В Писцовой книге 1674 года есть следующие строки: "Против города (деревянной крепости выстроенной в 1536 году), на площади, к Петровскому пруду девич монастырь, а в нем ружная каменная церковь соборная Рождества Христова да в приделе Пречистые Богородицы Владимирские, да в другом приделе священномученика Антипы; соборная церковь и придел священномученика еще не освящены. Церковное всякое каменное строение и двери железные и к окнам решётки, затворки железные и окончины - строенья Кодрата протопопа Успенского Большого собора, что на Москве". Основываясь на том, что главный престол Христорождественского храма в 1674 году ещё не был освящён, краеведы, пишущие о Балахне, обыкновенно датируют его постройку началом 1670-х годов. Однако упомянутый в записи "Кодрат протопоп" (Кондрат Ильин) служил в Успенском соборе значительно раньше. Его имя есть в тарханной грамоте московскому Успенскому собору царя Михаила Фёдоровича. И, кроме того, он фигурирует в "Повести о новоявленных чудесах от образа Богородицы Владимирская в пустыни близ Оранного поля", составленной в 1662 году, но рассказывающей о событиях конца 1620-х - начала 1630-х годов. Удивительно то, что совокупить судьбу протопопа Кондрата, который согласно по сей день бытующему в Балахне преданию, был родом отсюда, с судьбой Христорождественского храма, по-видимому, мало кому приходило в голову.
В статье нижегородской исследовательницы Н.Н. Быхаревой, посвящённой иконам из балахнинской церкви, выдвинуто предположение, что "...церковь Рождества Христова в Балахне строилась во второй четверти ХVII века. Этому предположению не противоречит ряд архитектурно-композиционных и стилистических особенностей храма. Объяснимо и то, почему два престола церкви могли долго оставаться неосвящёнными. Вероятно, лишившись своего покровителя, малочисленный и крайне бедный, судя по документам, монастырь не имел возможностей отделывать все помещения храма, годами довольствуясь службой в одном приделе". Вплоть до приснопамятного 1764 года бытование Христорождественского храма неразрывно связано с историей девичьего монастыря, на территории коего он и находился. Начиная с ХVIII века обитель, в несколько этапов лишаемая государственной поддержки, постепенно приходила в упадок. Сама Балахна в это время тоже переживала если не упадок, то кризис. Соляной промысел иссякал. Высокие пошлины, дороговизна дров, требовавшихся в изрядном количестве при выварке соли, конкуренция новых "соленосных" районов - Пермского и Илецкого, - всё это привело к тому, что во второй половине ХVIII столетия Балахна утратила своё значение главной солеварни страны. Подкосили Балахну и два больших пожара - 1680 и 1730 годов, когда город, почти полностью деревянный, выгорал чуть ли не дотла. Вместе с тем, на фоне упадка соляного промысла в Балахне нарождалось новое градообразующее ремесло - кораблестроение. В 1690-е годы в Балахне сооружали суда для азовских походов, а в дальнейшем - баржи и расшивы, составлявшие основу волжского судоходства.
К концу ХIХ столетия Балахна превратилась в обыкновенный захолустный городок, каких сотнями считалось по всей России. Сообразно захолустному существованию Балахны существовал и Христорождественский храм. Приход его - при весьма значительных размерах самого храмового здания был сравнительно невелик, составляя всего около пятисот человек. Приход, как и прежде монастырь, не обладал большими финансовыми возможностями, благодаря чему облик храма на протяжении столетий оставался почти неизменным. Среди существенных перемен можно выделить лишь две - одну экстерьерную (устройство закрытой галереи вместо открытой паперти) и одну интерьерную (установка в 1801 году нового резного иконостаса, изготовленного попечением купцов Ряхиных, вместо первоначального тяблового). Имелись в Балахне и церковные традиции, связанные с Христорождественским храмом. Так, ежегодно 21 мая, на память Владимирской и Оранской икон Божией Матери, из городского собора в Рождественскую церковь бывал крестный ход.
После революции храм Рождества Христова был закрыт. С 1937 года здесь находились склады Балахнинского горторга, что сыграло отчасти добрую роль: иконостас, загороженный поставленными в несколько ярусов коробками и ящиками, оказался спасён от разграбления. Но всё равно советская эпоха храмовому зданию далась тяжело. Главная утрата той поры - шатровая колокольня, примыкавшая к юго-западному углу церкви. Её разобрали в 1931-м году. Ну и "по мелочи": например не удалось спасти в процессе реставрации до крайности обветшавшее черепичное покрытие глав. Склады находились в храме до 1988 года, а затем, освободившись от "товаров народного потребления", он вернулся к своему первоначальному призванию. Храм Рождества Христова возродился к богослужебной жизни в 1989 году, но его реставрация и хотя бы минимальное благоустройство заняли много времени: церковь-то большая, самая большая в Балахне. Неудивительно, что в новейшую эпоху именно Христорождественский храм стал центральным храмом Балахнинского благочиния. Поскольку этот храм является и поныне главным храмом Балахнинского благочиния, то все наиболее важные события местной церковной жизни совершаются именно здесь. Здесь служит митрополит Нижегородский, посещая Балахну, сюда в первую очередь наведываются представители администрации разных уровней. Между тем излишнего лоска, приглаженности в храме не заметно. Он выглядит так, как и должен выглядеть храм, живущий своей богослужебной жизнью.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №122, 2015 г.