ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нерехта. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня, Димитрия Солунского
Год постройки:1788.
Архитектор:С.А. Воротилов (?)
Адрес:
Костромская область, г. Нерехта

Координаты:57.466583, 40.578233


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Игорь Стрельников
8 октября 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
20 октября 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
5 октября 2019
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Андреева Ирина
6 июля 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
16 августа 2017
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Колокольня церкви Воздвижения Креста Господня.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
16 августа 2017
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Вид с юго-запада
Monbes
20 октября 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
20 октября 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Андреева Ирина
6 июля 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
20 октября 2009
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Андреева Ирина
6 июля 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Придел Дмитрия Солунского
Андреева Ирина
6 июля 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Андреева Ирина
6 июля 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Игорь Стрельников
6 августа 2012
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Воздвижения Креста Господня - Нерехта - Нерехтский район - Костромская область
Входные ворота
Monbes
20 октября 2009



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Игорь Стрельников,  17 декабря 2012

Характерный для уездного города архитектурный комплекс кладбищенской церкви с разновременными постройками, отражающими стилистические черты от барокко до позднего классицизма. Расположен на северной окраине города, у дороги на Кострому. Кладбище было устроено после утверждения регулярного плана города в 1784 г.

Строительство Крестовоздвиженской церкви с приделом Дмитрия Солунского, проводившееся на средства Нерехтского купца и городского головы Дмитрия Прокофьевича Симонова, завершилось в 1788 году (освящена в 1793 г.) Церковь сооружали местные каменщики, но, по всей вероятности, при участии известного архитектора С.А.Воротилова, о чём свидетельствуют архитектурные особенности этой церкви. Это относится, прежде всего, к типично воротиловской колокольне, впитавшей в себя элементы двух предшествующих по времени церквей, уже построенных этим замечательным зодчим в Нерехте. Так, второй ярус и барабан со шпилем близки по оформлению к колокольни Преображенской церкви, а колоколообразное завершение яруса звона - один из вариантов завершения Воскресенской церкви. Одинаково решены также интерьеры Крестовоздвиженской и верхней Преображенской церквей. Высокая арка лишь чисто условно делит храм на центральную часть и трапезную. Интересной особенностью церкви является то, что световой восьмерик не равносторонний, а вытянут по оси север-юг. Стройность первоначального архитектурного замысла церкви была нарушена в ходе строительства заказчиком, решившим устроить при церкви придел в честь своего небесного покровителя - св. Димитрия Солунского. Придел примкнул с юга и с запада, в результате чего колокольня оказалась в центре здания, вход в неё был утрачен. Несмотря на единое архитектурное убранство фасадов в стиле позднего барокко, придел этот со скруглённым северо-восточным углом и увенчанный глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой, смотрится всё же несколько чужеродно в общей композиции церкви.

В храме под многочисленными записями частично сохранилась настенная живопись, первоначально выполненная маслом в 1810 г. художником из посада Большие Соли Алексеем Тимофеевичем Демидовым. В основном объёме на боковых лотках изображены великомученица Варвара и Сергий Радонежский, совершающий панихиду у гроба родителей. На стенах трапезной-образа святых Александра Невского и Марии Египетской, а также композиция "Снятие со креста". В своде трапезной - четыре сцены из Евангельского цикла:"Воскресение", "Жены Мироносицы у гроба Господня", "Явление Христа Марии Магдалине" и "Уверение апостола Фомы". На устоях арки помещены фигуры Николая Чудотворца и преподобного Пахомия Нерехтского. На своде придела размещены четыре сцены праздников:"Покров", "Преображение", "Рождество Христово" и "Сретение". В алтаре придела на своде изображён Господь Саваоф, на Горнем месте-Христос Вседержитель. На потолке паперти написан большой образ Саваофа на облачном фоне, в окружении символов евангелистов. Для сюжетных композиций выбраны западноевропейские образцы. К сожалению, в результате поздних поновлений от первоначальных росписей почти ничего не осталось. Судя по наиболее сохранному образу великомученицы Варвары, мастер А.Т.Демидов стремился работать в академической манере.

Церковь эта всегда была действующая. Последний настоятель храма-митрофорный протоиерей Анатолий Коркин (1937-2012) пол-века прослуживший в этой церкви (с 1962-по 2012 гг.) и имевший немало заслуг, почестей и церковных наград, был наиболее любим в городе и среди прихожан и среди просто горожан, как добрый, мудрый и скромный пастырь, как просто светлый человек... - вечная ему память!

