ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижний Ландех. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анны, Всех Святых
Год постройки:Между 1785 и 1805.
Адрес:
Ивановская обл., Пестяковский р-н, п. Нижний Ландех

Координаты:56.659934, 42.423647
Проезд:Из Нижегородской области, Чкаловского р-на через Пестяки прямо около 30 км.




Добавить фотографию
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Нижний Ландех - Пестяковский район - Ивановская область
Иван Матершев
2 июля 2003
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Нижний Ландех - Пестяковский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1986
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Нижний Ландех - Пестяковский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1986
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Нижний Ландех - Пестяковский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1986
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Нижний Ландех - Пестяковский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  26 апреля 2011

Церковь Рождества Богородицы - наиболее значительная и монументальная постройка ансамбля. Над стройным трехсветным четвериком под четырехскатной кровлей возвышаются пять крупных луковичных чешуйчатых глав на легких граненых барабанах. В объемной композиции существенную роль играет высокая трехчастная алтарная часть из граненых апсид, завершенная широкой, также трехчастной купольной кровлей.

Впечатлению стройности и вертикальной устремленности храма способствуют высокие арочные окна, расположенные в пять осей на всех фасадах четверика. Особую нарядность восточному фасаду придают круглые окна второго света в апсидах. Каждый простенок на фасадах четверика и апсид зрительно облегчен парой узких пилястр с коринфскими капителями классических форм, хотя сами пилястры, вытянутые на всю высоту объемов, напоминают ордерные формы нарышкинского барокко. Над каждой парой антаблемент раскрепован в соответствии с традициями елизаветинского барокко, однако выступы раскреповок невелики, а лепной декор храма стилистически относится уже к раннему классицизму. Это гирлянды под проемами верхнего света четверика и апсид, помещенные на накладных досках, угловые розетты оконных ниш, волнообразный фриз в антаблементе четверика и алтарной части.

Интерьер храма представляет собой великолепное высотное архитектурное пространство, расчлененное крещатыми столбами (квадратные со слегка вынутыми углами) на 9 ячеек, перекрытых крестовыми сводами (центральная и угловые прорезаны кольцами световых барабанов). Барабаны, восьмигранные снаружи, внутри становятся цилиндрическими. Грандиозное внутреннее пространство храма поражает великолепием своего убранства. Лепнина, выполненная под влиянием классицизма, масляная роспись и иконостас в духе барокко, гармонично сочетающиеся друг с другом, образуют замечательный ансамбль, который отличается единством замысла и высоким художественным уровнем исполнения. Это уникальное произведение русского монументального искусства 2-й пол. 19 в., не имеющее аналогий среди одновременных ему памятников Ивановской обл.Богатый лепной полихромный декор, окрашенный в темно- и светло-охристые, зеленые, голубые и вишневые тона, и позолоченный иконостас играют ведущую роль в убранстве. Профилированные вертикальные штукатурные тяги усиливают динамичность интерьера. Они окаймляют узкие вертикальные ниши, членящие плоскость стен и объединяющие оконные проемы трех светов, подчеркивают вынутые углы крещатых столбов. Ребра сводов и арки также обрамлены тягами, энергично расходящимися от розеток к углам сводов. Мощный антаблемент с крупными модульонами в сильно вынесенном карнизе и лепными херувимами во фризе проходит в основании свода. Аналогично решены капители столбов. Ярким декоративным акцентом в убранстве являются эффектные лепные капители в простенках под антаблементом и на столбах. Пластичные и нарядно раскрашенные, они включают изгибающиеся листья аканта, свисающие гирлянды, перевитые цветами, и головки херувимов в завершении. Карниз на стенах апсиды, декорированной вазонами, окрашен в желтые, синие и вишневые цвета.

Сюжетные живописные композиции, помещенные в три яруса на боковых простенках и в пять — на западной стене, занимают второстепенное место в интерьере — довольно редкое явление для 2-й пол. 19 в. Утрачены многие композиции, особенно в нижней части стен. В поблекшем колорите превалируют розовые, серые и зеленоватые тона. В нишах в двух верхних ярусах написан гризайльный орнамент, а в нижнем висели иконы. Композиции по своей иконографии и стилю следуют традициям барочной живописи, что прослеживается в динамичном построении сцен, обрамленных кулисами, и разнообразных ракурсах персонажей в развевающихся одеждах.

Иконографическая программа весьма своеобразна. В ней преобладают редко встречающиеся библейские сюжеты, архаичные для данного времени. В верхнем ярусе на боковых стенах и в трех нижних на западной написаны новозаветные композиции, в том числе сцены евангельских блаженств. Столбы расписаны в розовый цвет, "под мрамор". В алтаре сохранилась масляная живопись кон. 19 - нач. 20 в. в духе позднего академизма.Высокий четырехъярусный иконостас представляет собой оригинальное произведение, стилизованное в духе барокко. Необычна композиция этого монументального сооружения, занимающего не только восточную, но частично северную и южную стены четверика (завороты на боковых стенах продолжаются до восточных откосов оконных ниш). Центральная часть во всю высоту отмечена трапециевидной в плане нишей, которая фланкирована выступами в две оси. Вертикальные членения выявлены мощными колоннами (частью витыми, частью каннелированными), убранными гирляндами цветов, а также пилястрами на каннелированных постаментах. Крепованные антаблементы имеют арочные изгибы-архивольты, акцентирующие прясла иконостаса во всех ярусах. Большая часть икон в затейливых барочных обрамлениях утрачена, сохранившиеся выполнены в кон. 18 — 2-й пол. 19 в., некоторые имитируют древнерусскую живопись 17-18 вв. В первом ярусе были иконы двух чинов. Убранство иконостаса дополняют резные гирлянды на пилястрах и картуши, выполненные в несколько плоскостной манере. Над престолом ранее была резная сень.

Березин, Добронравов, 1898, с. 486-487: Сухов, 1909. Т. 3. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». - М., Наука, 2000, с. 724-734



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.