Комплекс Святогорского Успенского монастыря – самый древний в Слободской Украине – нынешних Харьковской, Донецкой, Луганской и отчасти других смежных областей. Монастырь расположен неподалеку от Изюма на живописном правом берегу Северского Донца.
Яркое описание окружающей среды Святогорского монастыря мы находим в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» митрополита Филарета. Вот что он пишет:
«По правому берегу Донца идут высокие горы, покрытые вековыми дубами, изредка соснами, кленовыми и ясеневыми деревьями. Из кряжа этих гор предстает перед нами живой велетен, весь белый. Велично оперся он на горы и покойно смотрится в струи Донца беспокойного. Это – меловая скала Донецкая, с пятью конусами приметно скрепленная несколькими рядами кремней… Невыразимо красивый вид ее. А если взойдете на вершину скалы или соседней с ней горы, пред вами даль изумительная по разнообразию и картинности видов» (Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. – М., 1887).
В одной из таких скал расположен комплекс взаимосвязанных пещерных сооружений, которые положили начало Успенскому монастырю. На этой же скале стоит Николаевская церковь-памятник архитектуры XVII ст. У подножия меловой скалы, на береговом плато, разместились более поздние здания монастыря: Успенский собор, Покровская церковь с колокольней, кельи, корпуса отелей, башни монастырской ограды, нижний павильон паломников или пещерных, с которого начинается ход. Николаевская церковь. Именно здесь начиналась также Кирилло-Мефодиевская лестница, которая вела к Николаевской церкви (потеряна).
Время появления в Святых горах жилых поселений не знали даже населявшие пещеры в XVII в.
«... понеже начало сей Святогорской обители, кто оно святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келий устроил и начал жить, за многими татарскими нахождениями и разорениями, особенно же за частыми переменами прежде бывших строителей, потом игуменов, арх. в святой обители не обретохом» (Муравьев А.Н. Святые горы. Святогорская общежительная Успенская пустынь. – M., 1868).
Еще в XIX в. историки, представители клира интересовались историей появления пещер. Существует много разных гипотез, относящих основание монастыря к середине XIII в. Так, Филарет Гумилевский говорит: „…со всей вероятностью можем положить что в 14 веке уже существовала Святогорская обитель» (Филарет Гумиевский.Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – Харьков, 1857. – T. 1).
И. Мочульский тоже считает, что Святые горы были заселены христианами в XIII веке. (Слюсарский A.Г. Слободская Украина. – Харьков, 1914). Одна из популярнейших гипотез связывает их возникновение с лаврскими монахами, бежавшими из Киева после разгрома его татарами и нашедших убежище в Святогорских пещерах. 1851 г. архимандрит Арсений, игумен Святогорского монастыря, утверждал: «…Мы не можем сомневаться, что выходцы Лавры Печерской создали нашу обитель…» (Святогорская общежительная Успенская пустынь. – М, 1868).
А. Муравьев считает:
«Мне пришло однако на мысль, что не иноки первые были делателями и обитателями этих пещер: но как преподобные печерские нашли уже готовыми варяжские пещеры какой-нибудь опустевшей твердыней половцев» (Муравьев А. Указ.труд).
Название местности «Святые горы» несколько раз упоминается в исторических документах XVI в., В русских летописях. Первое летописное упоминание о «Святых горах» датируется 1547 г., когда, «из Рыльска прибыл станичник толмач Гаврило, которого князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым горам» (Львовская летопись. – с.114). В 1555 г. это название упоминается во второй раз: «…боярин Шереметьев…и войско…шли по Муровской дороге, и как воеводы прошли верх Мжал и Коломака, прибыл сторож от Святых гор». В так называемой Книге великого чертежа, тоже датируемой XVI в., есть свидетельство о местоположении: «…от устья реки Оскола на Донце с Крымской стороны – Святые горы» (Клеванов А. Святогорский монастырь. – Харьков, 1864).
По указанным выше данным можно заключить, что к началу XVII в. название местности «Святые горы» было окончательно утверждено. И само название свидетельствует о существовании там монастыря. Аналогично были названы другие местности Древней Руси, как: Святые горы на Волыни, Святые горы на Псковщине, получившие такие названия благодаря существующим там монастырям. Но если в Святых горах есть сохранившиеся до сих пор пещерные здания, мы можем предположить, что там существовал пещерный монастырь, создание которого потребовало много времени и труда до XVI в.
