ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Солигалич. Воскресенский монастырь.


Солигалич. Воскресенский монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1335.
Адрес:
Костромская область, Солигалич, ул. Набережная

Координаты: 59.074683, 42.294583





Сортировка:

Воскресенский монастырь, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
zoi4ik
18 мая 2010
Воскресенский монастырь, Вид на монастырь с противоположного берега реки Кострома. На первом плане -Собор Воскресения Христова, за ним - Богоявленская Церковь <br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Вид на монастырь с противоположного берега реки Кострома. На первом плане -Собор Воскресения Христова, за ним - Богоявленская Церковь
Артем Родионов
22 августа 2008
Воскресенский монастырь, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Воскресенский монастырь, , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
7 октября 2007
Воскресенский монастырь, Фото В.В. Лелецкого<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Воскресенский монастырь, Колокольня<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Колокольня
Николай и Надежда Гусевы
2 июня 2011
Воскресенский монастырь, Колокольня скоро развалится, собор в чудовищном состоянии.<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Колокольня скоро развалится, собор в чудовищном состоянии.
Наталия
14 июля 2009
Воскресенский монастырь, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1916
Воскресенский монастырь, "Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
"Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
Воскресенский монастырь, Фотография 1900-х годов. С сайта: Pastvu.com<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фотография 1900-х годов. С сайта: Pastvu.com
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 августа 2011

Город впервые упоминается в летописях под 1335 годом под названием Соль Галицкая. Это упоминание связано с основанием ростовским князем Федором Васильевичем Воскресенского монастыря. Об основании монастыря сохранились известия и в его собственной летописи, именуемой "Летописец Воскресенского Солигаличского монастыря" (XVII век). В ней говорится, что галичский князь Федор Семёнович в Пасхальную ночь увидел на севере огненный столб и услышал гром. Князь посчитал это событие предзнаменованием и после праздничных дней отправился со свитой на север, но заблудился в лесных Шамаховских увалах. Встретившийся ему монах-отшельник показал место, где появился огненный столб, и князь заложил на этом месте деревянную церковь Воскресения Христова, а потом построил здесь и монастырь. В этом монастыре, в свое время носившем название "лавры", по преданию, начал свои юношеские монашеские подвиги Московский святитель Иона, уроженец Солигаличского уезда.

В 1660-1669 годах вместо сгоревшей деревянной церкви в монастыре построили первый каменный храм Солигалича - Воскресенский собор. В 1681 году рядом возвели еще одну церковь – Богоявленскую. Шатровая колокольня связана через трапезную с Воскресенским собором. На ней висел колокол с надписью на латинском языке: "Хвала Богу построил Ассверус Костер в Амстердаме в 1631 году для Солей". Оба храма были обнесены каменной оградой с железными решетками. Около монастыря находится каменное здание бывшего духовного училища.

Достопримечательностью монастыря был древний престол главного алтаря Воскресенского собора, устроенный из камня и кирпича, в виде четырех столбов. Главной местной святыней являлся напрестольный серебряный вызолоченный крест с мощами кн. Феодора и Константина Ярославских. 

Сейчас монастырь заброшен, монастырские стены, кельи и службы не сохранились, интерьеры собора и церкви утрачены, колокольня находится в аварийном состоянии.


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2011

У Соли Галицкие на посаде монастырь Воскресенский а на монастыре церковь студеная во имя Воскресения господа и Спаса нашего Исуса Христа вверх шатром да в той же церкви вверху на полатях на правой стороне придел Происхождения честного животворящего нашего креста Господа да придел в переднем притворе пророка Илии да в том же монастыре церковь студеная ж невелика, клецки во имя Живоначальные троицы да в том же монастыре церковь теплая с трапезой а в ней три престола Богоявления Господня и Христа да придел Введения Пресвятой Богородицы да придел стратотерпца Дмитрия Селунского а в том Воскресенском монастыре келия игумена Антония, старца Феодосия келия старца Гурия келия старца Ионы да пономаря Панфилко да служебники трапезные Куземка Мартянов да Федка Павлов в келии Гришка Лукьянов да сын ево Зотка дьячек. Да у той же церкви Воскресения Христова служат поп Герасим Иванов да дьякон Василий Федоров а дворы у них белые писаны на посаде. А под тем Воскресенским монастырём под церквами и под келиями и под кладбищем вдоль 88 сажен а поперег 37 сажен. А церкви и в церкви образы книги и ризы и колокола и все церковное строение мирское приходных людей. Да лугу под монастырём вдоль 88 сажен поперек 71 сажен.

