ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь.

Николо-Корельский монастырь


Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1395 и 1410.
Адрес:
г. Северодвинск, Архангельское шоссе, 58 (территория завода ОАО "Севмаш")

Координаты: 64.58293, 39.84643



План Николаевского Корельского монастыря в Северодвинске
XXXXX

Храмы монастыря:

1. Собор Николая Чудотворца
2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
3. Колокольня
Утрачена Часовня Сретения Господня

Другие постройки и сооружения:

4. Галерея-переход (1684 г.)
5. Монастырский корпус
6. Деревянная ограда с башнями (кон. XVII в., утрачена)
7. Восточная надвратная башня (кон. XVII в., перевезена в Москву, в музей Коломенское)

Подворья, скиты, приписные храмы:

1. Бывшее подворье в Архангельске

План составлен В.Д. Курковым



Николаевский Корельский монастырь, , Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Михаил Адамский
5 ноября 2011
Николаевский Корельский монастырь, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1935
Николаевский Корельский монастырь, Источник: сайт https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1930-1940/?page=9&index=6&paginate_page=9&query=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Источник: сайт https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1930-1940/?page=9&index=6&paginate_page=9&query=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Андрей Семенов
1930
Николаевский Корельский монастырь, Источник: сайт https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1930-1940/?page=9&index=5&paginate_page=9&query=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Источник: сайт https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1930-1940/?page=9&index=5&paginate_page=9&query=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Андрей Семенов
1930
Николаевский Корельский монастырь, Рис. из журнала "Нива"<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1913
Николаевский Корельский монастырь, Вид на монастырь с северо-востока. Фото В. А. Плотникова. Нач. 1900-х гг. Фотоархив ИИМК РАН http://orthonord.ru/books/nikolo-korel/current/history/short_history.htm#Novie_hozjaeva <br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Вид на монастырь с северо-востока. Фото В. А. Плотникова. Нач. 1900-х гг. Фотоархив ИИМК РАН http://orthonord.ru/books/nikolo-korel/current/history/short_history.htm#Novie_hozjaeva
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1902
Николаевский Корельский монастырь, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1900
Николаевский Корельский монастырь, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1900
Николаевский Корельский монастырь, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1900
Николаевский Корельский монастырь, Фото акад. В. В. Суслова. 1886 г. Фотоархив ИИМК РАН, Вид на монастырь с юго-востока<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Фото акад. В. В. Суслова. 1886 г. Фотоархив ИИМК РАН, Вид на монастырь с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1886
Николаевский Корельский монастырь, Альбом «Монастыри Архангельской Епархии. Фотографии 1884-1888 годов» http://andcvet.narod.ru/arxan/03/sam.html <br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Альбом «Монастыри Архангельской Епархии. Фотографии 1884-1888 годов» http://andcvet.narod.ru/arxan/03/sam.html
Т.
Николаевский Корельский монастырь, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Николаевский Корельский монастырь, Разрушение монастыря в 1936 году.<br>, Северодвинск, Северодвинск, город, Архангельская область
Разрушение монастыря в 1936 году.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 января 2011

Николаевский Корельский монастырь, 3 класса, на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы, в 34 верстах от Архангельска. Основан в начале XV века иноком Евфимием (просветителем корелов, который скончался в 1435 году и покоится в соборном храме). Разоренный в 1419 году шведами монастырь был восстановлен, благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот монастырь был сослан Новгородский архиепископ Феодосии Яновский и Ростовский митрополит Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке, сохранившейся до настоящего времени. В монастырской библиотеке имеется много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К монастырю приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на острове Новая Земля, учрежденный в 1882 году и открытый в 1889 году; при нем школа для самоедских детей.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Марина Зуйкова  17 сентября 2017

Николо-Корельский монастырь по времени своего основания считается первым среди "морских" монастырей Севера. Большинство исследователей считают, что годом основания монастыря нужно считать 1410-й, а его основателем - "Преподобного Евфимия". Этот монах жил сред "корельских детей" на Летнем берегу и "просвещал" их, то есть обращал в христианство. Своё главное и первое название монастырь получил в честь святого Николая, пользовавшегося на Севере большой популярностью и считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.

