ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Королёв. Церковь Космы и Дамиана в Болшеве.


Королёв. Церковь Космы и Дамиана в Болшеве
Церковь. Действует.  
Престолы:Космы и Дамиана Римских, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1786. В 1898-1900 перестроена колокольня, пристроен Казанский придел.
Архитектор:Б.Н. Шнауберт (Казанский придел)
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, Пушкинский район, г. Королев, мкр. Болшево, ул. Станционная, дом 43

Координаты: 55.93357, 37.86253



Сортировка:

Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, , Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
28 октября 2017
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, , Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
28 октября 2017
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, , Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Сергей Сол
10 марта 2017
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, Вид на колокольню церкви<br>, Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Вид на колокольню церкви
Алексей Кротов
29 сентября 2015
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, , Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
13 октября 2013
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, , Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
oldboy
5 мая 2013
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, Фрагмент фасада<br>, Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Фрагмент фасада
oldboy
5 мая 2013
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, Южный придел<br>, Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Южный придел
oldboy
5 мая 2013
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, Роспись плафона<br>, Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Роспись плафона
oldboy
5 мая 2013
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, Иконостас конца XVIII века<br>, Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Иконостас конца XVIII века
oldboy
5 мая 2013
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, , Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Андрей Агафонов
1 октября 1998
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999<br>, Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999
Андрей Агафонов
1 января 1980
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, Иконостас. Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Иконостас. Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
17 августа 1913
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, 1958 г. Автор:Седов Ю.Ф.<br>, Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
1958 г. Автор:Седов Ю.Ф.
Алексей Кротов
??
Церковь Космы и Дамиана в Болшеве, Церковь Козьмы и Дамиана<br>, Королёв, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Церковь Козьмы и Дамиана
Бондарева Наталья Андреевна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Первое упоминание о Болшевской Космодамианской церкви относится к 1585 г.: «…на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян древян, Клецки». В ту пору это был деревянный клетцкий рубленый храм с открытыми без тесовых обшивок стенами и главками, покрытами лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но очевидно, что во времена правления царя Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) в болшевской Космодамианской церкви уже проводились богослужения. Однако, существуют свидетельства, что храм этот был построен в Болшево значительно раньше - около 1400 г., когда на Российском престоле находился царь Иван III.

Устроена эта церковь была неподалеку от нынешнего Космодамианского храма: достоверные сведения о месте ее расположения до нас не дошли, но есть предположение, что стояла церковь недалеко от берега Клязьмы, там, где теперь находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С незапамятных времен здесь под деревьями парка дачи Шпис лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом - вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космодамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской Космодамианской церкви, датированном 1620 г., сказано: «…деревня, что было село Большево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…». Из этого упоминания видно, что Болшево на тот момент утратило статус села и стало деревней, следовательно, храма в этом населенном пункте не стало.

С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 г. это был дьяк Василий Щелкалов, а до него селом владели Никита Щелепин и Вторый Федоров. Затем по государевой грамоте 1620 г. Болшево передали боярину Феодору Ивановичу Шереметеву. В 1651 г. село с окрестными деревнями было отписано Шереметевым – внуку, князю Михаилу Одоевскому, а от него в 1661 г. оно перешло к его сыну князю Юрию Михайловичу Одоевскому.

При князе Юрии Михайловиче Одоевском Болшево вновь возрождается, что видно из следующего документа: «1680. Июля 28. Договорная и описная поповых, причетниковых и приходских людей, дворов, пашни и сенных покосов: …Козьмы и Дамиана церковь бохова стана в селе Большеве, Городищи тож, на реке Клязьме… Прежняя церковь от разорения запустела, а в 1680 году, по благословенной грамоте Святейшего Патриарха, боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большеве на новом месте во имя же Козьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты. В приходе ее: село Большево, в нем двор боярский и 16 дворов крестьянских; деревня Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, деревня Комарово, деревня Власово (Новинки). Новопоставленный поп тоя церкви – Сильвестр...». Известно, что после отца Сильвестра в церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана служил его сын Иван Сильвестров.

Новый деревянный Космодамианский храм строился два года, начиная от выдачи благословенной грамоты в 1680 г. до его освящения в 1682 г. Построен он был на месте горпо (около моста, по которому в настоящее время проходит автотрасса на Новые Горки). До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом – памятник бывшей здесь ранее Космодамианской церкви.

Старое кладбище, упоминаемое в приведенном документе, было обнаружено в 1926 г., когда проводилась реконструкция дороги, ведущей от фабрики Ф. Рабенека к станции Болшево. Находилось оно на месте нынешней Станционной улицы, около храма Преображения Господня. В 1680 г. захоронений на нем уже не проводили, а к концу XIX в. о старом кладбище вообще забыли, иначе в 1894 г. через него не стали бы осуществлять прокладку первой дороги к станции Болшево.

Сколько лет прошло после разрушения первой Космодамианской церкви до времени построения второй деревянной церкви неизвестно. В записях середины XVII в. Болшево называют то селом, то деревней, то сельцом. Известно лишь, что перед постройкой второй Космодамианской церкви в Болшево проводилось обследование церковных земель и болшевский староста «Ивашка Клементьев» рассказал землемерам, что раньше здесь уже стояла церковь Космы и Дамиана, а другие крестьяне подтвердили его слова, но где была церковная земля, они не знали. Как видно, в середине XVII в. сведения о первой Космодамианской церкви еще были живы в памяти местных жителей.

День празднования главного престола второго Космодамианского храма был четко установлен на основании старинных церковных ведомостей из архива Московской духовной Консистории. Полное имя Святых было определено церковной ведомостью 1740 г., где сказано: «…вотчина князя Юрия Михайловича Одоевского села Большева, церковь Св. чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии празднуется Русской Православной Церковью 1 (14) ноября».