Выписка письма и меры Микиты Ивановича Ласкарёва 7136 г. (1628) Соли Галицкой города и посада и городских и посадских церквей и осадных и посадским дворам. С сайта http://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 апреля 2014

В Воскресенском приходе две церкви: обе каменные, летняя - Воскресенская и зимняя – Богоявленская. Первая построена в 1669 г., вторая в 1681 г. в то время, когда здесь существовал мужской Воскресенский монастырь, основанный галичским князем Федором Семеновым в 1332 – 1335 г., вследствие особого видения ему на небе в ночь на Св. Пасху. Этот монастырь был вместе и колыбелью г. Солигалича. Колокольня в связи с Воскресенским храмом. Оба храма обнесены каменной оградой с железной решеткой, кладбище в ограде закрыто уже давно и в ней нет уже ни намогильных крестов, ни плит.

Престолы: в Воскресенском храме - в честь Воскресения Христова, пр. Илии; в Богоявленском - в честь Богоявления Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя вмч. Димитрия Солунского. Достопримечательность церкви – древний престол главного алтаря Воскресенского храма, устроенный из камня и кирпича, в виде четырех столбов. Главную местную святыню составляет напрестольный серебряный вызолоченный крест с мощами князей Федора и Константина Ярославских. Капитал церкви 800 руб. - на освящение церкви.

Причт: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта: проценты 114 руб. 40 коп. с капитала в 2980 руб. и доход от богослужений и треб священника 390 руб., диакона 260 руб., псаломщика 130 руб. Все члены причта живут в наемных квартирах, квартирных не получают. В пользовании причта состоит лесная дача Рюхманово в количестве 183 десятин 600 сажень, в 18 верстах от Солигалича. Документы на землю есть.

Прихожан муж. пола 499, жен. пола 546. Приход состоит из крестьян, живущих отхожим промыслом (плотники, столяры, кровельщики, печники и т. п.). Школ в приходе две, в деревнях – земская.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  10 декабря 2024

Словно зачарованные, стоят на берегу Костромы церкви Воскресенского монастыря. Зеркало реки отражает их изысканные, немного манерные силуэты, точно так же, как отражало оно и деревянные храмы обители, положившей, согласно летописи, начало городу Солигаличу. Много утекло воды с тех пор, много сменилось рубленых церквей, пока в 1660 году не начали работные люди копать рвы под фундаменты каменного Воскресенского храма. Долго строился первенец каменного зодчества Солигалича. Только через девять лет поднялись над тесовыми крышами каменные барабаны с узорными крестами. Прошло еще десять лет; монастырская братия снова испросила разрешение на постройку храма в камне, а в 1681 году уже происходит торжественное освящение новой Богоявленской церкви.

Возможно, в каком-нибудь запыленном деле, затерявшемся в архиве, значатся имена мастеров, возводивших постройки Воскресенского монастыря, а возможно, хозяйственные монахи, записывая, сколько алтын дано на корм мастеровым, так и не удосужились указать их прозвища. Во всяком случае, это были сведущие строители, знакомые с работами местных и столичных собратьев. Они умело объединили в живописную группу колокольню, теплый (зимний) и летний (холодный) храмы. Всего три объема, а какое многообразие впечатлений, сколько различных точек зрения, дающих все новые и новые комбинации из таких знакомых, привычных форм.

Колокольня выдвинута в сторону посада. Она встречала и величественно приветствовала приходивших богомольцев. Степенно, как бы не спеша, развивается ее композиция. Из кубического статичного основания вырастает невысокий восьмерик и, словно набирая скорость, устремляется вверх, переходя в наклонные грани шатра, стремительно возносящие в небо небольшую главку. Ускоряющееся по мере подъема движение подхватывают окошки шатра; они карабкаются к вершине, уменьшаясь в размерах и усиливая иллюзию высоты.

Сотни подобных колоколен возвышаются по сей день в старинных уголках и в современных благоустроенных районах русских городов, и все-таки каждая из них имеет свой облик, свою индивидуальную характеристику. Колокольня солигаличской обители не может сравниться с дерзновенно взметнувшейся ввысь на 75 м звонницей Иосифо-Волоколамского монастыря или с поразительно стройным столпом церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, бывшей слободы Ярославля, но она обладает какими-то особыми чертами уюта и деловитости.