По материалам: С.В.Демидов, Е.В.Кудряшов "Нерехта", стр.50; "Памятники архитектуры Костромской области", 11 выпуск, стр.57-60; православная газета Нерехтского благочиния "Альфа и Омега", № 12.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  17 марта 2014

Крестовоздвиженская кладбищенская церковь каменная, построена в 1788 г. усердием граждан, окружена каменной оградой. Престолы: в главной, летней в честь Животворящего Креста Господня, в зимнем приделе во имя вмч. Димитрия Солунского. Церковный капитал в разных процентных бумагах 3614 руб. 17 коп. К церкви приписана городская общественная богадельня и детский приют.

Причт: священник и псаломщик. Причтового капитала в процентных бумагах 7980 руб. 83 коп., арендных статей, приносящих доход причту, не имеется. Помещения причта церковные, земли в использовании причта нет. План на землю, находящуюся под церковью и кладбищем, включен в план города. Прихожан приписных муж. пола 9, жен. пола 28, прихожане - призреваемые в городской богадельне и приюте.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  30 сентября 2020

Церковь Крестовоздвижения, обладающая довольно своеобразной объемной композицией, по декору типична для провинциальной архитектуры переходных форм от барокко к классицизму; в храме и трапезной сильнее выразились черты раннего классицизма, в колокольне – барокко. Ядром композиции церкви является прямоугольный в плане объем, над которым с востока возвышается световой восьмерик, а с запада колокольня. Восьмерик завершен глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой, квадратный в плане ярус колокольни – расширяющимся книзу ярусом-резонатором со шпилем. С востока примыкает широкая полукруглая апсида, с запада – пониженная относительно основного объема прямоугольная в плане трапезная с южным приделом, вносящим сильный асимметричный акцент в общую композицию. Придел со скругленным северо-восточным углом увенчан глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. Фасады здания лаконичны, а в объемах храма, трапезной и придела однородны по декору. Их охватывают полные антаблементы с несложным по профилю карнизом. Прямоугольные окна, заглубленные (за исключением восьмерика) в прямоугольные ниши, заключены в рамочные наличники. Последние соединены вверху с узкими лежачими филенками (в основных объемах) и накладными досками (в восьмерике). Ярус колокольни прорезан арочными проемами звона. В основании яруса-резонатора помещены полукруглые фронтоны, а вверху – круглые окна с лучковыми подвышениями карниза над ними. Западный притвор выделен полукруглым фронтоном и тремя главками на квадратных в сечении постаментах.


Основной прямоугольный в плане объем храма внутри разделен поперечной стеной с широким и высоким арочным проемом на две части. Пространство восточной части открывается в восьмерик, завершенный сомкнутым сводом; западная часть перекрыта крестовым сводом. В трапезной перекрытие плоское, а в южном приделе – сомкнутый свод.

В храме под многочисленными записями частично сохранилась настенная живопись, выполненная маслом в 1810 г. художником из посада Большие Соли Алексеем Тимофеевичем Демидовым. В основном объеме на боковых лотках свода изображены великомученица Варвара и Сергий Радонежский, совершающий панихиду у гроба родителей. На стенах трапезной – образа избранных святых (Александра Невского, Марии Египетской) и композиция «Снятие со креста». В своде трапезной – четыре сцены из евангельского цикла: «Воскресение», «Жены мироносицы у гроба Господня», «Явление Христа Марии Магдалине» и «Уверение апостола Фомы». На устоях арки между храмом и трапезной помещены фигуры Николая Чудотворца и преподобного Пахомия Нерехтского. На своде придела размещены четыре сцены праздников: «Покров», «Преображение», «Рождество Христово» и «Сретение». В алтаре придела на своде изображен Саваоф, на Горнем месте – Христос Вседержитель. На потолке паперти написан большой образ Саваофа на облачном фоне, в окружении символов евангелистов.

Рамы всех клейм, первоначально гризайльные, имитируют багетные обрамления картин. Первоначальная гризайльная «уборка» стен (за исключением веерной розетки на своде придела) утрачена. Роспись выполнена в характерных для времени клеймах-«картинах», для сюжетных композиций выбраны западноевропейские образцы. Судя по наиболее сохранному образу великомученицы Варвары, мастер А.Т. Демидов стремился работать в академической манере, в приглушенной цветовой гамме, добивался легкости и прозрачности письма (особенно в пейзаже).

