ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Морозовица. Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной.


Морозовица. Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной
Собор. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:1659.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская область, Великоустюгский район, Трегубовский с/с, д. Морозовица, ул. Центральная, 122

Координаты: 60.718474, 46.309611





Сортировка:

Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
8 августа 2023
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Матишо
5 сентября 2014
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Алексей Кротов
15 августа 2008
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 апреля 2007
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 апреля 2007
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Владимир_А
16 июня 2005
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
8 августа 2023
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
8 августа 2023
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Надглавный крест колокольни<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Надглавный крест колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, крыльцо колокольни<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
крыльцо колокольни
Матишо
5 сентября 2014
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, апсиды<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
апсиды
Матишо
5 сентября 2014
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, галерея, портал южного придела<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
галерея, портал южного придела
Матишо
5 сентября 2014
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, северный фасад<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, галерея, южный придел, основной объем верхней церкви и пятиглавие, вид с юго-запада<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
галерея, южный придел, основной объем верхней церкви и пятиглавие, вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Алексей Полудницын
13 августа 2008
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Алексей Полудницын
13 августа 2008
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Владимир_А
12 июня 2006
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Иконостас<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
27 мая 2024
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, интерьер основного объема (иконостас)<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер основного объема (иконостас)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, интерьер основного объема (часть иконостаса)<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер основного объема (часть иконостаса)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Левая часть иконостаса<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Левая часть иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Правая часть иконостаса<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Правая часть иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Иконостас, сень Царских врат<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Иконостас, сень Царских врат
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Иконостас, Царские врата<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Иконостас, Царские врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, интерьер основного объема (свод)<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер основного объема (свод)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, фрагмент интерьера основного объема<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент интерьера основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Ангел на выходе, накладная лепнина<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Ангел на выходе, накладная лепнина
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, фрагмент интерьера галереи (портал в основной объем)<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент интерьера галереи (портал в основной объем)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, фрагмент интерьера галереи<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент интерьера галереи
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Ole Lukoye
18 июня 2017
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Ole Lukoye
18 июня 2017
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
oldboy
25 июля 2016
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Золоченый резной иконостас<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Золоченый резной иконостас
Влад Соколовский
4 августа 2015
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, северные двери<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
северные двери
Матишо
5 сентября 2014
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, южные двери<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
южные двери
Матишо
5 сентября 2014
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, верх центральной части иконостаса<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
верх центральной части иконостаса
Матишо
5 сентября 2014
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, помещения нижней церкви<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
помещения нижней церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, вход в верхнюю церковь<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
вход в верхнюю церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Царские врата<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Царские врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, вид на северо-западный барабан<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
вид на северо-западный барабан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Владимир_А
12 июня 2006
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Владимир_А
16 июня 2005
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
Матишо
5 сентября 2014
Троице-Гледенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, 1892 год с сайта https://pastvu.com/p/447546<br>, Морозовица, Великоустюгский район, Вологодская область
1892 год с сайта https://pastvu.com/p/447546
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1892



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  23 ноября 2007

Троицкий собор строился восемь лет с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан. Троицкий собор пятиглавый, с колокольней. Колокольня поставлена отдельно от собора, что обеспечило равновесие объемов. Она утверждена на четверике основания, на арках, соединяющих мощные четырехгранные столбы. Восьмерик звона увенчан приземистым шатром с двумя рядами слухов, причем верхние окна меньше нижних – это усиливает эффект перспективного сокращения, дающий представление о грандиозности сооружения.

Кубической формы собор обнесен с трех сторон двухэтажной галереей. Обычные пилястры, уступчатый карниз и закомары – вот и все украшение храма. Алтарный придел выгодно отличается от примитивной пристройки Архангельского собора: на правом прямоугольном этаже возведены трехлопастные волнообразные апсиды, обеспечивающие плавность перехода к основному объема храма. Устремленность сооружения ввысь подчеркивает удачно собранное пятиглавие на граненых барабанах, вырастающих из рядов кокошников. Окна собора обрамлены зелеными «муравлеными» изразцами. На галерее на уровне второго этажа расположен ширинчатый пояс. Эти же мотивы использованы для декорирования четверика колокольни.

