ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Солигалич. Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба).

Крестовоздвиженская церковь, Борисоглебская церковь


Солигалич. Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба)
Церковь. Не действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня, Бориса и Глеба, Трёх Святителей, Георгия Победоносца, Феодоровской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1809 и 1816.
Адрес:
Костромская обл., г. Солигалич, Красная площадь.

Координаты: 59.078233, 42.286417
Проезд:Церковь находится в центре города



Сортировка:

Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Алексей Кротов
4 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Алексей Кротов
4 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), Фото Людмилы Васильковой<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
3 января 2018
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
zoi4ik
18 мая 2010
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Артем Родионов
22 августа 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Артем Родионов
22 августа 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), Алтарная часть Церкви<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Алтарная часть Церкви
Артем Родионов
22 августа 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), , Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Илья Смирнов
24 февраля 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), Фото В.В. Лелецкого<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), Часть портика и колоннады<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Часть портика и колоннады
Артем Родионов
22 августа 2008
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), Фото из журнала "Зодчий"<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1916
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), Справа Крестовоздвиженская церковь, в центре Рождественский собор, слева Воскресенский монастырь.

С сайта http://www.ecocity.ru/proectirovanie/gradostroitelnoe-proektirovanie/generalnie-plani/79-stp-gp-5.html<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Справа Крестовоздвиженская церковь, в центре Рождественский собор, слева Воскресенский монастырь. С сайта http://www.ecocity.ru/proectirovanie/gradostroitelnoe-proektirovanie/generalnie-plani/79-stp-gp-5.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), С сайта http://lib.convdocs.org/docs/index-28904.html<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
С сайта http://lib.convdocs.org/docs/index-28904.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), "Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
"Известия ИАК", № 31, 1909г. Хранение:http://www.library.chersonesos.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
Церковь Воздвижения Креста Господня (Бориса и Глеба), Фотография 1910-х гг.<br>, Солигалич, Солигаличский район, Костромская область
Фотография 1910-х гг.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2011

Крестовоздвиженская (она же Борисо-Глебская) церковь г. Солигалича каменная. Колокольня, стоящая отдельно от церкви, тоже каменная. Церковь построена после пожара, бывшего в Солигаличе в 1808 г., на доброхотныя даяния прихожан и др. благотворителей; а колокольня построена до пожара не известно когда, кем и на какия средства. Церковь стоит на городской торговой площади, ограды вокруг церкви нет. Кладбище для прихожан общее городское.

Престолов 5: а) главный, средний в холодной церкви в честь Воздвижения Креста Господня; б) правый во имя вмч. Георгия Победоносца; в) левый во имя кн. Бориса и Глеба; в теплой: г) правый в честь Феодоровския иконы Божией Матери; д) левый во имя трех вселен. учителей.

Из св. икон особенно почитается Феодоровская икона Богоматери и старинная икона Бориса и Глеба, которых в простонародье называют святыми головами и которым молятся об исцелении от головной болезни.

С paзрешения Костромской духовной консистории, под колокольней церкви устроено помещение для мелочной продажи восковых свечей, деревян. масла и ладана.       

Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  10 января 2017

Красная площадь, на которой возвышается Крестовоздвиженская церковь с приделом в честь Бориса и Глеба, является центром города Солигалича, его планировочным ядром. Здесь начинаются основные улицы, расходящиеся веером от площади. Решение о возведение огромной каменной церкви было принято после после большого городского пожара 1808 года, когда сгорела большая часть города и построенная на этом месте деревянная церковь. К 1809 году прихожанами, купцами и другими благотворителями были собраны средства на постройку каменного храма. В Костроме был заказан проект будущего сооружения. Шатровую колокольню кон. ХVII века, чудом уцелевшую от прежнего храма, решили сохранить.

В 1816 году церковь во имя Воздвижения Креста Господня была освящена. Храм был самым большим в городе. Его выстроили в характерном для того времени стиле провинциального классицизма. Он представлял собой два уменьшающихся к верху четверика, причём верхний четверик слегка закруглён, на котором возвышались четыре небольших тонких главки с крестами. Пятая же главка покоилась на центральном барабане, также удлинённой формы. С юга и севера к храму были пристроены шестиколонные портики и крупная по размеру трапезная, с запада фланкированная довольно крупным входным крыльцом, не сохранившимся до настоящего времени. С юго-западной стороны рядом с храмом возвышалась стройная шатровая восьмигранная колокольня с ярусом звона и слуховыми окнами. Церковь украшена незатейливыми элементами декора.

