихожан утварью и деньгами.

Пожертвованы были: а) Серебряный для жертвенника подсвечник 84% весом ¾ фунта (на помин. рода Исполлатовых). б) Ковчег накладного серебра (пожертв. крестьян. дер. Гаврилова Ив. Толокновым). г) Два паникадила для настоящей церкви (пожертв. кр. дер. Шеина Гаврил. Кубасовым). д) Два полные глазетовые облачения (пожертв. Московск. винозаводч. П.А. Смирновым). е) Икона Иверская Божией Матери на кипарисной доске (привезена с Афона). ж) Икона Страстей И. Христа (пожертвован. крест. вдовою дер. Высокова Марфой Николаевой). з) Икона свв. Кирилла и Мефодия (пожертв. крестьянами села Климотина по случаю спасения их от пожара 11-го мая 1886 года). и) Сервиз свящ. сосудов нового золота (пожертв. крест. дер. Поповичева Михайлом Никифоровым). i) Три парчов. облачения на св. престолы и жертвенники (пожертв. девицами прихода). к) парчовый стихарь со орарем (ими же). л) Стенные часы (пожертв. кр. дер. Поповичево Ив. Смирновым). м) Плащаница, писанная золотом по бархату, в украшенном золотою резьбою футляре (пожертв. Москов. винозаводч. П.А. Смирновым). н) Икона Покрова пр. Богородицы со святыми покровителями со святыми покровителями Августейшего Семейства, сооруженная в память спасения его 17 октября 1888 г. крестьянами Климотинской волости.

Денежные вклады на украшение храма и вечное поминовение родителей были сделаны в означенное время следующими лицами из числа прихожан – крестьян: а) села Климотина Ефимом Яковлевым, Татьяною Кирилловой, Еленой Ивановой; б) дер. Филипова Иваном Косминым, Матроною Павловой; в) дер. Шеина Григорьем Семеновым, Надеждою Федоровой; г) дер. Поповичева Иваном Петровым; д) дер. Горбова Тихоном Федоровым; е) дер. Высокова Марфой Николаевой и ж) дер. Корекова Марией Косминой.

В общей сложности означенными лицами пожертвовано не свыше 1000 рублей; но при тех малых средствах, какими располагают жертвователи, при общей слабой промышленности прихожан, сии вклады должно считать весьма значительными; они свидетельствуют о добрых, теплых чувствах климотичей к своей церкви.

Совместно с просветительною деятельностию причта в области религиозных понятий и навыков, здравые мысли и добрые чувства прихожан воспитывались и поддерживались также школою. Климотинское приходское училище, состоящее ныне в ведении Мышкинской земской управы, в течение сего (третьего) периода непрерывно продолжает свое существование, (не смотря на то, что не имело собственного помещения и до сих пор находится в наемной квартире) и так. Обр.давалась возможность учиться всем желавшим.

После Василья Красносельского, обучавшего с 1854 г. по 1860 г. наставником школы состоял тоже окончивший семин. курс Андрей Исполлатов, который ревностно и с успехом проходил сию должность при Климотинской школе в продолжении 23 лет. В 1864 г. по причине большого наплыва детей в школу, была учреждена при ней вакансия помощника учителя, на каковую Палатою Госуд. Имуществ временно был определен местной церкви диакон Александр Орлецкий. По формулярным ведомостям церкви значится, что в 1866 году в школе обучалось детей обоего пола 54 ч., в 1870 году – только 46 челов. Об успешном ведении Исполлатовым школьного дела свидетельствует то, что в 1869 г. он Всемилостивейше был пожалован за долговременную и усердную службу серебряною на Андреевской ленте медалью.

В своем домашнем быту обыватели Климотинского прихода живут, что называется, «серо». Главное занятие их составляют и отхожие промыслы, но весьма немногие создают ими свое благосостояние.

Обозревая прошлое села Климотина, приходим к тому убеждению, что общество крестьян прихода церкви села Климотина, при всех переменах и обстоятельствах, часто весьма неблагоприятных в жизни, всегда оставалось верным своему призванию. Взрывая в поте лица землю и тем добывая средства к жизни, под руководством своих пастырей и совместно с ними крестьяне старались усвоить возлагаемые на них надежды Правительства, воспользоваться дарованными им правами, и таким образом стать твердыми и благопопечительными членами церкви, добрыми и верными подданными Царя.

Диакон А. Вознесенский

с. Климатино и деревни прихода (Мышкинский у./Угличский р-н) - Ярославская губерния: сёла и деревни - Форум ЯрИРО


