ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь.

Николо-Корельский монастырь


Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1395 и 1410.
Адрес:
Архангельская область, г. Северодвинск, Архангельское шоссе, 58 (территория завода ОАО "Севмаш")

Координаты: 64.58293, 39.84643



План Николаевского Корельского монастыря в Северодвинске
XXXXX

Храмы монастыря:

1. Собор Николая Чудотворца
2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
3. Колокольня
Утрачена Часовня Сретения Господня

Другие постройки и сооружения:

4. Галерея-переход (1684 г.)
5. Монастырский корпус
6. Деревянная ограда с башнями (кон. XVII в., утрачена)
7. Восточная надвратная башня (кон. XVII в., перевезена в Москву, в музей Коломенское)

Подворья, скиты, приписные храмы:

1. Бывшее подворье в Архангельске

План составлен В.Д. Курковым



Сортировка:

Николаевский Корельский монастырь, , Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Михаил Адамский
5 ноября 2011
Николаевский Корельский монастырь, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1935
Николаевский Корельский монастырь, Источник: сайт https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1930-1940/?page=9&index=6&paginate_page=9&query=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Источник: сайт https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1930-1940/?page=9&index=6&paginate_page=9&query=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Андрей Семенов
1930
Николаевский Корельский монастырь, Источник: сайт https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1930-1940/?page=9&index=5&paginate_page=9&query=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Источник: сайт https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1930-1940/?page=9&index=5&paginate_page=9&query=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Андрей Семенов
1930
Николаевский Корельский монастырь, Рис. из журнала "Нива"<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1913
Николаевский Корельский монастырь, Вид на монастырь с северо-востока. Фото В. А. Плотникова. Нач. 1900-х гг. Фотоархив ИИМК РАН http://orthonord.ru/books/nikolo-korel/current/history/short_history.htm#Novie_hozjaeva <br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Вид на монастырь с северо-востока. Фото В. А. Плотникова. Нач. 1900-х гг. Фотоархив ИИМК РАН http://orthonord.ru/books/nikolo-korel/current/history/short_history.htm#Novie_hozjaeva
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1902
Николаевский Корельский монастырь, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1900
Николаевский Корельский монастырь, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1900
Николаевский Корельский монастырь, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1900
Николаевский Корельский монастырь, Фото акад. В. В. Суслова. 1886 г. Фотоархив ИИМК РАН, Вид на монастырь с юго-востока<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Фото акад. В. В. Суслова. 1886 г. Фотоархив ИИМК РАН, Вид на монастырь с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1886
Николаевский Корельский монастырь, Альбом «Монастыри Архангельской Епархии. Фотографии 1884-1888 годов» http://andcvet.narod.ru/arxan/03/sam.html <br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Альбом «Монастыри Архангельской Епархии. Фотографии 1884-1888 годов» http://andcvet.narod.ru/arxan/03/sam.html
Т.
Николаевский Корельский монастырь, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Николаевский Корельский монастырь, Николо-Корельский монастырь, с гравюры Пуля в конце XVIII в. Из книги "История Екатерины Великой" А.Г.  Брикнера, 1885 г.<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Николо-Корельский монастырь, с гравюры Пуля в конце XVIII в. Из книги "История Екатерины Великой" А.Г. Брикнера, 1885 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
1885
Николаевский Корельский монастырь, Разрушение монастыря в 1936 году.<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Разрушение монастыря в 1936 году.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 января 2011

Николаевский Корельский монастырь, 3 класса, на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы, в 34 верстах от Архангельска. Основан в начале XV века иноком Евфимием (просветителем корелов, который скончался в 1435 году и покоится в соборном храме). Разоренный в 1419 году шведами монастырь был восстановлен, благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот монастырь был сослан Новгородский архиепископ Феодосии Яновский и Ростовский митрополит Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке, сохранившейся до настоящего времени. В монастырской библиотеке имеется много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К монастырю приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на острове Новая Земля, учрежденный в 1882 году и открытый в 1889 году; при нем школа для самоедских детей.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 сентября 2017

Николо-Корельский монастырь по времени своего основания считается первым среди "морских" монастырей Севера. Большинство исследователей считают, что годом основания монастыря нужно считать 1410-й, а его основателем - "Преподобного Евфимия". Этот монах жил сред "корельских детей" на Летнем берегу и "просвещал" их, то есть обращал в христианство. Своё главное и первое название монастырь получил в честь святого Николая, пользовавшегося на Севере большой популярностью и считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.

Николо-Корельский монастырь являлся древнейшим центром освоения русским населением Беломорского побережья и прилегающих к нему районов, имел оборонно-стратегическое значение. Летописное упоминание о нем относится к 1419 году и связано с печальным событием - разбойничьим нападением скандинавов на беломорские берега. В Двинской летописи говориться так: "Николаевский Карельский монастырь Мурмане пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках (небольшие парусно-гребные скандинавские суда) в 1419 году пожгли и чернцов посекли». В результате этого нападения монастырь был совершенно разорён и оставался заброшенным вплоть до 1471 года.

Восстановление Николо-Корельского монастыря в 1471 году, согласно народному преданию и официальной церковной версии, было осуществлено Марфой Борецкой, вдовой новгородского посадника Исаака Борецкого, оставившей яркий след в русской истории. Дабы монастырь мог нормально существовать, Марфа дала ему в собственность часть своих владений - луга, солеварни, рыбные промыслы. Однако вскоре пришла Москва, установила везде свои порядки, посадила повсюду своих людей, и, в конечном счете, узурпировала все земли, в том числе и Новгородского севера. Великий Новгород пал, а Марфа была этапирована в Новгород Нижний, где и скончалась. Николо-Корельский монастырь перешел во власть Москве.

Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь. В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера. Её целью было открытие северного пути в Индию: стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря.

Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558).

В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664-1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.

В XVII - XIX веках монастырь попадал и в военные передряги. В смутное время (1613-1614) войска поляка Ходкевича разорили северные земли, нанесли большой урон и Николо-Корельскому монастырю. В 1808-1809 годах вблизи от монастыря возводились укрепления направленные против возможного прихода английских кораблей.

К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нем обитало всего несколько монахов, однако вокруг монастыря стояла уникальная деревянная стена - замечательный и единственный в своем роде памятник деревянного зодчества. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников. Затем, в 1929 году была образована сельхозкоммуна "Искра".

В 1936 году на место, где стоял монастырь, прибыли строители поселка Судострой, будущего Молотовска, нынешнего Северодвинска. В это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства.

Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было постановлено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем с риском для вновь построенных цехов продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода.

В настоящее время за счет средств, выделяемых Севмашем, идет восстановление Свято-Никольского Собора.

http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=538

История Скита Новоземельского очень трагическая. Церковь была основана в 1898 году в Белужьей Губе, там жил священник, а потом около 1902 года приехали несколько монахов. Никто не хотел ехать, а просили для ненцев. Просили у Соловецкого Игумена дать братию, он открытым текстом сказал: там настолько суровые условия, что у нас из братии никто не выдержит, извините. И поехал один иеромонах Николо-Карельского монастыря, отец Иона. Он служил, ненцев окормлял. Что там этому батюшке пришлось перетерпеть - одному Богу ведомо. А из тех 10 или 12 монахов, которые туда приехали, семеро за зиму погибли, а пятеро уехали по болезни и больше не вернулись.

http://www.serafim100.ru/top/Papers/a37.html


Марина Зуйкова  4 марта 2020

Николаевский Корельский необщежительный мужской монастырь, 3-го класса (с 1764 г.) в юго-восточной части Двинской Губы, в 34 в. от Архангельска, почтовая станция в селении Рикосихе (сообщение морем – летом 24 в., зимой 19 в.).

Время основания неизвестно в точности; полагают, что он был основан в конце XIV или начале XV в. просветителем корелов Евфимием (мощи его были открыты в 1647 г.; церковное почитание ему продолжалось с 1650 по 1683 г.; ныне память его чтится панихидами. Мощи под спудом. У архиепископа Димитрия день памяти – 18 апреля, у архимандрита Никодима – 9 июля); в 1419 г. был разорен норвежцами; в 1471 г. был возобновлен новгородской посадницей Марфой Борецкою.

Храмов два: 1) в честь Успения Божией Матери с приделом (с 1887 г.) в честь Боголюбской иконы Божией Матери (построен в 1664 г., освящен 10 ноября 1667 г.); 2) во имя св. Николая Чудотворца с приделом во имя свв. апостолов Петра и Павла (построен в 1670 г., освящен 9 сентября 1673 г.). На северной стороне от входа в Успенский храм, под каменной часовней (построенной в 1860 г.), погребены сыновья Марфы Борецкой: Антоний и Феликс, утонувшие в устье р. Северной Двины.

В этот монастырь при Екатерине I был сослан лишенный архиерейства вице-президент Святейшего синода, архиепископ Новгородский Феодосий Яновский, который здесь и скончался 3 февраля 1726 г. При Екатерине II здесь около 4 лет жил лишенный архиерейства митрополит Ростовский Арсений Мацеевич до 27 декабря 1767 г., когда он, уже лишенный монашества, был сослан в Ревель (колодка, к которой он был прикован, находится в монастыре).

В ризнице хранятся: ветхое рукописное Евангелие без обозначения года и два оловянных потира. В библиотеке имеется грамота Марфы Борецкой, немало древних рукописей, хронографов, синодиков, нотных книг знаменного распева и проч.

До 1707 г. монастырь управлялся игуменами: в 1707 г. была учреждена архимандрия; с 1768 г. настоятель снова получил сан игумена; с 1848 г. монастырем управляет епархиальный епископ.

Монастырь владеет сенокосным участком в 23 дес. 1264 кв. саж. удобной и 10 дес. 1376 кв. саж. неудобной земли на острове Шатун, отдаваемой в аренду за 186 руб. в год; сенокосным участком «Звенье» близ монастыря, в 4 дес. 2019 кв. саж., в аренде за 125 руб.; лесным участком в 150 дес.; рыболовными тонями у берегов Белого моря, в аренде за 125 руб.; лесным участком в 471 дес. 780 кв. саж. в Кудьмозерской казенной даче, вблизи монастыря. Из казны получает 669 руб. 09 коп.

Монахов 13, послушников 1.

Большевики закрыли монастырь в 1920-х гг. Первостроители города Северодвинска в 1930-х гг. возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое вначале специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а затем уже специализируется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок.

К нему приписан: Николаевский Новоземельский мужской скит на острове Новая Земля в Ледовитом океане, в становище Малые Кармакулы, в 1500 в. от Архангельска. Разрешен к учреждению Святейшим синодом в 1882 г.; основан в 1889 г. В скиту имеется храм во имя св. Николая Чудотворца (освящен 19 сентября 1888 г.). Церковная школа для самоедских детей. С 22 апреля 1894 г. скит получает из казны 1000 руб. Игумен и псаломщик.

Более семи лет назад командование и жители поселка Белушья Губа попросили епископа Архангельского и Холмогорского Тихона прислать священника. А в феврале 1999 г. в военном городке Белушья Губа появился отец Иннокентий. По причине постоянной неблагоприятной погоды было решено церковь устроить в самом поселке, для этого выделили большое помещение, первый этаж в жилом доме – бывшее кафе.

