ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Солигалич. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Солигалич. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Авраамия Галичского
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:между приблизительно 1660 и 1668. Достроен в 1792-1794, освящён в 1805. Колокольня достроена в 1887.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская область, г. Солигалич, ул. Вылузгина, 16

Координаты: 59.075443, 42.290314
Проезд:На автобусе от автовокзала Костромы



Сортировка:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
7 апреля 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 августа 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
16 октября 2020
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Южный фасад<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
16 июня 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
16 июня 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
7 апреля 2019
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото Людмилы Васильковой<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
3 января 2018
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12 октября 2010
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12 октября 2010
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12 октября 2010
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото В.В. Лелецкого<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Алексей Кротов
4 января 2018
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Алексей Кротов
4 января 2018
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Алексей Кротов
4 января 2018
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Алексей Кротов
4 января 2018
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
30 августа 2006
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
tutnedaleko
17 января 2022
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, "Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
"Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, "Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
"Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1967г Из архива Ильи Гольберга<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото 1967г Из архива Ильи Гольберга
Дмитрий Дроздецкий
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1967г Из архива Ильи Гольберга<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото 1967г Из архива Ильи Гольберга
Дмитрий Дроздецкий
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Дореволюционное фото из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Дореволюционное фото из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1900-1909 гг. С сайта: Pastvu.com<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото 1900-1909 гг. С сайта: Pastvu.com
Алексей Кротов
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фотография 1909-1916 гг.<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фотография 1909-1916 гг.
Алексей Кротов
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Иконостас. Нач. ХХ века. Из фондов ГИМ, ГК: 46092141<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Иконостас. Нач. ХХ века. Из фондов ГИМ, ГК: 46092141
Алёна Александровна Силина



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 августа 2011

Богородицерождественская соборная церковь, каменная, с каменной коло­кольней. Построена до верхних сводов по повелению и на средства царицы Марьи Ильиничны в 1668 г. к окончанию же приведена на пожертвования благотворителей в 1801 г. Кладбища при церкви нет: умершие погребаются на общем городском кладбище с особой церковью, службы в которой исполняет соборный причт. Престолов 4: а) главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (летний); б) в честь Рождества Xристова (зимний); в) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (внизу под зимним приделом) и г) во имя пр. Авраамия Городецкого (под колокольней).

Досто­примечательности церкви: серебряный, вызолоченный, с драгоценными камнями и частями св. мощей напрестольный крест, присланный в 1686 г. царём Феодором Алексеевичем, в память по матери своей царице Марьи Ильиничны; особо чтимая Казанская икона Божией Матери, по преданию, сооруженная вскоре после чудеснаго явления сей иконы в Казани.

Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г.


 Марина Григорашвили
 
Марина ГригорашвилиАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 ноября 2016

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе строился в два захода с большим временным промежутком. Начало зданию было положено в 60-е годы XVII века, и лишь через сто с лишним лет строительство довели до конца. Имена зодчих собора неизвестны, только об артели второго этапа строительства можно сказать, что она была, предположительно, из Устюга. Однако есть веские основания считать, что собор достраивали жители Тотьмы. Начало строительства ныне существующего здания собора было положено около 1668 года "усердием" царицы Марии Ильиничны, происходившей из аристократического рода Милославских.

В 1660-е годы в Солигаличе основывается женский Богородице-Рождественский монастырь. Покровительство ему оказывает царица Мария Ильинична, проведшая часть своего детства под Солигаличем в усадьбе Корцово. Государыня жертвует обители приличные суммы, что даёт возможность монастырской администарции начать возведение каменного собора. После смерти царицы никаких средств на строительство храма из царской казны больше не поступало и строительство осталось незавершённым. За короткое время успели построить только нижнюю часть храма и шатровую колокольню. В 1694 году во втором ярусе колокольни был устроен придел в честь Авраамия Городецкого. В 1764 году, в связи со знаменитой екатерининской секуляризационной реформой, Рождественский монастырь был упразднён, его недостроенный храм обращён в приходской, и вскоре он стал городским собором. Только в 1792 году строительство Богородице-Рождественского собора было возобновлено, по одной версии, по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина, по другой - губернского архитектора Метлина.