У нас есть иконографический материал XVII в. – рисунок 1679 г., по которому можно достоверно утверждать, что не все существующие в XVII в. постройки сохранились до сих пор. Очень интересные исследования по изучению периодов разрушения меловой скалы выполнил сотрудник института «Укрпроектреставраврация» Ю. Лифшиц.
До сих пор сохранилось только два яруса пещер, так называемые верхний и нижний. В нижнем ярусе расположен коридор с погребальными нишами – древняя усыпальница монастыря. На том же ярусе 1861 г. была основана Алексеевская церковь, которую соединили с усыпальницей по коридору. Двумя наклонными ходами нижний ярус соединен с верхним, где расположены трапезная, кельи и Никольский храм со столбом, с середины XIX в. называется Иоанна Крестителя.
Интересно, что в 1679 г. архимандрит Иоиль свидетельствовал о единой церкви в пещерах – Успении Пресвятой Богородицы, основанной в 1637 г., ее существование подтверждается также рисунком 1679 г. (РДАДА. – Ф. 210. – Белг. стол. дело. 886. – Арк. 35). Доказательством его функционирования как главного храма монастыря XVII ст. был напрестольный крест, хранившийся до середины XIX в., с надписью: «Л 7170 (1661) ноябрь в 16 дней построился крест серебряный Святогорского монастыря церкви пресвятой Богородицы Честного и славного Успения при строителе Черном Старце Гаврииле». (Указ.труд. – с. 170). От самого высокого яруса, в котором в то время находилась единая пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы, после ее разрушения осталась только алтарная часть, которую использовали как алтарь при строительстве Никольского храма в XVII в. Возможно, после разрушения Успенской меловой пещерной церкви и строительства на ее месте Николаевской, для монастыря требовалась церковь, поэтому в верхнем ярусе пещер было приспособлено одно из помещений под храм, освященный как Никольский в честь появления чудодейственной иконы святителя Николая.
К концу 70-х г.г. XVII ст. жизнь монастыря проходила внутри меловой скалы, а затем, несмотря на угрозу татарских набегов, монахи начинают строить под горой, на берегу Северского Донца церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла, о чем свидетельствуют архивные документы 1679 (РДАДА. – Ф. двести десять. – Белг. стол. дело. 886. – Арк. 36).
Существует ряд царских грамот, где с 1642 г. уже упоминаются имена будианических, когда «строителем был игумен Симеон», и дальше, уже в грамоте 1671 г., называют имена «строителей Гавриила и Игнатия» (Филарет Гумилевский. Указ.труд. – с. 148). Упоминание Имен монастырских строителей говорит о том, что монастырь постоянно что-то строил, приобретая обороноспособность.
В XVII-XVIII в.в. он нес дозорную службу, был одним из аванпостов Московии. В середине XVIII ст. описание называет три медных и одну чугунную пушки, а в монастырском синодике 1710 г. упоминаются Имена монахов-пушкарей (об этом говорит Филарет Гумилевский). Известны также имена попавших в плен монахов: «черный поп Паисий», «архимандрит Иоиль». Итак, монастырь постоянно разрушали татары, он отстраивался и укреплялся снова.
В конце XVII ст. пещерная Успенская церковь Святогорского монастыря была разрушена. Конкретная причина этого не известна. Возможно, произошло землетрясение или в Святые горы пришел его отклик. А может быть, это было следствием разрушительных нашествий татар. Во всяком случае, в 1698 г. начинается строительство нового Успенского собора на береговом плато Северского Донца на средства полковника Изюмского полка Федора Владимировича Шидловского. Окончили стройку и освятили храм в 1708 г. (Кулжинский Г. Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии. – Харьков, 1880. – с.109, 112). Многие испытания за 160 лет существования выпало собору. Возможно, он нес потери и во время татарских нападений, например, 1737 г.(Филарет Гумилевский. Указ.труд. – с. 165), и в период упадка монастыря после «моровицы» 1738-1739 г., когда исторические документы подчеркивали: «крайнее убожество как в строении церков и келий, так и в других монастырских потребностях».