В 1767 г. Московской губернской межевой канцелярией в Болшево вновь проводилось обследование церковных земель. В ведомости канцелярии от 25 июня 1767 г. о принадлежащих в то время Космодамианскому храму земельных угодьях сказано: «… В той обмежованной к церкви земле от всех смежных владельцев оною окружною межою по низшей мере состоит пашенной земли тридцать десятин, сенных покосов три десятины, под поселением, огородами, и гуменниками церковнослужителей одна десятина девятьсот шестьдесят пять сажен. По дорогам, что ездят из села Болшева в село Максимково тысяча двести пятьдесят четыре сажени. Всего тридцать шесть десятин, восемьсот сорок три сажени за извлечением дорог. Болот и заливов тридцать четыре десятины девятьсот шестьдесят пять сажен. Да в силу землемерной методы 5 части 7 пункта церковнослужителям для рубки леса в вотчинничение лесные угодия села».

В 1776 г. - спустя почти столетие после строительства второго деревянного Космодамианского храма, владелец села Болшево отставной полковник - князь Петр Иванович Одоевский, правнук Юрия Михайловича, пожертвовал это село вместе с Космодамианским храмом в распоряжение Попечительного Комитета на содержание учрежденного им «Убежища для бедных». Отличавшийся своей склонностью к благотворительности князь передал на содержание этого «Убежища» - 1180 душ. Впоследствии П.И.Одоевский в память о своей покойной дочери основал также «Дарьинский приют» в Москве. В болшевской церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана и сейчас справа при входе в трапезную можно увидеть мемориальную доску дочери князя - Дарьи Петровны Одоевской, в замужестве графини Кенсона.

Никаких документальных свидетельств о деятельности самого Космодамианского храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но вполне очевидно, что за это время он сильно обветшал. Поэтому в 1786 г. благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, вместо него началось возведение нового кирпичного Космодамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, основанного на законах античного искусства Рима и Греции, однако в объеме колокольни явственно просматриваются черты стиля русского барокко. Первоначально кирпичный Космодамианский храм был летним (холодным).

Дата постойки кирпичного храма взята из церковных метрик. В журнале Консистории от 3 августа 1796 г. было обнаружено «прошение благочинного села Болшева Козмо-Дамианской церкви священника Алексея Петрова о дозволении имеющуюся в оном селе деревянную колокольню для обжига кирпича для зделания ограды сломать». Из этой записи видно, что к 3 августа 1796 г. на церковном месте в селе Болшево от второго деревянного храма осталась только деревянная колокольня. Следовательно, новый кирпичный храм безсребреников Космы и Дамиана к тому времени уже был возвещен и освящен. Потому и заботился священник Алексей Петров о возведении вокруг него церковной ограды.

В 1800 г. князем Петром Ивановичем Одоевским возводится почти рядом с Космодамианским храмом - церковь Преображения Господня. Появление второго храма в селе Болшево разъясняется в клировой ведомости 1821 г., где сказано, что каменная церковь Космы и Дамиана была летней (холодной), а храм Преображения Господня – зимним (теплым).

В 1813 г. владелец села Костино и Богородского И.А. Киреевский подал прошение Августину, епископу Дмитровскому, приписать к церкви Космы и Дамиана «за близостью расстояния» также церковь Рождества Богородицы. О болшевских храмах в прошении говорится: «…в Болшове (церковь) во имя Козмы и Дамиана, другая особо Преображения Господня, обе каменные, в твердости, утварью церковною достаточны и в коих все исправно». Прошение И.А. Кириевского было удовлетворено. Это подтверждается церковной ведомостью от 1821 г., где сказано: «приписана к сей церкви (Космы и Дамиана в Болшево) церковь во имя Рождества Божией Матери, что в селе Костине каменная, построенная стольником Федором Ивановичем Кузьминым в 1691 г…».

Упоминание о церкви во имя Рождества Божией Матери встречается и в прошении болшевского священника Матфея Козмина к Преосвященному Афанасию епископу Дмитровскому в 1822 г. В нем отец Матфей просил уволить его от должности по старости, а на свое место рекомендовал «родственника своего Московской Георгиевской, что на Лубянке церкви, диакона Иоанна Иоаннова». В поступивших по этому прошению справках в Консисторию упоминалось, что «с 1814 года февраля 24 дня к Космодемьянской церкви села Болшево приписана Рождественская церковь, что в селе Костине».

Прошение священника Матфея Козмина Афанасий епископ Дмитровский удовлетворил, назначив 16 октября 1822 г. диакона Иоанна Иоаннова (Иверонова) «во священники к церкви в Болшове». До своей смерти в 1866 г. отец Иоанн прослужил в болшевском храме, о чем и поныне свидетельствует закладная мраморная доска на северном фасаде трапезной Космодамианской церкви.

В 1835 г. в болшевской церкви во имя Преображения Господня проводились строительные работы, о которых сообщается в Ведомости за 1836 г.: «…При сей церкви (Космы и Дамиана) состояла отдельно построенная теплая церковь во имя Преображения Господня. Прошлаго 1835 г. вновь построена, но еще не отделана, иждивением Московскаго Попечительнаго Комитета Императорскаго человеколюбивого общества». Ведомость за 1840 г. подтверждает новую постройку: «… на которыя церкви фасады и планы имеются и хранятся в церковной ризнице».

В 1849 г. к болшевской Космодамианской церкви была приписана также церковь Покрова Богородицы «в сельце Любимовка».