До 1930-х годов в храме проходили службы, но после его закрывают, подвергают разграблению и поруганию. Внутреннее помещение было перестроено и переоборудовано под кинотеатр. Были сброшены главки с крестами, сносится верхний четверик с куполом, вместо которого на основной четверик водружается четырёхскатное покрытие. Сносят массивное входное крыльцо и рядом стоящую шатровую колокольню. В течение без малого сорока лет в здании находился городской кинотеатр. С конца ХХ века и до сегодняшнего дня помещение используется для проведения культурного досуга.


Марина Зуйкова  2 октября 2020

Своеобразный пример провинциального культового здания, классицистические формы которого получили отчетливо выраженную местную интерпретация. Храм играет ведущую композиционную роль в формировании облика главной городской площади. Кирпичный и оштукатуренный, он сооружен в 1809-1816 гг. — вскоре после пожара 1808 г., уничтожившего находившуюся на этом месте, в центре древнего торга на Шашковом ручье, деревянную Георгиевскую церковь, поставленную после польского разорения нач. 17 в. и, в свою очередь, сменившую древний Борисоглебский храм, известный с 16 в. На рубеже 17-18 вв. (по другим сведениям в 1709-1716 гг.) рядом с ней была построена кирпичная шатровая колокольня, разобранная в 1930-х гг. Она стояла примерно в десяти метрах южнее трапезной существующего ныне храма. Кроме главного Крестовоздвиженского, храм имел четыре престола: Георгия Победоносца, Бориса и Глеба, Федоровской иконы Богоматери и Трех святителей.

Поднятая на высоком подклете Крестовоздвиженская церковь, несмотря на утрату завершения, продолжает оставаться одной из ведущих архитектурных доминант, формирующих панораму Солигалича с противоположного берега реки. Градостроительному значению здания, хорошо обозримого со всех сторон, соответствуют внушительные, монументальные пропорции его объема. В основе крестообразной в плане композиции — вытянутый по продольной оси четверик храма, усложненный по сторонам двумя симметричными приделами. С востока к храму примыкает пониженная полукруглая в плане апсида, равная ему по ширине; с запада — более широкая квадратная в плане трапезная.

Первоначально над храмом возвышался стройный восьмерик с зауженными диагональными гранями, имевший пятиглавое завершение, схожее с завершениями некоторых местных деревянных церквей. Боковые приделы храма обработаны представительными шестиколонными портиками, завершенными треугольными фронтонами. Таким же портиком был оформлен западный фасад трапезной, дополненный, видимо, в сер. 19 в. небольшим притвором, замененным в 1930-е гг. двухэтажной кирпичной пристройкой. Все объемы здания двусветные с прямоугольными проемами в первом свете и овальными во втором. Оформление фасадов характеризуется упрощенными декоративными формами. Поставленные на высокие, массивные постаменты колонны портиков с лепными композитными капителями, поддерживают раскрепованный антаблемент с филенчатым фризом и широким карнизом, проходящий по всему периметру здания. Симы фронтонов дополнены поясами сухариков.

В подклете и в основном этаже конструктивная жесткость четверика усилена мощными угловыми пилонами (в основном этаже западные пилоны стесаны). С апсидой, приделами и трапезной храм объединяется широкими проходами. Перекрытия трапезной поддерживают два столба, имеющие в основном этаже крестообразное сечение. Сводчатые перекрытия частично разобраны, частично скрыты поздними подшивными потолками. Полулотковые с распалубками своды доступны для обозрения лишь в основном этаже приделов. Оформление интерьера не сохранилось.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 270; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. С. 248; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. - Кострома, 1911. С. 299; Тиц А.А. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 115; Кудряшов Е.В. Солигалич. Л., 1987. С. 29, 32, 35-36; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. - Кострома, 2002. С. 78-79.

http://svodokn.ru/object/101526247?open=true


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  16 декабря 2024

208 лет назад, в центре города Солигалича на бывшей торговой площади, была возведена и освящена каменная Крестовоздвиженская церковь с приделами Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, Феодоровской иконы Божией Матери и Трёх Святителей. Но первый деревянный храм на этом месте появился в ХVII в. В Переписной книге г. Солигалича за 1628 г. имеется запись: «Цикайловская улица. На посаде церковь в варницах древяна клецка с трапезою во имя великомученика Георгия, а в церкви образы ризы и свечи и колокола, и все церковное строение мирское приходных людей, а под церковью и кладбищем вдоль 26 сажен и поперек 20 сажен».

