ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нерехта. Церковь Спаса Преображения.


Нерехта. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, Илии Пророка
Год постройки:1791.
Архитектор:С.А. Воротилов
Адрес:
Костромская обл., г. Нерехта, Красноармейская ул., 10

Координаты: 57.45825, 40.574017



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Владимир Изюмов
26 августа 2014
Церковь Спаса Преображения, Вид на церковь с Красноармейской улицы.<br>, Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Вид на церковь с Красноармейской улицы.
JuNe
11 февраля 2006
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Ole Lukoye
10 марта 2018
Церковь Спаса Преображения, Колокольня церкви Спаса Преображения.<br>, Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Колокольня церкви Спаса Преображения.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
16 августа 2017
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
16 августа 2017
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2015
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2015
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2015
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Игорь Стрельников
1 сентября 2014
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
JuNe
11 февраля 2006
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
JuNe
11 февраля 2006
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
JuNe
11 февраля 2006
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
JuNe
11 февраля 2006
Церковь Спаса Преображения, Иконостас нижнего храма.<br>, Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Иконостас нижнего храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
16 августа 2017
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 декабря 2011
Церковь Спаса Преображения, фото 1914 г.<br>, Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
фото 1914 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Олег Матвеев
??
Церковь Спаса Преображения, , Нерехта, Нерехтский район, Костромская область
Алексей Кротов
14 марта 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  10 декабря 2012

Церковь Преображения - яркий памятник культового зодчества, в стиле позднего барокко, эта двухэтажная каменная церковь была возведена в 1787-1791 гг. на месте Ильинской, также каменной церкви, сильно повреждённой от очередного пожара в Нерехте в 1785 году. Тогда-то и было принято решение разобрать обветшавшую церковь и построить на её месте новую. В результате спрямления улиц на месте строительства образовалась треугольная площадь, в центре которой и должен был быть воздвигнут новый храм. Учитывая большое градостроительное значение новой церкви, городской магистрат и духовное правление обратились к Большесольской ратуше с просьбой прислать в Нерехту "славного художника" и зодчего С.А.Воротилова, уже известного в городе. Просьба их была выполнена и весной 1787 года Воротилов выполняет проект и приступает к постройке церкви Преображения.

Церковь, как и Воскресенская, - в два этажа. На первом этаже устроено два престола: в честь пророка Илии и в честь Успения Богородицы, верхний храм был освящён в честь Преображения. Овальная в плане, с небольшими ризалитами по сторонам света, стройной колокольней с запада и световой ротондой в центре, она тяготеет к столичным постройкам. Довольно изящно и оформление фасадов в стиле позднего барокко. Оконные и дверные проёмы углублены в нишах и имеют строгое и выразительное убранство из тесаных профилированных карнизов и замковых камней. В решении фасадов данной церкви, в отличии от фасадов предшествующих построек Воротилова, не нашло отражение внутреннее традиционное деление помещений на трапезную, притвор и центр храма. Не вызывает сомнения лишь место расположения алтаря в восточной части. С запада, на уровне первого этажа, находятся два входа - в нижний храм и на широкую белокаменную лестницу, ведущую в верхний летний храм. Здесь же и винтовая лестница на колокольню с самостоятельным выходом на второй этаж. Интерьер зимнего храма с невысокими коробовыми сводами, опирающимися на квадратный столп в центре, создаёт ощущения уюта и домашнего спокойствия, верхняя же церковь полна воздуха и света, благодаря высоким сводам и расположенным в два света окнам. Особую праздничность верхнему храму придавали росписи стен и иконостас, который был утерян, а вот росписи, в основном сохранившиеся под поздними побелками и закрасками, были частично отреставрированы в 1990-х - начале 2000-х годов. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х годов. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции - "Жертвоприношение Иакова" и "Моление о чаше".

В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода - скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном - "Прозрение Савла". На боковых лотках свода трапезной помещены многофигурные клейма: "Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке" (на северном) и композиция "Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное" (на южном). Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах. Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к нач.20 в. В своде алтаря написана Троица в иконографии "Отечество", а на стенах - "Распятие" и "Положение во гроб". На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвящённые Илье Пророку, а в южной - житию Богородицы. На боковых гранях столба в арочных клеймах представлены образа избранных святых; на западной стене к северу от входа-композиция "Воскресение Христово"...