В наше время Богородице-Рождественский собор хотя и отдан епархии, но стоит под замком. Богослужения в нём не проводятся. Реликвии прошлого в большинстве своём исчезли. Достояние собора, уцелевшее до сегодняшнего дня, - его прекрасный барочный иконостас да осыпающиеся росписи, которые повествуют о ново- и ветхозаветной истории.

Из журнала Православные храмы. Путешествие по святым местам, № 216


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  10 января 2017

Собор представляет собой четырёхстолпный, пятиглавый, трёхапсидный храм, поднятый на высокий подклет, с четырёхскатным покрытием. С севера он почти целиком закрыт одноглавым придельным храмом Рождества Христова. К приделу примыкает небольшая, всего в три окна, трапезная, у северо-западного угла которой поставлена колокольня, достроенная в 1887 году. С запада к собору пристроена пониженная закрытая галерея с крыльцом. В подклете размещался тёплый придельный храм Покрова Богородицы. Собор поставлен так, что его южный фасад, не имеющий пристроек, обращён на дорогу, ведущую в Чухлому и Галич. Таким образом, южная сторона собора является его главным фасадом, полным величия и парадной официальности.

При подъезде к Солигаличу по старинному чухломскому тракту собор воспринимется сразу же и целиком, вследствие чего производит весьма сильное впечатление. Напротив, северный и западный фасады собора, закрытые приделами, галереями, колокольней и лестничными рундуками, были обращены в сторону посада - к его торгу с лавками, к кузницам вдоль Шашкова ручья, к солеварням. Территориальная близость собора к посаду во многом определила ассиметричную объёмно-пространственную композицию здания и особый характер его декоративного облика. В убранстве фасадов Рождественского собора преобладают ширинки, сгруппированные почти повсеместно в виде вертикальных лент с полуколонками. Ширинками украшены южный фасад собора, его подклет, придельные храмы, галереи и крыльца. В декоре галерей и придельного храма Авраамия Городецкого под колокольней ширинки собраны в "пучки", образуя большие красочные пятна в убранстве здания. Вертикали ширинок, находясь на месте традиционных лопаток, имеют декоративное значение. В донца ширинок почти везде вмонтированы белокаменные резные вставки в виде скульптурных изображений коней, балясин, просвирок, сердечек, восьмиконечных звёзд и розеток. В некоторых ширинках эти белокаменные вставки сгруппированы то "двойнями", то "тройнями". Такое обилие ширинок и резной белокаменной орнаментики встречается в убранстве русских общественных зданий ХVIII века крайне редко.

Собор имеет пять главок над четвериком. Двухъярусная композиция каждого из пяти световых барабанов, суховатое измельчённое убранство этих барабанов, их пьедесталы, выступающие в виде "пирамидок" из кровельного покрытия здания и отражающие конструкцию сводов под барабанами, всё это воспринимается очень необычно в облике собора и напоминает устюжские и особенно тотемские памятники архитектуры. Портал расположен в центральном прясле южной стены собора, в нижнем ярусе - подклете. Портал перспективный, с килевидным профилированным завершением. В тимпане портала находится квадратный белокаменный киот. Окна основного этажа (верхнего яруса), и подклета примерно равны по высоте. Форма обрамляющих проёмы наличников также совпадает. Наверху окна имеют арочные формы, внизу - прямоугольную.