После закрытия Святогорского монастыря 1786 г. Успенская церковь была превращена в приходской храм, что не способствовало сохранению этого большого монастырского храма. Совершенно не случайно Филарет Гумилевский так характеризовал собор в середине XIX в.: «… для того времени замечательный по величине, но ему не доставало прочности» (там же. – с. 150).
В 1844 г. монастырь был вновь открыт. Начинается период очень интенсивного строительства. Вместо бывших деревянных корпусов строятся новые, каменные. К середине XIX ст. принадлежит строительство кирпичных служб и гостиниц, келий, воссоздается пещерная церковь Антония и Феодосия, строится теплая Покровская церковь с колокольней. Ценой землевладельца Щабельского строится Кирилло-Мефодиевская галерея-лестница с башнями. К тому времени строится и нижний павильон паломников, с которого начинается ход в пещеры и на Кирилло-Мефодиевскую лестницу, ведущую в Николаевскую церковь.
К середине XIX ст. Успенский собор, построенный полковником Шидловским (с 1698 по 1708 г.), уже не мог удовлетворить потребности Святогорского монастыря – он был стар. Было решено построить новый храм. Монастырь выступил заказчиком проекта нового Успенского собора. Проект был разработан известным петербургским архитектором А. Горностаевым.
Новый, существующий и ныне Успенский собор – главное сооружение Святогорского монастыря – был построен рядом со старым Успенским храмом, к югу от него. Строился собор долго, потому средств, собранных на его строительство, не хватало. Потребовались и дополнительные подготовительные работы:
«И самое место для церкви требовало чрезвычайных трудов, чтобы приспособить его к постройке: оно было круто-покатое и перерезанное с юга на север к Донцу глубоким оврагом. Необходимо было разрыть его по сторонам на 15 аршин, чтобы достичь материка необходимо было снять часть горы с вековыми деревьями, вырывать корни и преодолевать другие подобные трудности» (Кулжинский Г. Указ. труд – с. 115).
13 сентября 1895 г. (так в тексте, может, 1865 г.) был заложен новый Успенский собор. Старый архимандрит умер в том же году и строительством руководил новый архимандрит отец Герман. Работа шла под наблюдением опытного и порядочного подрядчика каменных работ крестьянина Владимирской губернии Якова Сергеевича Еремина. Для строительства использовался материал из Святогорского имения графа Потемкина, мастерских монастыря, заводов Харьковской губернии и т.д. Несколько раз строительство останавливалось из-за нехватки средств.
4 сентября 1868 г. собор был освящен (там же. – с. 117). Через 12 лет после этого Г. Кульжинский писал:
«Протяжение этого собора от севера на юг имеет 15 сажен, а вот запада на восток с алтарем 20 сажен. Высота храма от земли до креста 25 саженей с фундаментом. Вокруг этого храма, на уровне его с порогом, устроена широкая терраса, обнесенная железной решеткой. Стены внутри этого храма украшены священными изображениями, а потолок в куполе расписан альфреско. Иконостас разделяется на три части – среднюю и боковую: первая – четырехъярусная, последние – трехъярусные. Первая высотой 19 3/4 аршина, вторые – 15 3/4 аршина. Ширина всего иконостаса – 37 1/4 аршина. Все образы написаны на золотом фоне, в византийском стиле, многие из них имеют ценные венцы и украшения. Все престолы этого собора осаждены белым мрамором» (там же. – с. 116).
И далее: «Не считая личных трудов рабочих из братии этого монастыря, не считая многих подаренных материалов, постройка Успенского храма обошлась более чем в 100 000 рублей серебром. Если же перевести за деньги все материалы и даровой братский труд, то ценность этого храма восходит к 600 000 рублей серебром» (там же. – с. 117).
Сохранилось описание интерьера собора:
«Внутри храм был обширен и светел: стены его отделаны под белый мрамор, украшенные иконами прекрасной живописи в рост человека. Купол, расписанный альфреско, поддерживается четырьмя четырехгранными колоннами, также увенчанными с четырех сторон иконами… Над царскими вратами – икона Успения Божией Матери, древней арабской живописи, в богатой ризе – дар иерусалимского митрополита Мисаила первому игумену обители - Арсению. С левой стороны иконостаса помещается образ св. Николая, древняя святыня святогорская, обретенная иноками в давние еще времена на столбе в одной из пещер» (Томин Н.А. Русский Крейцнах и Донецкая Ривьера. Исторический вестник. – 1912. – Т. СХХШ. – № 5. – с. 620).