Николо-Корельский монастырь являлся древнейшим центром освоения русским населением Беломорского побережья и прилегающих к нему районов, имел оборонно-стратегическое значение. Летописное упоминание о нем относится к 1419 году и связано с печальным событием - разбойничьим нападением скандинавов на беломорские берега. В Двинской летописи говориться так: "Николаевский Карельский монастырь Мурмане пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках (небольшие парусно-гребные скандинавские суда) в 1419 году пожгли и чернцов посекли». В результате этого нападения монастырь был совершенно разорён и оставался заброшенным вплоть до 1471 года.

Восстановление Николо-Корельского монастыря в 1471 году, согласно народному преданию и официальной церковной версии, было осуществлено Марфой Борецкой, вдовой новгородского посадника Исаака Борецкого, оставившей яркий след в русской истории. Дабы монастырь мог нормально существовать, Марфа дала ему в собственность часть своих владений - луга, солеварни, рыбные промыслы. Однако вскоре пришла Москва, установила везде свои порядки, посадила повсюду своих людей, и, в конечном счете, узурпировала все земли, в том числе и Новгородского севера. Великий Новгород пал, а Марфа была этапирована в Новгород Нижний, где и скончалась. Николо-Корельский монастырь перешел во власть Москве.

Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь. В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера. Её целью было открытие северного пути в Индию: стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря.

Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558).

В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664-1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.

В XVII - XIX веках монастырь попадал и в военные передряги. В смутное время (1613-1614) войска поляка Ходкевича разорили северные земли, нанесли большой урон и Николо-Корельскому монастырю. В 1808-1809 годах вблизи от монастыря возводились укрепления направленные против возможного прихода английских кораблей.

К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нем обитало всего несколько монахов, однако вокруг монастыря стояла уникальная деревянная стена - замечательный и единственный в своем роде памятник деревянного зодчества. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников. Затем, в 1929 году была образована сельхозкоммуна "Искра".

В 1936 году на место, где стоял монастырь, прибыли строители поселка Судострой, будущего Молотовска, нынешнего Северодвинска. В это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства.

Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было постановлено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем с риском для вновь построенных цехов продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода.

В настоящее время за счет средств, выделяемых Севмашем, идет восстановление Свято-Никольского Собора.

http://arhispovedniki.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=538

История Скита Новоземельского очень трагическая. Церковь была основана в 1898 году в Белужьей Губе, там жил священник, а потом около 1902 года приехали несколько монахов. Никто не хотел ехать, а просили для ненцев. Просили у Соловецкого Игумена дать братию, он открытым текстом сказал: там настолько суровые условия, что у нас из братии никто не выдержит, извините. И поехал один иеромонах Николо-Карельского монастыря, отец Иона. Он служил, ненцев окормлял. Что там этому батюшке пришлось перетерпеть - одному Богу ведомо. А из тех 10 или 12 монахов, которые туда приехали, семеро за зиму погибли, а пятеро уехали по болезни и больше не вернулись.

http://www.serafim100.ru/top/Papers/a37.html


Марина Зуйкова  4 марта 2020

Николаевский Корельский необщежительный мужской монастырь, 3-го класса (с 1764 г.) в юго-восточной части Двинской Губы, в 34 в. от Архангельска, почтовая станция в селении Рикосихе (сообщение морем – летом 24 в., зимой 19 в.).

Время основания неизвестно в точности; полагают, что он был основан в конце XIV или начале XV в. просветителем корелов Евфимием (мощи его были открыты в 1647 г.; церковное почитание ему продолжалось с 1650 по 1683 г.; ныне память его чтится панихидами. Мощи под спудом. У архиепископа Димитрия день памяти – 18 апреля, у архимандрита Никодима – 9 июля); в 1419 г. был разорен норвежцами; в 1471 г. был возобновлен новгородской посадницей Марфой Борецкою.

Храмов два: 1) в честь Успения Божией Матери с приделом (с 1887 г.) в честь Боголюбской иконы Божией Матери (построен в 1664 г., освящен 10 ноября 1667 г.); 2) во имя св. Николая Чудотворца с приделом во имя свв. апостолов Петра и Павла (построен в 1670 г., освящен 9 сентября 1673 г.). На северной стороне от входа в Успенский храм, под каменной часовней (построенной в 1860 г.), погребены сыновья Марфы Борецкой: Антоний и Феликс, утонувшие в устье р. Северной Двины.