Констуктивно основное строение собора следует отнести к крестово-купольной трёхпролётной арочно-стоечной системе, выполненной из кирпичной кладки на известковом растворе. На четыре центральных столба опираются главные и боковые подпружные арки, главные арки, несущие центральный световой барабан, а боковые являются основанием для коробовых сводов и угловых световых барабанов, боковые подпружные арки и коробовые своды опираются на наружные стены. Внутренний объём собора четверика делится на два яруса, собственно церковь и подклет с промежуточным перекрытием из системы цилиндрических кирпичных сводов, опирающихся на четыре центральных столба и наружные стены здания. Подклет имеет высоту порядка 3 м, а второй этаж - 12 м. Наличие промежуточного перекрытия позволяет заметно уменьшить свободную высоту центральных столбов и тем самым несколько улучшить их устойчивость. Изюминка интерьера собора - его резной позолоченный иконостас. Это незаурядное произведение в стиле барокко. Трёхъярусная композиция определяется многообломными карнизами, раскрепованными над витыми колоннами и каннелированными пилястрами, членящими иконостас на прясла. Среднее прясло с Царскими вратами и балдахином над ним выделено более крупными колоннами. Каждый ярус включает по два ряда икон. Верхние иконы на первом ярусе заключены в картуши, а на третьем - в овальные медальоны. В алтаре главного храма сохранилась надпрестольная сень, опирающаяся на четыре витые колонки, украшенные гирляндами, и с волютами в завершении. В северном приделе можно наблюдать остов одноярусного деревянного иконостаса с многолопастными завершениями над арочными рамами. В интерьере основного этажа сохранились настенные росписи. В храме большую роль играет гризайльная живопись. Своды под главами расписаны кессонами, остальные заняты растительно-орнаментальными композициями. На стенах библейские сюжеты.

Первоначальные строительные работы проведены в 1660-е годы. Возобновлено стоительство в 1792-1794 гг. Освящение состоялось 19 марта 1805 года. Колокольня достроена в 1887 году. Высота верхнего этажа составляет 12 м., нижнего - 3 м. Общая высота каменного фундамента около 2 м., его ширина - от 2,9 до 3,2 м. Собор передали церкви в начале ХХI века. Музей покинул его стены. Однако литургическая жизнь собора не налажена, освящение храма не проведено, приход отсутствует.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск № 216, 2016 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  10 декабря 2024

Не успела пришлая артель каменщиков завершить Воскресенскую церковь, как примерно в трехстах метрах от нее, ближе к торговой площади, начали размерять основание для каменного храма Рождественского девичьего монастыря. Биография этого величественного сооружения, занесенного в списки памятников архитектуры общесоюзного значения, содержит ряд незаполненных строк и даже белых листов.

Еще издали, с моста или Макарьевского вала, обращает на себя внимание некоторое несоответствие частей Рождественского собора. Поставленный напротив крепости Солигалича, в самой гуще посадской застройки, собор господствует над двухэтажными, облепившими его домиками. Необычно высокие, в два яруса, барабаны мало связаны с громоздким, тяжелым основанием. Создается впечатление, что четырехскатную крышу с восьмиугольными барабанами и изящными главками переставили с другого храма. Недостаточно складно скроена и колокольня, ее восьмерики не составляют единого целого с прямоугольным, массивным низом. Чувствуется разная художественная манера, различный творческий почерк мастеров каменного дела. Даже не очень опытный глаз ощущает наслоение вкусов целых поколений, принимавших участие в создании этого уникального сооружения. Праздничная нарядность нижней части храма сменяется вверху лаконизмом суховатых линий. Сочные пятна крупных наличников и лопаток, составленных из «ширинок», завершаются мелким профилем карниза с безжизненным рядом аккуратных, надоедливо одинаковых зубчиков.

Какие причины вызвали объединение столь разных эстетических форм и принципов? Большинство исследователей сходятся на том, что первые огромные валуны основания храма Рождества Пресвятыя Богородицы были положены в 1668 году. Есть материалы, которые позволяют говорить, что храм для девичьего монастыря начал строиться «по усердию» царицы Марии Ильиничны, дочери небогатого дворянина Ильи Даниловича Милославского, которая, по преданию, была уроженкой прихода Корцово и провела свои юные годы в солигаличских землях. Связи царственных лиц с Солигаличем устанавливаются и при помощи хранившегося в Рождественском соборе серебряного креста. На нем среди драгоценных камней имелась не менее драгоценная для истории надпись, которая свидетельствовала, что в 1680 году «сей крест» пожаловал в «Солигаличской Рождественской девичий монастырь» царь и великий князь Федор Алексеевич «в блаженном успении по своей матушке благоверной царице Марьи Ильиничне, что она государыня построила в 7176 (1668) году». Но дальше пожертвования драгоценного креста дело не пошло, и деньги после смерти царицы, последовавшей в 1669 году, поступать из государевой казны перестали.

