Церковь была построена основателями Клдекарского эриставства представителями крупного феодального рода Багваши. Один из влиятельных азнауров (феодалов), Рати Багваши, присоединил к своей вотчине царские земли - Триалети и принадлежащее царству Картли правобережье реки Кура. За это царь Грузии Баграт III в 980 г. изгнал его из Клдекари, и Рати Багваши поселился в своем имении в Аргвети. Здесь он построил Кацхскую церковь, которая была освящена во имя Святой Троицы. Эти сведения подтверждаются лапидарной надписью над юго-западным входом в церковь, выполненной асомтаврули: «Пресвятая Троица, восславь утвержденного Тобой Баграта, царя абхазов и картуелов, таойцев и ранов, Кахети и всего Востока, Великого куропалата» (такую титулатуру царь Баграт III имел с 1010). Впервые надпись зафиксировал академик Н. Я. Марр (Brosset. 1851. Р. 95), его прочтение было откорректировано грузинским историком В. Беридзе, который издал ее (Беридзе. 1950. Т. 3. С. 67). Другая надпись, высеченная над входом в церковь, также содержит обращение к Святой Троице; в ней упоминается настоятель храма Джигваисдзе. Очевидно, вскоре после постройки храма здесь был учрежден монастырь. Историк П. Иоселиани относил основание храма к 1032 г., времени правления в Грузии Баграта IV. Историки начала XX в. протоиерей Сергий Булгаков и Л. И. Денисов считали, что монастырь был основан в 1027-1073 гг. В древности Кацхи входил в юрисдикцию Кутаисской епархии ГПЦ.
Церковь являлась одним из центров Аргветского эриставства и служила усыпальницей Багваши: здесь похоронены эристав эриставов Рати Багваши и Липарит Багваши (в монашестве Антоний). После того как роль Багваши на политической арене Грузии уменьшилась и царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) подверг депортации представителей рода, обитель и другие владения Багваши были переданы монастырю Гелати и вошли в новооснованную Гелатскую (Гаенатскую) епархию ГПЦ. Постепенно Кацхи пришел в запустение.
Согласно преданию, до XVI в. К. был дважды сожжен и восстановлен. Храм отреставрировал его новый владелец князь Абулахсар Амиреджиби (1510-1535). Престол церкви был освящен в честь Рождества Христова. В XVII-XVIII вв. Кацхи владели князья Абашидзе; в моностыре погребены: царь Имерети Георгий VI (Георгий Малакия Абашидзе) (1703-1711, с перерывами), Свимон Абашидзе, сын Георгия VI эристав Аргвети Леван Абашидзе. Кацхи стал крупным культурным центром: здесь размещались скрипторий, богатая библиотека (к середине XIX в. была расхищена), хранилось много икон. В 1804 г. царь Имерети св. Соломон II даровал Кацхи послу и судье двора царя Картли-Кахети Ираклия II, известному политическому деятелю С. Лионидзе, который владел монастырем до 1810 г. (здесь похоронен его потомок грузинский писатель Д. Леонидзе). Вскоре Кацхи пришел в упадок. В 30-х гг. XIX в. в монастыре побывал путешествовавший по Кавказу археолог Ф. Дюбуа де Монперё, он кратко описал церковь и зарисовал ее.
В 40-х гг. XIX в. историей Кацх заинтересовались члены Грузино-Имеретинской синодальной конторы священники. Л. Михайловский и Иоселиани, а также французский картвелолог М. Броссе. Храм был изучен и описан. В этот период он имел 4 посвящения: Вознесению Господню, свт. Николаю Чудотворцу, Архангелу Михаилу, Рождеству Пресвятой Богородицы (Иоселиани. 1845. С. 7). В 1853-1854 гг. церковь была восстановлена, при ней в юрисдикции Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ был возобновлен мужской монастырь, освященный в честь Вознесения Господня. По благословению епископ Имеретинского Евфимия (Цулукидзе) владелец Кацхи, дед известного критика К. Абашидзе, обратился за помощью к своему родственнику, санджак-беку Батуми И. Абашидзе. Он прислал из Сарпи мастеров по камню - 3 братьев Дурмиш, выполнивших реставрационные работы. Сведения об этом сохранились в надписи, сделанной на греческом языке в 1854 г. на восточной грани барабана. Один из братьев, И. Дурмиш, принял в Кацхи крещение, женился на дочери настоятеля близлежащей церкви во имя Святых Архангелов и остался в Имерети.