В этот монастырь при Екатерине I был сослан лишенный архиерейства вице-президент Святейшего синода, архиепископ Новгородский Феодосий Яновский, который здесь и скончался 3 февраля 1726 г. При Екатерине II здесь около 4 лет жил лишенный архиерейства митрополит Ростовский Арсений Мацеевич до 27 декабря 1767 г., когда он, уже лишенный монашества, был сослан в Ревель (колодка, к которой он был прикован, находится в монастыре).

В ризнице хранятся: ветхое рукописное Евангелие без обозначения года и два оловянных потира. В библиотеке имеется грамота Марфы Борецкой, немало древних рукописей, хронографов, синодиков, нотных книг знаменного распева и проч.

До 1707 г. монастырь управлялся игуменами: в 1707 г. была учреждена архимандрия; с 1768 г. настоятель снова получил сан игумена; с 1848 г. монастырем управляет епархиальный епископ.

Монастырь владеет сенокосным участком в 23 дес. 1264 кв. саж. удобной и 10 дес. 1376 кв. саж. неудобной земли на острове Шатун, отдаваемой в аренду за 186 руб. в год; сенокосным участком «Звенье» близ монастыря, в 4 дес. 2019 кв. саж., в аренде за 125 руб.; лесным участком в 150 дес.; рыболовными тонями у берегов Белого моря, в аренде за 125 руб.; лесным участком в 471 дес. 780 кв. саж. в Кудьмозерской казенной даче, вблизи монастыря. Из казны получает 669 руб. 09 коп.

Монахов 13, послушников 1.

Большевики закрыли монастырь в 1920-х гг. Первостроители города Северодвинска в 1930-х гг. возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое вначале специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а затем уже специализируется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок.

К нему приписан: Николаевский Новоземельский мужской скит на острове Новая Земля в Ледовитом океане, в становище Малые Кармакулы, в 1500 в. от Архангельска. Разрешен к учреждению Святейшим синодом в 1882 г.; основан в 1889 г. В скиту имеется храм во имя св. Николая Чудотворца (освящен 19 сентября 1888 г.). Церковная школа для самоедских детей. С 22 апреля 1894 г. скит получает из казны 1000 руб. Игумен и псаломщик.

Более семи лет назад командование и жители поселка Белушья Губа попросили епископа Архангельского и Холмогорского Тихона прислать священника. А в феврале 1999 г. в военном городке Белушья Губа появился отец Иннокентий. По причине постоянной неблагоприятной погоды было решено церковь устроить в самом поселке, для этого выделили большое помещение, первый этаж в жилом доме – бывшее кафе.

Леонид Денисов, 1100 православных монастырей Российской империи


Марина Зуйкова  27 июля 2020

1 мая 1998 г., в день памяти святых Евфимия, Антония и Феликса Корельских, впервые с разрешения администрации «Севмашпредприятия» у стен Никольского храма еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) отслужил праздничный молебен. Святые Евфимий, Антоний и Феликс получили наименование «небесных покровителей града Северодвинска» и стали поминаться на отпустах. Впосл. по согласованию между епархиальным управлением и администрацией «Севмашпредприятия» жители города участвовали в праздничных молебнах на территории бывшего монастыря. В 1998-2000 гг. молебен служили перед входом в Никольский собор, с 2003 г. - в центральном приделе собора. В др. дни монастырские храмы по-прежнему выполняли роль заводских помещений. В Никольском соборе располагался участок шиномонтажа, сварочный участок и склады, а также участок мойки тары, в Успенском храме - администрация одного из цехов, в бывш. братском корпусе - швейная, слесарная и др. мастерские. С 22 июля 2004 г. в Никольском соборе стали еженедельно служить молебны. 2 и 4 авг. 2004 г. генеральным директором ФГУП «ПО «Севмаш»» были подписаны решения «об открытии для совершения богослужений Никольского собора» (молебны стали служить каждый четверг) и «о проведении восстановительных работ в Николо-Корельском монастыре», согласно которому все заводские службы предполагалось вывести из монастырских зданий.