Троицкий собор знаменит также своим пятиярусным резным иконостасом 18 века, одним из лучших в русском декоративном искусстве. Иконостас выполнен тотемскими мастерами братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. Помимо тонкой резьбы колонн и картушей, иконостас украшен барельефными фигурами евангелистов и херувимов. Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
По договоренности с администрацией музея с 1995 года в праздник Пресвятой Троицы проводится богослужение в храме.

Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum


sergeizaharov  10 января 2011

Пятиглавый собор с колокольней построен в 1659 году, на месте ветхой деревянной церкви, с приделом во имя святого Николая Чудотворца, на средства купца Силы Грудцына. (Правда, еще в 1658 году по завещанию других видных купцов города — семьи Босых — в монастырь на церковное строительство было пожертвовано 1500 руб.).

Заложенный в 1659 году по заказу Силы Грудцына, собор возводили затем на средства его брата Ивана Грудцына. Однако через некоторое время в связи со смертью братьев работы были приостановлены. Старец этой обители Филарет, тесть третьего брата, Василия Грудцына, завещал ему достроить храм и даже оставил на это деньги. Однако Василий деньги присвоил, а сооружать собор не стал. Лишь после жалобы игумена монастыря Андроника в 1689-1690 годах патриарху Иоахиму он возобновил строительство, которое было закончено, согласно описи города, в 1690-х годах.

Фасады Троицкого храма сходны с фасадами собора Михайло-Архангельского монастыря, но в Троицком соборе шире используются цветные изразцы. Кроме того колокольня Троицкого собора в отличии от Архангельского находится не сбоку, а по середине его западного фасада и через ее основание устроен вход в собор по лестнице, ведущей на паперть.

В 1925 году, после ликвидации коммуны, Троицкий собор был передан музею, ключи от собора переданы 23 марта 1926 года. Несмотря на это в сентябре 1926 года, без ведома музея, с колокольни Троицкого собора сняты колокола, сданы в комцветфонд и увезены из Устюга. На галереях собора разместились с одной стороны мастерская по изготовлению гробов, с другой – кинозал. В подклети собора овощехранилище и жилые комнаты. В 1933 году представители Академии наук заколотили двери собора.

Главная достопримечательность Троицкого собора его пятиярусный иконостас XVIII века, один из лучших в русском декоративном искусстве. Этот иконостас по праву можно назвать детищем, настоятеля Троице–Гледенского монастыря игумена Геннадия (в миру – Германа). Назначен 24 сентября 1771 года, был настоятелем монастыря 23 года, умер 18 августа 1794 года, похоронен в Троице–Гледенском монастыре (в настоящее время могила уничтожена). Более подробно про игумена Геннадия можно прочитать О. Б. Зенкова «Троицкий игумен». 25 января 1776 года игумен Геннадий отправляет епископу Иоанну прошение о благословении строительства нового иконостаса в Троицком соборе. 30 января 1776 года разрешение получено. Сохранившийся договор монастыря с иконописцами и резчиками о постановке и украшении соборного иконостаса позволяет уточнить дату его возведения и имена мастеров.

Иконостас сооружался с 1776 по 1784 год резчиками из Тотьмы  братьями Тимофеем и Николаем Богдановыми, вместе с ними работали устюжанин М. И. Шурухин и москвичи С. С. Соколов и Н. Евстратьев. Участие в работе над иконостасом братьев Богдановых объясняет его столь ярко выраженный барочный характер: на 1770-1780-е годы приходится расцвет барокко в Тотьме. Напомним, что Великий Устюг именно в это время вовлекается в сферу художественной жизни Петербурга и ряд его памятников отмечен уже чертами нового стиля — классицизма. Золотил царские врата и, вероятно, возглавлял работы по золочению самого иконостаса Петр Лабзин. Расписывал фигуры ангелов и «крыласы» устюжанин Прокопий Андреев, фигуры евангелистов – устюжанин Семен Попов. К сожалению, имена создателей самих фигур евангелистов и ангелов неизвестны. Иконы нижнего яруса (на обороте их есть авторская подпись: «писал иконописец Алексей Колмогоров 1776 г.») и ряд верхних в 1776-1781 годах писал известный художник Алексей Колмогоров. В 1781 году после его смерти десять апостольских икон и ряд других написали Егор Шергин и Василий Афанасьевич Аленев, священник городского Успенского собора.