В описи церковного и ризничего имущества, проведенной в 1856-1860 гг. Космодамианская церковь все еще помечена, как холодная. Здесь же приводится и внешний вид храма: «Глава церкви обита белой жестью…В медное позлащенное яблоко вставлен железный, по мордаку позлащенный крест…». О церкви Преображения Господня в этой описи сказано: «…теплая церковь без колокольни…каменная с круглым куполом над аттиком, с двух сторон под фронтонами полукруглыми окнами. Покрыта железом с одною главою, у коей низ ложчатый, медный, позлащенный, а верх английской белой жести с медным яблоком и медью обшитым позлащенным крестом. Снаружи оштукатурена, а внутри по штукатурке расписана историческими Ветхого и Нового Завета масляными картинами».

В Московской церковной ведомости от 1880 г. за № 40 приводится интересное сообщение: «В 1878 г. старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссера К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм». Так как церковь Покрова Богородицы в сельце Любимовке с 1849 г. была приписана к болшевской Космодамианской церкви, а сама Любимовка принадлежала Алексеевым, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевском храме. В это время священником в нем служил Михаил Петрович Знаменский.

В начале 1887 г. в церковной метрике отмечалось, что на колокольне храма имеется пять колоколов, в ней же говорилось о наличии в Космодамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении князя Петра Ивановича Одоевского и дочери его Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона. И поныне напротив мемориальной доски дочери можно увидеть мемориальную доску создателя Космодамианского храма - князя Петра, находящуюся слева при входе в храмовую трапезную.

До настоящего времени сохранилось и свидетельство о захоронении тела Петра Ивановича Одоевского в болшевском Космодамианском храме, где сказано: «В приходе Никицкаго сорока; церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, живущий в собственном своем доме полковник Князь Петр Иванович Одоевский сего 1826-го года апреля 10-го дня волею Божией умре, коего тело сего года Апреля 13-го дня в означенной Космодамианской церкви отпето и по указу Московской Духовной консистории положено Московской округи в церкви Космы и Дамиана, что в селе Болшево. В чем свидетельствуем: (подписи)».

В 1898 г. с разрешения Консистории в храме святых безссребреников и чудотворцев Космы и Дамиана по проекту архитектора Д. Шнауберга развернулось строительство южного придела во имя иконы Казанской Божией Матери.

Московские Церковные Ведомости в 1900 г. писали в № 29: «9 июля ...было совершено освящение вновь сооруженного придела при местной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери…благодаря энергии и старанию настоятеля храма о.Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко на сумму, собранную прихожанами. Фабриканты-иностранцы, живущие в окрестности, фабрики которых находятся в приходе этой церкви, принесли на сооружение этого придела значительные суммы».

Здесь впервые упоминается о священнике Николае Георгиевском, сменившем в Космодамианской церкви отца Михаила Петровича Знаменского, переведеного в августе 1890 г. в Московскую Троицкую церковь. Отец Николай много сделал для церкви Космы и Дамиана: благодаря его усилиям был не только сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, но и при его непосредственном участии на колокольне Космодамианского храма был установлен большой колокол, могучий голос которого был слышен за десять верст вокруг.

В конце августа 1929 г. в болшевский Космодамианский храм явилась группа «активистов-безбожников», которые, объявив, что здание храма со всем имуществом конфисковано, отобрали у священника отца Николая Георгиевского ключи. Начался погром церкви. Страшную картину представлял храм святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в тот момент!

Но по просьбам прихожан храм был возвращен приходу. И началось постепенное его восстановление. Под руководством Г. Левицкого и И. Шуранова началась реставрация храма: было решено восстановить его к Пасхе. Все работали безвозмездно. К Светлой Пасхе храм был готов.

Храм Преображения Господня удостоился худшей участи. Как и Космодамианский храм, в августе 1929 г. он был закрыт и разграблен болшевскими «богоборцами». По распоряжению властей этот храм был обезглавлен и приспособлен под жилой дом, позже в его здании разместилась Администрация поселка Болшево.

Сохранив свой Космодамианский храм, прихожане все-таки не смогли уберечь от гонений властей своего батюшку протоиерея Николая Георгиевского. Больного протоиерея и сослужившего ему протодиакона Андрея Рубина одновременно арестовали 14 июля 1931 г. и сослали в лагеря заключения, где оба они впоследствии погибли.

Постановлением Священного Синода «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» Николай Сергеевич Георгиевский, протоиерей церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику пресвитеру Николаю (Георгиевскому) установлено в день его кончины - 28 августа/ 10 сентября. В конце 30-х годов все духовенство Космодамианской церкви подверглось репрессиям, многие были расстреляны или погибли в лагерях заключения - среди них находился и протодиакон Николай Тохтуев.

Николай Васильевич Тохтуев со своим многочисленным семейством переехал в Болшево в 1938 г.. Гонимый властями и ведомый Богом он начал в храме святых мучеников Космы и Дамиана свое короткое и последнее служение.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 2005 г. «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» - Николай Васильевич Тохтуев, протодиакон церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику дьякону Николаю (Тохтуеву) установлено в день его кончины – 4/ 17 мая.Вторым священником в болшевской Космодамианской церкви уже более четверти века служит протоиерей Георгий Васильевич Рзянин, с того самого момента, когда 20 февраля 1980 г. он был назначен указом правящего архиерея в Болшевскую Космодамианскую церковь из Куркино.

Третьим священником в Космодамианском храме в настоящее время служит иерей Виктор Нестеров. Свое служение он начинал здесь алтарником, затем 28 августа 1999 г. был рукоположен в сан диакона в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Высокопреосвященным митрополитом Ювеналием, а 26 сентября 1999 г. Виктор Нестеров был рукоположен в сан иерея в Успенском храме Новодевичьего монастыря архиепископом Можайским Григорием и назначен в Космодамианский храм.

