Город Чаплыгин когда-то был селом Слободским. Оно возникло в 1638 году и к концу столетия уже было довольно большим: здесь насчитывалось не менее ста дворов. Разумеется, имелась в селе и церковь - деревянная, освящённая во имя Михаила Архангела, предшественница Троицкого собора. В 1781 году Екатерина II даровала ему статус уездного города, названного Раненбургом, после чего Архангельский храм приобрёл соборный статус. Церковь со временем обветшала и уже не соответствовала представлениям раненбуржцев о том, каким должен быть городской собор. И это несмотря на его немалые размеры, а "великость" церкви отмечал посещавший Раненбург А.Т. Болотов, да и штатное расписание 1800 года говорит само за себя: при храме тогда числились настоятель-протоирей, два священника, два диакона, два дьячка, два пономаря и два сторожа.
История каменного Троицкого собора началась в 1806 году с прошения, отправленного архиепископу Рязанскому Амвросию (Яковлеву-Орлину) и подписанного настоятелем Архангельского собора отцом Исидором (Дмитриевым) и купцом Матвеем Павловым. Речь в нём шла о том, что в Раненбурге, во-первых, есть потребность в большом каменном соборе и, во-вторых, есть благотворители, согласные обеспечить средствами его строительство. Проект храма тогда уже был готов - просители приложили этот документ к своему обращению. Об авторстве этого проекта ведутся споры. В сущности, в них фигурируют лишь две фамилии - рязанского губернского архитектора в 1782-1806 годах И.Г. Сулакадзева и А.Н. Воронихина, знаменитого создателя Казанского собора в Петербурге. Большинство исследователей, опираясь на стилистические особенности постройки и некоторые косвенные свидетельства, склоняются в пользу Воронихина, который как раз в 1805 году занимался зданием минеральных ванн на недавно основанном в Липецке курорте. Предполагается, что к нему и обратились инициаторы строительства каменного собора в Раненбурге.
Владыка без промедления утвердил представленный проект, и работа закипела: новый собор возводили рядом с деревянным предшественником - на расстоянии не более пяти метров от него. К 1810 году двухэтажное здание было выведено под верхний карниз, но тут случилась беда - страшный пожар, в котором погибло 185 дворов! Погорельцам требовалась помощь, и поступление средств на строительство храма прекратилось. А потом грянула Отечественная война 1812 года. Лишь осенью 1818 года в нижнем храме освятили престол во имя Михаила Архангела: в память о деревянном предшественнике. Имелись тут и два придела: преподобного Антония Великого и Собора Иоанна Предтечи. В документах того времени собор ещё именуется Архангельским. Устроение же верхней церкви сильно затянулось. В описании 1825 года упоминается о работах по установке здесь "великолепного" иконостаса. Клировая ведомость 1835 года свидетельствует, что к тому времени верхний Троицкий престол, числящийся главным, был освящён: произошло это, таким образом, в период 1825-1835 годов. Точная дата этого события до сих пор не выявлена.
Колокольня собору досталась в наследство от деревянной Архангельской церкви. Любопытно: церковь-то была деревянной, а колокольнею её снабдили - видимо, в уважение к её соборному статусу - каменною. Однако колокольня эта совершенно не соответствовала торжественному внешнему облику каменного соборного храма. Более того: как указывается в очередном прошении, отправленном весной 1837 года из Рязани в Святейший Синод, стояла она "не на своём месте, то есть не против западных дверей собора, а уклонялась в левую от оных сторону и против собора низка, притом приходит в ветхость". Проект новой колокольни с небольшой трапезной, соединявшей её с основной частью храма, был готов в 1836 году - подписали его А.Е. Биндеман и Н.Н. Воронихин. Строили колокольню долго. Окончили её по одним сведениям, в 1848 году, по другим - в 1850 году. Шпиль её вознёсся над городом на 72 метра.
В 1914 году в храме появилось электрическое освещение. Оборудование для него (включая пятьдесят электрических лампочек) безвозмездно поставил Н. М. Мазаев, один из тогдашних владельцев Раненбургской электрической станции. Состояние собора в начале ХХ века не могло не радовать - ухоженные фасады, свежевыкрашенная кровля, изумительный по звону набор колоколов (самый крупный из них весил аж 560 пудов!), аккуратная ограда, часовня, воздвигнутая в 1869 году на месте давно разобранного деревянного Архангельского храма... Вскоре всему этому пришёл конец.