Колокольня непосредственно связана с летней Воскресенской церковью — это ориентир и парадный вход. Пройдя через широкие проемы звонницы, попадаешь в низкую, слабо освещенную трапезную, а когда затем входишь в храм, то его относительно небольшое помещение кажется просторным и залитым светом. Тонкий художественный расчет хорошо сочетается с экономией материала. Приходится поражаться рационализму древнерусских зодчих, вернее, умению строить, сочетая эстетические задачи с практическими, создавать красоту как синтез художественных и технико-экономических требований эпохи.

Интерьер Воскресенской церкви утратил свой первоначальный вид. Только на своде сохранилась поврежденная роспись, выполненная в традициях перспективной живописи эпохи классицизма. Пространство храма без иконостаса, паникадил, амвона, с забеленными стенами выглядит пустынным и особенно целостным. Плоскости стен мягко переходят в криволинейную поверхность свода, смыкающегося над головой. Ни одно отверстие не нарушает монолитности покрытия. Все пять барабанов церкви глухие — это символ, дань традиции, своеобразная скульптурная группа, выросшая из каменных лепестков закомар, расположенных в два ряда на каменном своде. Снова контраст, на этот раз единого внутреннего про- странства с расчлененным наружным объемом. И опять тот же принцип органического роста формы вверх, ее дробления и уменьшения однотипных элементов.

Древние узорные наличники удалось сохранить далеко не всем окнам храма. Кирпичный узор вокруг оконных проемов сплетался мастерами с особой любовью, объединяя вековые привычки деревянного дела, приемы резьбы и искусство вышивки. Характерное для середины XVII века обилие пластических деталей сочетается с простотой общего композиционного построения. Подобно визитным карточкам зодчих, представляющим их художественное лицо, вырисовываются на выветрившейся стене замысловатые обрамления. Через столетия доходят до нас эстетические устремления эпохи, времени крепнувшего мирского искусства, искусства, предназначенного для человека, призванного радовать простых смертных, доставлять им радость бытия.

Уступая место главному храму Воскресения, несколько поодаль от него, среди высокой травы скромно расположилась теплая Богоявленская церковь. Ее безвестные строители использовали аналогичную типологическую схему, по которой была возведена главная монастырская церковь. Храм Богоявления в миниатюре повторяет структуру своей старшей сестры — трапезная предшествует храму с декоративным пятиглавием, завершающим глухой сомкнутый свод. Художественной общности способствует и близость архитектурных форм. Это, несомненно, родственники, но сохраняющие субординацию и индивидуальность или, выражаясь современным языком, — это подлинный ансамбль, принципы построения которого применимы и в наших городах.

Единству композиции, ощущению общности двух храмов способствует закономерность динамики нарастающих объемов, получающих свое завершение в гордо вскинутой главе колокольни. Развитие однотипных форм начинается с приземистого, словно придавленного пятиглавием храма Богоявления. Ритм одного ряда его кокошников подхватывается двойным поясом арок Воскресенской церкви, волны кокошников подымаются вверх, вздымаются вместе с ними церковные главы, легко взбрасывая в поднебесную синь перекладины крестов. Особенно показательны завершения храмов. Десять почти одинаковых барабанов увенчаны созвездиями куполков — извечная тема Древней Руси. Сочетание цилиндра и сферической поверхности, казалось, давало так мало возможностей для яркой своеобразной характеристики. Но мастера в полотняных рубахах, нередко ставившие на подрядах три креста вместо подписи, изыскивали каждый раз новые, неповторимые формы барабанов и их глав, которые соответствовали всему художественному образу храма.

Можно полагать, что немного манерные главки церквей Воскресенского монастыря сменили более простые, выполненные первоначально в XVII веке. Однако мы воспринимаем памятник сейчас таким, каким он есть, и следует отдать дань таланту последующих мастеров, сумевших понять и дополнить замысел своих предшественников. Почти незаметным изменением верхней части маковки художник (он имеет право на это звание) придает главам меньшего, Богоявленского храма определенную динамичность и устремленность ввысь. Главам же большего, Воскресенского храма присуща, как и подобает, некоторая степенность и уравновешенность.

Давно исчезли монастырская ограда и братские кельи, территория обители покрылась грядками парникового хозяйства, и только вековые березы по-прежнему шепчутся вокруг древних храмов. Особенно хороши церкви Воскресенского монастыря с противоположного берега реки в перламутровом ореоле белых ночей. Их ажурные абрисы прорезают темную полосу береговой зелени с невысокой застройкой. Сбившиеся в компактные группки, церковные главы кажутся вырезанными из черной бумаги шахматными фигурками, расставленными на двух огромных досках.