Основываясь на описи Ивана Нелидова, выполненной в 1701 году, монастырские строения были окружены валом, имевшим «длиннику 53, а поперечнику 38 сажен». За оградой возвышалась каменная церковь «соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы с алтарем, трапезою, рундуком и лестницей, — об одной главе, окожученной лемехами». Под нею находилась теплая церковь Покрова Богородицы. К церковной паперти была «прикладена колокольня каменная с 5-ю колоколами и часами». Церковь Рождества Богородицы, аналогичная по схеме храмам Воскресенского монастыря, стоит и поныне, как бы спрятавшись за широкой спиной собора. Она почти не претерпела изменений, если не считать односкатную железную крышу, снивелировавшую все объемы храма. Значительно сильнее пострадала колокольня, верх которой был перестроен в 1887 году.

Шли годы, а выведенные почти под своды стены второго большого храма Рождества Христова, входившего в монастырский комплекс, покрытые кирпичной «лепотой», так и стояли незавершенные пятиглавием. Подгнивали подмостки, намокал большемерный «государев» кирпич, «на стенах выросли большие березы, а внизу, на своде первого этажа, — малинник, где церковнослужители каждогодно пользовались ягодами». В 1764 году был ликвидирован монастырь, а храм все ждал дня, когда снова закипит работа на его столетних стенах. Только через сто с лишним лет, в 1792 году, в эпоху расцвета русского классицизма, начали достраивать на средства прихожан Рождественский собор.

В годы, когда на берегу Невы в стольном граде Петра создаются классические архитектурные симфонии, устюжские каменных дел мастера трудятся в Солигаличе над возведением сложного свода с пятью световыми барабанами над храмом XVII века. Северные зодчие отказываются от проверенной, знакомой всем системы парусов и принимают за основу конструкцию, напоминающую деревянные покрытия украинских церквей. Над квадратными отверстиями они выкладывают своеобразные шатры, образующие восьмиугольное основание для барабанов. Напоминают украинские храмы и двухъярусные восьмигранные завершения с главами. Почему за тысячи верст от «окраинных» земель Российского государства, в век поклонения античности, применяются приемы, близкие народному деревянному зодчеству Украины? Что это: привязанность главы артели каменщиков к известной ему конструкции украинских строителей или случайное совпадение? Эту архитектурную загадку еще предстоит решить исследователям.

Постепенно обходя памятник, останавливаясь перед строками каменной летописи, раскрываешь скрытые от беглого взгляда черты его художественной биографии. Основание, видимо, строили опытные древнерусские мастера, возможно, костромичи, так как они совмещают материальность, весомость стен новгородских построек с московским узорочьем, что характерно для ряда сооружений Костромы. Но узорочье они делают более рельефным, пластичным, рассчитанным на неяркое северное освещение. Каменодельцы XVII века стараются максимально насытить стену орнаментально- декоративными деталями. А мастер XVIII века отдает большую дань конструктивной логике, чем красоте пластических форм. Как решительно завершает он выполненный до него объем скупым суховатым карнизом с педантичным пунктиром «зубчиков». Современник Казакова и Боровиковского не считает нужным продолжать «вытканные» до него из кирпича дорожки ширинок и ограничивается тем, что доводит до карниза плоские лопатки. Его не прельщают переливающиеся на солнце, подобно жемчужной вышивке, вертикальные полосы прямоугольных уступчатых впадин, в каждую из которых, словно в оправу, вставлен высеченный из кирпича «бриллиант». Сколько наивного желания украсить, сделать здание занятным, привлечь внимание у зодчих, начинавших строить Рождественский собор! Ширинки с рельефами кувшинчиков, птиц и воинов на конях напоминают формы для изготовления фигурных пряников.

Как велика сила народного вкуса, пробившегося сквозь церковные запреты и украсившего стены храма обыденными житейскими образами, которые рисовались испокон веков на бытовой утвари и наполняли передававшиеся изустно от дедов к дедам сказы!