Леонид Денисов, 1100 православных монастырей Российской империи


Светлана Бубликова
 

1 мая 1998 г., в день памяти святых Евфимия, Антония и Феликса Корельских, впервые с разрешения администрации «Севмашпредприятия» у стен Никольского храма еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) отслужил праздничный молебен. Святые Евфимий, Антоний и Феликс получили наименование «небесных покровителей града Северодвинска» и стали поминаться на отпустах. Впосл. по согласованию между епархиальным управлением и администрацией «Севмашпредприятия» жители города участвовали в праздничных молебнах на территории бывшего монастыря. В 1998-2000 гг. молебен служили перед входом в Никольский собор, с 2003 г. - в центральном приделе собора. В др. дни монастырские храмы по-прежнему выполняли роль заводских помещений. В Никольском соборе располагался участок шиномонтажа, сварочный участок и склады, а также участок мойки тары, в Успенском храме - администрация одного из цехов, в бывш. братском корпусе - швейная, слесарная и др. мастерские. С 22 июля 2004 г. в Никольском соборе стали еженедельно служить молебны. 2 и 4 авг. 2004 г. генеральным директором ФГУП «ПО «Севмаш»» были подписаны решения «об открытии для совершения богослужений Никольского собора» (молебны стали служить каждый четверг) и «о проведении восстановительных работ в Николо-Корельском монастыре», согласно которому все заводские службы предполагалось вывести из монастырских зданий.

В галерее, примыкающей к сев. стене Никольского собора, был устроен придел, освященный иерейским чином 7 апр. 2005 г. во имя прп. Евфимия и праведных Антония и Феликса Корельских. В тот же день впервые после 85-летнего перерыва была отслужена Божественная литургия. 1 мая 2009 г. в центральном приделе Никольского собора впервые после закрытия К. м. была отслужена литургия архиерейским чином (ранее неск. лет архиерейские богослужения совершались только в приделе святых Евфимия, Антония и Феликса). Возглавлял богослужение еп. Архангельский и Холмогорский Тихон. 22 авг. 2009 г. состоялось первое в истории мон-ря патриаршее богослужение: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) отслужил всенощное бдение накануне праздника Собора новомучеников и исповедников Соловецких. С 2011 г. настоятелем Никольского собора является митр. Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских). В Никольском соборе регулярно совершаются богослужения: по субботам и накануне больших праздников - всенощное бдение, в воскресные и праздничные дни - Божественная литургия; по четвергам служатся молебны во время обеденного перерыва заводчан.

https://www.pravenc.ru/text/2057250.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2024

История Николаевского Карельского монастыря, расположенного на левом берегу Никольского рукава устья р. Северной Двины, в 40 км к западу от г. Архангельска, насчитывает уже более 600 лет. Его каменные строения, возведенные во второй половине XVII в., и по сей день возвышаются на территории ПО “Северное машиностроительное предприятие” г. Северодвинска Архангельской области. Основные сведения об истории монастыря были изложены в других публикациях. Здесь же основное внимание уделено тому этапу его строительства, от которого и сохранились дошедшие до нас памятники зодчества.

К 50-м годам XVII в. деревянные церкви монастыря – соборная холодная Николая Чудотворца и теплая Успения Пресвятой Богородицы (с трапезой и келарской), а также деревянная колокольня, – становятся ветхими. Игумен Козма с келарем, казначеем, соборными старцами и всей братией приступил к подготовке к каменному строительству. Прежде всего необходимо было приобрести строительные материалы: кирпич, бревна и тес, прутовое железо, камень, песок и известь, и т.п. Подряд на производство кирпича был заключен с кирпичным мастером Степаном Михайловым сыном. Его изготовление осуществлялось на заводах, находившихся в 60 верстах вверх по Северной Двине, на речке Мечке, где была и монастырская мельница, и на Еловце (Княж-островская волость). Только с сентября 1663 г. по август 1664 г. “зделано кирпичю и обожжено 71 тысяча 700 ряда цены с тысячи по рублю по тринатцати алтын по две денги да необожженого кирпичю зделано 71 тысяча 300 ряда цены с тысячи по рублю по шти алтын по четыре денги”.

Доставка кирпича с заводов к месту строительства осуществлялась на монастырских лошадях. Прутовое железо приобреталось монастырем через иностранцев. Покупался для строительства церквей и камень. Строительство Успенской церкви осуществляла бригада каменщиков под руководством подмастерья каменного дела Алексея Лукьянова и его племянника Володьки. В числе каменщиков упоминаются имена Петра, Никиты, Ивана, Гавриила, Галактиона, Игнатия. Для подсобных работ по каменному строительству были наняты крестьяне близлежащих деревень. Только в период с мая по август 1664 г. их трудилось в монастыре 112 человек.

О ходе каменного строительства в монастыре узнаем из сообщения Макария, епископа Архангельского и Холмогорского: “…вместо церквей деревянных выстроены каменныя двухэтажныя церкви: 1) Успения Пресвятыя Богородицы основана в 1664 г. и выстроена совсем в течение 4-х годов, вверху с братскою трапезою, а внизу со многими погребами, и освящена в 1667 г. при благоверном государе царе и великом князе Алексие Михайловиче, при Макарие митрополите Новгородском и игумене Козме. 2) Соборная церковь Святителя Николая... заложена 1670 года с приделом первоверховных Апостол Петра и Павла и, по выстройке чрез четыре года, освящена 1674 года, при том же благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче, при Иоакиме митрополите Новгородском и при том же игумене Козме”. Епископ Макарий, сообщая сведения о монастыре, указывает, что о построении и освящении церквей имеется на стене, при входе в Николаевский храм, летописная старинная надпись, из которой и заимствуются эти сведения.