В настоящее время болшевский Космодамианский храм посвящен святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в Космодамианском храме - храмовая икона святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, изображает Асийских братьев, а частицы мощей в ней принадлежат Римским безсребреникам, хотя в храме есть и икона, посвященная безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим. В Космодамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученицы Елисаветы и преподобномученицы Варвары с частицами их мощей.

http://agios.itkm.ru/13094


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 апреля 2018

Существовавшая ранее церковь Космы и Дамиана в селе Большове, Болшево тож.

В 1585 г. в селе Болшеве церковь Космы и Дамиана «древянна, клетцки». В начале XVII ст. оная церковь была уничтожена и село Болшево обращено в деревню.

В 1680 г. в деревне, что было село Болшево, разрешено построить новую церковь во имя Космы и Дамиана. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа под 1680 г. написано: «село Большово, Городище тож, в вотчине князя Юрия Михайловича Одоевского Московского уезда, в Боховом стану; по сказке того села старосты Ивашка Клементьева с товарищи в селе старинное кладбище есть, а на том месте была церковь во имя Космы и Дамиана, и та церковь от разорения запустела, а церковная земля к той церкви была или нет – того они не ведают. В нынешнем 1680 г. по благословенной грамоте св. патриарха боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большове во имя Космы и Дамиана на новом месте от старого кладбища с четверть версты. В приходе оной церкви будут село Большово, а в том селе двор боярский, в нем живет приказчик, и 16 дворов крестьянских, дер. Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, и дер. Новинки, в ней 3 двора крестьянских».

По приходным книгам Патриаршего казенного приказа под 1682 г. известно: «24 января, по помете дьяка Перфилия Семеникова, велено: с новопостроенной церкви Космы и Дамиана, которую построил вновь боярин князь Юрий Михайлович Одоевский в вотчине своей в селе Большове, на которую положено ныне вновь дани… 24 алтына, заезда гривна, и те деньги платил новопоставленный поп той церкви Селивестр».

За 1683-1710 гг. в приходных книгах писалось: «церковь Космы и Дамиана в Боховом стану, в вотчине боярина князя Юрия Михайловича Одоевского, в селе Большове», за 1711-39 гг. – в вотчине князя Михаила Юрьевича Одоевского.

Село Болшево в 1585 г. находилось в вотчине за дьяком Василием Щелкановым, а прежде село было в поместье за дьяками Никитою Щелепиным и Вторым Федоровым, а «в селе церковь Космы и Дамиана древянна, клетцки».

По писцовым книгам 1623-24 гг. «за боярином Ф. И. Шереметевым в поместье, по государевой грамоте 1620 г., деревня, что было село Большово, а в ней церковь Космы и Дамиана, крестьянских и бобыльских 3 двора»; к селу принадлежали деревни Городище и Комаровка. В 1651 г. вотчина боярина Ф. И. Шереметева Болшево с деревнями дано внуку его князю Михаилу Одоевскому, а от него перешло в 1661 г. к его сыну Юрию.

При этом владельце Болшево было сельцом, в котором находились в 1678 г. «двор вотчинников, двор скотный, 3 двора кабальных людей; в дер. Городище 15 дворов крестьянских, 3 двора бобыльских, в дер. Баскаках 3 двора крестьянских и 3 двора бобыльских, в дер. Комаровке и дер. Новинках 2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских».

После князя Ю. М. Одоевского имением владела в 1686 г. его жена вдова Настасья Федоровна с детьми Михаилом, Юрием, Василием, Алексеем и Федором, которые между собою имение разделили, и село Болшево с деревнями досталось М. Ю. Одоевскому. В 1776 г. князь П. И. Одоевский, родной внук Михаила Юрьевича, с высочайшего разрешения предоставил село с деревнями в распоряжение попечительного комитета на содержание им убежища для бедных.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 декабря 2023

Первое упоминание о церкви в селе Болшево относится к 1585: "на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян древяна клецки". В ту пору это был деревянный клетцкий рубленый храм с открытыми без тесовых обшивок стенами и главками, покрытами лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но очевидно, что во времена правления царя Иоанна Грозного (1530-1584) в болшевской Космодамианской церкви уже проводились богослужения. Однако, существуют свидетельства, что храм этот был построен в Болшево значительно раньше - около 1400 г., когда на Российском престоле находился царь Иван III. Устроена эта церковь была неподалеку от нынешнего Космодамианского храма: достоверные сведения о месте ее расположения до нас не дошли, но есть предположение, что стояла церковь недалеко от берега Клязьмы, там, где теперь находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С незапамятных времен здесь под деревьями парка дачи Шпис лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом - вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космодамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской Космодамианской церкви, датированном 1620 г., сказано: «…деревня, что было село Большево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…» Из этого упоминания видно, что Болшево на тот момент утратило статус села и стало деревней, следовательно, храма в этом населенном пункте не стало. С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 г. это был дьяк Василий Щелкалов, а до него селом владели Никита Щелепин и Вторый Федоров. Затем по государевой грамоте 1620 г. Болшево передали боярину Феодору Ивановичу Шереметеву. В 1651 г. село с окрестными деревнями было отписано Шереметевым – внуку, князю Михаилу Одоевскому, а от него в 1661 г. оно перешло к его сыну князю Юрию Михайловичу Одоевскому.