Насколько суше, прозаичнее геометрически правильные линии, очерчивающие окна восьмериков, по сравнению с сочным рисунком наличников нижней части собора. Правда, такое сопоставление не вполне правомерно, так же как непосредственное сравнение простодушной поэтической сказки с логически безупречным философским трактатом. Нельзя забывать, что зодчий XVII века во многом воспринимал мир с помощью художественных образов, а архитектор XVIII столетия начинает на него смотреть сквозь приему научных понятий и математических формул.

Продолжим осмотр собора и постараемся поближе его узнать. Мощные полукружья апсид расчленены мелкой каймой из валиков и поставленных на ребро кирпичей. Плоский пояс, перехватывающий полнотелые упругие объемы «святая святых», подчеркивает пластичность, криволинейность алтарных стен, а грузные, вынесенные почти на всю ширину приземистые столбы придают особую материальность кладке и четко разделяют алтари. Художественная выразительность восточного фасада дополняется рельефным рисунком оконных обрамлений, которые одновременно способствуют более правильному восприятию масштаба этого огромного сооружения.

Огибая собор по движению солнца, с востока на юг, убеждаешься лишний раз в мудрости древних зодчих. Южный фасад, освещенный солнечными лучами большую часть дня, решен плоскостно, с выделением центральной оси. Алтарный выступ уравновешивает объем галереи, по центру помещено сочное пятно портала. Все три компонента фасада вытянулись по одной прямой. Основное внимание сосредоточено мастером на средней, плоской, как иконная доска, стене храма. Словно житейскую икону с клеймами, расчертил зодчий каменную плоскость на прямоугольники, обрамив их богатой рамой из ширинок, и поместил посредине «оконные лики» в кирпичных ризах. Сочный рельеф узорочья хорошо читается в лучах северного солнца.

За углом галереи, с западной стороны, выступает рисунок крыльца со сплюснутыми, похожими на тумбы столбами. Вынесенный вперед, он указывает вход в летнее, основное помещение собора. Если южный фасад компоновался нарочито симметрично с подчеркнутой статичностью треугольной композиции, то западный построен на живописном равновесии динамичных объемов — выдвинутого навстречу посетителям крыльца и устремленной ввысь колокольни. Еще более активно выявлен монументальной звонницей вход на северной стороне. Лишенный светотеневых контрастов фасад, обращенный к полуночным землям, получил сложную объемно- пространственную структуру, компенсирующую слабую читаемость его пластического декора.

Цельности восприятия всего здания, несмотря на отличные друг от друга по композиции фасады, способствует стилевое единство форм нижней части. Немалую роль играет и общий пояс, который стягивает на уровне второго этажа различные по геометрической характеристике объемы, прочно привязывая их к монолитной кубической массе храма Рождества Христова. Однотипные наличники, варьируя одну и ту же тему, развивают и обогащают главную архитектурную мелодию, которая, несмотря на позднейшие наслоения, звучит мажорно, во весь голос, прославляя в веках красоту и великое искусство радовать человека.

Информационный отрывок взят из книги: Тиц А. А. На земле древнего Галича. Серия: "Дороги к прекрасному". - М.: "Искусство", 1971


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  18 декабря 2024

Собор Рождества Пресвятой Богородицы - самый выдающийся памятник архитектуры в Солигаличе с необычной строительной историей, отразившейся на своеобразном художественном облике храма; яркий образец местной школы зодчества 2-й пол. ХVII в. с более поздними дополнениями и ценнейшими росписями и иконостасом в интерьере. Собор расположен в центральной части города на обширной площади, образованной значительным расширением ул. Вылузгина, ломающейся в этом месте под углом в 90 градусов. Является одной из главных архитектурных доминант Солигалича, играет важнейшую роль в панорамах города, особенно со стороны реки Кострома. На этом месте в I-й пол. ХVII в. существовала деревянная церковь, в некоторых документах именовавшаяся соборной.