К изложенному выше сообщению хотелось бы привести два факта, ставящих под сомнение точность сведений старинной надписи. Во-первых, освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1667 г. не могло произойти при Новгородском митрополите Макарии, так как он умер 14 ноября 1662 г. Во-вторых, на момент передачи монастыря, согласно отписям от 22 декабря 1674 г. игумену Тихону и от 20 апреля 1677 г. келарю старцу Арсению, каменная холодная церковь Николая Чудотворца еще не была освящена. В первом случае оказались незавершёнными главы церкви и ее внутренняя отделка. Во втором причина в отписи не указана, обозначен лишь сам факт. Таким образом, освящение соборной церкви Николая Чудотворца произошло не ранее середины 1677 г. Убранство этих церквей, как сказано в отписной книге 1677 г., все старого строения, перенесено из прежних, деревянных церквей.

Представить внутреннее устройство этих церквей позволяет следующее ниже описание: “Церковь каменная теплая Успение Пречистыя Богородицы с олтарем и с трапезою и с келарскою, о пяти верхах… В церкви паперть с северную сторону. Два выхода, один в восточную сторону, а другой в северную, третей вход в келарскую в западную сторону. У тоея церкви по левую сторону олтарь и полатка, да над олтарем вверху полатка, и над келарской вверху полатка книго-хранительная. А под церковью и под олтарем, и под трапезою, и под келарскою хлебня и мукосейна, да казенная полата о дву жирах да погреб квасной о дву жирах, да полата жировая – муку держат… Церковь каменная холодная о дву столбах о пяти верхах… во имя иже во святых отца нашего Николая Чудотворца с олтарем и с папертью. С северной стороны жертвеник да ризная полатка, а по другую сторону предел воимя святых верховных апостол Петра и Павла… С северной и западной сторон круг тое церкви паперть, с тех же сторон два крыльца каменные с лестницами… Под той холодной церковью две полаты, держат всякую казенную рухлядь, в одной полате – третья полатка невеликая. Да под папертью две полаты, третьяя полатка усыпальна, да под крыльцами две полатки невеликие”.

Кроме этих двух церквей, при игумене Козме (т.е. до июня1674 г.) были построены: с западной стороны Успенской церкви каменная колокольня («о шестнадцати окнах больших и малых, верх шатровой, главы нет, на ней семь колоколов»; в колокольню ведут с северной стороны две внутри-стенные каменные лестницы: одна – в палатку, где размещались колокольные часы, другая – из палатки на ярус звона) и каменная одноэтажная поварня квасоварная, с южной стороны от каменных церквей. В 1684 г. между обеими церквями, Успенской и Никольской, построены, под руководством строителя старца Козмы (1683-1685), бывшего игумена монастыря, каменные переходы с 13 окнами (8 окон выходили на северную сторону и 5 – на южную), а под ними – две каменные палатки и кладовые места для разных вещей. Результаты исследований строительных материалов, использованных при возведении каменных зданий монастыря, позволили выявить следующую последовательность их строительства: Успенская церковь (четверик) и низ колокольни; трапезная Успенской церкви и Никольский собор; паперть (галерея) Никольского собора; крыльца Никольского собора, верх колокольни, переходы, поварня квасоварная.

Строительство каменных зданий в монастыре привело к изменению не только его внешнего облика, но и потребовало внутренней перепланировки монастырского комплекса. Она была обусловлена изменением первоначального местоположения соборной Никольской церкви – переносом ее дальше от берега, в глубь материка на 50-100 м в юго-западном направлении. В связи с этим возникала необходимость и в переносе Святых ворот с надвратной Богоявленской церковью на новое место – напротив западного крыльца-всхода в соборную церковь. Этого требовал архитектурный замысел проекта. Таким образом создавалась главная линия симметрии монастырского комплекса – запад-восток. Вспомогательные линии симметрии проходили через северные крыльца-всходы обеих каменных церквей в направлении север-юг.

Построенная в 1646 г. и просуществовавшая до конца 80-х гг. ХVII в. деревянная церковь Богоявления Господня и Святые ворота, находившиеся на восточной стороне монастырской ограды, были разобраны, перенесены и поставлены на противоположную – западную сторону, против западных дверей соборной Николаевской церкви, в 1690 г., при игумене Иоасафе. По окончании строительства церковь была освящена и получила новое название – Входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. После переноса Святых ворот и надвратной церкви дошла очередь и до строительства новой монастырской ограды, работы по постройке которой проводились уже при игумене Василиске в 1691-1692 гг. Однако освободившееся место, где ранее стояла деревянная Никольская церковь, по традиции, не должно было пустовать. И вскоре на этом месте, над гробами детей Марфы, возводится еще одна деревянная церковь – Сретения Господня, с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких: в 1719 г., “июля в 6 день Николаевского монастыря крестьяне Конецдворской волости Лаврентей Иванов, Василий Пивоваров с товарыщи, десять человек, поряжены в Николаевском монастыре над создатели тоя святыя обители построить церковь Божия древяная теплая с трапезою во имя храма Стретения Господня и с пределом во имя храма преподобных отец Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, измонастырского лесу, как о том свидетельствует подлинное их подрядное за их руками писмо”. Внутреннюю отделку церкви производили по подряду столяры и иконописцы из разных мест. Постоянного ухода требовали не только деревянные строения, его требовал и весь обширный каменный монастырский комплекс.

Сохранившиеся монастырские книги XVIII, XIX и начала XX вв. убедительно говорят о том, что настоятели монастыря вместе с братией уделяли данному вопросу неустанное внимание, подряжая для этого различных мастеров. Один из примеров тому – запись 1744 г.: подрядчиками, каменщиком Федосеем Авксентьевых с товарищами, с семью человеками, “тое святей Николаевской обители святыя каменныя церкви, паперти и трапезы, колоколня, переходы и крылца – все отбелены манастырскою известию…” Сохранившийся в РГАДА чертеж Николаевского Корельского монастыря середины XVIII в., на котором четко просматриваются архитектурные элементы не только каменных, но и деревянных строений, позволяет представить каменный комплекс монастыря в первозданном виде.