Иконостас Успенского собора готовился по заказу Святогорского монастыря в Москве, там также было куплено церковное убранство, подсвечники, люстры, центральное паникадило.
Осенью 1868 г. строительство собора окончили и освятили главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы. После строительства нового старый собор XVII в., заслонявший новый, разобрали в 1867 г. (Кулжинский Г. Указ.труд. – с. 117).
Григорий Кульжинский, иеромонах бывшего Святогорского монастыря, описавший его историю, рассказывает: на месте разобранного храма 1869 г. построили часовню – деревянное сооружение, перекрытое куполом с пятью верхами, их укрыли железом и покрасили масляными красками. Часовню оштукатурили снаружи и внутри, она имела четыре стеклянных двери. Престол старого Успенского храма остался на своем месте. Изображение часовни сохранилось по сей день, и то, что мы видим на рисунках, совпадает с описанием, сделанным в XIX веке, догадочно известно и место, где построили часовню.
После девяти лет строительства Успенский собор становится главным монументальным сооружением Святогорской Успенской пустыни. В. Немирович-Данченко говорит о соборе так:
«В самом монастыре посреди двора, уложенного плитами, – огромный собор. Несмотря на всю свою массивность, он кажется очень легким, с четырьмя угловыми и пятой – высокой, посредине его колокольней… Меня поразила в этом соборе соразмерность и красота линий, соответствие частей. Ни башенки не давили массу собора, ни самый корпус его не казался слишком велик для них» (Немирович-Данченко B.И. Святые горы. – Донецк, 1990.- с.37-39).
Действительно, Успенский собор – это величественное монументальное сооружение, построенное в русско-византийском стиле, увенчанное пятью восьмигранными баньками с высокими шатрами, ныне центральным храмом монастыря. Собор имеет три нефа, три апсиды. Апсиды в плане полукруглые, разные по размерам – центральная шире и выше боковых. Здание построено на высоком стилобате, в котором устроена широкая лестница, ведущая к главному, северному, входу собора. Главный вход в монастырь был с севера, через ворота в Покровской церкви. Пучковые колонны подчеркивают углы постройки и расчленяют фасады (кроме восточного) на отдельные прясла, увенчанные арками с развитыми архивольтами и кольцеобразным завершением. Арки украшены поясом трапециевидных ширинок с лепными розетками. Фасадные арки опираются на пучки колонн с романскими капителями, завершающимися раскрепощенными над отдельными колонками антаблементами. У них нет продолжения на плоскости стен. Находящиеся в углах пучки имеют по четыре колонки, промежуточные – по пять.
В центральных членениях северной и южной стен – порталы с полуциркульным завершением, обрамленные полуциркульными аркадами с килеобразными завершениями. Арки декорированы керамическими модульными плитками. Контур портальника арок соответствует аркам, завершающим фасады. Арки порталов поддерживаются спаренными трехчетвертными колоннами, стволы которых расчленены поясками. Над порталами (северным и южным) размещаются прямоугольные ниши, а над ними – круглые окна. Боковые членения стенок на уровне верхней части порталов имеют по три маленькие арки, поддерживаемые спаренными полуколонками. В боковых арочках – по одной нише, в центральной – полуциркулярное окно. На уровне 2/3 высоты основных фасадных колонн по стенам всех фасадов проходит карнизная тяга.
На восточном фасаде стены апсид расчленены полуколонками с неороманскими капителями. На них опирается аркатурный пояс, над которым находится увенчивающийся карниз малых апсид и межъярусный карниз центральной апсиды. Оконные проемы апсид расположены под арками и имеют полуциркульный контур верха. Верхний ярус центральной апсиды глухой, увенчанный небольшим карнизом и лепными розетками в ширинках фриза.