К 1680 г. Болшево, находящееся во владении Юрия Михайловича Одоевского, возрождается, строится новое здание церкви, но тоже деревянное. Документ: "1680. Июля 28. Договорная и описная поповых, причетниковых и приходских людей, дворов, пашни и сенных покосов: …Козьмы и Дамиана церковь бохова стана в селе Большеве, Городищи тож, на реке Клязьме… Прежняя церковь от разорения запустела, а в 1680 году, по благословенной грамоте Святейшего Патриарха, боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большеве на новом месте во имя же Козьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты. В приходе ее: село Большево, в нем двор боярский и 16 дворов крестьянских; деревня Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, деревня Комарово, деревня Власово (Новинки). Новопоставленный поп тоя церкви – Сильвестр..." Известно, что после отца Сильвестра в церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана служил его сын Иван Сильвестров.

Новый деревянный Космодамианский храм строился 2 года, начиная от выдачи благословенной грамоты в 1680 г. до его освящения в 1682 г. Построен он был на месте горпо (около моста, по которому в настоящее время проходит автотрасса на Новые Горки). До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом – памятник бывшей здесь ранее Космодамианской церкви. Старое кладбище, упоминаемое в приведенном документе, было обнаружено в 1926 г., когда проводилась реконструкция дороги, ведущей от фабрики Ф. Рабенека к станции Болшево. Находилось оно на месте нынешней Станционной улицы, около храма Преображения Господня. В 1680 г. захоронений на нем уже не проводили, а к концу XIX в. о старом кладбище вообще забыли, иначе в 1894 г. через него не стали бы осуществлять прокладку первой дороги к станции Болшево.

Сколько лет прошло после разрушения первой Космодамианской церкви до времени построения второй деревянной церкви, неизвестно. В записях середины XVII в. Болшево называют то селом, то деревней, то сельцом. Известно лишь, что перед постройкой второй Космодамианской церкви в Болшево проводилось обследование церковных земель и болшевский староста «Ивашка Клементьев» рассказал землемерам, что раньше здесь уже стояла церковь Космы и Дамиана, а другие крестьяне подтвердили его слова, но где была церковная земля, они не знали. Как видно, в середине XVII в. сведения о первой Космодамианской церкви еще были живы в памяти местных жителей. День празднования главного престола второго Космодамианского храма был четко установлен на основании старинных церковных ведомостей из архива Московской духовной Консистории. Полное имя Святых было определено церковной ведомостью 1740 г., где сказано: «…вотчина князя Юрия Михайловича Одоевского села Большева, церковь Св. чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии празднуется Русской Православной Церковью 1 (14) ноября».

В 1767 г. Московской губернской межевой канцелярией в Болшево вновь проводилось обследование церковных земель. В ведомости канцелярии от 25 июня 1767 г. о принадлежащих в то время Космодамианскому храму земельных угодьях сказано: «… В той обмежованной к церкви земле от всех смежных владельцев оною окружною межою по низшей мере состоит пашенной земли тридцать десятин, сенных покосов три десятины, под поселением, огородами, и гуменниками церковнослужителей одна десятина девятьсот шестьдесят пять сажен. По дорогам, что ездят из села Болшева в село Максимково тысяча двести пятьдесят четыре сажени. Всего тридцать шесть десятин, восемьсот сорок три сажени за извлечением дорог. Болот и заливов тридцать четыре десятины девятьсот шестьдесят пять сажен. Да в силу землемерной методы 5 части 7 пункта церковнослужителям для рубки леса в вотчинничение лесные угодия села". В 1776 г. - спустя почти столетие после строительства второго деревянного Космодамианского храма, владелец села Болшево отставной полковник - князь Петр Иванович Одоевский (1740-1826), правнук Юрия Михайловича, пожертвовал это село вместе с Космодамианским храмом в распоряжение Попечительного Комитета на содержание учрежденного им «Убежища для бедных». Отличавшийся своей склонностью к благотворительности князь передал на содержание этого «Убежища» - 1180 душ. Впоследствии П.И. Одоевский в память о своей покойной дочери основал также «Дарьинский приют» в Москве. В болшевской церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана и сейчас справа при входе в трапезную можно увидеть мемориальную доску дочери князя - Дарьи Петровны Одоевской, в замужестве графини Кенсона.

Никаких документальных свидетельств о деятельности самого Космодамианского храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но вполне очевидно, что за это время он сильно обветшал. Поэтому в 1786 г. в селе Болшево рядом с деревянных храмом тщанием князя Петра Ивановича Одоевского вместо него началось возведение нового кирпичного Космодамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, основанного на законах античного искусства Рима и Греции, однако в объеме колокольни явственно просматриваются черты стиля русского барокко. Первоначально кирпичный Космодамианский храм был летним (холодным). Дата постойки кирпичного храма взята из церковных метрик. В журнале Консистории от 3 августа 1796 г. было обнаружено «прошение благочинного села Болшева Козмо-Дамианской церкви священника Алексея Петрова о дозволении имеющуюся в оном селе деревянную колокольню для обжига кирпича для зделания ограды сломать». Из этой записи видно, что к 3 августа 1796 г. на церковном месте в селе Болшево от второго деревянного храма осталась только деревянная колокольня. Следовательно, новый кирпичный храм безсребреников Космы и Дамиана к тому времени уже был возвещен и освящен. Потому и заботился священник Алексей Петров о возведении вокруг него церковной ограды.

