ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лазания. Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас).


Лазания. Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас)
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Кипр, Никосия, Лазания

Координаты: 34.940255, 33.189464
Проезд: 1. Из Никосии на юг через деревни Kato Deftera, Pera, Kampia и далее мимо Kapedes.
2. Из Ларнаки — свернуть с автомагистрали Ларнака — Никосия в направлении Agia Varvara, Mathiatis. Kataliontas, Kampia и далее мимо Apedes.
3. Из Лимассола – свернуть с трассы Лимассол — Ларнака на деревни G ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда
1. Из Никосии на юг через деревни Kato Deftera, Pera, Kampia и далее мимо Kapedes.
2. Из Ларнаки — свернуть с автомагистрали Ларнака — Никосия в направлении Agia Varvara, Mathiatis. Kataliontas, Kampia и далее мимо Apedes.
3. Из Лимассола – свернуть с трассы Лимассол — Ларнака на деревни Germasogeia через Akrounta, Arakapas, Sykopetra, Palaichori, Apliki, затем на Kalo Chorio и деревню Gourri.




Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), Монастырь Божией Матери Махераса. Общий вид<br>, Лазания, Никосия, Кипр
Монастырь Божией Матери Махераса. Общий вид
Сергей Аванесов
22 июля 2013
Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), Монастырь Божией Матери Махераса. Общий вид в ландшафте<br>, Лазания, Никосия, Кипр
Монастырь Божией Матери Махераса. Общий вид в ландшафте
Сергей Аванесов
22 июля 2013
Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), , Лазания, Никосия, Кипр
Силантьевы C&Т
2 августа 2008
Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), Общий вид<br>, Лазания, Никосия, Кипр
Общий вид
Силантьевы C&Т
2 августа 2008
Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), Общий вид<br>, Лазания, Никосия, Кипр
Общий вид
Силантьевы C&Т
2 августа 2008
Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), Часовня святого Георгия<br>, Лазания, Никосия, Кипр
Часовня святого Георгия
Силантьевы C&Т
2 августа 2008
Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), Часовня Рождества Христова<br>, Лазания, Никосия, Кипр
Часовня Рождества Христова
Силантьевы C&Т
2 августа 2008
Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), , Лазания, Никосия, Кипр
Илья Смирнов
21 ноября 2018
Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), Вкладной крест<br>, Лазания, Никосия, Кипр
Вкладной крест
Сергей Аванесов
22 июля 2013
Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас), , Лазания, Никосия, Кипр
Natalia V
15 июля 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 25 января 2013
Монастырь Богоматери Махераса - один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре. Он был основан в последние годы XII столетия. Монастырь окружен прекрасными лесами земель Махераса в Троодосе, по направлению к Никосии. Он находится в нескольких шагах от деревни Лазания и горы Киония, которая так же известна, как гора Махераса, вершина которой находится на высоте 1423 метра. Эта местность располагается к югу от монастыря. Сам же монастырь построен на высоте 870 метров над уровнем моря и до него можно добраться, пройдя через деревню Капедис. Трехнефовая церковь, сохранившаяся до наших дней. Была построена между 1892 -1900, заменив собой прежнюю, сожженную до тла. Вырезанный из дерева иконостас относится 1919 году. Церковь окружена различными службами, принадлежавшими монастырю. Весь комплекс занимал собой квадратную площадь. Вышеупомянутые службы были построены после 1892 года. Крытые монастырские аркады достигают 19 метров в высоту и были построены в 1900 году. Чудотворная икона Богоматери Махераса считается одной из 70-ти аналогичных икон, написанных Лукой-Евангелистом. Икона была доставлена на Кипр неизвестным отшельником тайно из Малой Азии во время правления иконоборцев между VII и IX. Этот неизвестный отшельник искал укрытия в горах Махерас, где он нашел пристанище. После его смерти, икона оставалась там вплоть до пришествия отшельников Неофита и Игнатия, примерно в 1145 году. Божественное провидение открыло им вход в пещеру, скрытый кустами. По легенде по воле провидения у них в руках оказался нож, которым они должны были срезать кусты, чтобы добыть икону. Таким образом, икона получила название "Махериотисса" (*махери"-нож) или, она известна под более распространенным названием Богоматерь Махерас. Монастырь несущий то же название был выстроен на том самом месте, где была найдена икона. Эпитет "Махеоас", который был дан иконе Богоматери, также относится к горе и окружающим землям. Монастырь Богоматери Махераса является одним из трех ставропигийских монастырей на Кипре. Первоначально монастырь использовали как небольшое убежище. Неофит и Игнатий были первыми монахами, населявшими это место. После смерти Неофита, другой старец по имени Проколий делил убежище с Игнатием. Примерно в 1172 году двое монахов посетили Константинополь и попросили о поддержке императора Мануила Комнина выдавать им в год по 50 монет для возведения на горе монастыря. По возвращении два монаха построили часовню в честь Богородицы и кельи для монахов. По завершении -. строительства монастыря -умирает монах Прокопий, оставляя Игнатия и двух других монахов, пришедших в скит. После смерти Игратия отцом-настоятелем монастыря становится Нил. Он построил церковь, увеличил количество монашеских келий и возвел стены для ограждения территории. Позднее по сохранившимся данным количество монахов, проживавших в этом монастыре стало очень большим. Они были пастухами, фермерами, пекарями, виноделами, медниками, пахарями и т.