С конца XVIII в. по начало XX в. каменные монастырские строения претерпели ряд перестроек, частично пострадали и от пожара 26 мая 1798 г. Это прежде всего отразилось в архитектуре крыльцев-всходов как Успенской, так и Никольской церквей, а также квасоварной поварни. Монастырская опись 1799 г. приводит, кроме сведений о замене после пожара, в мае того же года, кровли на обеих каменных церквях и на трапезе, и некоторые данные о конструктивных изменениях в планировке Успенской церкви. Вместо двух одинаковых крыльцев-всходов, по которым раньше можно было подняться и войти в церковь - с восточной стороны в северную дверь и с южной стороны, через келарскую и трапезную палаты, в западную дверь (крыльца-всходы примыкали соответственно к северной стороне церкви и к западной стороне келарской), теперь осталось только южное крыльце-всход. Эта реконструкция привела к потере симметрии Успенской церкви, о которой так заботился средневековый архитектор. Теперь “у той церкви два крыльца каменные (ранее их было три – А.Ю.): одно – с южной стороны, подле западную стену… другое – с северной стороны…”

Дата проведения этих работ точно не установлена. Однако есть основания отнести ее к 1792г. Именно тогда проводились ремонтные работы в Успенской церкви: “Главы каменны новыя зделаны 1792-гогода в августе месяце”. Возможно, тогда же были внесены изменения и в конструкцию северных крыльцев-всходов обеих церквей и западного – Никольской церкви, поднимаясь по которым можно было войти в церкви через паперти-галереи. Что касается упомянутой выше реконструкции квасоварной поварни, то она подверглась существенной перестройке в 1851-1852 гг. Над каменным одноэтажным зданием был надстроен второй деревянный этаж, где разместились настоятельские и братские покои. Новое здание соединялось деревянными переходами с основным храмовым комплексом. В остальном за данный период времени других существенных реконструкций, за исключением перестройки глав Успенской церкви, в монастыре не проводилось. И его возвышающиеся до настоящего времени каменные постройки сохранили, в основном, облик конца XVIII в.

Источник: Юдин А.Б. Каменное строительство в Николаевском Корельском монастыре в XVII–XVIII вв. http://www.rusarch.ru/judin1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 октября 2024

Точная дата основания Николо–Корельского монастыря неизвестна. По преданию, обитель заложил преподобный старец Евфимий (ум. ок. 1435) – просветитель корел. Обитель находилась на левой стороне Никольского устья Северной Двины, у ее впадения в Белое море. В настоящее время часть сохранившихся монастырских построек находятся на территории Северного машиностроительного предприятия г. Северодвинска Архангельской области.

Самое раннее упоминание о монастыре Святого Николая встречается в Двинской и Новгородской летописях. Так, в Двинской летописи под 1419 г. записано: «Пришедше мурманы войною 500 человек с моря в бусах и в шняках, и повоеваша в Варзуге погост Корельской, и в земли Заволоческой погост в Неноксе, и Корельской монастырь святаго Николы, и Онежской погост, Яковлю Курью, Андреановской берег, Кеч остров, Княж остров, Архистратига Михаила монастырь, Цыгломино, Хечимино, три церкви сожгли, а христиан и чернцев всех посекли». Это краткое сообщение в летописях позволяет отнести время возникновения монастыря к концу XIV – началу XV в., поскольку для появления обустроенной монашеской обители, особенно в суровых условиях Крайнего Севера, необходимо как минимум 20–30 лет.

Назван монастырь в честь Николая Чудотворца – покровителя рыбаков и мореходов, особо почитавшегося на Севере. В Подвинье вообще было много церквей и монастырей, названных в честь этого святого: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». По местному преданию, одной из древних святынь Николо–Корельской обители была икона Николы Морского, принесенная в монастырь еще самим Евфимием. В 1419 г. во время набега мурман икона попала в руки грабителей, которые ободрали с нее драгоценный оклад, а сам образ с ликом святого Николы Чудотворца выбросили в море. Согласно легенде, икону вскоре прибило к берегу, где ее подобрали местные жители и вернули обратно в обитель.

Сожженный и разоренный Николо–Корельский монастырь не был заброшен. Возрождение разоренного монастыря и его дальнейшее процветание обязано крупным пожертвованиям. Согласно монастырской хронике, вскоре после набега мурманов сыновья Марфы Борецкой от первого брака Антон и Феликс, осматривая свои поморские вотчины, погибли в Белом море. Тела братьев на двенадцатые сутки были вынесены морем на берег у запустевшего монастыря, где и были погребены. По утверждению монахов, в благодарность Марфа одарила обитель первыми вотчинами, сенокосными лугами, рыбными тонями и солеварнями, принадлежавшими ее первому мужу, боярину Филиппу Григорьевичу. На пожертвования Марфы Борецкой были построены новые (Никольская и Успенская) церкви, часовня над могилой ее сыновей и некоторые хозяйственные постройки. Имена Антона и Феликса были занесены в монастырских святцах в число святых.

Печальная судьба старших сыновей Марфы прочно связала ее с далеким монастырем на берегу Белого моря. По монастырской легенде, вскоре Марфа–Посадница дала Николо–Корельскому монастырю завещательную грамоту для вечного поминовения своих погибших сыновей: «Во имя отца и сына и святого духа. Се яз раба божия Марфа списах рукописание при своем животе. Поставила есми церковь храм святого Николы в Корельском на гробах детей своих Онтона да Филикса. А дала есми в дом святого Николе куплю мужа своего Филипа: на Лявле острове село, да в Конечных два села, и по Малокурьи пожни и рыбные ловища, а по церковной стороне и до Кудми, и вверх по Кудми и до озера, и в Неноксе место за сенником, и дворище и полянка».