В 1800 г. князем Петром Ивановичем Одоевским возводится почти рядом с Космодамианским храмом церковь Преображения Господня. Появление второго храма в селе Болшево разъясняется в клировой ведомости 1821 г., где сказано, что каменная церковь Космы и Дамиана была летней (холодной), а храм Преображения Господня – зимним (теплым). В 1929 храм Преображения Господня разграблен и обезглавлен, а позднее перестроен и ныне в нем работает администрация поселка Болшево. В 2001 1-й этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы. В 1813 г. владелец села Костино и Богородского И.А. Киреевский подал прошение Августину, епископу Дмитровскому, приписать к церкви Космы и Дамиана «за близостью расстояния» также церковь Рождества Богородицы. О болшевских храмах в прошении говорится: «…в Болшове (церковь) во имя Козмы и Дамиана, другая особо Преображения Господня, обе каменные, в твердости, утварью церковною достаточны и в коих все исправно». Прошение И.А. Кириевского было удовлетворено. Это подтверждается церковной ведомостью от 1821 г., где сказано: «приписана к сей церкви (Космы и Дамиана в Болшево) церковь во имя Рождества Божией Матери, что в селе Костине каменная, построенная стольником Федором Ивановичем Кузьминым в 1691 г…». Упоминание о церкви во имя Рождества Божией Матери встречается и в прошении болшевского священника Матфея Козмина к Преосвященному Афанасию епископу Дмитровскому в 1822 г. В нем отец Матфей просил уволить его от должности по старости, а на свое место рекомендовал «родственника своего Московской Георгиевской, что на Лубянке церкви, диакона Иоанна Иоаннова».

В поступивших по этому прошению справках в Консисторию упоминалось, что «с 1814 года февраля 24 дня к Космодемьянской церкви села Болшево приписана Рождественская церковь, что в селе Костине». Прошение священника Матфея Козмина Афанасий епископ Дмитровский удовлетворил, назначив 16 октября 1822 г. диакона Иоанна Иоаннова (Иверонова) «во священники к церкви в Болшове». До своей смерти в 1866 г. отец Иоанн прослужил в болшевском храме, о чем и поныне свидетельствует закладная мраморная доска на северном фасаде трапезной Космодамианской церкви. В 1835 г. в болшевской церкви во имя Преображения Господня проводились строительные работы, о которых сообщается в Ведомости за 1836 г.: «…При сей церкви (Космы и Дамиана) состояла отдельно построенная теплая церковь во имя Преображения Господня. Прошлаго 1835 г. вновь построена, но еще не отделана, иждивением Московскаго Попечительнаго Комитета Императорскаго человеколюбивого общества».

Ведомость за 1840 г. подтверждает новую постройку: «… на которыя церкви фасады и планы имеются и хранятся в церковной ризнице». В 1849 г. к болшевской Космодамианской церкви была приписана также церковь Покрова Богородицы «в сельце Любимовка». Оставалась приписанной до 1930-х. В описи церковного и ризничего имущества, проведенной в 1856-1860 гг. Космодамианская церковь все еще помечена, как холодная. Здесь же приводится и внешний вид храма: «Глава церкви обита белой жестью…В медное позлащенное яблоко вставлен железный, по мордаку позлащенный крест…». О церкви Преображения Господня в этой описи сказано: «…теплая церковь без колокольни…каменная с круглым куполом над аттиком, с двух сторон под фронтонами полукруглыми окнами. Покрыта железом с одною главою, у коей низ ложчатый, медный, позлащенный, а верх английской белой жести с медным яблоком и медью обшитым позлащенным крестом. Снаружи оштукатурена, а внутри по штукатурке расписана историческими Ветхого и Нового Завета масляными картинами». В начале 1887 г. в церковной метрике отмечалось, что на колокольне храма имеется пять колоколов, в ней же говорилось о наличии в Космодамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении князя Петра Ивановича Одоевского и дочери его Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона. И поныне напротив мемориальной доски дочери можно увидеть мемориальную доску создателя Космодамианского храма - князя Петра, находящуюся слева при входе в храмовую трапезную.

В Московской церковной ведомости от 1880 г. за № 40 приводится интересное сообщение: «В 1878 г. старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссера К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм». Так как церковь Покрова Богородицы в сельце Любимовке с 1849 г. была приписана к болшевской Космодамианской церкви, а сама Любимовка принадлежала Алексеевым, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевском храме. В это время священником в нем служил Михаил Петрович Знаменский. В 1898 г. с разрешения Консистории в храме святых безссребреников и чудотворцев Космы и Дамиана по проекту архитектора Д. Шнауберга развернулось строительство южного придела во имя иконы Казанской Божией Матери. Московские Церковные Ведомости в 1900 г. писали в № 29: «9 июля ...было совершено освящение вновь сооруженного придела при местной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери…благодаря энергии и старанию настоятеля храма о.Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко на сумму, собранную прихожанами. Фабриканты-иностранцы, живущие в окрестности, фабрики которых находятся в приходе этой церкви, принесли на сооружение этого придела значительные суммы».

До настоящего времени сохранилось и свидетельство о захоронении тела Петра Ивановича Одоевского в болшевском Космодамианском храме, где сказано: «В приходе Никицкаго сорока; церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, живущий в собственном своем доме полковник Князь Петр Иванович Одоевский сего 1826-го года апреля 10-го дня волею Божией умре, коего тело сего года Апреля 13-го дня в означенной Космодамианской церкви отпето и по указу Московской Духовной консистории положено Московской округи в церкви Космы и Дамиана, что в селе Болшево. В чем свидетельствуем: (подписи)». Здесь впервые упоминается о священнике Николае Георгиевском, сменившем в Космодамианской церкви отца Михаила Петровича Знаменского, переведеного в августе 1890 г. в Московскую Троицкую церковь. Отец Николай много сделал для церкви Космы и Дамиана: благодаря его усилиям был не только сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, но и при его непосредственном участии на колокольне Космодамианского храма был установлен большой колокол, могучий голос которого был слышен за десять верст вокруг. В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

Во время гонений в 20 веке храм закрыт и разорён. В ходе изъятия церковных ценностей в 1922 г. храм был подвергнут разграблению. В конце августа 1929 г. в болшевский Космодамианский храм явилась группа «активистов-безбожников», которые, объявив, что здание храма со всем имуществом конфисковано, отобрали у священника отца Николая Георгиевского ключи. С августа 1929 по апрель 1930 гг. церковь и ее утварь планомерно уничтожалась. И только вмешательство верующих и посильная помощь, оказанная начальником милиции Мытищинского района В. П. Якуниным, спасли храм – его возвратили Русской Православной Церкви.