д. После Нила стал Иоаким. Мы не располагаем информацией о судьбе монастыря вплоть до 1231 года. В 1340 королева Алисия, жена короля Франка Хуго IV, была исцелена после того, как уверовала в святое распятие. Согласно летописцу Леонтию Махерасу, тремя годами ранее в 1337 году, Алисия была наказана Богоматерью за то, что ворвалась в монастырь и зашла в церковное святилище. В 1385 году король Джеймс I провел 39 дней в монастыре вместе во своей женой Элоизой. В 1393 году, когда на Кипре распространилась эпидемия чумы, король Джеймс, его жена и двор вновь на долгое время расположились в монастыре. Согласно надписи, сделанной на камне, монастырь Махерас был полностью уничтожен в 1530 году пожаром и спасена была только икона Божьей Матери. Это происшествие положило начало великому пробелу в судьбе монастыря, последующие сведения о котором относятся к XVII веку. Леонтий был новым отцом-настоятелем, собиравшем деньги на реставрацию монастыря и в 1697 году отремонтированной была церковь монастыря. Его приемник не известен, однако известно, что в 1720 году отцом-настоятелем стал Порфений арабского происхождения. Порфений приехал на Кипр в очень раннем возрасте. Он выучил греческий язык и позже стал монахом в монастыре Махераса. Порфений был одарен экстрасенсорными способностями, которые он использовал на благо монастыря. Согласно Архимандриту Киприану, Порфений восстановил монастырь, добавив к нему множество других служб, виноградников и прочих земель. В 1760 году он обладал всеми привилегиями монастыря. Порфений умер в 1766 году и его приемником стал Иоанн Никий II, который продолжал вести реставрационные работы. В 1873 году он послал архимандрита и казначея монастыря вместе с дьяконом Киприаном, который в последствии станет Кипрским Архиепископом, в Молдовлахию для сбора податей. В 1794 году с той же целью в Молдовлахию была отправлена вторая экспедиция. В 1795 привилегии монастыря были заново оглашены Патриархом Кипра в Константинополе Герасимом III. В 1796 году приемником Иоанникия стал Герман, который занимал этот пост до 1827 года. ПриемникГермана до момента выплаты большей части долга монастыря. В момент его назначения отцом-настоятелем долг монастыря исчислялся в 48000 грошей, а к моменту его смерти долг сократился до 15000 грошей. Между 1843 и 1848 Каллиник I стал отцом-настоятелем и затем его сменил его приемник Иезекиель. В 1857 году Каллинику I пришел на смену Каллиник II, пробывший до 1868 года. Приемником Каллиника II был Христофор. Ему на смену в свою очередь пришел в 1892 году Игнатий II, который занимал этот пост вплоть до 1900 года. 5 сентября 1892 года пожар, произошедший на свечном складе монастыря вновь до тла сжег монастырь Махераса. Монахам удалось спасти его сокровище икону. Митрофан стал отцом-настоятелем монастыря с 1900 по 1937 год. С 1937 года, когда Метрофан сложил свои полномочия, и до 1948 года должность оставалась вакантной из-за законов, введенных британскими властями после беспорядков 1931 года. Архимандрит монастыря Григорий действовал в качестве отца-настоятеля. Григорий сложил с себя полномочия в 1948 году и на его место был назначен Ириний. Он занимал этот пост до 1960 года, пока его не сместил Священный Сенат. Ириния сменил Ирпидий, занимавший пост до 1964 года. С того дня и до 1987 года Архимандрит Дионисий занимал пост отца-настоятеля монастыряРешением Святейшего Сенода Дионисия заменил Архимандрит Харитон в 1987 году. Работа по переписке книг Эклизиаста велась в монастыре Махераса с XVII века. Большинство отцов-настоятелей также принимало участие в этой работе. Также в монастыре функционировала переплетная мастерская. Во Франкский период монастырь Махераса имел много зависимых провинций и огромные земельные владения, которые приносились в дар верующими. Монастырь сыграл важную роль во время четырехлетней вооруженной борьбы 1955-1959 годов. Существует особая связь между монастырем, героем Григорием Афксентиу и его жертвоприношением в своем убежище, которое находится неподалеку от монастыря. Он был опорой религиозного и национального самосознания. Он был важным центром оказания медицинской помощи и поддержки населению. Во время османской оккупации, в монастыре располагалась греческая школа. Во времена турецкого владычества монастырь подвергался сильным гонениям. Насилие резко возросло в июле 1821 года, которое ознаменовалось кровавой резней греков на острове, учиненной турками. Герман, который в то время был отцом-настоятелем монастыря, был одним из немногих церковных служителей, который с огромными трудностями спасся от этой бойни. Турки конфисковали большую часть собственности монастыря, что значительно увеличило его долг. Монастырь Махераса привлекает как туристов, так и местное население. Многие из посетителей посещают близлежащие леса, чтобы приблизиться к природе в этом тихом месте. Дорога, ведущая в Капедис и монастырь Махераса проходит через лес Махераса. Существует однако хорошая система телекоммуникаций. Место, специально приспособленное для экскурсий, называется Киония, находится в пределах лесной зоны и готово разместить до 250 человек. К востоку от пика Кионии находится аналогичное место под названием Мандра ту Камбу, в котором могут разместится 350 человек. 