Женский монастырь здесь был основан в 1660-х гг. и тогда же началось строительство собора Рождества Богородицы на средства царицы Марии Ильиничны Милославской, жены царя Алексея Михайловича. В 1669 г., когда были выложены стены храма до сводов, сооружение было прекращено из-за отправки работавших здесь каменщиков в Архангельск на строительство гостиного двора. Кроме того, причиной могла послужить р смерть Милославской весной этого года. В 1694 г. во втором ярусе колокольни был устроен придел Авраамия Городецкого, но в кон. 17 в. собор так и не был завершен. В 1764 г. монастырь был упразднен, храм был обращен в приходский и вскоре стал городским собором. Строительство возобновилось только в 1792 г. по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина. Работы, как предполагают, производились артелью каменщиков из Великого Устюга. Тогда были укреплены обветшавшие конструкции первоначального здания, выложены своды и возведено пятиглавие.

В 1794 г. основные работы были завершены, но отделка интерьера продолжалась еще в течение 10 лет. Росписи были выполнены живописцами из Палеха, а иконостас позолочен московскими мастерами. Храм, ставший городским собором, был освящен 19 марта 1805 г. Во время городского пожара 1808 г. собор пострадал несильно: выгорели оконные рамы и полы. В 1821 г. в стенах собора образовались трещины, в связи с чем в 1822 г. по проекту, составленному губернским архитектором Н.И. Метлиным, с восточной стороны собора подрядчиком Пасхиным были выложены контрфорсы.

Возможно, к тому же времени относится палатка в углу между северным приделом и колокольней. Существующие два верхних яруса колокольни с шатром были построены в 1887 г. на средства П.М. Михалева. Пояснительная записка к проекту 1886 г. на возведение двух новых ярусов колокольни была составлена архитектором Ивановым, который, возможно, и являлся автором проекта. До этого колокольня, судя по описанию 1701 г. и акварели сер. ХIХ в., также имела шатровое завершение. В кон. ХIХ в. пристроена северная паперть. Помимо главного престола и придела Авраамия Городецкого, в соборе были северный придел Рождества Христова и Покровский придел в подклете. В 1925 г. собор был закрыт и приспособлен под различные учреждения, часть его помещений занимал музей. В кон. 1950-х, 1970-80-х гг. в соборе проводились незначительные реставрационные работы, в настоящее время ведутся работы по укреплению фундаментов здания (авторы проекта Е.М. Пашкин, В.М. Кувшинников).

Двухэтажный кирпичный собор с фасадами, покрытыми обмазкой (кроме верхних ярусов колокольни), отличается сложной композицией с живописной группировкой объемов и выразительным силуэтом. Ядро композиции образует монументальный пятиглавый четверик с тремя более низкими полукруглыми апсидами разной величины. С севера примыкает одноглавый придел с полукруглой апсидой (крупнее, чем у храма), с запада — более низкая паперть-галерея, перед которой выступает крыльцо, а у северо-западного угла возвышается шатровая колокольня. Над четырехскатной кровлей храма поставлены пять двухъярусных глав: покоящиеся на пирамидальных основаниях световые восьмигранные барабаны несут меньшие глухие восьмигранные барабаны с луковичными главками. На односкатной кровле придела расположена небольшая глухая глава. Композиция колокольни состоит из двухэтажного прямоугольного в плане нижнего объема и восьмигранного двухъярусного столпа, завершенного шатром.

Фасады церкви, обладающие богатым и разнообразным декором, отличаются довольно четким тектоническим построением. Цоколь отделен полочкой с поребриком. Стены расчленены широким профилированным междуэтажным карнизом с поребриком, отделяющим подклет от основного этажа, и лопатками, обработанными перспективными ширинками. Лопатки фланкированы полуколоннами с перехватами, а в ширинки вставлены белокаменные резные балясинки, просвирки, лошадки, восьмиконечные звезды, сердечки и розетки.

В завершении фасадов проходит профилированный венчающий карниз, обогащенный сухариками в четверике, пилой и фризом ложек в апсидах, западной паперти и первоначальном объеме колокольни. Наиболее представительный и хорошо обозримый южный фасад четверика делится лопатками на три прясла с одной осью проемов в каждом. В центральном расположен вход с перспективным порталом и килевидным профилированным завершением, в тимпане которого размещена квадратная нишка киота. Небольшие окна подклета — прямоугольные; окна основного этажа с коробовыми перемычками — значительно выше, причем самые высокие окна — первого света. Все окна обрамлены одинаковыми наличниками: проемы фланкированы полуколонками с перехватами и имеют килевидные завершения.

