Расстоянием церковь села Климотина от Ярославля в 120-ти верстах, а от уездного города Мышкина в 45-ти верстах. Ближайшие к сей церкви села Потапово в 5 верстах и Рождествено на Корожичне тоже в 5-ти верстах (Ведомость о церкви п.п. 10 и 11).
Приход церкви села Климатина раскинут на 2472 квадр. верст. 806 квадр. саж. (Межев. Книга 1772 г. стр. 36), полагая в том числе и полевую землю, кроме пустошей, составляющих частную собственность некоторых прихожан. Приблизительно в центре сего пространства находится приходский храм и при нем село, из вестное в епархиальных указах под именем Климотина, в Межевой книге 1772 года Климентина, а у местных обывателей Климотина и Клеметина.
Климотино стоит на холме, окаймленном речкою Рукшею и двумя ручьями, которые, соединяясь под прямым углом, впадают в Рукшу, приток р. Корожичны. Реки Корожична и Рукша орошают приходскую землю, по преимуществу в северо-западной части ее. Корожична протекает по северной окраине, а Рукша прорезывает западную часть приходской земли. Влажность почвы, благотворной для растительности, много способствует лес, пустошами Манихино, Митькино, Ширяйки и др. отделяющий Климотино от соседних приходов.
Поверхность приходской земли в северо-западной половине холмистая, а в юго-восточной низменная, местами болотистая; в первой почва – суглинок, во второй – чернозем. Урожаи хлеба в лета сухие бывают лучше в низменной половине, а после сырого лета хлеба собирается более в холмистой. В общем урожаи вполне оправдывают труды обывателей. Благодаря хлебородной земле, а равно численности прихожан, большая часть которых не состояла в вотчинах помещиков, Климотино издавна возвысилось среди соседних сел и стоит во главе их, как центр местного (волостного) управления, почтовый и фельдшерский пункт.
В течение церковно-приходской жизни Климотина выдающимися событиями были: устроение прихожанами настоящего храма и освобождение крепостных крестьян от власти помещиков; по ним и сей очерк можно разделить на три периода: первый простирается до конца прошедшего 18-го столетия, второй период – до 1861 года, а третий – до настоящего времени.
Период 1-й. В 18-м столетии село Климотино принадлежало к району Угличского уезда, а прихожан большая часть Ново-Спасскому, что в Москве, монастырю. Указ от 1776 года, присланный священнику села Климотина, адресован: «Угличского уезда второго городского стану села Климотина попу Иродиону. Также и в прочих церковных документах Климотино считается принадлежащим к Угличскому уезду. Брачный обыск 1776 года ноября 6-го дня точно определяет зависимость Климотина от Новоспасского монастыря. В нем говорится: «Угличского уезду, городского стану, вотчины заопределенного Новоспасского монастыря, села Климотина поп Кодрат Иродионов спрашивал»…
Собственно вотчине Новоспасского монастыря принадлежали следующие 12 деревень Климотинского прихода: Филипово, Цыбино, Шеино, Порошево, Новинки, Горбово, Забелино, Высоково, Поповичево, Гаврилово, Малаксино, Поляна и 13-е село Климотино. Остальные деревни – Селеменево, Горячкино, Запасо, Кореково и Оносово – состояли во владении помещиков. Все перечисленные деревни, исключая Малаксина и Поляны, существуют до настоящего времени под теми же названиями; в них живы предания о событиях приходской жизни, о местных урожаях и неурожаях хлеба, о пожарах и прочих как радостных, так и печальных, событиях. Но кроме устных преданий сохраняются и вещественные памятники старины; к которым относятся: бут первой каменной в селе церкви, городище и пустошь Димитревка.
На приходском кладбище приметны две четыреугольные впадины, отчасти ныне перерытые могилами. По преданию, эти впадины образовались от вынутия бутов церквей, преемственно здесь находящихся. Относительно ближайшей к настоящему храму впадины достоверно известно, что на этом месте 100 лет сему назад стояла каменная церковь, предшественница настоящему в Климотине храму.