Западный фасад, как северный и южный, разделен на прясла пучками трехчетвертных колонн, по четыре колонны в пучке. На колонны с характерными неороманскими, прямоугольными в плане капителями с подрезанием опираются полуциркульные арки, венчающие каждое прясло. Арки увенчаны профилированным карнизом кольцеобразного очертания. На фасадных плоскостях арок – пояса ширинок с розетками в каждой. Со стороны западного фасада к собору примыкает нар-текс с порталом. Портал обрамлен полуциркульной аркой. В углах нартекса есть по три полуколонна с капителями. Над ними расположен межъярусный карниз с лепными розетками. На втором ярусе нартекса – окна между полуколонками, на которые опираются полуциркульные арки. В углах второго яруса нартекса – по две полуколонки, на которые опираются арки полуциркульного очертания, среднее выше боковых.
Цоколь собора сложен из тесаных профилированных блоков камня-известняка. Из пяти бань только центральная - открытая со стороны интерьера и имеет световые проемы. Другие бани глухие, декоративные. Бани - центральная и боковые – восьмигранные, углы подчеркнуты пучками колонн, по три в пучке. Грани барабанов увенчаны арками с кольцеобразным завершением. Бани увенчаны восьмигранными шатрами и завершены небольшими верхами, также восьмигранными, с коническими колонками на ребрах, которые уменьшаются вниз, и кольцеобразными арками на гранях. В гранях малых бань есть плоские ниши с полуциркульным завершением.
Успенский собор был главным храмом монастыря к закрытию Святогорской пустыни 1922 г. В 20-х г.г. XX ст. по инициативе революционера-большевика Артема (Сергиева) на базе бывшего монастыря был создан первый Дом отдыха для тружеников – санаторий им. Артема, ныне санаторий «Святые горы». После закрытия монастыря 1922 г. проведена реконструкция собора с приспособлением его под театр Дома отдыха тружеников: разобрали и уничтожили иконостас, на месте алтаря устроили сцену, разобрали макушки над шатрами, сняли кресты и заменили шпилями.
В послевоенное время по проекту харьковских институтов «Облпроект» и «Гипроград» проведена реконструкция собора с приспособлением его во Дворец культуры санатория. При этом для создания зрительного зала в центральном небе между столбами сделаны кирпичные перегородки, деревянный подвесной потолок, отделивший подбанное пространство от кирпичного зала. Потолок в зале сделали плоским, декорировали лепкой. На уровне второго этажа над залом, в западной части, построен балкон и ложи. В боковых навах сделаны плоские железобетонные перекрытия, разделившие навы на два этажа. Пилястры, сделанные на столбах, также были декорированы лепным орнаментом. В это время в центральной апсиде разобрали свод и надстроили стены для устройства сценического оборудования и киноэкрана. К западному фасаду пристроили двухэтажную кионоаппаратную с декором, имитирующим декор фасадов собора. Итак, интерьер Успенского собора приспособили к многофункциональному Дворцу культуры с кинотеатром.
Задолго до создания Государственного историко-архивного заповедника, еще в 1947 г., по заданию отдела памятников Управления по делам архитектуры при Совете Министров УССР архитектор Д. Криворучко провел работы по обследованию памятников бывшего монастыря для разработки проектов воссоздания уничтоженных во время войны . Как правило, работы касались восстановления и приспособления сооружений для санатория.
Но планомерные работы по реставрации отдельных объектов комплекса Святогорского монастыря начаты только в 1970-х годах. Были проведены исследовательские работы на Николаевской церкви (архитектор Н. Говденко), восстановлен нижний павильон паломников (автор проекта архитектор В. Новгородов). В 1980-х г.г. разработаны проекты реставрации Николаевской церкви (авторы проекта реставрации архитекторы М. Говденко, А. Давиденко), братского корпуса № 20 (автор проекта архитектор А. Давиденко), комплекса пещерных сооружений (архитектор Г. Дядюшенко), зданий (автор проектов архитектор Г. Дядюшенко). Эти постройки реставрировали в 1980-е г.г. Ремонтно-реставрационные работы проводились Сумской научно-реставрационной мастерской. 1976 г., по заданию Славяногорского дома отдыха им. Артема (тех, кто отвечал за собор), специалисты института «Укрпроектреставрация» архитекторы Н. Говденко, Г. Дядюшенко обследовали техническое и общее состояние Успенского собора, оценки были отрицательные.
