ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижний Ландех. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня.


Церковь. Действует.  
Престолы:Происхождения честных древ Креста Господня, Трех Святителей
Год постройки:1807.
Адрес:
Ивановская область, Пестяковский район, село Нижний Ландех

Координаты:56.667625, 42.427826
Проезд:от центральной площади села ехать асфальтом около 150 метров, свернуть направо, далее до кладбища около 300 метров


Добавить фотографию
Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня - Нижний Ландех - Пестяковский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1986
Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня - Нижний Ландех - Пестяковский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня - Нижний Ландех - Пестяковский район - Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  3 мая 2011

Стоит на окраине села, при кладбище, за которым начинаются поля. Построена из кирпича в 1807 г., в 1-й трети 19 в. возведена отдельно стоящая колокольня, тогда же церковь и кладбище обнесены кирпичной оградой. В 80-х гг. 19 в. построена трапезная, включившая в свой объем основание колокольни. Здание побелено по кирпичу, ограда и ворота оштукатурены. Первоначальные объемы представляют собой выразительный памятник архитектуры раннего классицизма (храм) и более позднего его периода (колокольня).

Церковь, расположенная на понижающемся рельефе, имеет высокое, нарастающее к востоку подцерковье. Стоящий на нем двусветный кубический объем с высокой барочной кровлей (четырехскатной, купольной, с широкой полицей в основании) увенчан главой на восьмигранном световом барабане. Крупная, прямоугольная со скругленными углами апсида покрыта купольной кровлей и тоже завершена главкой. Трапезная, почти вдвое шире основного объема, также имеет скругленные восточные углы и загораживает боковые фасады четверика до осей западных окон. Она покрыта на два ската с повышением кровли над фронтонами в центре боковых фасадов и увенчана маленькой главкой. Вход в церковь - на западном фасаде через нижний ярус колокольни. Над ним поднимаются еще два четвериковых яруса, верхний из которых, с арками звона, завершен четырехскатной купольной кровлей с люкарнами и высоким шпилем на граненом барабанчике.

В декоре фасадов основную роль играют узкие лопатки: они членят боковые стены четверика на три прясла (на краях фасадов лопатки парные), а также фиксируют место примыкания апсиды и ее скругления. Рамочные наличники с замковым камнем обрамляют арочные окна нижнего света и круглые - верхнего; между ними помещены небольшие прямоугольные доски. Антаблемент и карниз раскрепованы над лопатками. Над стенками апсиды световые проемы чередуются с ложными в аналогичных наличниках. Эклектичный декор трапезной включает рустованные лопатки, архивольты арочных окон, зубчики и сухарики в карнизах. Ее боковые фасады завершены треугольными фронтонами с килевидным подвышением в центре и киотом в тимпане. Ярусы колокольни имеют раскреповки в центре фасадов, напоминающие портики (в среднем ярусе они дополнены фронтонами). Арки звона и соответствующие им арочные ниши среднего четверика отмечены импостами. Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, апсида, в трапезной и палатках по сторонам колокольни - парусные своды.

Сохранившаяся в храме масляная живопись выполнена во 2-й пол. 19 в., Поновлена в 1971 г. По своей трактовке это довольно типичное произведение в духе позднего академизма, отличающееся некоторой сухостью исполнения и блеклостью колорита, в котором преобладают серо-зеленые тона. В гризайльных псевдобарочных завершениях, карнизе с розетками и модульонами в основании свода, а также в сцене "Царь царем" в своде алтаря заметно влияние живописи 1-й пол. 19 в. В то же время по иконографическим особенностям роспись выделяется среди памятников этого периода. Значительное место в стенописи отведено малораспространенной во 2-й пол. 19 в. сцене "Страшный суд". Свод занят большой четырехчастной композицией (каждая из частей обрамлена штукатурными тягами), продолжающейся в сцене "Воскрешение мертвых" на западной стене. В простенках боковых стен евангельские композиции расположены в два яруса (нижний закрыт киотами). Трапезная расписана маслом в нач. 20 в. На западной стене сцена "Воскрешение мертвых" аналогична композиции основного объема, на своде помещены евангельские сцены.

Главный иконостас 2-й пол. 19 в., стилизованный в духе барокко, - выразительный памятник, украшенный пышной резьбой измельченного рисунка. Небольшое двухъярусное сооружение (в первом ярусе - иконы двух чинов) с заворотами на боковые стены имеет выступы в центральной части (здесь они фланкируют царские врата) и по краям. Витые полуколонки на высоких каннелированных постаментах несут межъярусный и венчающий крепованные антаблементы. Во втором, суженном до трех осей ярусе центральная полуциркульная арка соединяет выступы с волютообразными завитками по сторонам. Вычурная резьба, обильно покрывающая царские врата, филенки и фризы, несмотря на жестковатый характер исполнения, придает иконостасу нарядный вид. Фон и детали позолочены. Изображения ангелов на боковых вратах выполнены в духе барочной живописи 18 в. Убранство храма дополняют киоты в простенках, выдержанные в одном стиле с иконостасом. Трехъярусный иконостас нач. 20 в. южного придела трапезной характерен для русского стиля. Над большими иконами местного чина (одновременны иконостасу) расположены маленькие праздников. Иконы деисусного чина имеют многолопастные криволинейные обрамления. Резной декор на массивных колонках, царских вратах и филенках несколько тяжеловесен.

В храме сохранились деревянные скульптуры 19 в. - "Христос в темнице", "Распятие" и "Никола Можайский", а также амвон нач. 20 в. с орнаментом в стиле модерн.

Пятиугольная в плане ограда с прямыми западными углами обходит участок по периметру. Ворота расположены на ее западном участке, по сторонам от храма, и обращены на дорогу; на углах - восьмигранные башни с высокой купольной кровлей и шпилем. Над высоким кирпичным цоколем, разделенным на равные прясла четырехгранными столбами, укреплена ажурная металлическая решетка. Северные ворота представляют собой прямоугольный проем с аналогичными пряслам створками. Центральный проезд южных ворот композиционно повторяет ворота храмового комплекса в Нижнем Ландехе: монументальное сооружение в традициях классицизма со сдвоенными колоннами, стоящими на постаментах по обе стороны арки проезда (здесь она лучковая, а не полуциркульная). Колонны поддерживают сильно вынесенные раскреповки карниза. В завершении аттик-киот с маковичной главкой. Со стороны двора колонны заменены столбами. Справа к проезду примыкает арочная с архивольтом калитка. Створки ажурные, металлические. Все металлические элементы ограды относятся к кон. 19 в.

Березин, Добронравов, 1898, с. 487. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». - М., Наука, 2000, с. 734-737



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.