Информационный отрывок из книги (жёлтая книжка из серии "Дороги к прекрасному") А.А.Тиц. На земле древнего Галича (Галич, Чухлома, Солигалич). - М.: "Искусство", 1971


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 декабря 2024

Маленький провинциальный городок Солигалич (всего шесть тысяч населения) на северо-западе Костромской области расположился по обоим берегам реки Костромы. Основан он был в 1335 году и связан с легендой, записанной монахами Воскресенской обители. Основание этого населённого пункта и обители связано с галичским князем Фёдором Семёновичем, который в пасхальную ночь увидел на севере светящийся огненный столп и услышал гром. Посчитав это знамение предначертанием Свыше, князь с помощью монаха-отшельника, подвизавшегося в здешних лесах, нашёл в ста километрах от Галича место, откуда исходил огненный столп, заложил там деревянную церковь Воскресения Христова, а после построил монастырь.

Дата основания Воскресенского монастыря считается и датой образования города Солигалича. До революции город назывался просто Соль Галичская, поскольку здесь добывали соль. Монахи просвещали местные языческие племена – чудь и черемисов. В этом монастыре, в cвоё время носившем звание лавры, по преданию, начинал монашеские подвиги первый московский митрополит Иoна. Он сам родом из деревни Одноушево, которая находится в семи километрах от города. На месте его дома теперь часовня святителя Ионы, построенная в XIX веке. Недалеко бьёт родник, тоже названный в его честь. Раньше из Солигалича в Одноушево в день памяти святителя проходил многотысячный крестный ход. По легенде, этот ход из Солигалича в Одноушево он установил сам – в память о своих родителях. Похоронен он был в Успенском соборе Московского Кремля.

Рассказывают, что, когда французы в войну 1812 года грабили Кремль и добрались до гробницы святителя Ионы, рука святого поднялась кверху, так что захватчики со страху побросали всё награбленное и разбежались. Стоит сказать, что костромской архиепископ Алексий, почивший недавно, участвовал во вскрытии мощей святителя в 1990-е годы. Он рассказывал, что действительно рука была поднята кверху. Недавно в одном из архиве Москвы были найдены сведения, что Успенскому собору Московского Кремля от имени Фёдора, родного отца святителя, были пожертвованы земли, в том числе само сельцо Одноушево. Но так как Фёдора в то время уже не было в живых, то, скорее всего, митрополит в память об отце и от его имени пожертвовал это сельцо, где родился. Так эти земли и стали митрополичьими. Раньше солеварение было очень доходным промыслом, и многие московские монастыри имели здесь свои соляные колодцы, выпаривали соль. Поэтому неслучайно святитель Иона из солигаличского Воскресенского монастыря попал в московский Симонов монастырь, монахи которого заправляли здесь солеварением. Некоторые владельцы соляных источников жертвовали на помин души и делали большие вклады в монастыри и обители Российской империи. Среди них упомянута и Троице-Сергиева лавра.

После открытия солигаличский Воскресенский монастырь просуществовал несколько десятилетий, и во время одного из вражеских набегов черемисов, согласно летописи, все насельники, а их было тогда 24 человека, приняли мученическую смерть, перед гибелью успели исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. В конце XIV века монастырь снова возродился. Приблизительно в те же самые годы в этом монастыре спасался преподобный Александр Вочский, который впоследствии основал недалеко от Солигалича свою Преображенскую пустынь. Чуть поодаль подвизался в молитвенных подвигах преподобный Авраамий Чухломский – родственник Сергия Радонежского. Он основал Покровский монастырь, который существует и в наше время, только называется сейчас Авраамиево-Городецкий. При императрице Екатерине II Воскресенский монастырь в 1764 году был упразднён, храмы обители стали приходскими. В них молились вплоть до их закрытия после Октябрьской революции.

В конце 1880-х гг. храмовая территория была обнесена кирпичной оградой с воротами. В тот же период, в 1888 г., на средства Астафьева (по-видимому, прихожанина) сооружена сторожка. Возможно, в те же годы была разобрана колокольня (известная по описи 1701 г.) при Богоявленской церкви. На ее месте в 1902 г. построили паперть по проекту, выполненному в 1901 г. архитектором Бушуевым. Наблюдал за строительством губернский архитектор Л. Большаков. Сохранившиеся здания комплекса кирпичные, фасады были побелены. До недавнего времени в монастырском двухэтажном здании бывшего Духовного училища (1885 г.) располагалась детская специализированная коррекционная школа-интернат, а здания храмов использовались в хозяйственных целях. Сейчас обитель пустует. От монастыря сохранились два храма и ещё несколько строений.

