ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кирсанов. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор


Кирсанов. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:1820.
Год утраты:1950
Адрес:
Тамбовская область, город Кирсанов, улица Красноармейская

Координаты: 52.650943, 42.723175





Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1 мая 1926 года.<br>, Кирсанов, Кирсановский район и г. Кирсанов, Тамбовская область
1 мая 1926 года.
Алексей Кротов
1 мая 1926
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Источник:http://www.grad-kirsanov.ru/view.php?img=2310<br>, Кирсанов, Кирсановский район и г. Кирсанов, Тамбовская область
Источник:http://www.grad-kirsanov.ru/view.php?img=2310
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1909



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  7 марта 2019

Старожилы города с грустью вспоминают о том, что на месте, которое сейчас находится между Центром досуга "Золотой витязь" и новым многоэтажным домом, расположенным на углу улиц Рабоче-Крестьянская и Красноармейская, раньше возвышался Успенский собор. В 2000 году здесь был установлен закладной камень, а через несколько лет начались строительные работы по возведению нового собора.

"От подъема в город мимо станции идет главная и почти единственная улица Кирсанова с собором...", - писал в 1869 году один путешественник. Величественная громада - Успенский собор - был главным архитектурным памятником Кирсанова. Каменное здание построили в 1820 году при самом активном участии протоиерея Василия Трескина. Раньше на этом месте стоял другой храм: перевезенная из города Керенска деревянная церковь, сгоревшая в 1774 году.

С 30-х годов 19 века роль местного купечества в деле строительства храмов была преобладающей. Наиболее активными здесь были купцы В. С. Сосульников и Ф. Зотов, между которыми даже существовало некоторое соперничество. Так, прихожане собора во главе с Зотовым, который был к тому же соборным церковным старостой, подали в 1860 году в Духовную Консисторию прошение о расширении трапезной при соборе. В 1851-1852 гг. рядом с Успенским собором, в многолюдном месте - на базарной площади - купец В. С. Сосульников возвел каменную Ильинскую церковь с приделами в честь святых Митрофания Воронежского и Василия Великого. Не все современники одобряли это строительство, указывая на недостатки: "Во-первых, тесна, во-вторых, темна, в-третьих, сыра". Причина - "от дурных материалов, из коих она устроена Сосульниковым". Однако, в отличие от собора, храм этот отапливался, и здесь совершали богослужение зимой. Сосульников "с приближенными к нему людьми просит разрешить расширить Ильинскую церковь, пристроив часовню и богадельню, открыв отдельный приход". Начальство разрешило Зотову расширить трапезную (все работы закончились к 1862 г.), а в перестройке Ильинской церкви отказало. Однако приход Ильинской церкви был открыт.

Во второй половине XIX в. горожане решили обновить Успенский собор. Оплаченные купцом Н. В. Апоницким работы завершились к 1885 году. Обновленный храм освятил тамбовский епископ Виталий (Иосифов). Собор впечатлял своими размерами. К пятиглавой церкви, с главным престолом Успения Божией Матери и приделами в честь святителя Николая и Архистратига Божия Михаила, примыкала трапезная. В ней также было два престола: иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" и праведного Симеона Богоприимца. На высокой трехъярусной колокольне размещалось девять колоколов, звон которых разносился на многие версты от города. На Пасху разрешалось звонить в колокола, но язык громадного центрального колокола был настолько тяжел, что его трудно было раскачать. Под этим колоколом свободно размещалось 5-6 человек. Внутри собор "весь горел золотом", а 112 окон позволяли свету заполнить все пространство храма, вмешавшего до 5000 человек. Отапливался храм двумя печами. Содержался за счет приношений прихожан и от доходов, которые давала гостиница, два магазина, две лавки, чайная и булочная.

Под знаменем борьбы с религией уничтожались памятники архитектуры, сжигались бесценные произведения иконописи, церковные книги. Не избежали такой участи и церкви Кирсанова. С ужасом и болью в сердце смотрели люди, как растесывали кирпич амбразуры верхнего яруса Успенского собора, чтобы протолкнуть через проем и сбросить колокол. На мелкие куски раскололся при падении на каменные плиты этот громадный колокол, мощный голос которого много десятилетий звучал над городом и его окрестностями. Службы в городском соборе прекратились в 1930 году. Но он еще долгое время использовался как склад и зернохранилище, а во время войны в соборе располагался военный склад. Ильинскую церковь разрушили в 1937 году. Очень символично, что кирпич использовали на постамент памятника В. И. Ленину, который сначала располагался в центре нынешнего мемориала, посвященного павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, а сейчас перенесен к зданию администрации города.

Успенский собор в 1947 году был огорожен грубым забором из досок, в нем располагалась автоколонна. Потом для создания лесозащитной станции потребовался кирпич. Есть сведения о том, что местные коммунистические власти, пытаясь убедить Москву в недолговечности собора, сделали фотографии собора с нарисованными черными полосами. Была сфабрикована фотография, где на стене была видна трещина. "Аварийность" таким образом, была доказана. И хотя здание было в прекрасном состоянии, и сносу не подлежало, по разрешению вышестоящего начальства в 1950 году собор был взорван. Ни одного целого кирпича от него не осталось. Получившийся щебень использовали для трамбовки площадки автоколонны. Наши современники могут представить внешний облик храма только по фотографиям и рассказам очевидцев.