Угловые огибающие лопатки выложены на всю высоту объема, средние лопатки не достигают карниза, обрываясь на уровне завершений окон второго света. На фасаде северного придела лопатка отделяет храмовую часть от трапезной. В храме внизу расположено одно окно, наверху два, на средней оси под самым карнизом помещена квадратная нишка киота. Стену подклета трапезной в простенках между окнами расчленяют полуколонки с перехватами. Окна подклета и основного этажа примерно равны по высоте. Внизу они имеют арочную форму, наверху — прямоугольную. Наличники окон аналогичны четверику храма. Апсиды разделены между собой массивными полуколоннами с кубоватыми базами и капителями, которые, как и вся стена, разделены карнизом на два яруса. Окна подклета прямоугольные, а в основном этаже имеют многолопастные перемычки, состоящие из нескольких арочек. Обрамления проемов — такие же, как в четверике храма. Своеобразно маленькое дополнительное окошко южной апсиды — арочное, обведенное прямоугольной рамкой-валиком.

Наиболее живописной и сложной структурой отличается западный фасад. Средняя его часть (без учета колокольни) выделена лопатками и акцентирована широким арочным входом с торжественным перспективным порталом и высоким килевидным завершением с квадратной нишкой киота в тимпане. Северная часть фасада, которая отвечает притвору придела, прорезана внизу двумя, а вверху тремя прямоугольными окнами с колончатыми наличниками и килевидными завершениями. Остальная часть фасада в основном этаже отвечает паперти-галерее, которую освещают сдвоенные арочные окна. Эффектный асимметричный акцент в композиции западного фасада создает крыльцо, рундук которого соединен с фасадом лестницей на ползучих арках. Рундук с широкими арочными проемами на углах охвачен лопатками с кубышками на середине их высоты. Четырехскатная кровля рундука завершена луковичной главкой на кубическом постаменте.

Фасады нижнего (первоначального) объема колокольни поярусно обработаны угловыми лопатками. Основная часть этого объема завершена аттиком с полукруглыми кокошниками, а восточная часть (алтарь придела) — более низкая, без аттика. Окна с коробовыми и многолопастными перемычками обрамлены колончатыми наличниками и завершены килевидными или трехлопастными с килем очельями. Небольшое окошко восточного фасада обведено прямоугольным наличником с треугольным фронтончиком. Нижняя часть стен обработана вертикальными рядами ширинок с различными накладными элементами (аналогично ширинкам лопаток). На западном фасаде расположен арочный входной проем с перспективным порталом и килевидным завершением. Два верхних яруса колокольни прорезаны арочными проемами звона, которые оформлены килевидными архивольтами. Грани верхнего восьмерика завершены пирамидой из трех килевидных кокошников. Шатёр прорезан слухами — по одному через каждую грань. Паперть, примыкающая к колокольне с севера, имеет арочные проемы — входной и два окна, — фланкированные парами колонок. Ее объем со срезанными углами завершен кровлей в виде граненого купола. Северная палатка на торце оформлена в виде портика с двумя парами колонн и треугольным фронтоном. Капители внеордер-ных колонн украшены сухариками, а фриз фронтона — ступенчатыми дентикулами. Широкий прямоугольный проем, расположенный между парами колонн, акцентирован клинчатым замком.

Подклет храма с четырьмя массивными квадратными столпами перекрыт системой крестовых сводов. Единственный проем связывает его с апсидами, разделенными подпружными арками и перекрытыми конхами. Помещение Покровского придела перекрыто коробовым сводом, а его трапезной — сомкнутым сводом с распалубками. Западная паперть перекрыта двумя коробовыми сводами с распалубками. В основном этаже четырехстолпное пространство храма сформировано массивными круглыми колоннами с базами и капителями, на которые опираются подпружные арки и своды. В центральной и угловых частях своды несут световые барабаны. Вдоль западной стены устроены хоры — деревянный помост, куда поднимается крутая деревянная одномаршевая лестница с точеными балясинами. Три арочных проема ведут из храма в апсиды, перекрытые конхами. Посередине северной стены храма расположен проем, ведущий в трапезную придела, а посередине западной — проём, ведущий на галерею-паперть. Придел и связанная с ним тремя проемами трапезная перекрыты полулотковыми сводами с распалубками. Два помещения паперти перекрыты коробовыми сводами с распалубками.