Троицкий собор был упразднён большевиками в 1931 году. В здании разместили склад швейной фабрики, в колокольне продавали керосин. Во время хрущёвских гонений на Церковь собор хотели снести, для чего в 1961 году его исключили из перечня памятников культуры, подлежащих охране. Была даже совершена попытка свалить шпиль колокольни, но он лишь погнулся. В 1971 году Троицкий собор вновь был официально признан памятником истории и культуры республиканского значения. В середине 1980-х годов в него пришли реставраторы. А в 1989 году соборный храм был возвращён верующим.
Глядя на архитектуру собора не трудно заметить, что все пять глав - чашеобразной формы. Боковые - меньших размеров; они установлены на световые барабаны со сферическими куполами. Устройство центральной главы - похожее; отличия - лишь в размерах, в том, что она поставлена на малый барабан, "вырастающий" из купола, и в типе окон: в центральном барабане они являются итальянскими, то есть тройными. Боковые купола выкрашены в зелёный цвет, что вполне логично: зелёный цвет - цвет Святого Духа и праздника Святой Троицы. Базовые элементы внешней декорировки - колонны портиков и руст, украшающий первый этаж и углы основного четверика. К декорировке можно отнести и цветные стёкла ряда окон, делающие необыкновенно изысканную игру света внутри храма. Абсолютно белые стены - решение новейшего времени; до революции они были жёлтыми с выделением белым цветом колонн и карнизов, что более соответствовало правилам классицизма. Алтарная часть Троицкого собора не выделена привычными нам апсидами, она представляет собой ризалит, такие же ризалиты присутствуют с юга и севера. Вообще говоря, это нередкая среди классицистических храмов особенность. Фасады всех трёх ризалитов практически идентичны (по сути это портики, увенчанные фронтонами), алтарная часть отличается лишь большой глубиной, что позволило прорезать в ней окна не только с востока, но и с боков. Четырёхъярусная колокольня с металлическим шпилем поднимается на 72 метра. Нижние три яруса - квадратные в плане с уменьшающейся в высоту площадью, четвёртый ярус - неправильной круглой формы, в сущности квадрат со скруглёнными краями. Два нижних яруса украшены трёхчетвертными колонками тосканского и ионического ордеров, третий пилястрами. Два средних яруса - сквозные, с арочными проёмами, верхний ярус - глухой, но с люкарнами, расположенными по сторонам света.
Троицкий собор представляет собой двухэтажный четырёхстолпный храм с квадратным в сечении основным объёмом, небольшой трапезной и четырёхъярусной со шпилем колокольней. Возведён на фундаменте, устроенном из бутового камня. Ныне имеет два престола: один в верхней церкви и один в нижней. До революции престолов было четыре. Толщина стен превышает два метра. Длина здания - почти 40 метров, ширина - около 34 метров. Основная богослужебная жизнь в Троицком соборе совершается в верхней церкви - собственно Троицкой. Вход туда осуществляется через нижний ярус колокольни - вверх ведёт каменная лестница. В притворе - церковная лавка, далее - небольшая трапезная, далее двери в храм. На втором этаже необыкновенно светло - на окна, разнообразных форм и размеров, автор проекта собора не поскупился. В верхней церкви они расположены в два ряда. В нижнем ряду огромные трёхчастные итальянские окна прорезаны в середине внешних портиков, а также слева и справа по фасадам. Выше, в нишах портиков - полуциркульные окна, тоже трёхчастные; справа и слева от них по фасадам ещё окна - обычные, прямоугольные. Световые барабаны - как угловые, так и центральный, - являются открытыми, то есть добавляют освещённости. В центральном барабане - восемь итальянских окон, в угловых - по четыре, последние снабжены полуциркульными завершениями. Внутреннее пространство верхней церкви выполнено в виде креста - с четырьмя мощными крестчатыми столпами, соединёнными меж собой большими арочными проёмами, а со стенами чуть меньшими.
Иконостас, благодаря особенностям своей конструкции и цветовому решению, выглядит очень лёгким, словно парящим, в нём вообще не ощущается материальной тяжести. До революции, он был несколько иным. Тогдашний иконостас: " в виде триумфальных врат с двумя арками - одна над другою, поддерживаемыми осьмью колонками коринфского ордера, отделанными под мрамор, с золочёными капителями и базисами". Ивестны и его размеры - более десяти метров в высоту и почти двадцать метров в ширину. Нижняя церковь составляет яркий контраст верхней - она, со своими низкими крестовыми сводами, "приземиста", отчего её столпы кажутся более мощными, нежели верхние. Сплошная роспись столпов, стен и сводов, цветовую гамму которой задают охристые и зелёные тона, вкупе со всем остальным сообщает помещению если не "катакомбный" характер, то во всяком случае определённую загадочность. Иконостас здесь, как нетрудно догадаться, небольшой, одноярусный.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №188, 2016 г.