Вот что пишет об иконостасе С. Васильев: «Церковь во имя Троицы по отделке иконостаса может быть причислена к лучшим по епархии, а из монастырских в здешней губернии ее можно почитать первою после церкви, построенной баронами Строгановыми в Соль-Вычегодске. Резной, по полименту вызолоченный иконостас, в царских дверях евангелисты, а над ними серафимы и по сторонам ангелы, вырезанные из дерева – можно почитать мастерским произведением в художественном отношении. Живопись итальянской школы, исполненная здешними иконописцами, делает честь устюжским художникам и особенно протоиерею Оленеву». В 1973 году под руководством Ю. А. Рузавина (Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации) реставрируется иконостас Троицкого собора.


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 ноября 2011

Монастырь был построен теми же зодчими, которые возводили Михайло-Архангельскую обитель. Поэтому сооружения обоих монастырей имеют между собой много общего. Троицкий собор Гледенского монастыря сходен с собором Михайло-Архангельского. Аналогичны композиции трапезных и связанных с ними церквей.

Однако Троицкий собор решен в более удачных пропорциях, большую законченность имеет и гледенская колокольня. Композиция собора Гледенского монастыря, в отличие от Михайло-Архангельского, симметрична. Обращают на себя особое внимание отдельные части Троицкого собора, в частности его апсиды — мягких, плавных очертаний с очень изящным наличником центрального окна. В декоративной обработке применены типичные для вологодско-устюжской архитектуры изразцы. Большую художественную ценность представляет пятиярусный барочный иконостас собора, относящийся к XVIII в. Он поражает своей великолепной тонкой резьбой.

И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. - Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.


Троице-Гледенский мужской монастырь был основан в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Великого Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья.

Ростово-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо в 1178 году решил заложить на холме Гледен, находящийся на левом берегу реки Юг близ слияния её с Сухоной город Гледен, на месте финно-угорского поселения. Вскоре сложился посад города, который доходил до реки Сухоны, а на территории крепости находился монастырь, который до середины XVII века был деревянным. Крепость была уничтожена в 1438 году в результате междоусобной войны великого московского князя Василия Тёмного и его двоюродных братьев — удельных князей Василия Косого и Дмитрия Шемяки. Более того, северную часть города долгое время подмывала Сухона, а по весне часто её затапливало. Это стало причиной переселения части жителей Гледена на Чёрный Прилук, где на левом возвышенном берегу Сухоны был основан город Великий Устюг.

В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на месте ветхой деревянной церкви построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный пятиглавый Троицкий собор. Освящён он был не ранее 1705-1710 годов.

Пятиярусный иконостас в стиле барокко строился с 1776 по 1784 годы на пожертвования устюжан. Возводили его устюжские, тотемские и вологодские резчики и иконописцы на европейский манер: тотемские мастера в конце XVIII века подражали питерским мастерам, а те, в свою очередь, перенимали европейскую моду. Отсюда — вычурные формы, большие деревянные композиции, много деревянных скульптур, колонки, пилястры, много золота, множество фигур ангелов, херувимов, виноградные гроздья, завитки и даже первоначально стояли зеркала! Главное украшение иконостаса — царские врата с деревянными скульптурами четырех евангелистов, которые держат медальон с образом Благовещения Богородицы. Фоном для них тотьмичи, вдохновленные, возможно, убранством санкт-петербургских дворцов, выбрали зеркальные пластины. Ну конечно, долго они в иконостасе не продержались — слишком уж светский декор получался.

Еще одна деталь оформления иконостаса Троицкого собора — резные витые картуши. Это тоже «визитная карточка» тотьмичей. Дело в том, что в Тотьме многие фасады храмов украшены подобными рамками из завитушек, напоминающими оформление старинных морских карт. Тотьма славилась своими мореходами и купцами, снаряжавшими экспедиции на дальние моря и океаны, а потом строившими храмы в память о морских походах. Резчики перенесли знакомый им элемент в иконостас Гледенского монастыря.

Возрожденный в 1970-е годы московскими реставраторами деревянный иконостас, со светской точки зрения, — действительно выдающаяся достопримечательность не только Гледенского монастыря, но и всей России. В иконостасе соединено сразу живопись, скульптура и удивительный декор с местными северными традициями.

С XVIII века начинается упадок монастырского хозяйства. Это в большей степени связано с осуществлением церковной реформы Петра I. Екатерининский указ 1764 года явился, по сути, последним ударом: Троице-Гледенский монастырь был зачислен в число монастырей 3-го класса с количество монахов не более 12, а все вотчины обители были отобраны. В 1841 году по ходатайству игумена Вениамина монастырь был упразднён.