Вход из галереи в храм оформлен перспективным порталом, аналогичным наружным. Авраамиевский придел, расположенный в междуэтажном уровне, перекрыт коробовым сводом. Деревянная одномаршевая лестница с точеными балясинами поднимается от северной паперти через нижний ярус колокольни на паперть основного этажа. В подклете арочные дверные проемы и окна обрамлены профилированными тянутыми наличниками. Столпы храма в основном этаже обработаны искусственным мрамором белого цвета. 

Главный иконостас храма — резной позолоченный — является незаурядным произведением в стиле барокко. Трехъярусная композиция определяется многооблоом-ными карнизами, раскрепованными над витыми колоннами и каннелированными пилястрами, членящими иконостас на прясла. Среднее прясло с Царскими вратами и балдахином над ними выделено более крупными колоннами. Каждый ярус включает по два ряда икон. Верхние иконы на первом ярусе заключены в рокайльные картуши, а на третьем — в овальные медальоны. В алтаре главного храма сохранилась надпре-стольная сень, опирающаяся на четыре витые колонки, украшенные гирляндами, и с волютами в завершении. В северном приделе сохранился остов одноярусного деревянного иконостаса с многолопастными завершениями над арочными рамами. В интерьере основного этажа сохранились настенные росписи.

В храме большую роль играет гризайльная живопись. Своды под главами расписаны кессонами, остальные заняты растительно-орнаментальными композициями. Стены разделены антаблементом на два яруса. Верхний ярус расчленен коринфскими колоннами и завершен полным антаблементом с метопно-триглифным фризом. В люнетах над карнизом изображены символы церкви. В каждом ярусе на стенах помещены крупные сюжетные композиции, выполненные маслом. На южной стене в верхнем ряду расположены Преображение и Вознесение, в нижнем — Воскресение и Положение во гроб; на северной стене вверху — Жертвоприношение Авраама, Ветхозаветная Троица, Лестница Иакова и сюжет с Моисеем, внизу — Тайная Вечеря, Моление о чаше, Поцелуй Иуды, Христос перед Кайафой (?) и Христос в темнице.

На стенке, отделяющей лестницу на хоры, помещены композиции (масло, нач. 20 в.); «Се человек», «Пилат умывает руки», «Распятие» и другие. В южной апсиде сохранился гризайльный карниз с вазонами, розетками и модульонами. В северном приделе настенная живопись была выполнена в 1826-27 гг. На своде изображены Новозаветная Троица и Евангелисты, в люнетах на северной стене — Преображение, на южной — Воскресение, по пятам свода проходит гризайльный карниз с мутулами.

При советской власти собор Рождества Пресвятой Богородицы местные власти закрыли в 1925 г., сделав в нём музей (с 1927 г.). Музей краеведения, посвященный уроженцу этих мест - адмиралу Невельскому пребывал в стенах старинного храма аж до начала ХХI века.

В 2004 г. храм передали Костромской и Галичской епархии РПЦ. Сейчас он находится в процессе вялотекущей реставрации. По федеральной программе был проведен ремонт фасадов и кровли здания. У собора сегодня новая крыша с зелеными главами и золотыми крестами, он покрашен в приятный бело-жёлтый цвет. Со стороны смотрится хорошо, но это всего лишь, видимость. Храм находится в аварийном состоянии и нуждается в серьезных ремонтных работах.

С сайта: https://kostromka.ru/kostroma/sight/Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск IVГород Солигалич и Солигаличский район. 2002



Комментарии и обсуждение


Рождественский собор строился 150 лет - с конца XVII по XIX вв. Ныне в нём постоянно закрытый городской музей.

28 октября 2002, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Василий Шелёмин.

Храм реставрируется по федеральной программе.
20 ноября 2007.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.