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 декабря 2024

Воздвигнута в 1800 году; престолов в ней четыре: 1) Успения Пресвятыя Богородицы; 2) Святителя и Чудотворца Николая; 3) Покрова Пресвятыя Богородицы и 4) Святаго Пророка Илии. Земли церковной 36 десятин. Всего в приходе 14 селений, 292 дома, число душ 920 мужского пола и 991 женского: Климатино, при реке Рукже, 23 дом., число душ 60 муж., 81 жен.; Оносово, при реке Корожичне, 8 дом., число душ 33 муж., 41 жен.; Кореново, 5 дом., число душ 34 муж., 31 жен.; Горячкино, при речке Рукже, 10 дом., число душ 37 муж., 41 жен.; Гаврилово, при речке Рукже, 30 дом., число душ 100 муж., 118 жен.; Поповичево, 14 дом., число душ 52 муж., 39 жен.; Высоково, 29 дом., число душ 88 муж., 95 жен.; Горбово, близ реки Корожичне, 21 дом., число душ 65 муж., 72 жен.; Забелино, близ реки Корожичне, 28 дом., число душ 97 муж., 87 жен.; Новинки, близ реки Корожичне, 29 дом., число душ 82 муж., 90 жен.; Парфеново, 27 дом., число душ 71 муж., 85 жен.; Шеино, при речке Рукже, 27 дом., число душ 74 муж., 83 жен.; Цыбино, при речке Рукже, 21 дом., число душ 62 муж., 60 жен.; Филипово, при речке Рукже, 20 дом., число душ 65 муж., 68 жен.

Из книги «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)

(№ селения 3697). В казенном селе [Климатино] между Кашинской дорогой и рекой Корожечна было 39 дворов, проживало 187 человек (79 мужского пола и 108 женского). Имелась церковь и сельское училище. Расположено при реке Рукше. Поселение находилось от: уездного города в 44 верстах; квартиры станового пристава в 6 верстах. Административно село относилось к Ярославской губернии, Мышкинского уезда, 1-го стана.

Из «Списка населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года, составленного и изданного Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел» (Том L. Ярославская губерния, 1865 год. Обработан старшим редактором А. И. Артемьевым)

с. Климатино (Климотино) | Urban2080


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 декабря 2024

В книге «Сведения о храмах и жизни святых Головинского поселения» истории села Климатино посвящена отдельная глава. Привожу некоторые фрагменты из этой книги.

«Мать первого русского царя из династии Романовых Ксения Ивановна Шестова принадлежала к роду угличских землевладельцев. Шестовы в 16-17 веках владели обширной вотчиной на левом берегу Волги. Ксения Ивановна Шестова получила от матери Марии Тимофеевны (в девичестве Грязновой) родовую вотчину под Угличем, «село Климетино на Суходоле с 14 деревнями» «Спасо-Нового монастыря что на Москве вотч. по государевой жалованной грамоте за припесью дьяка Прокофия Пахирева 123 г. (1615 г.) Тимофеевская вотчина Грязнова, село Климетино, на суходоле, да к селу же припущено в паш. дер Богданова, да дер. Климов-Поч, а в селе церковь Николо Чудотворец, в верх деревяна, да придел Никита Переясловской Чудотворец, да теплая церковь Николы Чудотворца. Да придел Великия Христовы Мученицы Екатерины древян, клецки, нов., не освящен, а в церквах образы и книги, и ризы, на колокольнице колокола, и всякое церковное строение монастырское, а у церкви во дворе поп Парфений Иванов, во дв. церковный дьячек Богдашко Порфеньев, во дв. пономарь Первушка Васильев, во дв. просфирница Овдотьица, паш.серед. земли десять чтв. в поле, того ж села :дер. Парфенова на рчк. Корожечне, дер. Михейцево на рчк. на Корожечне, дер. Гаврилово на рчк. на Рукше…. дер. Рубцово… дер. Марушкино…. дер. Новинки, а Поповичи тож, Полянки, Шейно, Высокое, Забелино, Горбово, Богданово на рчк. Корожечне, Бордуково, Починок, Пьянково».

В 1764 году Екатериной Второй был издан Указ о секуляризации церковных земель и два миллиона бывших монастырских крестьян были переведены на положение государственных. Дальнейшее изучение архивных материалов может прояснить причину прекращения существования вотчины Ново-Спасского монастыря села Климатино и прилегающих деревень.

В XVIII столетии село Климатино принадлежало к Угличскому уезду, а прихожан большая часть Ново-Спасскому, что в Москве монастырю. Указ от 1776 г., присланный священнику села Климотино адресован: «Угличского уезда второго городского стану села Климотино попу Иродиону». Также и в прочих церковных документах Климотино считается принадлежащим к Угличскому уезду. Брачный обыск 1776 г. ноября 6-го дня точно определяет зависимость Климотино от Ново-Спасского монастыря. В нем говорится «Угличского уезду городского стану вотчины заопределенного Новоспасского монастыря, села Климотина поп Кондрат Иродионов спрашивал…» С 1777 г. село Климатино вошло в состав Мышкинского уезда.»

Построена в 1800 году на средства прихожан, расписана в 1-й половине XIX века. 4 престола: Успенский, Никольский, Покровский, Ильинский. Закрыта в 1925 году. В советский период в храме размещался молокоприемный пункт.

Источники: «Угличская писцовая книга», М.А.Липинский, 17 век, переиздана г.Ярославль 1867-1888г, стр 183. Статья «С.Климотино Мышкинского уезда Ярославской губернии» диакона Александра Вознесенского в ЯЕВ, часть неофициальная за 1889 г., стр. 340-350, 362-368. Документы ГАЯО и его Угличского филиала.

Церковь Успения Божией Матери на подворье в селе Климатино | Богоявленский женский монастырь, г. Углич



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.