Сохранилась и купчая на эти земли первого мужа Марфы – новгородского боярина Филиппа Григорьевича: «Се купи Филип Григорьев у Яковлих детей у Нефедья и Смена Корельской наволок, землю и воду, и пожни, и рыбные ловища и всякие угодья от Тойнокурьи и до Кудмы; и по Кудме вверх землю и воду, и пожни, и бобровые ловища, и всякие угодья и до озера, и озере ловля рыбная; и на Малокурьи землю и воду, и пожни, и рыбную ловлю до Улонимы. А дал Филип две тысячи белки Нефедье и Семену…»

В отличие от монастырской «официальной» хроники архангелогородский краевед М. Г. Заринский поставил под сомнение связь Марфы Борецкой с Николо–Корельским монастырем. Он полагал, что дарительницей была какая–то другая богатая новгородка по имени Марфа. Но при отсутствии каких–либо документальных источников это предположение основано на еще большем количестве возможных допущений.

Недолго Марфа–Посадница оставалась покровительницей Николо–Корельского монастыря. 14 июля 1471 г. в битве на реке Шелони новгородское ополчение, возглавляемое сыном Марфы, степенным посадником Дмитрием Борецким, было разбито московским войском под начальством князя Даниила Холмского и боярина Федора Стародубского–Пестрого Хромого. Летописец записал: «… мало побившеся побегоша Новгродци, Москвици бьюще и секуще их и пленяюще их вязаху».

Земля Новгородская, по словам летописца, до самого Белого моря была «вся пленена и пожжена». В Заволочье Иван III послал своих воевод Бориса Слепца–Тютчева и Василия Образца Симского. В сражении на Двине, при устье речки Шеленги (Шиленьги), московская рать разгромила войско под командованием последнего служилого новгородского князя Василия Шуйского–Гребенки.

По условиям мира, заключенного 27 июля 1471 г. в селе Коростыни, самостоятельность Новгорода была существенно ограничена. Согласно договору, к Москве была присоединена часть Заволочья (Колмогоры, Ненокса, Уна и пр.), а другая осталась за Новгородом (Емецк, Матигоры, Кур–остров, Чухчелема, Лисичь–остров и др.).

В 1478 г. Новгород был «навеки замирен» и окончательно утратил свои былые права и привилегии. Огромные новгородские земли были присоединены к Москве. Десятки знатных новгородских семей были переселены («испомещены») в области Великого московского княжения как служилые люди. По указу Ивана III Марфа Борецкая в феврале 1478 г. отправлена в Москву, а затем в Нижний Новгород. Там она была пострижена под именем Марии в Зачатейном монастыре, где, вероятно, вскоре и умерла.

Лишившись покровительницы, Николо- Корельский монастырь не утратил своих владений. Московский великий князь сохранил за обителью все прежние ее земельные угодья.

До начала XX в. монахи Николо–Корель- ского монастыря хранили память о новгородской посаднице Марфе Борецкой и ее детях. Сыновья Марфы Антоний и Феликс Карельские «местно почитались праведными и память их отмечалась 16 апреля (1 мая по новому стилю. – П. Л.)». Над их могилами в 1719 г. была построена деревянная церковь Сретения Господня. Позже она сгорела, и над могилами братьев вновь поставили часовню. Посередине часовни находилась гробница с чугунной плитой, на которой была надпись: «Когда слава жизни бывает непричастна печали, одно мгновение и все это смерть отнимает от нас! Дети знаменитой Марфы Новгородской посадницы Антон Феликс».

Монахи показывали якобы прижизненный, но подновленный портрет Марфы Посадницы. Писатель А. Михайлов, посетивший в 1860–х гг. беломорский Север, в своих путевых записках описал портрет Марфы Борецкой, виденный им в Николо–Корельском монастыре: «…это древний, и притом высокой работы, портрет Марфы Посадницы, присланный ею в дар монастырю. К сожалению, он подновлен в последнее время, а потому более или менее уже теряет цену и значение, как древность. Несмотря на то, невольно останавливаешься перед ним, и долго всматриваешься в строгие, мужественные черты лица знаменитой Посадницы. Черные, выразительные глаза ее блестят огнем энергии, а тонкие, красиво очерченные губы обличают в ней женщину характера твердого и воли непреклонной». Однако портрет похож с изображением другой «великой старицы» Марфы – до пострижения Ксении Ивановны Романовой, матери царя Михаила Федоровича.

С Великим Новгородом связано еще одно предание Николо–Корельского монастыря. О подаренном обители в 1681 г. царем Федором Алексеевичем набатном колоколе, снятом со Спасских ворот Московского Кремля, сложилась красивая легенда, будто бы он был отлит из расплавленного новгородского вечевого колокола. По какой–то причине он не понравился царю Алексею Михайловичу, и тот велел его снять. Колокол имел три надписи. Первая, литая, по верхнему околу: «лета 7182 Июля в 25 день вылит сей колокол в Кремля города Спасских ворот, весу 150 пуд». Вторая, резная, посередине: «7189 года Марта в 1 день по Имянному Великого Государя и Великого Князя Федора Алексеевича всея великая и малая и белая России Самодержца указу, дан сей колокол к морю в Николаевский Корельский монастырь за Государское многолетнее здравие и по Его Государских родителях в вечное поминовение не отъемлено при игумене Арсении». Третья, литая, по нижнему околу надпись гласила, что отлит колокол литейным мастером Моториным.