"Туризм на Кипре" международная газета, издание 40

Источник информации - http://www.ice-nut.ru/cyprus/cyprus003.htm

Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 июля 2025

Махерасский монастырь, действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви. Находится в 40 км к югу от Никосии (Лефкосии), расположен в восточной части горного массива Троодос, на высоте 870 м над уровнем моря. М. м. возник в XII в., но из-за пожаров византийские постройки не сохранились. Чудом уцелели две реликвии византийского периода: палладиум монастыря - чудотворная икона Божией Матери «Махериотисса» (приписываемая кисти апостола Луки; искусствоведы датируют ее Х в. или 2-й половиной XI в.) и рукописный монастырский устав преподобного Нила (1201-1210), благодаря которому стала известна история основания обители.

Палестинские монахи преподобный Неофит и его ученик преподобный Игнатий около 1145 г. покинули Иорданскую пустыню и приплыли на Кипр. Сначала они остановились в святителя Иоанна Златоуста монастыре близ Куцовендиса, а затем основали собственный монастырь на одной из вершин напротив горы Кьония (высота 1423 м). Устав 1201-1210 гг. умалчивает об обретении иконы, однако по местному преданию, изложенному В.Г. Григоровичем-Барским, на месте основания монастыря, в пещере, по-видимому со времени иконоборческих гонений, была оставлена икона Божией Матери, к которой был привешен нож. Из-за него икона и получила свое необычное название «Махериотисса». В более поздних легендах история с ножом изложена по-иному (преподобные Неофит и Игнатий при помощи ножа расчистили вход в пещеру, где затем обрели икону) или вообще обретает переносный смысл (зимой здесь задували пронизывающие, как нож, ветры). Хранящийся в М. м. образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритисса, на котором Божия Матерь представлена без Младенца, в повороте 3/4, с молитвенным жестом рук. Первоначальная киноварная надпись ΑΓΙΟ/ΣΩΡΙΤΗΣΑ изменена на выполненную более темной краской ΜΑΧ/ΡΙΩΡΙΤΗΣΑ.

Согласно рассказу в уставе 1201-1210 гг., к отшельникам присоединился монах Прокопий, а затем возле них стали собираться и другие иноки. Для получения средств на строительство монастыря было решено отправиться в Константинополь к императору Мануилу I Комнину (1143-1180). По мнению исследователей, скорее всего эта поездка состоялась в 60-х гг. XII в. Император пожаловал новой обители ежегодное содержание в размере 500 номисм, выделил землю в окрестностях горы Кьония, дал привилегии, в том числе ограничение прав местного Тамасского епископа и титулование императорским монастырем. На деньги Мануила I были построены небольшая церковь во имя Пресвятой Богородицы и кельи. К моменту смерти игумена Прокопия монашеская община насчитывала 5-6 чел.

