В семи километрах от Карачева, на возвышении правого берега реки Песочни, расположен Николо-Одринский монастырь. В те далёкие времена, в 2,5 верстах от этого места, между 1376-м и 1425 гг., было явление чудотворной иконы Святителя Николая Мирликийского на сосне, близ речки Одрины. По преданию, трое братьев, жителей Брянска, случайно прознавшие про это чудотворение, пришли к тому месту, и, отнесли образ Святителя в свой город, где сразу же прекратилась страшная моровая язва, до этого унесшая жизни многих горожан. Церковь, построенная по обету специально для этого образа, вскоре сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на той сосне близ речки Одрины. Это было расценено как предзнаменование свыше, и уже на том святом месте, на опушке леса, была срублена деревянная церковь, ставшая первым строением будущего монастыря, который будет основан за 2,5 версты от этого места. Пройдёт некоторое время и этот храм снова разберут и перевезут на берег реки Песочни, где уже возникнет Николаевский Одрин монастырь.
Впервые в документах Одрина пустынь упоминается в грамоте дочери литовского князя Ольгерда, выданной замуж за карачевского князя Святослава. Инокиня Евпраксия (в миру Елена) стала настоятельницей другого женского монастыря, расположенного недалеко от Одриной обители. По этой грамоте, в 1352 году часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В Смутное время пустынь изрядно пострадала, но вскоре был восстановлена. В летописях обитель упоминается в 1626-27 годах. В 1697 году патриарх Адриан подтвердил основание Одрина монастыря, расцвет которого пришёлся на время управления настоятеля-игумена Варнавы (1705-1720). На рубеже ХVII-ХVIII столетия здесь возвели уже каменные здания: в 1700 году сооружена надвратная церковь Иоанна Воина с приделом Сергия Радонежского, в 1710 году - соборный храм Николая Чудотворца, в 1707 году - тёплая Знаменская церковь в трапезной собора. В 1720 году "лихие люди" напали на обитель и буквально разорили её, а старца Варнаву предали пытке огнём, от которой он и скончался. Только при игумене Иувеналии состояние монастыря несколько улучшилось, но во времена Екатерины II вся принадлежавшая монастырю земля была отобрана в пользу государства.
В 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. В 1784 году Одриной обители вновь были пожертвованы 30 десятин земли и особо ценная икона Божией Матери "Утоли моя печали". Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856), который возвёл духовное устроение обители на высокий уровень, благоустроил монастырь. В 1843 году здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных". При настоятеле Николаевского Одрина монастыря, архимандрите Феодосии, был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 1,7 км, построена двухэтажная гостиница для паломников на 40 меблированных номеров, настоятельские кельи, ряд служебных зданий, устроены пруды, в селе Одрино построена воскресная школа. Монастырь был обнесён двумя кирпичными оградами: внутренней (1200 м) и внешней (1700 м). Всего до закрытия монастыря в обители насчитывалось до 90 кирпичных строений. Покровителями и вкладчиками обители были князья Трубецкие и Барятинские.
Уже в 1922 году на территории Николо-Одринского монастыря была размещена "опытная школа" (детская колония-коммуна "Новая жизнь"), сильно потеснившая монастырскую братию. Сохранился документ, запечетлевший жалобу преподавателей колонии в Карачевский исполком: "Ежедневный звон колоколов, надоевший обитателям колонии до чертиков, мешает проводимым с детьми занятиям. Желательно, чтобы в недалёком будущем вместо крестов здесь развевались красные флаги..." В 1924 году монастырь был закрыт, но некоторые храмы продолжали действовать. В 1928 году, братия была разогнана; многие монахи нашли себе пристанище при храмах Карачева. В 1930-м году шестеро монахов из братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Со временем опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться, ещё больший урон нанесли местные жители, начавшие разбирать постройки на стройматериал. Видя такое положение, местными властями было принято решение разобрать колокольню (1928) и пятипрестольный соборный храм (1930). Оставили лишь бывший игуменский дом и братский корпус. Одно время здесь располагался военный полигон Западного фронта. Во время Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался немецкий военный штаб, впоследствии здесь располагались детский дом, закрытый в 1970-м году, средняя школа-восьмилетка и даже база отдыха швейной фабрики. Позднее здания опустели и были на грани разрушения. До наших дней сохранились лишь дом игумена, трапезный корпус и участки стен, построенных в первой половине ХIХ века. Игуменский дом - это образец монастырской жилой постройки в стиле позднего классицизма. Сооружение выполнено в лаконичной манере, равно как и сохранившееся здание трапезной.
Восстановление монастыря, уже как женского, началось со 2 марта 1995 года, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Настоятельницей обители была назначена игумения Мариам, которую 19 декабря 2015 года сменила игумения Серафима (Якимчук). Средства на восстановление монастыря собирали всем миром. Возрождение давалось очень тяжело. Как вспоминали насельницы обители, на помощь пришло чудо: на глазах у монахинь 4 января 1998 года проявился лик Святителя Николая на старой, совсем тёмной иконе. В том же году парализованный старец схимонах Макарий на инвалидной коляске отправился в Одессу. Там, по слухам, в частной коллекции находилась ещё одна древняя икона монастыря - Божией Матери "Споручница грешных", исцеляющая от болезней. На собранные по пути деньги Макарий выкупил драгоценную икону и привёз её в монастырь. Этот образ - один из первых списков с иконы, написанный при игумене Серапионе. В 1920-х годах, когда уцелевшие иконы из разорённого монастыря расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице села Старого Хотынецкого района Орловской области. В 1970-х годах её дом сгорел и она отдала икону соседям, а те впоследствии передали прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 году эта женщина была пострижена в монахини и увезла икону в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 года поступила в Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась на Украине. Вернуть её вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по её просьбе из Оптиной пустыни. 24 октября 1996 года чудотворная икона вернулась в родную обитель.
Сегодня Николо-Одринский монастырь, пребывавший в запустении много лет, преображён. Построена автодорога, подведён газ, возведена небольшая звонница, начато строительство собора во имя Святителя Николая. Женский монастырь встречает многочисленных прихожан и паломников возрождёнными зданиями, ухоженным хозяйством. Едва миновав ворота и пройдясь по старинной липовой аллее, его посетители ощущают чувство умиротворения. Здесь отдыхает и успокаивается душа.
Из книги "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014