История Николаевского Карельского монастыря, расположенного на левом берегу Никольского рукава устья р. Северной Двины, в 40 км к западу от г. Архангельска, насчитывает уже более 600 лет. Его каменные строения, возведенные во второй половине XVII в., и по сей день возвышаются на территории ПО “Северное машиностроительное предприятие” г. Северодвинска Архангельской области. Основные сведения об истории монастыря были изложены в других публикациях. Здесь же основное внимание уделено тому этапу его строительства, от которого и сохранились дошедшие до нас памятники зодчества.
К 50-м годам XVII в. деревянные церкви монастыря – соборная холодная Николая Чудотворца и теплая Успения Пресвятой Богородицы (с трапезой и келарской), а также деревянная колокольня, – становятся ветхими. Игумен Козма с келарем, казначеем, соборными старцами и всей братией приступил к подготовке к каменному строительству. Прежде всего необходимо было приобрести строительные материалы: кирпич, бревна и тес, прутовое железо, камень, песок и известь, и т.п. Подряд на производство кирпича был заключен с кирпичным мастером Степаном Михайловым сыном. Его изготовление осуществлялось на заводах, находившихся в 60 верстах вверх по Северной Двине, на речке Мечке, где была и монастырская мельница, и на Еловце (Княж-островская волость). Только с сентября 1663 г. по август 1664 г. “зделано кирпичю и обожжено 71 тысяча 700 ряда цены с тысячи по рублю по тринатцати алтын по две денги да необожженого кирпичю зделано 71 тысяча 300 ряда цены с тысячи по рублю по шти алтын по четыре денги”.
Доставка кирпича с заводов к месту строительства осуществлялась на монастырских лошадях. Прутовое железо приобреталось монастырем через иностранцев. Покупался для строительства церквей и камень. Строительство Успенской церкви осуществляла бригада каменщиков под руководством подмастерья каменного дела Алексея Лукьянова и его племянника Володьки. В числе каменщиков упоминаются имена Петра, Никиты, Ивана, Гавриила, Галактиона, Игнатия. Для подсобных работ по каменному строительству были наняты крестьяне близлежащих деревень. Только в период с мая по август 1664 г. их трудилось в монастыре 112 человек.
О ходе каменного строительства в монастыре узнаем из сообщения Макария, епископа Архангельского и Холмогорского: “…вместо церквей деревянных выстроены каменныя двухэтажныя церкви: 1) Успения Пресвятыя Богородицы основана в 1664 г. и выстроена совсем в течение 4-х годов, вверху с братскою трапезою, а внизу со многими погребами, и освящена в 1667 г. при благоверном государе царе и великом князе Алексие Михайловиче, при Макарие митрополите Новгородском и игумене Козме. 2) Соборная церковь Святителя Николая... заложена 1670 года с приделом первоверховных Апостол Петра и Павла и, по выстройке чрез четыре года, освящена 1674 года, при том же благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче, при Иоакиме митрополите Новгородском и при том же игумене Козме”. Епископ Макарий, сообщая сведения о монастыре, указывает, что о построении и освящении церквей имеется на стене, при входе в Николаевский храм, летописная старинная надпись, из которой и заимствуются эти сведения.
К изложенному выше сообщению хотелось бы привести два факта, ставящих под сомнение точность сведений старинной надписи. Во-первых, освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1667 г. не могло произойти при Новгородском митрополите Макарии, так как он умер 14 ноября 1662 г. Во-вторых, на момент передачи монастыря, согласно отписям от 22 декабря 1674 г. игумену Тихону и от 20 апреля 1677 г. келарю старцу Арсению, каменная холодная церковь Николая Чудотворца еще не была освящена. В первом случае оказались незавершёнными главы церкви и ее внутренняя отделка. Во втором причина в отписи не указана, обозначен лишь сам факт. Таким образом, освящение соборной церкви Николая Чудотворца произошло не ранее середины 1677 г. Убранство этих церквей, как сказано в отписной книге 1677 г., все старого строения, перенесено из прежних, деревянных церквей.
Представить внутреннее устройство этих церквей позволяет следующее ниже описание: “Церковь каменная теплая Успение Пречистыя Богородицы с олтарем и с трапезою и с келарскою, о пяти верхах… В церкви паперть с северную сторону. Два выхода, один в восточную сторону, а другой в северную, третей вход в келарскую в западную сторону. У тоея церкви по левую сторону олтарь и полатка, да над олтарем вверху полатка, и над келарской вверху полатка книго-хранительная. А под церковью и под олтарем, и под трапезою, и под келарскою хлебня и мукосейна, да казенная полата о дву жирах да погреб квасной о дву жирах, да полата жировая – муку держат… Церковь каменная холодная о дву столбах о пяти верхах… во имя иже во святых отца нашего Николая Чудотворца с олтарем и с папертью. С северной стороны жертвеник да ризная полатка, а по другую сторону предел воимя святых верховных апостол Петра и Павла… С северной и западной сторон круг тое церкви паперть, с тех же сторон два крыльца каменные с лестницами… Под той холодной церковью две полаты, держат всякую казенную рухлядь, в одной полате – третья полатка невеликая. Да под папертью две полаты, третьяя полатка усыпальна, да под крыльцами две полатки невеликие”.