Под руководством Г. Левицкого и И. Шуранова началась реставрация храма: было решено восстановить его к Пасхе. Все работали безвозмездно. К Светлой Пасхе храм был готов. Всё то, что уничтожалось в течение 9 месяцев, верующими было восстановлено за 3 дня. Храм Преображения Господня удостоился худшей участи. Как и Космодамианский храм, в августе 1929 г. он был закрыт и разграблен болшевскими «богоборцами». По распоряжению властей этот храм был обезглавлен и приспособлен под жилой дом, позже в его здании разместилась Администрация поселка Болшево. Духовенство храма Косьмы и Дамиана подвергалось репрессиям (ссылкам, заключениям в лагеря, казням). Больного протоиерея Николая Георгиевского и сослужившего ему протодиакона Андрея Рубина одновременно арестовали 14 июля 1931 г. и сослали в лагеря заключения, где оба они впоследствии погибли. Постановлением Священного Синода «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» Николай Сергеевич Георгиевский, протоиерей церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику пресвитеру Николаю (Георгиевскому) установлено в день его кончины - 28 августа/ 10 сентября.

В конце 1930-х гг. все духовенство Космодамианской церкви подверглось репрессиям, многие были расстреляны или погибли в лагерях заключения - среди них находился и протодиакон Николай Тохтуев. Николай Васильевич Тохтуев со своим многочисленным семейством переехал в Болшево в 1938 г. Гонимый властями и ведомый Богом он начал в храме святых мучеников Космы и Дамиана свое короткое и последнее служение. Постановлением Священного Синода от 6 октября 2005 г. «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» - Николай Васильевич Тохтуев, протодиакон церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику дьякону Николаю (Тохтуеву) установлено в день его кончины – 4/ 17 мая. Тем не менее, богослужения в храме не прекращались, несмотря на многочисленные попытки добиться его закрытия. В 2001 г. 1-й этаж здания бывш. Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы. В 2001 г. восстановили обезображенную больничную часовню на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек, построенную в 1915-м. Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский.

25 сентября 2002 г. храм освятили. Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей. В настоящее время болшевский Космодамианский храм отреставрирован и посвящен святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде.. В храме находятся частицы мощей святых Римских бессребреников Косьмы и Демиана, чтимая иконы святых безсребреников и чудотворцев Косьмы и Демиана Асийских. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в Космодамианском храме - храмовая икона святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, изображает Асийских братьев, а частицы мощей в ней принадлежат Римским безсребреникам, хотя в храме есть и икона, посвященная безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим. В Космодамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученицы Елисаветы и преподобномученицы Варвары с частицами их мощей.

С сайта: yubik.net.ru/publ/История церкви Косьмы и Дамиана в Болшево


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 декабря 2023

Космодамианская церковь в Королеве была построена в 1786 году в имении Болшево князя Петра Ивановича Одоевского. После кончины дочери Одоевский учредил в своих владениях богадельню, которую назвал «Убежище бедным». При ней в 1832 году Попечительным комитетом был построен второй каменный храм в честь Преображения Господня. Князь Одоевский и его дочь Дарья Петровна погребены в Космодамианской церкви, надгробные плиты сохранились там до сих пор. В 1880-х годах церковным старостой и благотворителем болшевского прихода стал владелец дачи в соседней Любимовке Сергей Владимирович Алексеев – отец выдающегося театрального теоретика и режиссера Константина Сергеевича Станиславского.

Декабрист А. П. Беляев, возвращаясь из долгой ссылки в Москву, посетил свою сестру и племянниц в подмосковном имении Болшево. Эта поездка и вид местной Космодамианской церкви оставили в его памяти самые светлые воспоминания: «С каким сердечным трепетом я увидел сквозь чащу леса показавшуюся церковь, – ведь это было после двадцати лет ссылки, когда все производило сильнейшее впечатление и возбуждало столь же сильные чувства. Ямщик сказал, что эта церковь села Болшева». С террасы дома сестры перед Беляевым открывался живописный вид извилистой реки Клязьмы, силуэты многочисленных в этой части Подмосковья фабричных зданий и роскошные дачи. Глубокий овраг отделял имение сестры от владений богадельни для бедных, которую основал еще в 1776 году благотворитель и храмоздатель сохранившейся до сего дня Космодамианской церкви князь Петр Иванович Одоевский.

Князь Одоевский родился в 1740 году, получил домашнее образование, а затем поступил на военную службу. В чине полковника Одоевский вышел в отставку и много времени проводил в своем подмосковном имении Болшево. Князь Одоевский по воспоминаниям современников относился к типу самых любезных вельмож, слыл «симпатическим аристократом». Одинокий князь прожил долгую жизнь, и до последнего дня находил радость в том, чтобы видеть вокруг себя молодежь и детей. Семейная жизнь самого аристократа сложилась трагически. Князь Одоевский рано лишился жены Елизаветы Николаевны (урожденной Полтевой) и всех детей, кроме одной дочери Дарьи. Она вышла замуж за французского эмигранта де Кенсона, однако судьба нанесла новый самый жестокий удар. В детском возрасте умерли внуки князя, а затем скончалась и сама единственная любимая дочь. В конце жизни Одоевский остался совершенно одиноким, посвятив ее остаток делам благотворительности и помощи нуждающимся.