Около 1172 г. на Кипр прибыл преподобный Нил, направлявшийся в паломничество на Святую землю. Встретившись с игуменом Игнатием, он решил навсегда остаться в М. м. и в 1175 г. стал его преемником. После трехлетнего бездождья (1176-1179), когда жители Кипра прибегли к молитвам и щедрым пожертвованиям, началось строительство монастырского собора, трапезной и келий. Собор был освящен Тамасским епископом Никитой Агиостефанитом, а монастырь получил статус ставропигиального. Несмотря на то, что на Кипре пришел к власти узурпатор Исаак, преподобный Нил поддерживал отношения с Константинополем и получал от византийских императоров новые хрисовулы и дары. Император Исаак II Ангел (1185-1195) подтвердил пожалования Мануила I, подарил монастырю сад в Лефкосии и сделал обители небольшое денежное пожертвование (12 номисм); император Алексей III Ангел (1195-1203) полностью освободил монастырские владения от уплаты налогов и подарил М. м. 24 зависимых крестьянина. После поражения узурпатора Исаака от Ричарда I Львиное Сердце (1191) и краткого правления тамплиеров (1191-1192) Кипр в 1192 г. перешел под власть французской династии Лузиньянов. Судя по стремлению преподобного Нила приобрести покровительство императоров, а также исходя из содержания составленного им монастырского устава преподобный был уверен в скором восстановлении на Кипре власти Византийской империи.

М. м. был устроен по типу киновии. В 1201 г. преподобный Нил начал написание монастырского устава (Τυπικ? Δι?ταξις), который в настоящее время хранится в ризнице обители. Согласно этому документу, в М. м. запрещалось входить женщинам. Устав в числе прочего предписывал ежегодно 13 декабря совершать в М. м. память его преподобных основателей Неофита, Игнатия и Прокопия. Прототипом устава явился Типикон Евергетидского монастыря в Константинополе (вторая половина XII в.). В момент написания устава в М. м. подвизались 25-30 чел. М. м. занимался благотворительностью: имел гостиницу для паломников, выделял, согласно уставу, 1/4 доходов на прокаженных и нищих. За 34 года игуменства преподобного Нила (1175-1209) М. м. существенно расширился, преподобный построил в монастыре храм святого Иоанна Предтечи, организовал школу. В 1209 г. препобного Нила избрали епископом Тамаса, где впоследствии он основал женский монастырь Пресвятой Богородицы Влахернитиссы, на содержание которого выдавалась 1/8 часть доходов М. м. В 1210 г. преподобный Нил утвердил устав М. м.

В 1231 г. 13 правосл. монахов после четырехлетнего заключения в тюрьме были казнены в Лефкосии по приказу латинского архиепископа. 11 иноков были насельниками монастыря Кантариотисса в горах Пендадактилос, однако ядро монашеской общины сложилось в М. м. (Иоанн, Конон, Матфей и Феодор (впоследствии монах Фома)), а в Лефкосии перед диспутом об опресноках к ним присоединились еще 2 монаха из М. м.- Игнатий и Григорий (в великой схиме Герасим и Геннадий).

В XIV в. запрет на вход в М. м. женщинам был нарушен королевой Алисой, женой кипрского короля Гуго IV Лузиньяна (1324-1359). Но лишь только она вошла в собор, как лишилась дара речи и оставалась немой в течение 3 лет. В 1393 г. в М. м. спасался от эпидемии чумы король Жак I Лузиньян с приближенными.

21 августа 1530 г. М. м. был уничтожен пожаром. После завоевания Кипра османами (1570-1571) для обители наступили трудные времена. Игумен Леонтий (1600-1615) разослал письма с просьбой об оказании экономической помощи для восстановления монастыря. Игумен Дорофей (1615-1631) устроил подворье в Филани, при игумене Леонтии II (1667-1700) была создана мастерская для изготовления свечей, приобретено владение в с. Матьятис и обновлен монастырский собор.

