208 лет назад, в центре города Солигалича на бывшей торговой площади, была возведена и освящена каменная Крестовоздвиженская церковь с приделами Бориса и Глеба, Георгия Победоносца, Феодоровской иконы Божией Матери и Трёх Святителей. Но первый деревянный храм на этом месте появился в ХVII в. В Переписной книге г. Солигалича за 1628 г. имеется запись: «Цикайловская улица. На посаде церковь в варницах древяна клецка с трапезою во имя великомученика Георгия, а в церкви образы ризы и свечи и колокола, и все церковное строение мирское приходных людей, а под церковью и кладбищем вдоль 26 сажен и поперек 20 сажен».
В 1628 г. упоминается церковь «святых мучеников Бориса и Глеба у соли на посаде». В июле 1644 г. «запечатана благословенная грамота по челобитью Солигалицкого с посаду Борисоглебского попа Ерофея с прихожанами на один престол Воздвижения честного креста Господня, пошлин гривна». С 1656 г. церковь велено писать: «Воздвижения честного креста Господня». С 1680 г. церковь в Усольской десятине Усольской осады Галичского уезда.
В 1678 г. при «церкви Воздвижения честного Креста Господня с приделами благоверных князей Бориса и Глеба на посаде» упоминаются поп Иван Ксенофонтов (и в 1682 г.), да пономарь Васька Алексеев, во дворе поп Василий Григорьев у него сын Петрушка. 30 декабря 1705 год поп Крестовоздвиженской церкви Афонасий Евсевьев, старосты Тимофей Степанов Самин и Харлам Тибаев в патриарший казенный приказ написали прошение: «В прошлых годах у Соли Галицкой на посаде построена деревянная церковь во имя Воздвижения честного и Животворящего креста Господня, да в приделах Бориса и Глеба, да страстотерпца Георгия, и та церковь волею Божьей сгнила и обвалилась, и служить в ней стало нельзя и просим повелеть старую церковь разобрать и на том же месте построить в бревнах вновь такую же церковь во имя Воздвижения честного креста, с приделами Бориса и Глеба и страстотерпца Георгия и о том дать благословенную грамоту».
И несмотря на то, что благословенная грамота на строительство церкви была получена — потребовалось почти 14 лет, чтобы на месте старой церкви появилась новая. Об этом событии в патриарший казенный приказ 4 марта 1719 г. сообщали староста церкви Тимофей Самин с товарищами: «По Великому Государя указу Воздвиженская церковь с приделами Бориса и Глеба да мученика Георгия построена вместо старой ветхой вновь, и к освящению изготовлена, а без указу святить не смеем и просим повелеть новую церковь с приделами освятить попу той же церкви Симеону Никифорову и дать освященную грамоту, а антиминсы прежние все в целости и новопечатные». В марте 1719 г. просьба была удовлетворена, а указ об освящении церкви и новый антиминс позволили церковь освятить. В 1723 г. упоминаются поп Гавриил Матвеев, пономарь Василий Космин, дьячок Косма Стефанов. В 1736 г. упоминается поп Гавриил Матфеев. 30 апреля 1808 г. в Солигаличе случился большой пожар, была утрачена и деревянная церковь, построенная еще в 1719 году: «церковь Борисоглебская сгорела до основания».
В 1809-1816 гг. вместо сгоревшей церкви была построена новая каменная Крестовоздвиженская церковь с такой же колокольней и освящена в 1817 г. Проект будущего храма был заказан в Костромской губернской духовной консистории. Шатровую колокольню конца ХVII в. (по другим данным, колокольня выстроена в период с 1709 по 1716 гг.), чудом уцелевшую от прежнего храма, решено было сохранить. Кирпичная шатровая колокольня, разобрана в 1930-х гг. Она стояла примерно в десяти метрах южнее трапезной храма. Ректор Костромской духовной семинарии (ранее протоиерей, настоятель Богородице-Рождественского собора г. Солигалича И.Я. Сырцов в 1899 г. указывает, что «колокольня сильно клонится на бок». Время постройки каменной колокольни одновременно с возведением церкви в 1816 г. подтверждает и действительный член императорского московского археологического общества Б.И. Дунаев.
К 1863 г. Крестовоздвиженская каменная церковь имела пять престолов: а) главный, средний в холодной церкви в честь Воздвижения Креста Господня, б) правый во имя вмч. Георгия Победоносца, в) левый во имя князей Бориса и Глеба; в теплой г) правый придел в честь чудотворной Феодороской иконы Божией Матери, д) левый во имя вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковный причт состоял из священника, диакона дьячка и пономаря. В 10 селениях, причисленных к церкви, числились 93 двора, в них 313 прихожан мужского пола и 337 женского. Приходские селения располагались в радиусе 8 верст от храма.