В колокол звонили во время нашествия врагов или стихийных бедствий. Звон этот назывался «всполохом», или набатом, а колокол – сторожевым, или всполошным. Назывался он также царским. Русские государи после коронации выходили к Спасским воротам, чтобы показаться народу, собиравшемуся на Красной площади. По указу царя Федора Алексеевича колокол в 1681 г. был сослан в Корельский Николаевский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал царя.

Конечно, предания не отражают в полной мере историческую действительность, есть в них значительная доля вымысла. Порой сам сюжет предания оказывается вымышленным. Но нельзя и просто так отказываться от них или сразу же пытаться их опровергать. Как правило, все они порождены в народной среде поэтическими устными рассказами о былом, переходящими из поколения в поколение. Эти сказания вместе с легендарными элементами содержат и зерно истины. Из всех жанров фольклора исторические предания ближе других примыкают к собственно историческим произведениям.

Источник: Рябининские чтения – 2015. Материалы VII конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера // Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г. Иванова. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015

По материалам статьи: Лизунов П.В. (г.Северодвинск) «Предания и были Николо-Корельского монастыря» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/1491.html


Георгий Николаевич  11 октября 2024

Монах Косьма и южная галерея собора: первые археологические работы в Николо-Корельском монастыре в Северодвинске

В России немного монастырских древностей, остающихся недоступными для специалистов и широкого круга образованной публики. Среди них Николо-Корельский монастырь, расположенный в Никольском устье Северной Двины на территории оборонного предприятия-гиганта «СевМаш». К монастырскому комплексу нет свободного доступа с середины 1930-х гг., когда на его землях началось строительство военного завода и поселка Судострой, выросшего позднее в современный город Северодвинск.

Николо-Корельский монастырь – это теплая церковь с трапезной на погребах, колокольней, холодным собором и переходом между зданиями – монументальный комплекс каменных сооружений, выполненный по единому композиционному замыслу и в общем стилистическом ключе в 1664–1684 гг. В XVIII в. рядом с монастырским ядром соорудили служебный двухэтажный корпус. Каменное строительство в северной обители началось в XVII в., но само ее основание монастырские документы связывают со второй половиной XIV – началом XV в., а первое письменное упоминание обители относится к 1419 г., когда, по сведениям Двинской и Новгородской летописей, «Корельский монастырь святого Николы» был разорен «мурманами», то есть пришедшими по морю норвежцами.

В XVI в. Корельский монастырь известен как административный центр первого русского международного порта, через который происходил товарообмен с Англией и позднее Голландией. «Порт Святого Николая» с несколькими деревянными постройками, сооруженными англичанами, находился напротив монастыря на острове Ягры, и был связан с монастырем административными функциями до строительства в 1584 г. пристани и основания крепости у Михайло-Архангельского монастыря – будущего Архангельска.

К монастырским древностям обращались ученые и специалисты XIX – начала XX в. Они изучали архив и библиотеку Николо-Корельского монастыря – богатейшее документальное собрание Русского Севера, в советское время разделенное между архивными хранилищами Москвы, Ленинграда и Архангельска. Последняя историко-архитектурная экспедиция в Никольское устье Северной Двины состоялась в 1932 г., когда известный реставратор и знаток древнего зодчества П.Д. Барановский разобрал и перевез деревянную надвратную шатровую башню монастыря с примыкавшими к ней пряслами стен в создававшийся в это время в Москве музей деревянного зодчества в Коломенском, где памятник экспонируется по сей день. В фондах Новгородского музея-заповедника хранится, вероятно, единственная уцелевшая икона из художественного убранства храмов Корельского монастыря – образ святителя Николая, созданный, по мнению специалистов, в XVI в. и увезенный из монастыря в Новгород еще в XVII–XVIII вв. Икона покрыта слоем позднего лака, и ее расчистка и изучение первоначальных слоев живописи – дело будущего.

Эти немногочисленные материальные свидетельства некогда напряженной культурной и бытовой жизни богатейшего монастыря Русского Севера заставляют с особым вниманием отнестись к сохранению архитектурного комплекса обители, дошедшему до наших дней в удовлетворительном состоянии.

Первое каменное здание монастырского ансамбля – Успенская церковь с трапезной на погребах, было заложено 29 мая 1664 г. Осенью 1667 г. церковь была освящена «при … игумене Косьме». Одновременно к северо-западу от Успенской церкви была сооружена каменная шатровая колокольня, верх которой не дошел до наших дней. На фотографиях XIX в. можно видеть два ее нижних яруса, над ними возвышался шатер со слухами – окнами, через которые звук распространялся в пространство.

3 июня 1670 г. в монастыре заложили Никольский собор, освященный 9 сентября 1673 г. «при Иоакиме, митрополите Новгородском, и при том же игумене Косьме». Никольский собор – это монументальный пятиглавый храм с двумя внутренними опорами и обширным подклетом, часть которого была отведена под усыпальницу, а часть – под погреба и кладовые. С севера и запада к собору примыкает двухэтажная сводчатая галерея, габариты собора с галереями – 28,2 × 23,8 м. На второй этаж галереи с запада и севера поднимаются две величественные крытые лестницы. В 1684 г. между Успенским храмом и Никольским собором соорудили переход, на возведении которого практически завершилось основное каменное строительство в обители.

За 20 лет – очень короткий по средневековым меркам период – был начат с нуля и завершен огромный каменный монастырский комплекс, строительство которого потребовало консолидации колоссальных усилий. Такое начинание в XVII в., как правило, осуществлялось при финансовой и организационной поддержке митрополии или самого государя. По всей видимости, Николо-Корельский монастырь рассматривался властями в качестве оплота государственного православия на Русском Севере, где движение раскола набирало силу, поэтому представительный ансамбль каменных зданий в нем был особенно необходим. Именно к 1663 г. – году, предшествовавшему строительству в Николо-Корельском монастыре, – относится приговор старцев Соловецкого монастыря о неприятии новых книг и обрядов, предваривший знаменитое Соловецкое восстание против Никоновских реформ.