В 1898 г. церковная территория была окружена оградой с воротами. В советское время были разобраны завершение храма и верхний ярус колокольни, снесена ограда. В 1988-1991 гг. церковь была отреставрирована, а ограда воссоздана по проекту архитектора ЦНРПМ С.В.Демидова. Кирпичные стены здания отштукатурены и окрашены на фасадах в два цвета с выделением декора побелкой.

Церковь на сегодняшний день действующая, расположена на пересечении улиц Нижегородской, Нерехтской и Ильинской.

По материалам: С.В.Демидов, Е.В.Кудряшов "Нерехта", стр.47-49; "Памятники архитектуры Костромской области", 11 выпуск, стр.74-77


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 марта 2014

Преображенская церковь каменная, двухэтажная, с колокольнею каменной, построена в 1791 г. усердием прихожан и граждан города, обнесена каменной оградой. Престолов три: в летней верхней - Преображения Господня, в зимней нижней - Успения Пресвятой Богородицы и пророка Илии.

Причт: священник, псаломщик. Казенное жалование священнику 298 руб. и псаломщику 98 руб. Причтовый капитал 4358 руб. 32 коп., аренды с неудобной земли, отдаваемой под постройку частных домов, получает 12 руб. на причт. Причтовые помещения церковные, земли, кроме указанной выше и находящейся под церковью и ее домами, всего 408 кв. сажень, нет. План и межевая книга на последнюю землю есть.

Прихожан муж. пола 99, жен. пола 104; приход торговый и фабричный, все живут в г. Нерехте.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.


Марина Зуйкова  30 сентября 2020

Церковь расположена на небольшой треугольной площади, образованной на пересечении улиц Красноармейской, Нерехтской и Розы Люксембург. План церкви, необычный для культовых зданий, имеет форму вытянутого по продольной оси прямоугольника с плавно скругленными углами и обогащен легкими ризалитами на продольных и торцовых фасадах. Над кровлей, объединяющей нерасчлененный двухэтажный объем, возвышается одноглавый восьмерик храма, завершенный граненым куполом (он сдвинут к востоку от поперечной оси здания), и легкий четверик верхнего яруса колокольни с крутой барочной кровлей, несущей четырехгранный барабан с высоким шпилем.

Фасады опоясаны невысоким гладким цоколем. Первый этаж с рядом прямоугольных проемов отделен от второго, двусветного (окна второго света близки квадрату), трехчастным антаблементом, гладкому фризу которого вторит такая же гладкая лента в основании стен второго этажа. Профилированный карниз венчающего антаблемента дополнен рядом мелких сухариков. Торцовые ризалиты акцентированы треугольными фронтонами. Проемы размещены строго по осям: четыре оси проемов расположены в ризалитах протяженных фасадов, по одной – на торцовых ризалитах и по две – на скруглениях углов. Принцип оформления окон един для всего здания: они помещены в неглубоких прямоугольных нишах, проемы, подчеркнутые вдавленными рамками, заключены в гладкие рамочные наличники с лежачими прямоугольными досками под профилированными подоконниками и маленькими трехчастными замками в перемычке и украшены профилированными сандриками на П-образных накладных досках. В верхнем этаже проемы первого и второго света объединены общей вертикальной нишей. Окна храмового восьмерика также расположены в прямоугольных нишах, но они имеют арочную форму и заключены в наличники с профилированными архивольтами, опирающимися на узкие пилястры. Карниз восьмерика украшен мелкими сухариками. Ярус звона колокольни, поставленный на филенчатом постаменте, прорезан арками. Колонны, врезанные в углы объема, поддерживают раскреповки профилированного антаблемента с сухариками в карнизе. Круглые люкарны в основании кровли имеют фигурные обрамления барочного характера, а венчающий барабан под шпилем декорирован пластичными наличниками маленьких окошек в основных гранях и волютообразными пилястрами на срезанных углах.