Сегодня живописный ансамбль древнего Воскресенского монастыря формируют Воскресенская и Богоявленская церкви - прекрасные образцы русского узорочья XVII века. Воскресенский собор с шатровой колокольней — главный храм монастырского ансамбля - первоначально был деревянным и перестроен в камне в 1663–1669 гг. В 1681 году была выстроена вторая монастырская церковь – Богоявленская. В исторических документах сохранились имена возводивших их мастеров и жертвователей-меценатов. Воскресенский храм строил «подмастерье Соли ж Галицкой посадский человек Гаврило Антипьев сын Антоновский», а Богоявленскую церковь — его сын, «подмастерье посадский человек Давыд Гаврилов сын Антоновский». Деньги на строительство жертвовали «посадские люди» Иван и Федор Рыжовы, наборщик московского Печатного двора Егор Коробов и другие.

В XVIII веке их главы переделали в барочном вкусе, а покрытия «по кокошникам» заменили более практичными четырехскатными. Фасады Воскресенского собора завершают два ряда полукруглых кокошников, такие же, только меньшего размера, поставлены в основания барабанов пятиглавия. Стены храма разделяют лопатки: на окнах сохранились наличники с килевидным верхом. В архитектуре (Воскресенского) собора обращает на себя внимание прежде всего то, что здание имеет отнюдь не соборный облик, а очень схоже с рядовой посадской церковью так называемого трапезного тина. Объемная композиция здания «осевая», с расположением его составных частей – колокольни, паперти, трапезной и собственно храма — строго по продольной оси запад-восток. Нисколько не нарушают эту композицию разновеликие объемы двух придельных храмов, одновременные собору: северного – во имя Петра и Павла, южного – во имя пророка Ильи. Ноту асимметрии в данном случае привносила лишь та «палатка каменная», примыкавшая с севера к соборной паперти, которая упоминается в монастырской описи 1701 года. Но эта палатка не сохранилась.

Наличие у собора паперти с лестницей на колокольню и подцерковья вместо подклета сообщает зданию и черты некоторого сходства с местными «пошвенными» (рубившимися без подклета) деревянными клетскими церквями, в композицию которых как непременная часть входила с запада и паперть. 

Фасадное убранство собора и, в частности, система его покрытия с пятиглавием также навеяны не монастырскими образцами, а демократическим духом массового посадского строительства XVII века. Так, два яруса декоративных закомар, выложенных один над другим «вперебежку» и отступающих к пятиглавому венчанию собора, живо воскрешают в памяти московские посадские храмы середины XVII века, убранные вверху пирамидой кокошников. Над четырехскатной кровлей собора компактной группой возвышаются глухие барабаны, выявляющие бесстолпную конструкцию храма. Барабаны оформлены уплощенными аркатурно-колончатыми поясками и мелкими кокошниками у пьедесталов. Традиционны и наличники окон собора, решенные в виде полуколонок, стянутых вверху валиковой тягой с килевидным подвышением. Монастырскую природу храма выдает лишь членение его фасадов на прясла при помощи лопаток, ставшее в то время, когда строился собор, архаизмом.

Необычайно привлекательна у собора его шатровая колокольня, которую, как сказано в монастырской описи 1701 года, «построил вкладчик наборщик Печатного двора Егор Кононов Коробов со вкладчиками разных чинов людьми». Выразительность ее силуэта в общем облике здания достигнута тем, что она отстоит гораздо дальше, чем обычно, от соборного четверика (через трапезную и паперть). У колокольни хорошо найдены пропорции и сдержанный архитектурный декор. Из шести колоколов, висевших на ней, один имел надпись на латинском языке: «Хвала Богу построил Ассверс Костер в Амстердаме в 1631 году». Колокола с подобной надписью в XVII веке имелись на церковных колокольнях и других городов, например, в Устюге Великом. Очевидно, эти колокола привозились в Россию из Голландии через Архангельск, где они распродавались прежде всего по северным городам.

Воскресенская и Богоявленская церкви схожи по композиции и решению фасадов с московскими храмами Николы в Пыжах, Троицы в Останкине, Георгия в Ендове и Николы на Берсеневке. Несмотря на статус памятника федерального значения, монастырский комплекс долгое время находился в аварийном состоянии. По предложениям ВООПИК и благодаря содействию Костромской инспекции монастырь был включены в федеральную программу консервации и восстановления. Оба храма были законсервированы в 2023 году.

https://pravoslavie.ru/История/Евгений Суворов/Много заступников у Солигалича и с сайта: https://arch-conservation.ru/tpost/Евгений Васильевич Кудряшов. Солигалич 



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.