В галерее, примыкающей к сев. стене Никольского собора, был устроен придел, освященный иерейским чином 7 апр. 2005 г. во имя прп. Евфимия и праведных Антония и Феликса Корельских. В тот же день впервые после 85-летнего перерыва была отслужена Божественная литургия. 1 мая 2009 г. в центральном приделе Никольского собора впервые после закрытия К. м. была отслужена литургия архиерейским чином (ранее неск. лет архиерейские богослужения совершались только в приделе святых Евфимия, Антония и Феликса). Возглавлял богослужение еп. Архангельский и Холмогорский Тихон. 22 авг. 2009 г. состоялось первое в истории мон-ря патриаршее богослужение: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) отслужил всенощное бдение накануне праздника Собора новомучеников и исповедников Соловецких. С 2011 г. настоятелем Никольского собора является митр. Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских). В Никольском соборе регулярно совершаются богослужения: по субботам и накануне больших праздников - всенощное бдение, в воскресные и праздничные дни - Божественная литургия; по четвергам служатся молебны во время обеденного перерыва заводчан.

https://www.pravenc.ru/text/2057250.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2024

История Николаевского Карельского монастыря, расположенного на левом берегу Никольского рукава устья р. Северной Двины, в 40 км к западу от г. Архангельска, насчитывает уже более 600 лет. Его каменные строения, возведенные во второй половине XVII в., и по сей день возвышаются на территории ПО “Северное машиностроительное предприятие” г. Северодвинска Архангельской области. Основные сведения об истории монастыря были изложены в других публикациях. Здесь же основное внимание уделено тому этапу его строительства, от которого и сохранились дошедшие до нас памятники зодчества.

К 50-м годам XVII в. деревянные церкви монастыря – соборная холодная Николая Чудотворца и теплая Успения Пресвятой Богородицы (с трапезой и келарской), а также деревянная колокольня, – становятся ветхими. Игумен Козма с келарем, казначеем, соборными старцами и всей братией приступил к подготовке к каменному строительству. Прежде всего необходимо было приобрести строительные материалы: кирпич, бревна и тес, прутовое железо, камень, песок и известь, и т.п. Подряд на производство кирпича был заключен с кирпичным мастером Степаном Михайловым сыном. Его изготовление осуществлялось на заводах, находившихся в 60 верстах вверх по Северной Двине, на речке Мечке, где была и монастырская мельница, и на Еловце (Княж-островская волость). Только с сентября 1663 г. по август 1664 г. “зделано кирпичю и обожжено 71 тысяча 700 ряда цены с тысячи по рублю по тринатцати алтын по две денги да необожженого кирпичю зделано 71 тысяча 300 ряда цены с тысячи по рублю по шти алтын по четыре денги”.

Доставка кирпича с заводов к месту строительства осуществлялась на монастырских лошадях. Прутовое железо приобреталось монастырем через иностранцев. Покупался для строительства церквей и камень. Строительство Успенской церкви осуществляла бригада каменщиков под руководством подмастерья каменного дела Алексея Лукьянова и его племянника Володьки. В числе каменщиков упоминаются имена Петра, Никиты, Ивана, Гавриила, Галактиона, Игнатия. Для подсобных работ по каменному строительству были наняты крестьяне близлежащих деревень. Только в период с мая по август 1664 г. их трудилось в монастыре 112 человек.

О ходе каменного строительства в монастыре узнаем из сообщения Макария, епископа Архангельского и Холмогорского: “…вместо церквей деревянных выстроены каменныя двухэтажныя церкви: 1) Успения Пресвятыя Богородицы основана в 1664 г. и выстроена совсем в течение 4-х годов, вверху с братскою трапезою, а внизу со многими погребами, и освящена в 1667 г. при благоверном государе царе и великом князе Алексие Михайловиче, при Макарие митрополите Новгородском и игумене Козме. 2) Соборная церковь Святителя Николая... заложена 1670 года с приделом первоверховных Апостол Петра и Павла и, по выстройке чрез четыре года, освящена 1674 года, при том же благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче, при Иоакиме митрополите Новгородском и при том же игумене Козме”. Епископ Макарий, сообщая сведения о монастыре, указывает, что о построении и освящении церквей имеется на стене, при входе в Николаевский храм, летописная старинная надпись, из которой и заимствуются эти сведения.