Как высока и обширна была эта церковь, с точностью определить трудно. Судя по впадине на кладбище, первый храм был на треть короче и уже настоящего. О внутреннем устроении и утвари храма известно следующее (Опись учиненная Мышкин. уезду села Климатина всему церков. имуществ. 1806 г. нояб. 15 д.): он имел три св. престола: Успенский, Ильинский и Никольский; позднее пристроен был деревянный придел во имя св. великомученицы Екатерины. В алтаре имелось четыре св. евангелия, обложенные серебром и медью – ценою во 105 р., 50 р., 12 и 5 руб.; св. крестов серебряных было тоже четыре – стоящие 188 р., 75 р., 25 и 20 руб.; два серебряные ковчега стоили 125 руб. и 45 руб.; два потира серебр. с дискосами, звездицами, лжицами и блюдцами – ценою первый сервиз 159 р. 46 коп., второй – в 75 руб., две дароносицы вместе стоили 20 руб. Одежды на св. престолах и жертвенниках и покровы на сосудах были сделаны из порюсена, а завеса на царских вратах – из тафты. Воздухи были бархатные и парчовые ценою от 35 руб. до 2 руб. Священнические и диаконские облачения были также ценны: в 45 р., 40 р., 10 р. и 5 р. Иконостас, отделяющий алтарь от среднего храма, был трехъярусный; на св. иконах ризы – медные, покрытые серебром, с чист-серебряными венчиками. Паникадило – медное трехъярусное с вылитыми ангелами, держащими рипиды. В церковной библиотеке, кроме богослужебных книг, насчитывалось до 50-ти названий свято-отеческих творений на славянском языке. При той церкви колокольня была каменная; на ней крест деревянный, обит белой жестью, шпиц обит и покрыт тесом. На колокольне висело до 6 колокол: 1-й – в 65 пуд. 38 фун., 2-й – 39 пуд. 20 ф., 3-й – 5 п. 34 ф., 4-й – 3 пуд., 5-й – 2 п. и 6-й 1 пуд. На третьем колоколе надпись: «1757 года месяца декабря сей колокол в село Климотино».
Второй памятник местной старины осек «городище» находится в 3-х верстах от села на правом берегу реки Корожичны. Под именем «Городище» у местных обывателей известно круглое пространство в диаметре 90-95 арш., отделенное валом и рвом от прилегающей равнины. В настоящее время вал с южной части круга возвышается до 2-х арш., в прочих же до 1 ½ арш.; также и ров с южной и юго-западной сторон глубже, нежели со стороны восточной; глубина рва в южной стороне – 1 ½ арш., в прочих сторонах – 1 арш. и менее. За северною частью вала нет рва; здесь прямо начинается спуск к реке. Площадка городища ровная, несколько выпуклая, заросла можжевельником и другими кустарниками. Вход внутрь городища, шириною в 1 сажень, находится с южной стороны; меньший вход, или правильнее, выход с западной стороны, спускается косогором к реке. Городище не имеет никакого особенного названия у обывателей, но с его именем у крестьян соединены предания о разбойниках, будто бы здесь пристававших, и о кладах, зарытых ими в этом месте.
К правому берегу реки Корожичны, в 4 верст. от Городища, примыкает и пустошь Димитревка, смежная с другою пустошью Иванково. Пустошь Димитревка принадлежит Угличскому Преображенскому собору и только арендуется крестьянами Климотинского прихода. Название свое пустошь получила от имени св. страстотерпца царевича Димитрия, на помин души коего она пожертвована сестрою царя Бориса Ф. Годунова в вечное владение Угличского Преобр. собора.
Два последние памятника местной старины находятся вне области церковной земли и даже на значительном от нее расстоянии. Собственно принадлежащая церкви села Климотина земля отделяется от приходского кладбища, на котором церковь построена, пространством в 30 саж., на каковом протяжении находятся принадлежащие крестьянам села пруд и торговая площадь.
Пространство и границы земли церковной подробно означены в Межевой книге 1772 г., хранящейся при церкви в копии. Из нее получаем следующие сведения: первоначально церковь была наделена землею в количестве 20-ти десят. 976 кв. саж. из числа десятин писцовой дачи. Затем приходскими крестьянами из своей части земли выделено в пользу церкви, по обоюдному священно-церковно-служителей и прихожан согласию, 13 десят. 1800 квадр. саж. и еще прибавлена пустошка Рогово (близ Городища) пространством в 1 десят. 220 квадр. саж. Так. образ. при Успенской села Климотина церкви оказалось земли 36 дес. 178 квадр. саж., кроме кладбища, на которое прихожанами особо выделена 1 десят. 280 квадр. сажен.