В 1899 г. приход церкви состоял, преимущественно, из сельских жителей. В городе и 16 деревнях насчитывался 161 двор, в них 385 прихожан мужского пола и 457 женского.
К 1911 г. в штате церковного причта состояли священник, диакон и псаломщик. Доход священника от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял 678 рублей, диакона 452 рубля, псаломщика 226 рублей. Под колокольней, в отдельном помещении, продавали восковые свечи, деревянное масло, ладан, что приносило доход церкви от 30 до 50 рублей в год. А часть церковных подвалов передавалась в аренду для хранения зерна (хлеба) и других товаров – церковь имела доход от 30 до 80 рублей в год. Причт проживал в церковных домах. В приходе церкви насчитывалось 16 селений, в них проживали 400 мужчин и 480 женщины.
В конце 1920-х гг. над большинством церквей Солигалича стали сгущаться чёрные тучи. В то время, один за другим стали закрываться городские храмы. Дело дошло и до церкви Воздвижения Креста Господня. По состоянию на 20. 04.1930 года Крестовоздвиженская церковь в г. Солигаличе была уже закрыта (на основе постановления Костромского РИКа № 155 от 1928 г.).
Долгое время (более сорока лет) в здании Крестовоздвиженской церкви находился городской кинотеатр. А в алтарной части размещался гараж. Как уже было сказано, церковная шатровая колокольня была разобрана в 1930-х гг. Поднятая на высоком подклете церковь, несмотря на утрату завершения, продолжает оставаться одной из ведущих доминант, формирующих панораму Солигалича. Однако, внешний вид храма сегодня удручающий, что позволяет говорить о небрежном отношении к своей культуре и истории (с западной стороны храма, в притворе, до сих пор размещается Губернская аптека и Молочный магазин).
Крестовоздвиженская церковь (Бориса и Глеба) - своеобразный пример провинциального культового здания, классицистические формы которого получили отчетливо выраженную местную интерпретация. Храм играет ведущую композиционную роль в формировании облика главной городской площади. Градостроительному значению здания, хорошо обозримого со всех сторон, соответствуют внушительные, монументальные пропорции его объёма. В основе крестообразной в плане композиции — вытянутый по продольной оси четверик храма, усложненный по сторонам двумя симметричными приделами. С востока к храму примыкает пониженная полукруглая в плане апсида, равная ему по ширине; с запада — более широкая квадратная в плане трапезная.
Первоначально над храмом возвышался стройный восьмерик с зауженными диагональными гранями, имевший пятиглавое завершение, схожее с завершениями некоторых местных деревянных церквей. Боковые приделы храма обработаны представительными шестиколонными портиками, завершенными треугольными фронтонами. Таким же портиком был оформлен западный фасад трапезной, дополненный, видимо, в сер. ХIХ в. небольшим притвором, замененным в 1930-е гг. двухэтажной кирпичной пристройкой. Все объемы здания двусветные с прямоугольными проемами в первом свете и овальными во втором. Оформление фасадов характеризуется упрощенными декоративными формами. Поставленные на высокие, массивные постаменты колонны портиков с лепными композитными капителями, поддерживают раскрепованный антаблемент с филенчатым фризом и широким карнизом, проходящий по всему периметру здания. Внутренние обрамления фронтонов дополнены поясами сухариков.
В подклете и в основном этаже конструктивная жесткость четверика усилена мощными угловыми пилонами (в основном этаже западные пилоны стесаны). С апсидой, приделами и трапезной храм объединяется широкими проходами. Перекрытия трапезной поддерживают два столба, имеющие в основном этаже крестообразное сечение. Сводчатые перекрытия частично разобраны, частично скрыты поздними подшивными потолками. Полулотковые с распалубками своды доступны для обозрения лишь в основном этаже приделов. Оформление интерьера не сохранилось (интерьер в советское время был перепрофилирован под кинотеатр).
Сегодня Крестовоздвиженская церковь нуждается в консервации и ремонте. На эти цели летом 2024 г. Костромской обладминистрацией был выделен миллион рублей — на эти деньги в здании храма в срочном порядке, необходимо перекрыть крышу, обновить фасад, провести косметический ремонт помещений и благоустроить прихрамовую территорию... Крестовоздвиженская церковь не только является важной значимой архитектурной доминантой города, но и является значимой частью культурного и исторического наследия старинного Солигалича.
С сайта: https://kostromka.ru/Памятники архитектуры Костромской области/Каталог. Выпуск IV. Город Солигалич и Солигаличский район/2002 и сайта: https://soligalich.prihod.ru/2021/09/06/12406/