Вход на первый этаж расположен в южном скруглении притвора, а на второй – в западном торцовом ризалите. Притвор на первом этаже разделен на несколько помещений: в его средней части размещена каменная парадная лестница, по дуге поднимающаяся на второй этаж, а южнее нее – винтовая лестница к звону колокольни. Ризница, расположенная севернее парадной лестницы, перекрыта полулотковым сводом, а южное помещение перед входом в трапезную – сомкнутым. Невысокие, поперечно ориентированные и равные по площади помещения храма и трапезной разделены подпружными арками, переброшенными к боковым стенам от столба, чуть сдвинутого от центра к северу. И храм, и трапезная перекрыты поперечными лотковыми сводами, усложненными распалубками, идущими от подпружных арок и от восточной стены. В единое пространство алтаря, объединяющего два престола (он перекрыт коробовым сводом с переломами в торцах), ведут арочные проемы: один широкий связывает храм с северным Ильинским приделом и три узких – с южным Успенским. На втором этаже площадка парадной лестницы имеет крестовый свод, а ячейки по ее сторонам – крестовый (северная) и коробовый с переломом (южная). Трапезная, как и в первом этаже перекрытая перечным лотковым сводом, связана с храмом широкой аркой. В лотковый свод храма врезан восьмерик на плоских тромпах, завершенный восьмилотковым сводом. Три арки (средняя более широкая) связывают храм с алтарем, завершенным конхой.

В верхнем (Преображенском) храме стены и свод окрашены в голубой цвет. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х гг. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции – «Жертвоприношение Иакова» и «Моление о чаше». В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода – скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном – «Прозрение Савла». На боковых лотках свода трапезной, в средней части расписанного розетками в кессонах, помещены многофигурные клейма: «Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке» (на северном) и композиция, иллюстрирующая текст «Покайтеся, ибо приблизилось царствие небесное» (на южном). Цветовая гамма приглушенная, серовато-коричневатая, с включениями красных, синих и зеленых цветов. Обрамления сюжетных композиций имитируют багетные рамы. В простенках окон изображены колонны коринфского ордера, а выше них – фигурные консоли. Основания сводов и восьмерика отмечены перспективными карнизами. Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах (в этой части роспись поновлялась в нач. 20 в.).

Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к нач. 20 в. В своде алтаря написана Троица в иконографии «Отечество», а на стенах – «Распятие» и «Положение во гроб». На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвященные Илье Пророку, а в южной – житию Богоматери. На боковых гранях столба в арочных клеймах и в сводах арок представлены образа избранных святых в медальонах; на западной стене к северу от входа – композиция «Воскресения Христово». В основании сводов в гризайльной манере написан профилированный карниз. Рамы сюжетных клейм на сводах увенчаны кокошниками с херувимами.

Два одноярусных иконостаса в первом этаже храма, соответствующих двум приделам, поставлены встык. Они исполнены в недавнее время с использованием конструктивной основы и элементов сер. 19 в., видимо, сохранившихся от ранее существовавших иконостасов. Северный, с гладкоствольными колоннами, фланкирующими царские врата, оформлен в стиле позднего классицизма, южный – в формах псевдобарокко. Его царские врата с размещенными по сторонам витыми колоннами, украшенными цветочными гирляндами, помещены в скругленном ризалите, а фриз в антаблементе декорирован рельефом с цветочными гирляндами, резанным по левкасу.

Ограда с воротами, 1898 г. Ограда, характерная для времени эклектики, имеет вид металлической сетки с диагональными квадратными ячейками, укрепленной в четырехгранных кирпичных оштукатуренных столбах, понизу связанных невысоким цоколем и завершенных четырехскатными кровельками. Ворота представляют собой кирпичную оштукатуренную арку, переброшенную между двумя прямоугольными в сечении пилонами, которые прорезаны проемами калиток с лучковыми перемычками. Единственным украшением ворот служит несложный венчающий карниз. Полотнища металлических створок ворот и калитки, увенчанных крестами, также выполнены в виде диагональной решетки, дополненной внизу широкой каймой из волютообразных прутьев.

http://svodokn.ru/object/101513659?open=true



Комментарии и обсуждение


Черно-белое предпоследнее фото помещенные Олегом Матвеевым датируются 1914 годом (700-летие Нерехты). Дата указана на открытке