Землею наделена Успенская в Климотине церковь для содержания при оной причта «на довольствие священно и церковно-служителей»; и действительно земля служила всегда большим подспорьем в содержании Климотинского причта, а в прошедшем столетии – и главным источником доходности, так что даже священники собственноручно пахали землю.
Сведения о священно-церковно-служителях того времени весьма скудны. По церковным записям известны только следующие: 1745 г. – Поп Иродион Харитонов; 1763 г. – Священник Стефан Косьмин. Диакон Афанасий Иродионов; 1774 г. – Священники: Михаил Стефанов, Кодрат Иродионов. Причетники: дьячки: Яков Михайлов 1-й, Яков Михайлов 2-й, пон: Иван Афанасьев и Андрей Андреев; 1783 г. – Дьячок Андрей Федоров; 1789 г. – Пономарь Иван Васильев; 1790 г. – Священник Василий Михеев; 1791 г. – Священник Федор Иванов; 1792 г. – Диакон Яков Михайлов; 1796 г. – Дьячок Федор Яковлев; 1799 г. – пон. Фома Михайлов.
О священнике Иродионе Харитонове упоминается в надписи на синодике, приобретенном им для церкви в 1760 г. и в указах, начиная с 1745 г. Имя диакона Афанасия Иродионова известно из указа от 13-го февр. 1763 г., где сказано, что он вносил»от причта церковную дань с прочими доходы в дом Его Высокопреосвященства, Арсения, митрополита Ростовского и Ярославского».
В 1774 г. состав причта ц. села Климотина был двухкомплектным, что видно из подписей членов причта в конце Межевой книги и на плане, при ней находящемся. Последними священниками 18-го стол. в селе Климотине были Василий Михеев и Федор Иванов; при них начата постройка настоящего храма на место пришедней в ветхость к тому времени первой каменной церкви.
Правильно организованной школы в селе Климотине за первый период его существования не было; но избранные всегда могли находить и находили себе учителей грамоты из среды членов причта.
Прихожанами церкви были исключительно крестьяне перечисленных 20-ти селений; большая часть их, как было сказано, состояла в вотчине Новоспасского, что в Москве, монастыря, и меньшая – во владении мелкопоместных дворян. Тем и другим крестьянам жилось, как утверждает местное предание, не легко, потому что трудами крестьян обеспечивалось содержание дворянства и давалось подспорье монастырю. Между тем при преобладающей неграмотности, крестьяне, живя по преданию от дедов и отцов, сами мало вносили улучшений в быт хозяйственный, а заправители рабочих сил и трудов располагали временем крестьянина более в свою пользу и также не заботились об усовершенствовании земледельческих орудий. Все надежды в хозяйстве возлагались на физические силы крестьянина, который под страхом угрозы и наказания добросовестно нес возложенный на него тяжелый труд ведения сельского хозяйства
Второй период церковно-приходской жизни Климотина совпадает с первою половиною настоящего столетия. Состав Климотинского прихода за некоторыми изменениями оставался тот же, что и в 1-й период; только деревни Малаксино и Поляна были нарушены, при чем в видах увеличения количества пахотной земли крестьяне сих деревень были перемещены в село и ближайшие деревни.
Самым важным событием того времени было сооружение в Климотине настоящего каменного храма. К началу настоящего столетия первая каменная церковь пришла в ветхость, от слабости фундамента приходила в разрушение, поелику во многих местах сделались на стенах великие расселины, которых починить не было возможности. По сему случаю в 1796 году было дано на имя Его Высокопреосвященства Арсения, архиепископа Ростовского и Ярославского, прошение о дозволении вновь построить каменную ж и с приделом заблаговременно в те ж наименования церковь подле оной на другом месте; по окончании же постройки и по освящении нового храма означенную приходящую в разрушение церковь разобрать, и материал в строение новой колокольни употребить (Указ от 25 ноября 1796 года). На прошении последовала резолюция Его Высокопреосвященства: «предложить храмоздательную грамоту и в прочем быть по тому прошению».
Строителем храма был избран крестьянин села Климотина Елистрат Терентьев, в качестве же сборщика денег на сооружение много потрудился крестьянин деревни Поповичева Иван Наумов. Первоначально предложено было строить церковь в два этажа, но скудость средств заставила ограничить намерение.