К изложенному выше сообщению хотелось бы привести два факта, ставящих под сомнение точность сведений старинной надписи. Во-первых, освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1667 г. не могло произойти при Новгородском митрополите Макарии, так как он умер 14 ноября 1662 г. Во-вторых, на момент передачи монастыря, согласно отписям от 22 декабря 1674 г. игумену Тихону и от 20 апреля 1677 г. келарю старцу Арсению, каменная холодная церковь Николая Чудотворца еще не была освящена. В первом случае оказались незавершёнными главы церкви и ее внутренняя отделка. Во втором причина в отписи не указана, обозначен лишь сам факт. Таким образом, освящение соборной церкви Николая Чудотворца произошло не ранее середины 1677 г. Убранство этих церквей, как сказано в отписной книге 1677 г., все старого строения, перенесено из прежних, деревянных церквей.

Представить внутреннее устройство этих церквей позволяет следующее ниже описание: “Церковь каменная теплая Успение Пречистыя Богородицы с олтарем и с трапезою и с келарскою, о пяти верхах… В церкви паперть с северную сторону. Два выхода, один в восточную сторону, а другой в северную, третей вход в келарскую в западную сторону. У тоея церкви по левую сторону олтарь и полатка, да над олтарем вверху полатка, и над келарской вверху полатка книго-хранительная. А под церковью и под олтарем, и под трапезою, и под келарскою хлебня и мукосейна, да казенная полата о дву жирах да погреб квасной о дву жирах, да полата жировая – муку держат… Церковь каменная холодная о дву столбах о пяти верхах… во имя иже во святых отца нашего Николая Чудотворца с олтарем и с папертью. С северной стороны жертвеник да ризная полатка, а по другую сторону предел воимя святых верховных апостол Петра и Павла… С северной и западной сторон круг тое церкви паперть, с тех же сторон два крыльца каменные с лестницами… Под той холодной церковью две полаты, держат всякую казенную рухлядь, в одной полате – третья полатка невеликая. Да под папертью две полаты, третьяя полатка усыпальна, да под крыльцами две полатки невеликие”.

Кроме этих двух церквей, при игумене Козме (т.е. до июня1674 г.) были построены: с западной стороны Успенской церкви каменная колокольня («о шестнадцати окнах больших и малых, верх шатровой, главы нет, на ней семь колоколов»; в колокольню ведут с северной стороны две внутри-стенные каменные лестницы: одна – в палатку, где размещались колокольные часы, другая – из палатки на ярус звона) и каменная одноэтажная поварня квасоварная, с южной стороны от каменных церквей. В 1684 г. между обеими церквями, Успенской и Никольской, построены, под руководством строителя старца Козмы (1683-1685), бывшего игумена монастыря, каменные переходы с 13 окнами (8 окон выходили на северную сторону и 5 – на южную), а под ними – две каменные палатки и кладовые места для разных вещей. Результаты исследований строительных материалов, использованных при возведении каменных зданий монастыря, позволили выявить следующую последовательность их строительства: Успенская церковь (четверик) и низ колокольни; трапезная Успенской церкви и Никольский собор; паперть (галерея) Никольского собора; крыльца Никольского собора, верх колокольни, переходы, поварня квасоварная.

Строительство каменных зданий в монастыре привело к изменению не только его внешнего облика, но и потребовало внутренней перепланировки монастырского комплекса. Она была обусловлена изменением первоначального местоположения соборной Никольской церкви – переносом ее дальше от берега, в глубь материка на 50-100 м в юго-западном направлении. В связи с этим возникала необходимость и в переносе Святых ворот с надвратной Богоявленской церковью на новое место – напротив западного крыльца-всхода в соборную церковь. Этого требовал архитектурный замысел проекта. Таким образом создавалась главная линия симметрии монастырского комплекса – запад-восток. Вспомогательные линии симметрии проходили через северные крыльца-всходы обеих каменных церквей в направлении север-юг.