В августе 1735 г. М. м. посетил русский путешественник Григорович-Барский. Он сообщает, что М. м. «именем же и честию, и чином есть третий» среди кипрских обителей. Тогда в нем подвизалось 15-20 иноков. По словам Барского, игумен Парфений (1720-1766; араб из Триполи, переехавший в детстве на Кипр) имел «нищету... и великое смирение», не желал называться игуменом, а только экономом, в церкви стоял не на игуменском месте, а в «в углех темних», носил «худи и толсти и малоценни одежды», а под скуфьей - полный набор подмастерья: «...различные малые орудия, яко шила, швайки, сверделцы, нож, кресиво, гребенец, гвоздия, зелезца, иглы, нитки, воск, вервицы и иные вещи различные». Обладая большой физической силой, игумен Парфений «отнюдь не кичашеся, ниже вреждаше кого от братий, но жительствоваше, аки овца незлобивая…». Он носил дрова, камни и бревна, которые не могли сдвинуть несколько человек. Однажды он попотчевал дубиной забредших в монастырь разбойников. В другой раз в обитель пришел борец-агарянин, желая вызвать Парфения на единоборство, но тот так крепко стиснул силачу руку, что агарянин запросил пощады.

В 1740 г. в горах, у дороги, ведущей в монастырь, был построен парекклисион во имя преподобного Онуфрия. В 1756 г. с помощью Ефрема Афинянина (впоследствии Ефрем II, патриарх Иерусалимский) и протосинкелла Киккского монастыря Серафима Писидийского был издан устав преподобного Нила.

Игуменом Парфением была предпринята оказавшаяся успешной попытка подтвердить древние привилегии монастыря. По этому случаю в 1760 г. был издан сигиллий Константинопольского патриарха Серафима II. В М. м. действовала Греческая школа, первая на острове. Известно, что в 1768 г. в ней преподавал один из учеников Евгения Вулгариса. Из школы М. м. вышел основатель Греческой школы в Кесарии Каппадокийской иеромонах Геннадий.

Преемник Парфения, игумен Иоанникий II (1766-1796), добился подтверждения прав М. м. сигиллием Константинопольского патриарха Герасима III (1795). Он получил хрисовул и денежную помощь от Михая Суцу, господаря Валахии (1783-1786; 1791-1793, в 1806) и Молдавии (1792-1795). Налаживание отношений с дунайскими княжествами - во многом заслуга посланного в 1783-1802 гг. в Яссы махерасского архимандрита Киприана (в 1810-1821 архиепископ Кипрский). В 1804 г. Киприан учредил в Никосии подворье М. м., храм которого был освящен во имя священомученика Елевферия и преподобного Стилиана. Икона с изображением этих святых была подарена им подворью в 1816 г. Киприан долго скрывал строительство нового храма от турок, говоря им, что сооружает амбар для хранения пшеницы. В 1813 г. он передал М. м. поместье в Тимву и владения в с. Прастион в Месаории.

Во время греч. национально-освободительного восстания на киприотов обрушились репрессии. После казни 9 июля 1821 г. архиепископа Киприана и трех кипрских митрополитов М. м. был разграблен. Шесть подворий в селах Литродондас, Аламино, Тимву, в никосийских предместьях Строволос и Страка (близ Дефтеры) и в самой Никосии (Купадиу и Киоски) были конфискованы турками. В 1827 г. долг М. м. достиг 45 тыс. грошей. Монах Иоанникий Махериотис, организовавший восстание против турок на п-ове Карпасия в июле 1832 г., был схвачен и казнен.

В 1892 г. М. м. сильно пострадал от пожара, собор был уничтожен огнем. Обитель восстановили благодаря пожертвованиям киприотов и средствам, присланным из Константьинополя и России. Новый собор был освящен 3 июля 1905 г. Рядом с собором возвышается изящная колокольня, построенная Агафоклисом Хаджи-Саввой из Псимолофу. Резной иконостас изготовлен кипрским мастером Г. Кириаку (1919-1921). В местном ряду иконостаса находится икона Божией Матери Махериотиссы. Она заключена в оклад работы грузинского мастера чеканки Т. Гозалишвили (начало XXI в.). Несколько икон из иконостаса написаны в 1846-1851 гг. Дзениосом, учеником критского живописца Иоанна Корнароса.

В 1902 г. монастырская школа была преобразована в Высшую школу. Кроме того, М. м. неоднократно выделял средства для других греческих школ.

После отставки игумена Митрофана (1900-1937) местоблюститель Леонтий (впоследствии архиепископ Леонтий I) не имел права назначать на вакантное место в ставропигиальном монастыре. Временно братия М. м. вверила управление Григорию Махериотису (1938-1947), который придерживался левых взглядов, в том числе выступал за национализацию церковных земель и их раздел между бедными крестьянами.