Кроме этих двух церквей, при игумене Козме (т.е. до июня1674 г.) были построены: с западной стороны Успенской церкви каменная колокольня («о шестнадцати окнах больших и малых, верх шатровой, главы нет, на ней семь колоколов»; в колокольню ведут с северной стороны две внутри-стенные каменные лестницы: одна – в палатку, где размещались колокольные часы, другая – из палатки на ярус звона) и каменная одноэтажная поварня квасоварная, с южной стороны от каменных церквей. В 1684 г. между обеими церквями, Успенской и Никольской, построены, под руководством строителя старца Козмы (1683-1685), бывшего игумена монастыря, каменные переходы с 13 окнами (8 окон выходили на северную сторону и 5 – на южную), а под ними – две каменные палатки и кладовые места для разных вещей. Результаты исследований строительных материалов, использованных при возведении каменных зданий монастыря, позволили выявить следующую последовательность их строительства: Успенская церковь (четверик) и низ колокольни; трапезная Успенской церкви и Никольский собор; паперть (галерея) Никольского собора; крыльца Никольского собора, верх колокольни, переходы, поварня квасоварная.
Строительство каменных зданий в монастыре привело к изменению не только его внешнего облика, но и потребовало внутренней перепланировки монастырского комплекса. Она была обусловлена изменением первоначального местоположения соборной Никольской церкви – переносом ее дальше от берега, в глубь материка на 50-100 м в юго-западном направлении. В связи с этим возникала необходимость и в переносе Святых ворот с надвратной Богоявленской церковью на новое место – напротив западного крыльца-всхода в соборную церковь. Этого требовал архитектурный замысел проекта. Таким образом создавалась главная линия симметрии монастырского комплекса – запад-восток. Вспомогательные линии симметрии проходили через северные крыльца-всходы обеих каменных церквей в направлении север-юг.
Построенная в 1646 г. и просуществовавшая до конца 80-х гг. ХVII в. деревянная церковь Богоявления Господня и Святые ворота, находившиеся на восточной стороне монастырской ограды, были разобраны, перенесены и поставлены на противоположную – западную сторону, против западных дверей соборной Николаевской церкви, в 1690 г., при игумене Иоасафе. По окончании строительства церковь была освящена и получила новое название – Входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. После переноса Святых ворот и надвратной церкви дошла очередь и до строительства новой монастырской ограды, работы по постройке которой проводились уже при игумене Василиске в 1691-1692 гг. Однако освободившееся место, где ранее стояла деревянная Никольская церковь, по традиции, не должно было пустовать. И вскоре на этом месте, над гробами детей Марфы, возводится еще одна деревянная церковь – Сретения Господня, с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких: в 1719 г., “июля в 6 день Николаевского монастыря крестьяне Конецдворской волости Лаврентей Иванов, Василий Пивоваров с товарыщи, десять человек, поряжены в Николаевском монастыре над создатели тоя святыя обители построить церковь Божия древяная теплая с трапезою во имя храма Стретения Господня и с пределом во имя храма преподобных отец Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, измонастырского лесу, как о том свидетельствует подлинное их подрядное за их руками писмо”. Внутреннюю отделку церкви производили по подряду столяры и иконописцы из разных мест. Постоянного ухода требовали не только деревянные строения, его требовал и весь обширный каменный монастырский комплекс.
Сохранившиеся монастырские книги XVIII, XIX и начала XX вв. убедительно говорят о том, что настоятели монастыря вместе с братией уделяли данному вопросу неустанное внимание, подряжая для этого различных мастеров. Один из примеров тому – запись 1744 г.: подрядчиками, каменщиком Федосеем Авксентьевых с товарищами, с семью человеками, “тое святей Николаевской обители святыя каменныя церкви, паперти и трапезы, колоколня, переходы и крылца – все отбелены манастырскою известию…” Сохранившийся в РГАДА чертеж Николаевского Корельского монастыря середины XVIII в., на котором четко просматриваются архитектурные элементы не только каменных, но и деревянных строений, позволяет представить каменный комплекс монастыря в первозданном виде.
С конца XVIII в. по начало XX в. каменные монастырские строения претерпели ряд перестроек, частично пострадали и от пожара 26 мая 1798 г. Это прежде всего отразилось в архитектуре крыльцев-всходов как Успенской, так и Никольской церквей, а также квасоварной поварни. Монастырская опись 1799 г. приводит, кроме сведений о замене после пожара, в мае того же года, кровли на обеих каменных церквях и на трапезе, и некоторые данные о конструктивных изменениях в планировке Успенской церкви. Вместо двух одинаковых крыльцев-всходов, по которым раньше можно было подняться и войти в церковь - с восточной стороны в северную дверь и с южной стороны, через келарскую и трапезную палаты, в западную дверь (крыльца-всходы примыкали соответственно к северной стороне церкви и к западной стороне келарской), теперь осталось только южное крыльце-всход. Эта реконструкция привела к потере симметрии Успенской церкви, о которой так заботился средневековый архитектор. Теперь “у той церкви два крыльца каменные (ранее их было три – А.Ю.): одно – с южной стороны, подле западную стену… другое – с северной стороны…”
Дата проведения этих работ точно не установлена. Однако есть основания отнести ее к 1792г. Именно тогда проводились ремонтные работы в Успенской церкви: “Главы каменны новыя зделаны 1792-гогода в августе месяце”. Возможно, тогда же были внесены изменения и в конструкцию северных крыльцев-всходов обеих церквей и западного – Никольской церкви, поднимаясь по которым можно было войти в церкви через паперти-галереи. Что касается упомянутой выше реконструкции квасоварной поварни, то она подверглась существенной перестройке в 1851-1852 гг. Над каменным одноэтажным зданием был надстроен второй деревянный этаж, где разместились настоятельские и братские покои. Новое здание соединялось деревянными переходами с основным храмовым комплексом. В остальном за данный период времени других существенных реконструкций, за исключением перестройки глав Успенской церкви, в монастыре не проводилось. И его возвышающиеся до настоящего времени каменные постройки сохранили, в основном, облик конца XVIII в.
Источник: Юдин А.Б. Каменное строительство в Николаевском Корельском монастыре в XVII–XVIII вв. http://www.rusarch.ru/judin1.htm