На южной окраине современной Москвы, недалеко от станции «Покровская» Курской железной дороги, посреди большого живописного пустыря стоит небольшая приходская церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Городне. Глубокие овраги с речкой Городней и ее обмелевшими притоками отделяют обширную территорию церкви с остатками приходского кладбища и деревенских садов от высотной застройки Южного Чертанова. Здесь вплоть до середины 80-х годов XX века оставались чудом уцелевшие деревянные дома — часть некогда многолюдного села Покровского, что на речке Городне, судьба которого неотделима от истории нашего многострадального Отечества.
Первое известное нам упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском, «Городня тож» Московской округи Ратуева стана Пехрянской десятины относится к 1627-1628 годам. Церковь тогда была «...древяна клецки, строение монастырское». Село считалось вотчиной московского Новоспасского монастыря, который в течение трех веков пользовался покровительством царствующего дома Романовых. В его соборной усыпальнице была похоронена знаменитая старица Марфа, мать царя Михаила Романова.
Село постепенно разрасталось, и согласно Переписным книгам 1646 г. в нем числился уже 21 двор крестьян и монастырских бобылей. В Окладной книге Патриаршего приказа 1648-1649 годов (7157 г.) имеется запись: «Прибыла вновь церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в вотчине Спаса Новаго монастыря в селе Покровском, у речки Городенки».
Точное время строительства каменной церкви не установлено. По мнению М.И. Александровского, известного знатока истории московских храмов, церковь Покрова на Городне могла быть построена после 1704 года, но до 1722 год , потому что по книгам Первой ревизии 1722 года церковь уже числилась каменной. Обмерные чертежи и опись 1885 года позволяют представить общий вид этого храма: «восьмерик на четверике», одноглавый, с невысокой трапезной, равной по ширине собственно церкви, с примыкающей к церкви шатровой колокольней с одним ярусом звона. Композиция храма, как и оформление фасадов, связана с традициями так называемого «московского барокко», но с более скромным для приходского сельского храма решением.
Архитектурной особенностью церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Городне стали вдавленные, разорванные завершения оконных наличников. «Над храмом две главы: над алтарем и на куполе храма, крыт железом и окрашен медянкою, крест восьмиконечный, обит железом и окрашен желтою краскою», — так описан внешний вид церкви в метрике 1885 года.
Известно, что у главного престола церкви Покрова Пресвятой Богородицы был возведен иконостас высотой в 17 аршин (около 12 м). Иконостас имел четыре яруса с четырьмя чинами икон и вызолоченные резные царские врата. Над иконостасом возвышалось Распятие с предстоящими.
Как следует из архивных источников, приход заботился о храме Покрова на Городне с большой любовью и тщанием. Так, в 1830-1831 гг. храм отремонтировали, стены и своды расписали масляными красками и расчистили главный четырехъярусный иконостас. Тогда же подняли новый большой колокол с надписью: «Вылит колокол в Москве на заводе Самгина 1830 года декабря 25. Куплен сей колокол при священнике Алексее Иванове и старосте церковном Михаиле Антонове. Весу 40 пудов 13 фунтов».
С 1881 по 1883 годы при священнике Димитрии Михайловиче Соколове и церковном старосте Семене Никитине, на пожертвования московского купца Саввы Прокопиевича Клюжина, который был связан с селом Покровским родственными узами, храм отремонтировали вновь, поновили настенные росписи и иконостас с иконами.
Летом 1885 года священник Дмитрий Соколов с церковным старостой Семеном Никитиным и прихожанами обратился с прошением в Московскую Духовную консисторию о расширении трапезной и возведении более высокой колокольни с двумя ярусами звона. По новому проекту военного инженера М. Преорова одноярусная колокольня соединялась с трапезной небольшим притвором. Такая компо-зиция удовлетворила приход, несмотря на то, что был предложен вариант одноярусной колокольни. Этот проект был утвержден 9 сентября 1896 года, и уже к 1898 году строительство колокольни было завершено.
Вековой уклад и упорядоченность церковной, приходской и сельской жизни были разрушены революцией.
27 апреля 1922 года якобы для нужд голодающих Поволжья из храма Покрова на Г ородне были изъяты и переданы в Государственное хранилище церковные ценности. Несмотря на жестокие гонения, которым подвергалась Церковь в те годы, жители села Покровского пытались сделать все возможное, чтобы сохранить свой храм.
Дети церковного старосты П. Д. Мурашева Иван и Михаил Мурашевы продолжали преданно служить церкви, то выполняя обязанности церковного старосты, то как члены церковного совета. Протоиерей Иоанн Боголепов прослужил в церкви с 1908 по 1930 гг. Он не имел регистрации, которую в те годы власти забирали у священников за неуплату непосильных налогов, лишая их таким образом возможности служить. Вопреки запретам властей отец Иоанн продолжал совершать требы по домам. В 1930 г. отец Иоанн был репрессирован.
В храм Покрова на Городне назначили нового священника - протоиерея Сергия Кроткова, прослужившего здесь более семи лет. Когда в конце 1937 года власти приняли решение закрыть храм, отца Сергия предупредили о грозящей ему опасности, но он не оставил места свое¬го служения. 2 марта 1938 года по окончании литургии отец Сергий был арестован и после непродолжительного следствия 1 июля 1938 года расстрелян на Бутовском полигоне. Архиерейским Собором 2000 года отец Сергий был причислен к лику Святых.
25 апреля 1939 года Московский областной Исполком издал Постановление за №1176 «О закрытии церкви в селе Покровском Ленинского района». В здании закрытого храма Покрова на Городне в разные годы размещали и клуб, и зернохранилище, и склад, а в последние годы — цеха бутовского завода «Металлист».
18 июля 1990 года была зарегистрирована церковно-приходская община. В 1991 году памятник архитектуры XVIII века — церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Городне получил № 540 государственной регистрации. Московская Патриархия направила на приход священника Евгения Жиганова. Получив храм Покрова Пресвятой Богородицы на Городне оскверненным и разрушенным, он с твердостью и упованием на милость Божию принялся за дело.
В 1990 году пригласили специалистов-реставраторов из объединения "Союзреставрация": архитекторов В. И. Якубени, Н. В. Лукашеву, инженера Т.А. Петрова, искусствоведа Ю.И. Гудкова. Поврежденное здание храма тщательно обследовали и разработали проект реставрационно-восстановительных работ. В 1991 году к празднику Пасхи был освящён первый придел храма и началось богослужение.
Восстановление шло медленно и трудно: долгие десятилетия воинствующего безверия надо было смывать теперь тяжелым трудом и неимоверным терпением. Лишь к сентябрю 1994 года удалось восстановить в прежних формах главный алтарь. В июле 1996 года завершили реставрацию собственно храмовой части, то есть четверика с его восьмериком и утраченного барабана с главой под крестом. С декабря 1995 года приступили к возведению снесенных ярусов звона и главки колокольни, а в феврале 1997 года водрузили на нее крест. На Страстной седмице того же года освятили и подняли на колокольню новые колокола.
По материалам: https://vk.com/wall-140398453_29593