Какие средства были употреблены на церковное строение, о сем свидетельствуют две записи, хранящиеся в церковном архиве. Первая запись, расписка строителя Терентьева в расходовании церковных на построение сумм. В ней значится: «1803 г. января 30 дня мною, строителем Елистратом Терентьевым, получено из церковной суммы церковных денег на строение вновь каменной церкви от церковного старосты Фотия Козьмина при священноцерковнослужителях 27 руб. 50 к., в которых деньгах впредь для верности от меня строителя сия расписка дана. Сию расписку писал по личному прошению устроителя Елистрата Терентьева того ж села Климотина дьячок Яков Михайлов». Итого с января 1803 года по ноябрь 1804 г. на построение храма затрачено церковной суммы 920 руб. 10 к
Из другой «записи на построение в селе Климотине каменной церкви успения пресв. Богородицы денежной суммы прихода и расхода» узнаем о жертвователях и сумме пожертвований. Первою записана в сей рукописи жертва местного священника о. Кодрата: 1796 г. подано священником Кодратом два рубли. Подано священником Василием 10 к., им же подано 50 коп. Священником Федором – 50 коп. Диаконом Иаковом Михайловым 50 коп. Пономарем Фомою 10 коп. Экономической вотчины старостою Елистратом Терентьевым – 5 руб.». от других дателей на 1-й стран. Записи значатся 11 руб. 40 к. Далее обозначено количество денег от прихожан собранных Наумом Ивановым, Савином Алексеевым и Иваном Ивановым; всего записано собранных денег 896 руб.61 коп., при чем трудами одного Наума Федорова собрано 784 руб. 50 коп. в течение восьми лет.
Постройка храма подвигалась быстро. К августа 1799 года церковь до осмерика кладкою кончена и как алтари, так и трапеза, покрыты, и во оной трапезе стены отделаны и оштукатурены. С 10-го мая 1800 года служение началось в трапезе новоустроенной церкви, куда был на время перенесен иконостас из старой церкви, так как во оной старой церкви, «по ветхости ее, служение исправлять опасно» (Указ от 31 августа 1799 г.). О времени освящения трапезы сохранилась надпись на дубовом кресте, хранящемся в зимнем приделе церкви: «вей святой жертвенник освящен во имя пророка Божия Илии 1800 года маия 10 дня на память св. Симеона Зилота при Благочестивейшем Императоре нашем Павле Петровиче всея России, при Преосвященном архиепископе Павле Ярославском и Ростовском. Освящал благочинный, Ждановский иерей Петр Ильин и того села со священниками Василием Михеевым и Федором Ивановым, со священным собором, при строителе сего храма Елистрате Терентьеве».
Здание церкви выстроено к 1806 году; в сем году внутри церковь устроена настолько, что явилась возможность с 1807 года совершать богослужение в настоящей церкви, хотя украшения ее постепенно производилось до 1814 года. Все постройки церковные производились под наблюдением свящ.-церковнослужителей.
Церковный причт в Климотине за этот период был двухкомплектным; для обеспечения содержания семьи каждый член причта считал необходимым обрабатывать землю, а священник Александр Невский сам пахал землю и, при своей опытности и уменьи в сем деле, служил для прихожан примером. При усиленном занятии хлебопашеством, в видах временной пользы, в это время была променена половина писцовой церковной земли, приблизительно 12 десятин, на тоже количество надельной крестьянам села Климотина. Вымененная земля находится в семи разно стоящих местах общественного поля, неудобна для хозяйства и причиняет в настоящее время много хлопот и неудовольствий причту.
Кроме занятий хлебопашеством духовенство занималось обучением крестьянских детей грамоте, пока не была основана в селе начальная школа. До сего времени существующая в Климотине начальная школа учреждена была палатою Государ. Имуществ. Учитель оной упоминается в формулярах Климотинской церкви с 1858 года, окончивший курс семинарии Василий Григорьев Красносельский, который впоследствии был рукоположен к Успенской церкви села Климотина во священника.
При неопустительном в храме Богослужении и книжном обучении детей росла сия малая община крестьян, трудами и посильными жертвами которой постоянно благоукрашался приходский храм; в ней сохранялись добрые нравы и навыки, привитые христианским воспитанием в церкви, школе и семье. Крестьяне жили большими семьями, при строгом повиновении старшему братья уживались вместе. Обычными занятиями Климотин. крестьян того времени, кроме хлебопашества и скотоводства, было бурлачество и коноводство по Волге; многие крестьяне жили довольно хлебно, потому что в старых понятиях семейной жизни заработанные деньги считались собственностью семьи.
