В ансамбль площади, ограниченную улицами Бориса Колосова, Советская и Островского, как бы завершая ее пространственную организацию, входит храмовый комплекс, самой старой которого, является церковь Николы на Наволоке. До 1984 года, её колокольня, как гигантский указательный столб, направляла движение к переезду на другую сторону реки Костромы (Колокольня рухнула накануне праздника Троицы - 12 июня 1984 г.). На этом удачно выбранном с градостроительной точки зрения месте, на перекрестке речной и сухопутной дорог, на наволоке, испокон веку стояли церкви. Триста лет тому назад составитель «Солигаличского летописца» под 1644 годом записал: «Июня в 14 день у Соли Галичской у Николы Чудотворца на Наволоке загорелась церковь в полдень от молнии, а была церковь деревянная, шатровая, вышиной 33 сажени, и сгорела в 3 часа».
Недолго оставался Солигалич без вертикального ориентира, хорошо читавшегося с водных просторов. Поднялся снова из пепелища, как сказочная птица Феникс, храм покровителя моряков и плотников. А в мрачные годы после разгрома мятежных войск Степана Разина, в 1674 году «построена теплая деревянная церковь у нас у Соли Галицкой на посаде во имя Преображения».
Только в конце XVII века, в период распространения московского барокко, возводится на наволоке каменный Никольский храм. Архитектурные формы церкви были близки ее предшественницам — храмам соседнего Воскресенского монастыря. Жиденькое пятиглавие увенчивало массивное основание, «прижатое двумя рядами кокошников. Словно компенсируя излишнюю тяжеловесность храма Николы на Наволоке, рядом с ним поднялся стройный столп колокольни, такой же изящный и стремительный, как знаменитая звонница церкви Иоанна Златоуста в Ярославле. Архитектурные формы и пропорции этих колоколен очень близки, что позволяет говорить о причастности этого сооружения к художественной школе Поволжья.
Через сто с лишним лет по другую сторону солигаличской колокольни вырастает второй каменный храм — Спаса-Преображения (1821). Центрическое сооружение с четырьмя портиками, завершенное ротондой, в духе композиций знаменитого М. Ф. Казакова, замечательно дополнило ансамбль. Три различных по геометрической характеристике объема составляли зрительно уравновешенную группу, композиционным центром которой была колокольня. Наиболее сильные средства противопоставления, усиления эмоционального воздействия путем контраста были использованы зодчими; статический объем контрастирует с динамическим, прямолинейные формы с криволинейными, древнерусские архитектурные детали с классическими, обогащая и усиливая друг друга. Правда, о композиционном мастерстве зодчих сейчас судить трудно, так как в 1930-е годы помещение Никольской церкви приспосабливается под электростанцию, и облик храма приходится восполнять по музейным фотографиям.
Информационный отрывок из книги: Тиц А. А. На земле древнего Галича. Серия: "Дороги к прекрасному". - М.: "Искусство", 1971