Было решено проводить ремонтно-реставрационные работы, учитывая осуществленные реконструкции бывшего собора с полной реставрацией внешних конструктивных и архитектурно-декоративных форм, а также выполнить комплекс ремонтно-реставрационных работ в интерьере. Одновременно проведено обследование на памятке, которое показало: первоначальное фасады собора оштукатурены не были. Выявлено, что при строительстве собора использовался разноцветный кирпич высшего сорта: для плоскостей стен, тел и баз колонн – темно-красный, для капителей колонн и арок – бело-желтый, также определен и материал, из которого выполнен цоколь собора – тесаные блоки камня известняка. В конце XIX ст. собор оштукатурили и местами расписали, для чего сделаны зарубки по кирпичу на всех поверхностях фасадов. Сохранились фрагменты росписей над дверными проемами северного и западного фасадов.
Проектно-исследовательские работы выполнялись одновременно с подрядными реставрационными работами. Заказчиком проектно-исследовательских работ стала дирекция созданного в 1980 г. заповедника. Ремонтно-реставрационные работы выполняли Черниговская, затем Сумская научно-реставрационные мастерские с 1979 по 1986 г. Кресты изготовили специалисты Экспериментальной мастерской реставрационного управления в Киеве. После восстановления 1985 г. маковок над пятью шатрами собора установили кресты и выполнили позоло». Тогда закончили другие реставрационные работы на фасадах собора.
В 1981 г. Дом отдыха им. Артема проводил укрепляющие работы на кирпичном стилобате, находившемся в аварийном состоянии. Игнорируя требования к реставрации памятников архитектуры, при работе использовали монолитный железобетон и железобетонные плиты. С декабря 1985 г. в подбанной части храма начаты работы по восстановлению живописи, находившейся в аварийном состоянии. Исследовательские и ремонтно-реставрационные работы выполнял участок реставрации живописи Киевской научно-реставрационной мастерской. Работы производила в 1986-1987 г.г. бригада реставратора-живописца высшей категории А. Марампольского.
В центральной бане отреставрирована композиция «Троица», в центральном барабане – «Св.Апостолы», «Св.пророки», «Св.Архангелы», «Св.мученики», «Св.праотцы», «Св.преподобные», «Св. цари». На парусах центральной бани реставраторам удалось восстановить практически погибшие изображения на столбах: «Пр. Арсений», «Пр.Пахомий», «Святая первомученица Фекла». Вся отреставрированная живопись до 1994 г. находилась за подвесным потолком и была недоступен для глаз посетителей.
В 1992 г. Успенский собор возвращен церкви. Летом 1992 г. назначен исполняющий обязанности игумена Свято-Успенского мужского монастыря отца Николая. Он и послушники приехали на Святые горы 14 июля 1992 г. Их усилиями внутреннее пространство храма было приспособлено для проведения служб. С этого времени в соборе снова начинаются богослужения. 1995 г. собственными силами церковь начинает демонтаж более поздних перегородок, конструкций перекрытия, железобетонных балконов, устроенных в послевоенное время. К концу 1995 г. эту работу окончили. В настоящее время внутреннее пространство собора освобождено от более поздних наслоений. В местах крепления конструкций балкона есть глубокие каверны. Живопись на столбах утрачена в местах укрепления более поздних перегородок, в других местах находится в аварийном состоянии. В интерьере практически утрачен весь первоначальный лепной декор.
Для проведения ремонтно-реставрационных работ на памятке (в интерьере) необходимо выполнить детальные натурные обследования. Существующие иконографические данные, описания очевидцев интерьера и иконостаса позволяют выполнить проект ремонтно-реставрационных работ по восстановлению первобытного интерьера собора с восстановлением иконостаса и паникадила, утраченной живописи. Необходимо также провести большую работу по восстановлению утраченного архитектурного вида стилобата-паперти у северного фасада собора и парадной лестницы с восстановлением кирпичного декора, утраченной металлической решетки ограждения лестницы, фонарей для освещения центрального входа в храм. Восстановив все утраченные архитектурные детали в интерьере – иконостас, паникадило, живопись собора – мы сможем в полной мере увидеть и осмыслить величие и красоту главного храма Успенской пустыни Успенского собора.
Дядюшенко Г. «Главный храм Святогорского монастыря». «Из истории украинской реставрации». – К.: «Украиноведение», 1996 г., перевод с украинского, орфография сохранена.