Период третий. Событие 19 февраля 1861 года, когда в России увидел мир «народ неугнетенный и рабство падшее по манию Царя», дало новое направление жизни народа; оно отразилось и на церковно-приходской жизни крестьян Климотинского прихода. Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне сравнялись правами с собратьями, крестьянами экономическими. Те и другие, одинаково призванные к самостоятельному развитию целым рядом благодетельных реформ Царя-Освободителя, мирно и дружно занялись усвоением новых начал жизни и воплощением их в своей жизни.
Состав Климотинского прихода за этот период мало изменился. В видах применения к церкви села Климотина постановления о штатах в составе причтов, из числа находящихся за р. Корожичною деревень, две деревни – Селеменево и Запасово были отчуждены в приход Знаменский, по взаимному причтов соглашению. С того времени в Климотинском состоят следующие 14 селений: село Климотино, деревни Филипово, Цыбино, Шеино, Парфенево, Новинки, Горбово, Забелино, Высоково, Поповичево, Гаврилово, Горячкино, сельцо Кореково и Оносово.
Уменьшение количества прихожан повлекло за собою и сокращение в составе церковного причта; из двухкомплектного причт сократился в однокомплектный, из семичленного – в двучленный. Такое изменение в клире не нравилось прихожанам, привыкшим к торжественному Богослужению; но по времени Климотинское общество свыкалось с новыми порядками. И питейное заведение, прежде находившееся за селом, в это время перемещено было в село; затем вскоре открыто было и второе такое же заведение, из-за соседства с которым едва не сгорел приходский храм, в полночь на 11-е мая 1886 г.
При недовольстве за сокращение причта своей церкви, занятое всецело устроением своего внешнего благосостояния, Климотинское общество вступило в счеты с причтом из-за совместного владения землею. Промен двенадцати десятин церковной земли на тоже количество принадлежавшей крестьянам села Климотина земли приносит причту много неудобств в ведении хозяйства, потому что полученные в обмен полосы пахоты крестьяне поувеличили на счет покосов причта. Между тем попытка причта разменяться землею с крестьянами окончилась неудачею, так что до сего времени причт страдает от недостатка выгона для скота и, при количестве 36 десятин земли, которою владеет совместно с крестьянами, обременяется от последних разного рода поборами и притеснениями. Другими более примечательными событиями для Климотина были посещения Климотина архипастырями Нилом и Ионафаном.
О том и другом высоких посещениях находятся следующие записи в «Книге достопримечательных событий села (Климотина)»: «18 июня 1860 года ознаменовалось тем, что в сие число, случившееся в субботу, Успенский с приделами храм села Климотина был посещен Его Высокопреосвященством Нилом, архиепископом Ярославским, который был встречен многочисленным собранием прихожан. Как сим так и усердием прихожан к украшению храма Архипастырь остался доволен; изъявил свое Архипастырское благословение и благодарность, посетив дом и благословив семейство священника, в должности благочинного состоящего, Иоанна Семеновского, которого в следующее 19-е число при служении своем в селе Каменке, наградил набедренником и, по народному мнению, как наместник пастыреначальника Христа, своим посещением здешнего края разрешил доселе бывшее бездождие на благовременный и обильный в самый день отъезда Владыки проливной дождь, изменивший на лучшее всю растительность природы.»
«22 мая 1879 года Успенский храм с приделами посещен Его Высокопреосвященством, Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. В храме Его Преосвященством сказано назидательное и проникнутое глубокою любовию поучение о хождении в храм Божий. По замечании в приделах теплой церкви недостатков в благолепии, внушено прихожанам содействовать храму посильными жертвами.»
Поставленная Его Преосвященством на вид недостаточная благопопечительность прихожан к своему храму пробудила в последних искреннюю готовность подавать на украшения храма в приделах зимних, при неослабном слове назидания священника, стали появляться жертвы прихожан утварью и деньгами.