Мастера схематично повторили старую композицию украшения церкви, однако первоначальный облик храма был искажен: штукатурка и побелка уничтожили росписи, верхняя часть строения и первоначальный декор купола были утрачены. В аутентичном виде сохранилась только обходная галерея. Ремонт XIX в. был отрицательно оценен современниками. Грузинский писатель и государственный деятель Г. Церетели назвал его варварством. В последней четверти XIX в. Кацхи и его святыни привлекли внимание грузинского историка Д. Бакрадзе и искусствоведа Н. П. Кондакова.
Во время секуляризации церковных земель во 2-й пол. XIX в. бóльшая часть имений Кацхи была введена в казну, во владении монастыря оставалось 10 десятин. Обитель пришла в упадок. По сведениям протоиерея С. Булгакова и Денисова, в начале XX в. Кацхи имел статус третьеклассного необщежительного монастыря. В 1904 г. епископ Имеретинский Леонид (Окропиридзе, впосл. католикос-патриарх всей Грузии) отправил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору ходатайство о закрытии Кацхи и присвоении ему статуса приходской церкви ввиду малого числа насельников и скромного церковного дохода (не было удовлетворено). В 1908 г. здесь подвизались настоятель Кацхи иеромонах Вениамин (Берекашвили), 2 монаха и послушник (Денисов. 1908. С. 363). В 1917 г. храм был вновь отреставрирован. В 1923/24 г. монастырь был закрыт. В 1937 г. Отдел охраны культурных памятников отремонтировал и восстановил колокольню и бóльшую часть ограды Кацхи, здание церкви как памятник культуры было взято под охрану государства.
В 1990 г. по инициативе митрополита Маргветского Константина (Меликидзе) и протиерея Амирана Модебадзе (настоятель Кацхи с 1990) в Кацхи было возобновлено богослужение, храм освящен в честь Рождества Христова. В 2001 г. храм был отремонтирован на средства Н. Абашидзе, являющейся потомком И. Абашидзе. В настоящее время в Кацхи строится новый монастырский комплекс.
Храм (13,5×12 м, с галереей 19,7×18,4 м; высота 40 м, высота подкупольного пространства 17,5 м) освящен в честь Рождества Христова, боковые приделы - в честь Вознесения Господня (северный) и во имя вмч. Георгия (южный). Это наиболее поздний памятник среди известных 6-апсидных грузинских храмов (Гогиуба, Киаглис-Алти, Олтиси, Бочорма), развитый композиционно. Кафоликон относится к редко встречающемуся в церковном зодчестве типу. Броссе писал, что храм «настолько оригинален, что его сравнивают с раковиной», и его создание можно приписать «только фантазии и капризу зодчего». Общий объем и пространство храма решены в соответствии с нормами грузинской архитектуры X в., однако в пропорциях и организации пространства появляются новые элементы, усиливаются декоративные тенденции.
В плане церковь - двенадцатиугольник, восточная грань которого представлена в виде выделенного апсидного полукружия. С севера, востока и юга она вписана в семиугольник окружающей ее обходной галереи. Алтарная апсида удлинена вимой, остальные 5 апсид, равномерно распределенных по отношению к подкупольному пространству, соединены с ним. В толще стен расположено 5 небольших помещений. Между восточной и северо-восточной апсидами находится жертвенник, вход в него возможен из обеих апсид; между восточной и юго-восточной апсидами - диаконник (вход из юго-восточной апсиды). Помещения также находятся в северной (вход из северо-западной апсиды), в южной (вход из юго-западной апсиды) и в юго-западной (вход из западной апсиды) стенах храма. Очевидно, эти апсидные залы служили миниатюрными часовнями. Диаконник, жертвенник и западное помещение в плане представляют собой круг, 2 других имеют вытянутую форму.