Житель города Ю. П. Медведев вспоминает:
- Я сам тогда еще ученик 1 класса, был свидетелем того, как эту красоту сгубили. Делали желоба деревянные для того, чтобы кирпич по ним спускать. Но ничего путного из этого не получилось. Кирпич выламывали или целыми блоками, или по несколько штук. При этом он ломался по середине, а не по шву. И потому со всего громадного собора кирпича хватило лишь на то, чтобы построить в те годы Марьинскую МТС. Рядом с руинами собора устроили пионерский сквер, который долгое время служил местом отдыха горожан. Сейчас здесь построен многоэтажный дом. Долгое время была целая сторожка, примыкавшая к собору. В ней помещался районный Дом пионеров, но потом и его разрушили. Мы, мальчишки, в те годы часто бегали по развалинам собора, находили там медные монеты, лазали в подземный ход. Конечно, тогда о том, что был стерт с лица земля один из лучших в Кирсанове не только исторический, но и культурный памятник, мы не думали.

Из воспоминаний бывшего сотрудника Кирсановского краеведческого музея Т. С. Перебора: "Строился собор по чертежам знаменитого архитектора Растрелли. Стоял он на самом высоком месте Кирсанова». Многие годы являлся хорошим другом музея Игорь Леонидович Солнцев. По своей памяти и фотографии он воссоздал макет Успенского собора из спичек. Его изделие до сих пор хранится и радует глаз посетителей музея. А с каким интересом, еще при жизни, он рассказывал о своем мастерстве, о том, как по памяти воспроизводил внутренний и внешний облик храма!

Н. Захарова, научный сотрудник Кирсановского музея. http://kirsanov-web.ru/istoriya/kirsanovskiie-uspenskiie-sobor.html


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  8 января 2024

Во второй половине XIX в. горожане решили обновить Успенский собор. Оплаченные купцом Н. В. Апоницким работы завершились к 1885 году. Обновленный храм освятил тамбовский епископ Виталий (Иосифов).

Собор впечатлял своими размерами. К пятиглавой церкви, с главным престолом Успения Божией Матери и приделами в честь святителя Николая и Архистратига Божия Михаила, примыкала трапезная. В ней также было два престола: иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" и праведного Симеона Богоприимца.

Одной из главных святынь собора была икона Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, привезенная из г.Керенска вместе с купленной там деревянной Успенской церковью. Она все время пребывала в ней. Первые известия об этой иконе относятся к 1800 году. 18 марта в церковь с целью ограбления проник мещанин Петр Курилов. Когда грабитель набрал множество церковных вещей, взор его упал на икону Скорбящей Божией Матери. Увидев на главе Богородицы серебряный венец, он протянул к нему руку, но тут же получил несколько сильных ударов и неведомой силой был отброшен от святыни. Сильно испугавшись, вор бросил всю добычу и убежал. Со временем икона преображалась и становилась все краше. Так однажды, один кирсановский горожанин, пораженный неизлечимой болезнью, обратился с мольбой к Богородице перед этой иконой. После того, как отслужили молебен, он почувствовал, что исцелен. В благодарность за эту помощь исцелившийся обложил икону серебряной ризой в золотых венцах. И еще не раз жители получали помощь через чтимую икону Богородицы. 

На высокой трехъярусной колокольне размещалось девять колоколов, звон которых разносился на многие версты от города. На Пасху разрешалось звонить в колокола, но язык громадного центрального колокола был настолько тяжел, что его трудно было раскачать. Под этим колоколом свободно размещалось 5-6 человек. Внутри собор "весь горел золотом", а 112 окон позволяли свету заполнить все пространство храма, вмешавшего до 5000 человек. Отапливался храм двумя печами. Содержался за счет приношений прихожан и от доходов, которые давала гостиница, два магазина, две лавки, чайная и булочная.

Все 70 лет своего существования коммунистическая власть, осуществляя борьбу с религией, ведя антирелигиозную пропаганду, заявляла, что в новом советском обществе религия отомрет сама собой, благодаря просвещению и распространению передовых знаний о мире и человеке. Однако с самого начала и до ее последних дней, власть была вынуждена оказывать различные формы внешнего давления и преследования по отношению к религиозным организациям, стремясь к их полному уничтожению. Именно в это время по стране прокатилась волна варварского разрушения культовых зданий. Под знаменем борьбы с религией уничтожались памятники архитектуры, сжигались бесценные произведения иконописи, церковные книги. Не избежали такой участи и церкви Кирсанова.

С ужасом и болью в сердце смотрели люди, как растесывали кирпич амбразуры верхнего яруса Успенского собора, чтобы протолкнуть через проем и сбросить колокол. На мелкие куски раскололся при падении на каменные плиты этот громадный колокол, мощный голос которого много десятилетий звучал над городом и его окрестностями. Службы в городском соборе прекратились в 1930 году. Но он еще долгое время использовался как склад и зернохранилище, а во время войны в соборе располагался военный склад. Ильинскую церковь разрушили в 1937 году. Очень символично, что кирпич использовали на постамент памятника В. И. Ленину, который сначала располагался в центре нынешнего мемориала, посвященного павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, а сейчас перенесен к зданию администрации города. Успенский собор в 1947 году был огорожен грубым забором из досок, в нем располагалась автоколонна. Потом для создания лесозащитной станции потребовался кирпич.

Есть сведения о том, что местные коммунистические власти, пытаясь убедить Москву в недолговечности собора, сделали фотографии собора с нарисованными черными полосами. Была сфабрикована фотография, где на стене была видна трещина. "Аварийность" таким образом, была доказана. И хотя здание было в прекрасном состоянии, и сносу не подлежало, по разрешению вышестоящего начальства в 1950 году собор был взорван. Ни одного целого кирпича от него не осталось. Получившийся щебень использовали для трамбовки площадки автоколонны. Наши современники могут представить внешний облик храма только по фотографиям и рассказам очевидцев.

По материалам: Н. Захарова, научный сотрудник Кирсановского музея, http://kirsanov-web.ru/istoriya/kirsanovskiie-uspenskiie-sobor.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.