Пожертвованы были: а) Серебряный для жертвенника подсвечник 84% весом ¾ фунта (на помин. рода Исполлатовых). б) Ковчег накладного серебра (пожертв. крестьян. дер. Гаврилова Ив. Толокновым). г) Два паникадила для настоящей церкви (пожертв. кр. дер. Шеина Гаврил. Кубасовым). д) Два полные глазетовые облачения (пожертв. Московск. винозаводч. П.А. Смирновым). е) Икона Иверская Божией Матери на кипарисной доске (привезена с Афона). ж) Икона Страстей И. Христа (пожертвован. крест. вдовою дер. Высокова Марфой Николаевой). з) Икона свв. Кирилла и Мефодия (пожертв. крестьянами села Климотина по случаю спасения их от пожара 11-го мая 1886 года). и) Сервиз свящ. сосудов нового золота (пожертв. крест. дер. Поповичева Михайлом Никифоровым). i) Три парчов. облачения на св. престолы и жертвенники (пожертв. девицами прихода). к) парчовый стихарь со орарем (ими же). л) Стенные часы (пожертв. кр. дер. Поповичево Ив. Смирновым). м) Плащаница, писанная золотом по бархату, в украшенном золотою резьбою футляре (пожертв. Москов. винозаводч. П.А. Смирновым). н) Икона Покрова пр. Богородицы со святыми покровителями со святыми покровителями Августейшего Семейства, сооруженная в память спасения его 17 октября 1888 г. крестьянами Климотинской волости.
Денежные вклады на украшение храма и вечное поминовение родителей были сделаны в означенное время следующими лицами из числа прихожан – крестьян: а) села Климотина Ефимом Яковлевым, Татьяною Кирилловой, Еленой Ивановой; б) дер. Филипова Иваном Косминым, Матроною Павловой; в) дер. Шеина Григорьем Семеновым, Надеждою Федоровой; г) дер. Поповичева Иваном Петровым; д) дер. Горбова Тихоном Федоровым; е) дер. Высокова Марфой Николаевой и ж) дер. Корекова Марией Косминой.
В общей сложности означенными лицами пожертвовано не свыше 1000 рублей; но при тех малых средствах, какими располагают жертвователи, при общей слабой промышленности прихожан, сии вклады должно считать весьма значительными; они свидетельствуют о добрых, теплых чувствах климотичей к своей церкви.
Совместно с просветительною деятельностию причта в области религиозных понятий и навыков, здравые мысли и добрые чувства прихожан воспитывались и поддерживались также школою. Климотинское приходское училище, состоящее ныне в ведении Мышкинской земской управы, в течение сего (третьего) периода непрерывно продолжает свое существование, (не смотря на то, что не имело собственного помещения и до сих пор находится в наемной квартире) и так. Обр.давалась возможность учиться всем желавшим.
После Василья Красносельского, обучавшего с 1854 г. по 1860 г. наставником школы состоял тоже окончивший семин. курс Андрей Исполлатов, который ревностно и с успехом проходил сию должность при Климотинской школе в продолжении 23 лет. В 1864 г. по причине большого наплыва детей в школу, была учреждена при ней вакансия помощника учителя, на каковую Палатою Госуд. Имуществ временно был определен местной церкви диакон Александр Орлецкий. По формулярным ведомостям церкви значится, что в 1866 году в школе обучалось детей обоего пола 54 ч., в 1870 году – только 46 челов. Об успешном ведении Исполлатовым школьного дела свидетельствует то, что в 1869 г. он Всемилостивейше был пожалован за долговременную и усердную службу серебряною на Андреевской ленте медалью.
В своем домашнем быту обыватели Климотинского прихода живут, что называется, «серо». Главное занятие их составляют и отхожие промыслы, но весьма немногие создают ими свое благосостояние.
Обозревая прошлое села Климотина, приходим к тому убеждению, что общество крестьян прихода церкви села Климотина, при всех переменах и обстоятельствах, часто весьма неблагоприятных в жизни, всегда оставалось верным своему призванию. Взрывая в поте лица землю и тем добывая средства к жизни, под руководством своих пастырей и совместно с ними крестьяне старались усвоить возлагаемые на них надежды Правительства, воспользоваться дарованными им правами, и таким образом стать твердыми и благопопечительными членами церкви, добрыми и верными подданными Царя.
Диакон А. Вознесенский
с. Климатино и деревни прихода (Мышкинский у./Угличский р-н) - Ярославская губерния: сёла и деревни - Форум ЯрИРО