В 1628 г. упоминается церковь «святых мучеников Бориса и Глеба у соли на посаде». В июле 1644 г. «запечатана благословенная грамота по челобитью Солигалицкого с посаду Борисоглебского попа Ерофея с прихожанами на один престол Воздвижения честного креста Господня, пошлин гривна». С 1656 г. церковь велено писать: «Воздвижения честного креста Господня». С 1680 г. церковь в Усольской десятине Усольской осады Галичского уезда.

В 1678 г. при «церкви Воздвижения честного Креста Господня с приделами благоверных князей Бориса и Глеба на посаде» упоминаются поп Иван Ксенофонтов (и в 1682 г.), да пономарь Васька Алексеев, во дворе поп Василий Григорьев у него сын Петрушка. 30 декабря 1705 год поп Крестовоздвиженской церкви Афонасий Евсевьев, старосты Тимофей Степанов Самин и Харлам Тибаев в патриарший казенный приказ написали прошение: «В прошлых годах у Соли Галицкой на посаде построена деревянная церковь во имя Воздвижения честного и Животворящего креста Господня, да в приделах Бориса и Глеба, да страстотерпца Георгия, и та церковь волею Божьей сгнила и обвалилась, и служить в ней стало нельзя и просим повелеть старую церковь разобрать и на том же месте построить в бревнах вновь такую же церковь во имя Воздвижения честного креста, с приделами Бориса и Глеба и страстотерпца Георгия и о том дать благословенную грамоту».

И несмотря на то, что благословенная грамота на строительство церкви была получена — потребовалось почти 14 лет, чтобы на месте старой церкви появилась новая. Об этом событии в патриарший казенный приказ 4 марта 1719 г. сообщали староста церкви Тимофей Самин с товарищами: «По Великому Государя указу Воздвиженская церковь с приделами Бориса и Глеба да мученика Георгия построена вместо старой ветхой вновь, и к освящению изготовлена, а без указу святить не смеем и просим повелеть новую церковь с приделами освятить попу той же церкви Симеону Никифорову и дать освященную грамоту, а антиминсы прежние все в целости и новопечатные». В марте 1719 г. просьба была удовлетворена, а указ об освящении церкви и новый антиминс позволили церковь освятить. В 1723 г. упоминаются поп Гавриил Матвеев, пономарь Василий Космин, дьячок Косма Стефанов. В 1736 г. упоминается поп Гавриил Матфеев. 30 апреля 1808 г. в Солигаличе случился большой пожар, была утрачена и деревянная церковь, построенная еще в 1719 году: «церковь Борисоглебская сгорела до основания».

В 1809-1816 гг. вместо сгоревшей церкви была построена новая каменная Крестовоздвиженская церковь с такой же колокольней и освящена в 1817 г. Проект будущего храма был заказан в Костромской губернской духовной консистории. Шатровую колокольню конца ХVII в. (по другим данным, колокольня выстроена в период с 1709 по 1716 гг.), чудом уцелевшую от прежнего храма, решено было сохранить. Кирпичная шатровая колокольня, разобрана в 1930-х гг. Она стояла примерно в десяти метрах южнее трапезной храма. Ректор Костромской духовной семинарии (ранее протоиерей, настоятель Богородице-Рождественского собора г. Солигалича И.Я. Сырцов в 1899 г. указывает, что «колокольня сильно клонится на бок». Время постройки каменной колокольни одновременно с возведением церкви в 1816 г. подтверждает и действительный член императорского московского археологического общества Б.И. Дунаев.

К 1863 г. Крестовоздвиженская каменная церковь имела пять престолов: а) главный, средний в холодной церкви в честь Воздвижения Креста Господня, б) правый во имя вмч. Георгия Победоносца, в) левый во имя князей Бориса и Глеба; в теплой г) правый придел в честь чудотворной Феодороской иконы Божией Матери, д) левый во имя вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковный причт состоял из священника, диакона дьячка и пономаря. В 10 селениях, причисленных к церкви, числились 93 двора, в них 313 прихожан мужского пола и 337 женского. Приходские селения располагались в радиусе 8 верст от храма.

В 1899 г. приход церкви состоял, преимущественно, из сельских жителей. В городе и 16 деревнях насчитывался 161 двор, в них 385 прихожан мужского пола и 457 женского.