М. м. сыграл значительную роль в восстании против британских колонизаторов в 1955-1959 гг. Братия поддерживала повстанцев экономически, предоставляла продовольствие и необходимое снаряжение. Один из командиров партизанского движения ЭОКА, национальный герой Г. Авксентиу устроил свое укрытие недалеко от монастыря, а также скрывался в самом М. м. под именем инока Хрисанфа. 1 марта 1957 г. англичане устроили очередной обыск в монастыре. Он также был безрезультатным, но один из погонщиков скота выдал убежище Авксентиу. 3 марта 1957 г. британские военные окружили убежище и после 10 часов сражения Авксентиу был убит.

При игумене Дионисии (1965-1987) были восстановлены и отремонтированы парекклисионы преподобного Онуфрия в окрестностях М. М. и пророка Илии в с. Литродондас, а также великомученицы Марины в Филани. Во время игуменства Павла (1988-1993; впоследствии митрополит Киринийский) началась роспись монастырского собора братьями Х. и П. Вулгарисами.

Возрождение монастырской жизни наступило после того, как в 1993 г. игуменом М. м. был избран киприот Афанасий, ранее подвизавшийся в афонском монастыре Ватопед. Он преобразовал М. м. в киновию и ввел в нем святогорский устав. Число братии в его игуменство увеличилось до 40 чел. В 1997 г. были основаны медицинский центр для лечения наркоманов «Покров Пресв. Богородицы» в Филани и новое подворье - исихастирий Святой Троицы близ Литродондаса с церковью великомученицы Анастасии Узорешительницы.

В 1999 г. в М. м. была освящена церковь святителя Григория Паламы. Чин освящения совершил Александрийский патриарх Петр VII, который в свое время принял в М. м. монашеский постриг. Западный фасад церкви украшают два мозаичных панно, на которых изображены история обретения иконы и встреча монахов с императором Мануилом I. Постройка представляет собой трехнефную базилику с деревянной крышей, вместо колонн в ней использованы столпы из стволов многовековых сосен. Один из нефов-приделов освящен в честь иконы Божией Матери Парамифия («Отрада и Утешение»), там же помещен список одноименной иконы из монастыря Ватопед, другой - в честь Честного и Животворящего Креста Господня. В нем хранится точная копия чудотворного креста из церкви Честного Креста в Лефкаре, золотой оклад которого (начало XIV в.) украшен клеймами с 14 сценами Страстного цикла, изображениями ангелов и равноапостольных Константина и Елены. Под церковью святителя Григория Паламы находится архондарик. Монастырский комплекс в целом был обновлен, в частности сооружены несколько парекклисионов (например, во имя Кантарских преподобномучеников), устроены ризница и музей национального героя Авксентиу, где хранятся его личные вещи. Вне монастыря на склонах гор в 90-х гг. ХХ в. были возведены 2 парекклисиона во имя новомученика Георгия Кипрского и святых Архангелов, а также исихастирии во имя Иоанна Предтечи, Иосифа Обручника, священомученика Харалампия и преподобного Христодула Патмосского и другие.

В 1999 г. игумен Афанасий был избран митрополитом Лимасольским, его преемником стал игумен Арсений. В сентябре 2004 г. он погиб в авиакатастрофе вместе с Александрийским патриархом Петром VII.

В 2000 г. недалеко от въезда в М. м. воздвигнут парекклисион во имя Христа Всецаря. В 2002 г. были начаты восстановительные работы в заброшенном монастыре святого Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), куда затем переселилась часть насельников М. м. Братия монастыря также возродила обитель Христа Советника (в округе Лимасол) и основала скит Воскресения Христова близ с. Вуни.

В М. м. хранятся частицы мощей святых священомученика Харалампия, мученика Трифона, великомученика Пантелеимона и мученика Ермолая. В реликварии 1795 г.- частицы мощей святого бессребреника Дамиана, апостола Варнавы, преподобного Неофита Затворника, апостола Филиппа от 12. В реликварии 1797 г.- частицы мощей святителя Василия Великого, святителя Иоанна Милостивого, преподобномученицы Параскевы, великомученицы Варвары и других святых.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/2562722.html?ysclid=mcxbvxhc3j642175587



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 2001 году на Кипре была выпущена почтовая марка с изображением монастыря Махерас.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.