Главный иконостас храма выполнен в стиле псевдобарокко в 3-й четв. 19 в. Плоский трехъярусный иконостас имеет девять прясел в нижнем ярусе и три прясла в верхнем. Ярусы разделены антаблементами, вертикальные членения образованы пилястрами с орнаментальными накладками. На венчающем карнизе установлен крест с живописно исполненным распятием и две обрезных иконы предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова. В нижнем ярусе над местными иконами и над боковыми входами в алтарь размещены образа праздничного чина в рамах, имеющих вид широких венков, составленных из листьев и цветов. В сени над царскими вратами в прорезном картуше помещена «Тайная вечеря». В состав картуша входят два резных херувима и голубь – символ Святого Духа. Арочные проемы боковых входов в алтарь оформлены резными драпировками. Царские врата прорезные, с крестом в створе. Мотивы резьбы – виноградная лоза с цветами и розетка в лиственно-цветочной раме. На четырех круглых клеймах изображены евангелисты, в двух клеймах арочной формы – «Благовещение». Цокольная часть нижнего яруса иконостаса обработана филенками глухой резьбы с мотивом аркады на витых колоннах. Проемы арок заполнены лиственно-цветочными орнаментами. Аналогичные мотивы присутствуют и в декоре постаментов под пилястрами. Пилястры во втором и третьем ярусах иконостаса каннелированные, с пунктирно расположенными диагональными резными накладками. Второй ярус содержит в центре образ Вседержителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей и двумя архангелами. В боковых пряслах размещены иконы апостолов, представленных попарно. Центральный образ третьего яруса – «Воскресение Христово», в боковых пряслах – «Сретение» и «Рождество Христово». Живопись икон верхнего яруса стилистически инородна по отношению к чиновым образам первого и второго ярусов, что свидетельствует о ремонте иконостаса с заменой части икон на рубеже 19–20 вв.

Капители пилястр во всех ярусах выполнены без следования какому-либо из ордеров. В нижнем ярусе пилястры скрыты накладной орнаментикой. Плоскостность конструкции, расплывчатость ордерных мотивов и поглощение барочных элементов декора лиственно-цветочными мотивами свидетельствуют, что иконостас был изготовлен на излете периода господства стиля псевдобарокко. Эклектизм ансамбля особенно заметен в сочетании с иконами, стилистически ориентированными на древнерусские образцы.

Оформление клиросов на переходе из трапезной в основной объем храма, а также придельный иконостас в неорусском стиле, исполнены в нач. 20 в. Придельный иконостас одноярусный, с семью пряслами и надставными иконами над венчающим карнизом. Прясла разделены столбцами в виде орнаментированных балясин на постаментах. Антаблемент над капителями столбцов раскрепован. Чиновые иконы имеют арочную форму, надставные иконы круглые, оформлены резными картушами. Цокольные панели прясел декорированы накладными резными плакетками. Царские врата содержат композицию «Благовещения» в двух клеймах и четыре круглых образа евангелистов. Карниз над царскими вратами имеет лучковую форму, надставной образ «Тайной вечери» увенчан крестом. Вся резная орнаментика иконостаса растительная. Хорошо прочитываются мотивы пальметт, розеток и пальмовых ветвей, виноградной лозы и крина (трилистника). Арочный проем над иконостасом оформлен фестончатым подзором сквозной резьбы с мотивом крина.

Трехпролетные ворота – выразительное сооружение малых форм в стиле классицизма с реминисценциями барокко. Высокий и широкий средний проем с полуциркульной аркой завершен ступенчатым аттиком, увенчанным тремя каменными шаровидными главками. С внешней стороны арка выделена архивольтом и клинчатым замком, аттик заслонен треугольным фронтоном с мутулами. Пониженные боковые части ворот прорезаны проходами с арками коробовых очертаний и обработаны с внешней стороны рустом. Контраст между повышенной средней частью и боковыми смягчен плавными волютами. В проемах ворот сохранились ажурные металлические решетки.

Двухэтажный дом причта, выстроенный в простейших формах позднего классицизма, представляет собой квадратный в плане объем под вальмовой кровлей. Фасады расчленены междуэтажным ступенчатым карнизом и завершены деревянным профилированным карнизом большого выноса. Прямоугольные проемы (на южном фасаде имеют, вероятно, в результате более поздних переделок лучковые перемычки) объединены в уровне подоконников полкой. В первом этаже пространство делится капитальной стеной на две половины с жилыми комнатами и кухнями, образованными тонкими перегородками.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 145; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 149; Диев М. Город Нерехта в XVIII и в первой четверти XIX века // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. XII. Кострома, 1919. С. 87, 103; Демидов С.В., Кудряшов Е.В. Нерехта. М., 1996. С. 49–50; Лит: Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 57-60. Архивные источники: Архив Свода памятников ГИИ. Кудряшов Е.В. Памятники архитектуры города Нерехты. Кострома, 1977. Рукопись. С. 65–70; ГАКО. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2892; Ф. 558. Оп. 2. Д. 157. Л. 10; ОР РНБ. Ф. 775. № 3999. Л. 27, 64.

http://svodokn.ru/object/101525045?open=true



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.