В 1776 году он основал в Болшево «Убежище бедным», предоставив село с окрестными деревнями в распоряжение попечительного комитета. В память о дочери Петр Иванович также учредил в Москве Дариинский приют и освободил тысячу крестьян от крепостной зависимости в одном из своих владений. В своем московском доме Одоевский также давал кров и образование бедным сиротам. Скончался благотворитель 10 апреля 1826 года и был похоронен в построенной им Космодамианской церкви рядом с дочерью, о чем до сих пор напоминают две могильные плиты внутри болшевского храма. Мемуарист Ф.Ф. Вигель в своих записках сохранил описание внешности и характера князя Петра Ивановича Одоевского: «Он был сухенький старичок, но весьма живой и, как говорят французы, еще зеленый<…> Не знаю, природа ли или искусство дали ему совершенно французскую наружность, хрустальные ножки и какое-то затруднение в выговоре. Но в доме его все напоминало русское барство, и в нем только он один был аристократ». Село Болшево (Большово) было старинной вотчиной Одоевских, в род которых оно перешло от князей Звенигородских. Первое упоминание о деревянной Космодамианской церкви относится к 1585 году.

В дозорных книгах Патриаршего приказа за 1680 год сказано: «Ныне село Большово, Городище тож, в вотчине боярина князя Юрия Михайловича Одоевского Московского уезда, в Бохове стану, <…> в селе большое кладбище есть, а на том месте была церковь во имя Козмы и Дамиана и та де церковь от разорения запустела». Предок благотворителя Петра Ивановича Одоевского князь Юрий Михайлович Одоевский в том же 1680 году восстановил в селе деревянную церковь с тем же посвящением. В архиве московской конторы Синода сохранились сведения о домовой церкви мучеников Хрисанфа и Дарии при доме Александры Тимофеевны Ржевской в Болшево. Деревянный храм с переносным антиминсом был устроен ее отцом при московском доме в приходе церкви Пятницы Божедомской. В 1774 году Александра Тимофеевна получила разрешение от синодальной конторы по причине болезни перевозить антиминс домой церкви Хрисанфа и Дарии на летнее время в Болшево.

После смерти князя Одоевского «Убежище бедным» в Болшево перешло по завещанию Попечительному комитету о бедных. В 1832 году неподалеку от старой церкви комитет построил еще один храм – Спасо-Преображенский. В 1819 году богадельня насчитывала двести человек, но из-за нехватки средств ко второй половине столетия число призреваемых сократилось в пять раз. Пришли в ветхость и здания благотворительного учреждения. К концу 1870-х годов в забвении оказались и обе церкви села Болшева: старая Космодамианская и новая Спасо-Преображенская. В течение десятков лет они не ремонтировались и постепенно разрушались. В 1878 году по решению болшевских прихожан церковным старостой был избран московский фабрикант Сергей Владимирович Алексеев, который купил за несколько лет до этого дачу в Любимовке в трех верстах от Болшево.

Купец С. В. Алексеев – отец выдающегося театрального режиссера Константина Сергеевича Станиславского (настоящая его фамилия Алексеев). В Любимовке Константин Сергеевич провел юные годы, а в 1898 году венчался с Марией Петровной Лилиной в местной Покровской церкви, которая являлась приписной к храму Космы и Дамиана в Болшево. Купец Алексеев скоро стал известен в Болшево и округе как щедрый благотворитель. В 1870-х годах он на свои деньги отстроил заново после пожара целую деревню. Крестьянам он поставил только одно условие – не содержать в деревне кабака. Видя ветхое состояние болшевских церквей, Алексеев согласился взять на себя расходы по обновлению храмов.

21 сентября 1880 года епископ Дмитровский Амвросий совершил освящение возобновленного Космодамианского храма. После молебствия прихожане преподнесли Алексееву по обычаю хлеб и соль, а настоятель церкви – икону в драгоценном окладе. Священник обратился к благотворителю с такими словами: «Бывают в жизни случаи, когда слова излишни, потому что само дело говорит за себя. Ваши добрые дела у всех на глазах <…> В память этого искреннего движения наших сердец, примите от нас, вместе с благодарностью, и этот дар прихожан – святую икону». Живописные окрестности Болшева восхищали московского митрополита Филарета (Дроздова), который сравнивал их с красотой расположения Троице-Сергиевой лавры. Еще в 1830-х годах владыка Филарет посетил своего знакомого Михаила Михайловича Евреинова, жившего на даче в Болшево. Святитель осмотрел Космодамианскую церковь, благословил народ, который собрался вокруг высокого гостя, и отправился на чай к Евреинову. Выйдя на балкон дома Евреинова, святитель Филарет долго любовался видами Болшева и произнес: «Это место живописное».

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь Космы и Дамиана в Болшево



Комментарии и обсуждение


Церковь Козьмы и Дамиана 1786 г., с приделом 1898 г. Храм действующий.

Храм стиля раннего классицизма. Здание кирпичное оштукатуренное с белокаменным цоколем и деталями. Церковь увенчана массивной купольной ротондой. Северный фасад четверика украшен пилястровым портиком тосканского ордера с фронтоном. Аналогично были обработаны северный и западный фасады. Венчающие их фронтоны поднимаются над кровлями позднейших пристроек, в том числе южного придела, сооружённого во второй половине XIX в. Стройная трёхъярусная колокольня современная церкви. В её архитектуре ещё живы отзвуки барокко.