Для восстановления монастырского комплекса несколько лет назад по инициативе Архангельской епархии, правительства Архангельской области и дирекции ОАО «ПО «СевМаш»» был создан благотворительный фонд. Летом 2024 г. в монастыре были начаты противоаварийные и консервационные работы, которые ведет ООО Ярославская художественная мастерская «Реставратор». В процессе этих работ в качестве обязательных были запланированы археологические исследования, проведенные в сентябре–октябре 2024 г. специалистами Северной экспедиции Института археологии РАН. Первые исследовательские подступы к памятнику были осуществлены сотрудниками лаборатории архитектурной археологии Института археологии РАН в 2022 г.

Раскопки 2024 г. стали первыми археологическими работами на территории монастыря, поэтому их результаты невозможно было запланировать. В пристенных шурфах, заложенных у Никольского собора и Успенской церкви, были раскрыты фрагменты фундаментов зданий XVII в. Фундаменты под собором, имеющие общую высоту 2 м, сложены из больших валунов с использованием в верхней части грубо отёсанных квадров белого камня (известняка) и мелких булыжников для заполнения пустот между крупными валунами. Подошва фундаментных рвов была укреплена по традиции средневекового строительства на болотистых грунтах свайным полем – вертикально вбитыми с расстоянием в 20–30 см между собой деревянными бревнами, уплотняющими подвижный грунт основания здания. В лаборатории естественнонаучных методов Института археологии РАН проведено определение породы древесины двух фундаментных свай. В результате микроскопического исследования установлено, что обе сваи фундамента собора были сосновыми (Pinus) (определение Л.Н. Гриценко).

В шурфе, заложенном с южной стороны собора, на уровне самого низа фундаментной кладки раскрыт ряд валунов, примыкающий к стене храма под прямым углом. Стратиграфическая ситуация в шурфе однозначно говорит о том, что эта конструкция была устроена одновременно с устройством фундамента храма. Не исключено, что эта кладка – основание под южную галерею собора, задуманную первоначально, но не воплощенную в жизнь по каким-либо причинам. Отсутствие в композиции собора южной галереи вызывало много вопросов – это непоследовательное решение, которое должно было быть чем-то обусловлено. Теперь можно предполагать, что галерея все-таки была задумана, но что-то помешало ее возвести.

Исследование северной лестницы, ведущей в собор, принесло настоящее археологическое открытие. Под лестницей есть перекрытая цилиндрическим сводом камера в рост человека размером примерно 3 × 4 м, в западной стенке которой есть заложенная снаружи силикатным кирпичом входная дверь, а возле неё изнутри – крытая городком нишка для светильника, а на противоположной восточной стенке – сводчатое окошечко размером в кирпич. По монастырскому преданию в этой камере под лестницей был упокоен игумен Косьма, тот самый «строитель», часто упоминаемый в летописи в связи с работами второй половины XVII в.

Реставраторами была разобрана закладка двери из силикатного кирпича и из подлестничного пространства вытащено несколько кубометров строительного и индустриального мусора ХХ в. После зачистки в южной половине камеры показались пятна смешанной материковой породы, а в северной выявился контур погребения, отмеченного по центру крупной неотёсаной кривоватой плитой местного белого камня длиной 1,5 м.

Эта плита давала надежду, что время не тронуло погребения, но выяснилось, что оно сохранилось в сильно потревоженном виде: уже на уровне плиты в перемешанном слое были найдены отдельные кости скелета. Для захоронения была выкопана прямоугольная яма, местами обложенная мелким плитняком на ребре, стенки которой были укреплены срубом из нетолстых почти истлевших плах. Плита была перевернута, на ее отшлифованной лицевой поверхности оказалась надпись: ЛЕТА ЗРЧИ [7198 – т.е. 1690] ГОДУ МЕСЯЦА ГЕНЪВАРЯ ВЪ [*] ДЕНЬ ПРЕСТАВИСЯ РАБ БОЖIЙ МОНАХЪ КОСМА И ПОЛОЖЕНЪ ПОД СИМ КАМЕНЕМ

На месте обозначения дня оставлен большой пробел.

После проведенных археологических работ монастырь обретает ещё одну достопримечательность. Открыто место захоронения человека, энергии которого обитель обязана появлением каменного ансамбля! Игумен-строитель Косьма имел волю и возможность к воплощению лучших архитектурных тенденций XVII в. в северном комплексе, он сумел собрать артель строителей, обладавших опытом для реализации задуманного. Известно, что игумен Косьма (Козьма, Косма) управлял обителью с 1657 г. по 1674 г. (начало строительства монастырского комплекса), а затем был отрешен и сослан в Соловецкий монастырь. В середине 1680-х гг. вновь вернулся на игуменство (этому периоду соответствует второй, завершающий этап строительства ансамбля). Об этом человеке из документов известно, что пострижение он получил в Кирилло-Белозерском монастыре, а занимал должность строителя (настоятеля) монастыря после возвращения с Соловков до 3 октября 1686 г. Археологические работы открыли место его захоронения, год смерти и его останки, что может считаться как исключительной исследовательской удачей, так и восстановлением исторической справедливости.

10 октября 2024 г., М.В. Вдовиченко, А.В. Суворов. https://archaeolog.ru/ru/press/articles/monakh-kosma-i-yuzhnaya-galereya-sobora-pervye-arkheologicheskie-raboty-v-nikolo-korelskom-monastyre



Комментарии и обсуждение


С материалами по истории Николо-Корельского монастыря можно познакомиться здесь
21 октября 2007, Н. и Е. Андрущенко.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.