Снаружи храм производит впечатление 3-ступенчатого многогранника, где 1-й, наиболее широкий уровень представлен галереей; 2-й - 12 гранями церковных стен; 3-й, наиболее узкий и высокий - 12-гранным барабаном. Каждая грань барабана и церковных стен завершена фронтоном; в галерее фронтонные завершения чередуются с горизонтальными.
Считается, что галерея была задумана изначально, но была построена спустя 30 лет после возведения здания церкви; орнаментация галереи по манере исполнения более живописна и отличается от резьбы храма. Согласно лапидарной надписи, высеченной асомтаврули вокруг рельефа «Вознесение Креста ангелами» в обходе, галерея была построена при жизни Цховребы - дочери эристава эриставов Иване. Исследователи предполагают, что она могла быть супругой либо Липарита II Багваши (сына Рати Багваши) († 1048), либо его сына Иване Багваши. Галерея органически связана с церковной постройкой. Южная часть обхода имела 3 широкие арки (застроены) и представляла собой галерею; в северо-восточной части обхода была устроена часовня во имя Святых Архангелов.
Церковь имеет входы с запада, северо-запада и юго-запада. Они оформлены в галерее порталами и завершены тимпанами, полукружия которых украшены орнаментом. В каждой из 12 граней барабана прорезано по одному довольно высокому окну, они являются основными источниками освещения храма. Три окна расположено в восточной апсиде церкви, по одному - в 5 гранях стен храма, маленькие окна прорезаны в диаконнике, жертвеннике и южной помещении.
Внутреннее пространство храма едино. Центральное пространство, к которому примыкают радиально расположенные апсидные пазухи, завершается высоким куполом. Барабан купола посредством 2 рядов плоских тромпов соединяется с 6-гранной опорой, в которой сходятся завершения апсидных рукавов и арки конхи; 5 дополнительных помещений не воспринимаются в общем пространстве храма. В Кацхи использовано несколько видов перекрытия: сферические, цилиндрические и звездчатые своды. Стены были отделаны чисто высеченным камнем, позднее Кацхи была оштукатурена, отделка не видна.
В Кацхи украшены резьбой фасады, внешние порталы и внутренние входы в храм, окна, карнизы галереи. В XIX в., после реставрации ацхи., часть рельефов была утрачена. Особенно следует отметить рельефы «Вознесение Креста ангелами» на тимпане южного входа и в южной части галереи, значительные образцы грузинской средневековой пластики.
Наиболее известны Кацхская икона Спасителя (середина XI в.) и Кацхский выносной предалтарный крест (XI в.), хранящиеся в Государственном музее искусства Грузии. Остальные святыни Кацхи описаны в конце XIX в. Кондаковым и Бакрадзе.
Живописная икона Спасителя (93,4×71) в златочеканном окладе с 3 сапфирами по нимбу признана памятником древнегрузинского искусства. На иконе имеется надпись, в которой упоминается «эристав эриставов Ках...». Кондаков, осуществивший палеографический анализ надписи на этой иконе и надписи на аналогичной иконе Спасителя из монастыря Никорцминда, пришел к мнению об их идентичности, речь идет о сыне эристава эриставов Рати (очевидно, Багваши) Кахабере (в монашестве Кирилл), что позволяет датировать икону приблизительно серединой XI в. К иконе был прикреплен небольшой эмалевый крест (около 11×6,6 см) - с точки зрения Кондакова, византийской работы. От Распятия уцелела кисть правой руки Спасителя. На концах креста 3 медальона с поясным изображением святых (4-й утрачен).