Снова возродился он только в 1912 году, уже в качестве женской обители и, как оказалось, ненадолго. В 1925 году монастырь вновь упразднили. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закрепили за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых. В начале 1980-х годов здания переданы музею.

11 июня 1995 года в Троице-Гледенском монастыре впервые после 70-летнего перерыва был проведен праздничный молебен и крестный ход с освящением источника у церкви Иоанна Устюжского. 16 июля 2014 года епископ Игнатий (Депутатов) благословил образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». По крупным церковным праздникам теперь в монастыре служатся молебны.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 июня 2024

«…Самым крупным зданием обители, господствующим во всем ансамбле, является величественный Троицкий собор. Как и почти все храмы Устюга XVII века, он был детищем одной из крупнейших купеческих фамилий — Грудцыных. (Правда, еще в 1658 году по завещанию других видных купцов города — семьи Босых — в монастырь на церковное строительство было пожертвовано 1500 руб.).

Заложенный в 1659 году по заказу Силы Грудцына, собор возводили затем на средства его брата Ивана Грудцына. Однако через некоторое время в связи со смертью братьев работы были приостановлены. Старец этой обители Филарет, тесть третьего брата, Василия Грудцына, завещал ему достроить храм и даже оставил на это деньги. Однако Василий деньги присвоил, а сооружать собор не стал. Лишь после жалобы игумена монастыря Андроника в 1689-1690 годах патриарху Иоахиму он возобновил строительство, которое было закончено, согласно описи города, в 1690-х годах.

Судя по архитектуре, Троицкий собор сооружался по образцу собора Михайло-Архангельского монастыря, повторяя в целом его традиционную композицию. Поставленный на подклет его крупный кубический объем с трехапсидным алтарем и позакомарным покрытием (позднее переделано) свободно и величаво несет пять больших световых барабанов с главами. Размеры собора подчеркивают пониженные галереи, которые окружают его с трех сторон и заканчиваются с востока небольшими кубическими приделами, прежде завершенными главами.

Однако ряд черт отличает этот храм от прототипа. Необычна для Устюга постановка его колокольни не на углу, а по продольной оси здания, с западной стороны. Ее стройный восьмигранный столп с шатром водружен на низкий, прорезанный арками четверик, служивший входом в собор и соединенный с галереей крытой лестницей. В противоположность Михайло-Архангельскому храму алтарь получил здесь традиционную форму трех полуциркульных апсид (хотя подклетная часть под ним и имеет прямоугольное очертание), а барабаны глав сделаны восьмигранными, с кокошниками у основания, что встречается позднее у ряда устюжских храмов (собор Спаса Преображения Спасского монастыря, церковь Дмитрия Солунского в Дымкове и др.).

Монументальности облика Троицкого собора во многом способствует его сдержанное декоративное убранство, необычное для второй половины XVII века. Членящие стены лопатки, простые карнизы из тяг, архивольты пологих закомар, мелкие кокошники приделов, а также парапет из ширинок на галерее составляют весь первоначальный его убор. Обрамления окон собора из прямоугольных изразцовых рамок появились позднее, после растески проемов в начале XVIII века и несколько смягчили прежнюю суровость здания. Более нарядной выглядит колокольня, особенно ее четверик, украшенный многочисленными ширинками.

Выразителен оригинальный интерьер Троицкого собора. Светлый, парадный и просторный, он имеет не четыре, а всего лишь два мощных столба, поддерживающих при помощи подпружных арок своды с большим барабаном в центре и с меньшими над угловыми частями. Такая двустолпная конструкция на местной почве встречается довольно редко. Почти одновременно она, как известно, была воплощена в соборе Прокопия Устюжского, но в гораздо меньших размерах и лишь с одной центральной световой главой. Свое происхождение такое двустолпие ведет от Благовещенского собора Сольвычегодска, получив затем в XVII веке широкое развитие в вологодско-костромских памятниках, которые, очевидно, в свою очередь послужили образцами для данного храма.