К 1911 г. в штате церковного причта состояли священник, диакон и псаломщик. Доход священника от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял 678 рублей, диакона 452 рубля, псаломщика 226 рублей. Под колокольней, в отдельном помещении, продавали восковые свечи, деревянное масло, ладан, что приносило доход церкви от 30 до 50 рублей в год. А часть церковных подвалов передавалась в аренду для хранения зерна (хлеба) и других товаров – церковь имела доход от 30 до 80 рублей в год. Причт проживал в церковных домах. В приходе церкви насчитывалось 16 селений, в них проживали 400 мужчин и 480 женщины.

В конце 1920-х гг. над большинством церквей Солигалича стали сгущаться чёрные тучи. В то время, один за другим стали закрываться городские храмы. Дело дошло и до церкви Воздвижения Креста Господня. По состоянию на 20. 04.1930 года Крестовоздвиженская церковь в г. Солигаличе была уже закрыта (на основе постановления Костромского РИКа № 155 от 1928 г.).

Долгое время (более сорока лет) в здании Крестовоздвиженской церкви находился городской кинотеатр. А в алтарной части размещался гараж. Как уже было сказано, церковная шатровая колокольня была разобрана в 1930-х гг. Поднятая на высоком подклете церковь, несмотря на утрату завершения, продолжает оставаться одной из ведущих доминант, формирующих панораму Солигалича. Однако, внешний вид храма сегодня удручающий, что позволяет говорить о небрежном отношении к своей культуре и истории (с западной стороны храма, в притворе, до сих пор размещается Губернская аптека и Молочный магазин).

Крестовоздвиженская церковь (Бориса и Глеба) - своеобразный пример провинциального культового здания, классицистические формы которого получили отчетливо выраженную местную интерпретация. Храм играет ведущую композиционную роль в формировании облика главной городской площади. Градостроительному значению здания, хорошо обозримого со всех сторон, соответствуют внушительные, монументальные пропорции его объёма. В основе крестообразной в плане композиции — вытянутый по продольной оси четверик храма, усложненный по сторонам двумя симметричными приделами. С востока к храму примыкает пониженная полукруглая в плане апсида, равная ему по ширине; с запада — более широкая квадратная в плане трапезная.

Первоначально над храмом возвышался стройный восьмерик с зауженными диагональными гранями, имевший пятиглавое завершение, схожее с завершениями некоторых местных деревянных церквей. Боковые приделы храма обработаны представительными шестиколонными портиками, завершенными треугольными фронтонами. Таким же портиком был оформлен западный фасад трапезной, дополненный, видимо, в сер. ХIХ в. небольшим притвором, замененным в 1930-е гг. двухэтажной кирпичной пристройкой. Все объемы здания двусветные с прямоугольными проемами в первом свете и овальными во втором. Оформление фасадов характеризуется упрощенными декоративными формами. Поставленные на высокие, массивные постаменты колонны портиков с лепными композитными капителями, поддерживают раскрепованный антаблемент с филенчатым фризом и широким карнизом, проходящий по всему периметру здания. Внутренние обрамления фронтонов дополнены поясами сухариков.

В подклете и в основном этаже конструктивная жесткость четверика усилена мощными угловыми пилонами (в основном этаже западные пилоны стесаны). С апсидой, приделами и трапезной храм объединяется широкими проходами. Перекрытия трапезной поддерживают два столба, имеющие в основном этаже крестообразное сечение. Сводчатые перекрытия частично разобраны, частично скрыты поздними подшивными потолками. Полулотковые с распалубками своды доступны для обозрения лишь в основном этаже приделов. Оформление интерьера не сохранилось (интерьер в советское время был перепрофилирован под кинотеатр).

Сегодня Крестовоздвиженская церковь нуждается в консервации и ремонте. На эти цели летом 2024 г. Костромской обладминистрацией был выделен миллион рублей — на эти деньги в здании храма в срочном порядке, необходимо перекрыть крышу, обновить фасад, провести косметический ремонт помещений и благоустроить прихрамовую территорию... Крестовоздвиженская церковь не только является важной значимой архитектурной доминантой города, но и является значимой частью культурного и исторического наследия старинного Солигалича. 

С сайта: https://kostromka.ru/Памятники архитектуры Костромской области/Каталог. Выпуск IV. Город Солигалич и Солигаличский район/2002 и сайта: https://soligalich.prihod.ru/2021/09/06/12406/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.