Н. П. Кондаков описывает также 2 иконы Пресвятой Богородицы из Кацхи, связанные с родом князей Абашидзе. Одна, «небольшая», с поясным изображением Пресв. Богородицы, имела «сребропозлащенный» оклад со вставками из драгоценных камней и жемчуга, а также с рельефными медальонами святых. На окладе была выгравирована надпись, в которой упоминались Давид Абашидзе и его супруга Нестан-Дареджан. По мнению Кондакова, вероятно, имелся в виду Давид Абашидзе (XVIII в.), сын Зураба, что позволило бы в таком случае датировать икону временем его жизнедеятельности. Однако ученый не исключает, что икона была создана ранее и как родовая реликвия помещена в церковь после того, как Кацхи стал владением рода Абашидзе. На окладе 2-й иконы, «малого объема и довольно грубой работы», была выгравирована надпись, в которой упоминалась заказчица оклада Марех Мхецидзе, ходатайствующая о «долгоденствии Георгия Абашидзе» (Кондаков. 1890. С. 140-141). В Кацхи хранилась также позолоченная икона вмч. Георгия, пожертвованная сыном Липарита Багваши Иване.
Кацхский чеканный предалтарный крест (213×106,6 см; негной, оклад - позолоченное серебро; XI в.; ГМИГ) имеет рельефное Распятие в перекрестье и 14 медальонов с изображением Страстей Господних и святых. На златочеканном выносном кресте (XI-XII вв.) с медальоном Пресв. Богородицы на обратной стороне вычеканена надпись: «Крест сей Кацхской церкви во имя Святой Троицы украсила я, дочь Арагвского эристава Заала и супруга Левана Абашидзе, Тинатин, в иночестве Феона... 1709». От другого креста ко времени Кондакова сохранился только чеканный киот, в надписи на лицевой стороне которого упомянута «дочь Елена». На обратной стороне вычеканена обширная надпись, принадлежавшая «невестке дома атабегов» Дедис-имеди. В тексте упомянуты дед жертвовательницы царь Картли Константин II (1478-1505), ее отец царь Имерети Баграт III (1510-1565) и его супруга Елена, супруг Дедис-имеди атабег Кайхосро II († 1575), их дети Кваркваре, Мзечабук, Твалшвениери, Иване и Тамар, а также ее братья Ерекле, Шота, Иотам, Ионатан и Тевдоре. По мнению Кондакова и Бакрадзе, то, что в надписи не упомянуты еще двое детей Дедис-имеди - близнецы Басили и Бека, позволяет датировать оклад периодом до их рождения (1564). Моление Дедис-имеди об освобождении братьев «от рук агарян» дает возможность предположить, что речь идет о взятом в плен персами в 1560 г. в Ширазе брате Дедис-имеди с семейством (Там же. С. 141-142).
В Кацхи хранились пергаменное Четвероевангелие, переписанное в 1059 г. и содержащее перевод сочинения преподобного Евфимия Святогорца, и Евангелие от Матфея, пожертвованное Липаритом Багваши. Кондаков описывает еще 3 наиболее значимые рукописи, находившиеся в Кацхи в середтне XIX в. Миниатюрное Четвероевангелие (45×33 мм) было написано нусхури на бумаге. В конце Евангелия от Луки указано имя писца: протоиерей царского дома Иоаким, сын Давида. Четвероевангелие в «сребропозлащенном» окладе с рельефными ликами было создано в нач. 20-х гг. XVIII в. В записи в конце книги, сделанной письмом мхедрули, говорится о том, что царь Картли Вахтанг VI, 10 октября 1723 г. потерявший в сражении с турками и лезгинами Свимона Абашидзе, «за брата нашего нами признаваемого... убитого за веру и за нас, и тем причинившего нам глубокое горе», пожертвовал Кацхи, родовой церкви Абашидзе, «сие святое, нами украшенное Евангелие». Запись была скреплена собственноручной подписью царя. Также Кондаков упоминает литургический сборник гулани, переписанный по приказу царя Георгия VI Абашидзе, и приводит некоторые приписки исторического характера, сделанные в рукописи (Там же. С. 142-144).
По материалам сайта "Православная энциклопедия"