Зодчие, возводившие Троицкий собор, достигли подлинного мастерства в создании конструкции подобного типа и сумели добиться ощущения пространственной свободы и легкости парения сводов, преодолев их тяжесть и массивность. Этому во многом способствуют как сами столбы, стройные, крестообразные и сравнительно небольшого сечения, так и подпружные арки, значительно суженные по ширине. Поставленные в центре храма, столбы без видимого напряжения несут своды и барабаны глав, которые расположены над его основным помещением (не над алтарем), буквально заливая светом все его уголки. Для сокращения диаметра барабанов применены дополнительные арки с необычными плоскими треугольниками парусов в углах при переходе к граням барабанов. Такие арки и паруса составляют индивидуальную особенность собора, находя прямые аналогии лишь в Благовещенском соборе Сольвычегодска, откуда они, видимо, и были непосредственно заимствованы.

В подклете два мощных столба, расположенные точно под верхними столбами, поддерживают массивные коробовые своды. Подклетная часть под галереей разделена на ряд отдельных небольших помещений с самостоятельными наружными входами и по традиции использовалась для хранения различных товаров и ценностей.

Внутри собора сохранился великолепный и, пожалуй, один из лучших в Великом Устюге резной пятиярусный иконостас конца 1770-х — начала 1780-х годов, выдержанный в формах елизаветинского барокко. Это сложное в плане архитектурное сооружение с выступающей центральной частью украшено многочисленными витыми колонками, сильно раскрепованными антаблементами с полукруглыми и волнистыми фронтонами, замысловатыми рамами и картушами из раковин и круто изогнутых завитков, гирляндами из цветов и листьев. Напряженные, подвижные формы декоративного убранства иконостаса устремлены вверх, завершаясь под самым куполом скульптурными фигурами распятого Христа и предстоящих. Блистающие позолотой торжественные массы этой алтарной преграды создают симфонию ликующего великолепия, проникнутую отнюдь не церковно-мистическими настроениями.

Светскость интерьера усиливают украшающие верхние части его стен и своды лепные барочные картуши-рамы с гирляндами в виде плодов и листьев. Перекликаясь своими формами с декоративной резьбой иконостаса, они создают иллюзию невесомости стен и парения сводов, усиливая тем самым эффект перехода от более крупных и массивных форм нижних частей иконостаса к легким верхним, где рокайльные завитки, вертикальные гирлянды цветов, гроздья винограда образуют полный движения узор. Прихотливо изгибаясь, эти текучие формы обрамляют красочно живописные иконные изображения, плавно переходя от выступов и выносов к углублениям и разрывам, от горизонтальных деталей к вертикальным.

Особую роль в иконостасе играет необычайно выразительная объемная скульптура. Она не только завершает иконостас, но и подчеркивает его основные членения. Так, одни фигуры ангелов с мягкими, несколько женоподобными ликами венчают боковые части, а другие — хрупкие, нарочито изогнутые, представленные в экстатических позах,— поддерживают замысловато усложненные картуши в центре. Но наиболее интересны монументальные, чуть тяжеловесные изображения четырех евангелистов на царских вратах. В свободных позах фигур святых, в изрезанных многочисленными подвижными складками одеяниях, в несколько простоватых ликах чувствуется рука мастера, хорошо знакомого со стилистикой барокко. Он сумел органически сочетать живые формы декора царских врат и всего иконостаса с сочной и живописной пластикой фигур евангелистов, придав каждой из них индивидуальный облик и определенную психологическую напряженность.

Сохранившийся договор монастыря с иконописцами и резчиками о поставлении и украшении соборного иконостаса позволяет уточнить дату его возведения и имена мастеров. Иконостас сооружался с 1776 по 1784 год резчиками из Тотьмы — братьями Тимофеем и Николаем Богдановыми. Их участие в работе над этим сооружением объясняет его столь ярко выраженный барочный характер: на 1770-1780-е годы приходится расцвет барокко в Тотьме. Напомним, что Великий Устюг именно в это время вовлекается в сферу художественной жизни Петербурга и ряд его памятников отмечен уже чертами нового стиля — классицизма. Золотил царские врата и, вероятно, возглавлял работы по золочению самого иконостаса Петр Лабзин. Иконы нижнего яруса (на обороте их есть авторская подпись: «писал иконописец Алексей Колмогоров 1776 г.») и ряд верхних в 1776-1781 годах писал известный художник Алексей Колмогоров. В 1781 году после его смерти десять апостольских икон и ряд других написали Егор Шергин и Василий Афанасьев, священник городского Успенского собора...»

Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. - Л., 1983

РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма (rusarch.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.