Едва ли в Долгоруковском районе и сейчас есть более величественное сооружение, чем эта церковь. Колокольня имеет 4 яруса, и взметнулась на высоту более 27 м, а еще более высокой кажется потому, что расположена на высоком холме. Специалисты, видевшие храм, утверждают, что его создатель имел непосредственное отношение к архитектурной школе великого В.В. Растрелли. Но, к сожалению, имя автора проекта до сих пор не известно.
Строительство храма началось приблизительно в 1790 г., на средства бригадира от кавалерии, участника русско-турецких войн конца XVIII века Петра Андриановича Позднякова, владельца села Поздняково (ныне Ново-Троицкое). При его жизни церковь не была построена - заложили лишь фундамент. Освящена была церковь и начала действовать в 1817 году. Под церковью были обширные подвалы и два склепа. В одном из них и был захоронен П.А. Поздняков. К сожалению, в 1944 г. замурованный склеп был вскрыт детьми. Дубовый гроб висел посреди богато оборудованного помещения на цепях, вделанных в потолок. По воспоминаниям очевидцев, в гробу лежали останки Позднякова, одетого в кавалерийский мундир. Когда верующие села узнали об этом, дети были наказаны, вещи вернули обратно и засыпали вход в склеп камнями.
Примечателен тот факт, что при строительстве церкви использовались турецкие военнопленные.
Новотроицкая церковь является не только образцом архитектуры, но и памятником церковного зодчества. И церковь, и колокольня окружены колоннами, поддерживающими небольшие портики.
Ворота были украшены рисунками на библейские темы и скреплены железной решеткой. От барского дома до ворот вела длинная осиновая аллея. Здесь же, недалеко от церковных стен, сохранились остатки небольшого кладбища для знатных жителей села и священников. В самой церкви имелось два алтаря, множество икон, отделанных серебром и позолотой, стены и пол были выложены мозаикой.
Первым священником церкви был отец Петр Семенович Мезенцев. Он был священником около 30 лет, до 1911 года. В памяти сельчан сохранилось много фактов об этом священнослужителе. Отец Петр был высок, силен, хорош собой и имел прекрасный голос. Кроме богослужения он занимался историей и собрал немало сведений об основателях села и жизни селян.
В годы Великой Отечественной войны церковь была предана огню своими же войсками, которые не хотели оставлять ее врагу. Однако многие иконы были спасены местными жителями. В годы войны Новотроицкая церковь стала свидетелем мужества и героизма русских женщин. Немецкие войска загнали в храм наших пленных, разрешив сельским женщинам приносить для них картошку на еду. А те вместе с картошкой, рискуя жизнью, проносили одежду. Пленные переодевались в женские платья и выходили с ведрами, чтобы бежать из плена. Может быть, именно святые стены и милость божья позволили осуществиться этим смелым затеям.
Использован материал из статьи: Павел Гольцов "И у церквей бывают судьбы…"