Построенная в 1646 г. и просуществовавшая до конца 80-х гг. ХVII в. деревянная церковь Богоявления Господня и Святые ворота, находившиеся на восточной стороне монастырской ограды, были разобраны, перенесены и поставлены на противоположную – западную сторону, против западных дверей соборной Николаевской церкви, в 1690 г., при игумене Иоасафе. По окончании строительства церковь была освящена и получила новое название – Входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. После переноса Святых ворот и надвратной церкви дошла очередь и до строительства новой монастырской ограды, работы по постройке которой проводились уже при игумене Василиске в 1691-1692 гг. Однако освободившееся место, где ранее стояла деревянная Никольская церковь, по традиции, не должно было пустовать. И вскоре на этом месте, над гробами детей Марфы, возводится еще одна деревянная церковь – Сретения Господня, с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких: в 1719 г., “июля в 6 день Николаевского монастыря крестьяне Конецдворской волости Лаврентей Иванов, Василий Пивоваров с товарыщи, десять человек, поряжены в Николаевском монастыре над создатели тоя святыя обители построить церковь Божия древяная теплая с трапезою во имя храма Стретения Господня и с пределом во имя храма преподобных отец Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, измонастырского лесу, как о том свидетельствует подлинное их подрядное за их руками писмо”. Внутреннюю отделку церкви производили по подряду столяры и иконописцы из разных мест. Постоянного ухода требовали не только деревянные строения, его требовал и весь обширный каменный монастырский комплекс.

Сохранившиеся монастырские книги XVIII, XIX и начала XX вв. убедительно говорят о том, что настоятели монастыря вместе с братией уделяли данному вопросу неустанное внимание, подряжая для этого различных мастеров. Один из примеров тому – запись 1744 г.: подрядчиками, каменщиком Федосеем Авксентьевых с товарищами, с семью человеками, “тое святей Николаевской обители святыя каменныя церкви, паперти и трапезы, колоколня, переходы и крылца – все отбелены манастырскою известию…” Сохранившийся в РГАДА чертеж Николаевского Корельского монастыря середины XVIII в., на котором четко просматриваются архитектурные элементы не только каменных, но и деревянных строений, позволяет представить каменный комплекс монастыря в первозданном виде.

С конца XVIII в. по начало XX в. каменные монастырские строения претерпели ряд перестроек, частично пострадали и от пожара 26 мая 1798 г. Это прежде всего отразилось в архитектуре крыльцев-всходов как Успенской, так и Никольской церквей, а также квасоварной поварни. Монастырская опись 1799 г. приводит, кроме сведений о замене после пожара, в мае того же года, кровли на обеих каменных церквях и на трапезе, и некоторые данные о конструктивных изменениях в планировке Успенской церкви. Вместо двух одинаковых крыльцев-всходов, по которым раньше можно было подняться и войти в церковь - с восточной стороны в северную дверь и с южной стороны, через келарскую и трапезную палаты, в западную дверь (крыльца-всходы примыкали соответственно к северной стороне церкви и к западной стороне келарской), теперь осталось только южное крыльце-всход. Эта реконструкция привела к потере симметрии Успенской церкви, о которой так заботился средневековый архитектор. Теперь “у той церкви два крыльца каменные (ранее их было три – А.Ю.): одно – с южной стороны, подле западную стену… другое – с северной стороны…”

Дата проведения этих работ точно не установлена. Однако есть основания отнести ее к 1792г. Именно тогда проводились ремонтные работы в Успенской церкви: “Главы каменны новыя зделаны 1792-гогода в августе месяце”. Возможно, тогда же были внесены изменения и в конструкцию северных крыльцев-всходов обеих церквей и западного – Никольской церкви, поднимаясь по которым можно было войти в церкви через паперти-галереи. Что касается упомянутой выше реконструкции квасоварной поварни, то она подверглась существенной перестройке в 1851-1852 гг. Над каменным одноэтажным зданием был надстроен второй деревянный этаж, где разместились настоятельские и братские покои. Новое здание соединялось деревянными переходами с основным храмовым комплексом. В остальном за данный период времени других существенных реконструкций, за исключением перестройки глав Успенской церкви, в монастыре не проводилось. И его возвышающиеся до настоящего времени каменные постройки сохранили, в основном, облик конца XVIII в.

Источник: Юдин А.Б. Каменное строительство в Николаевском Корельском монастыре в XVII–XVIII вв. http://www.rusarch.ru/judin1.htm



Комментарии и обсуждение


С материалами по истории Николо-Корельского монастыря можно познакомиться здесь
21 октября 2007, Н. и Е. Андрущенко.

Адрес монастыря: г. Северодвинск, Архангельское шоссе, 58 (территория завода ОАО "Севмаш")
8 августа 2012, Sergey Buzlanov.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.