Высокое мастерство показали балахнинцы при сооружении пятиглавой Спасской церкви. Главное помещение церкви вытянуто поперек продольной оси и перекрыто сомкнутым сводом. Средняя глава световая, остальные — декоративные. Пластичный переход к ним от стен четверика дают два яруса кокошников. С запада примыкает трапезная, которая использовалась как зимняя церковь, с двумя придельными престолами, помещавшимися в особых каменных алтарях, перекрытых сводами и выступавших в западных углах внутрь основного помещения.
Церковь построена в 1668 г. на средства балахнинского солепромышленника Г.Е. Добрынина. В 1690 г. церковь сгорела и при восстановлении ее в 1702-1704 гг. главы были покрыты черепицей, а с запада пристроена шатровая колокольня, украшенная цветными изразцами. Хотя она построена на 35 лет позже, но составляет единое целое с церковью. Ни одно из окон всего сооружения с их фигурными кирпичными обрамлениями и кокошниками не повторяется по рисунку, причем мастерами были учтены разные условия их освещенности. В 1957—1962 гг. церковь была реставрирована.
Церковь XVII в. — Спасская — выделяется особым изяществом деталей и изысканностью линий. Ее формы относятся к архитектуре Христорождественской церкви в той степени, в какой ионический ордер мягче и женственнее дорического. Спасская церковь стоит на гряде между Волгой и речкой Нетечей. Здесь на древней Никитинской улице в Кузнечной слободе в XVI в. были две деревянные церкви — Спасская и Никитская. Церковь Никиты была сожжена в 1610 г. во время набега бродячей казачьей банды, и хотя она не была восстановлена, ее именем и сейчас нередко называют каменную Спасскую церковь, построенную в 1668 г. на средства солепромышленника Г. Е. Добрынина. Сначала это была пятиглавая церковь с трапезной, без колокольни. Главы ее были покрыты "немецким" железом, но в 1690 г. во время пожара кровли, главы и кресты "погорели без остатку". В 1702-04 гг. производились восстановительные работы, на отремонтированных главах была уложена глазурованная черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами. В начале нашего века все пять глав были сделаны железными, а многие окна расширены и потеряли свою прежнюю форму. Сейчас, после проведенной в 1962 г. реставрации, Спасская церковь предстает перед нами почти в первоначальном виде, который нарушает только сторожка, пристроенная к ее юго-запад-ному углу.
Помещение самой церкви вытянуто поперек главной оси и перекрыто сомкнутым сводом со световым отверстием под барабаном центральной главы. Четыре угловые главы играют чисто декоративную роль. Интересной и неповторимой особенностью интерьера Спасской церкви были выделенные из ее внутреннего пространства небольшие квадратные помещения в юго-западном и северо-западном углах . Они соединялись с трапезной открытыми проемами в западной стене храма, а для освещения их были пробиты небольшие окна сбоку от южного и северного порталов. Эти помещения предназначались для алтарей приделов, выходивших непосредственно в трапезную. Кроме оригинального интерьера, Спасская церковь замечательна красотой своего внешнего облика. Особую скульптурность ее объему придают ступенчатые ряды кокошников, венчающих стены и создающих пластический переход к главам.
В этом сооружении стиль русской архитектуры XVII в. нашел свое полное выражение. Это поистине классический образец завершающего этапа в развитии искусства Московской Руси. При всем богатстве профилированных кирпичных украшений, они применены здесь настолько тактично и так органически сочетаются друг с другом, что у зрителя никогда не возникает мысль, что та или иная деталь может оказаться лишней и ненужной в общем музыкальном строе. Нигде не нарушается связь и соподчинение элементов. Как все отдельные части здания, так и мелкие части этих частей и любой отдельно взятой детали находятся точно на определенном, предназначенном для них месте: все связано друг с другом, детали вырастают одна из другой свободно и естественно, как вырастают кристаллы.
Безвестные балахнинские мастера показали здесь полное владение кирпичом как строительным и декоративным материалом. Поистине неистощима изобретательность и фантазия, проявленные в декорировке оконных обрамлений Спасской церкви, — во всем сооружении нет двух одинаковых наличников окон, причем характер и богатство их пластической обработки вытекают из места, занятого каждым из них в композиции сооружения. Большие окна над входными порталами выделаны особенно богато профилированной широкой рамой, объединенной со средней парой лопаток. Такими же мощными пластическими аккордами выделяются и композиционные центры южного и северного фасадов. Мастера-зодчие приняли во внимание и различные условия освещенности обоих фасадов — детали южной стены имеют значительно более мелкие членения, которые при солнце хорошо подчеркиваются падающими тенями; детали на северной стороне церкви крупнее и грубее, так что особенности их построения выделяются и при отсутствии резких теней.
Колокольня, хотя и была построена в 1702 г. — на 30 лет позже, чем церковь, составляет с ней единое целое. Колокольня опирается на четыре угловых столба. Восточная пара их, примыкающая к стене трапезной, несколько смещена с оси здания, а чтобы не было загорожено западное окно трапезной, закрывается часть профилировки портала. Желание совместить при этом центр западной стены колокольни с главной осью всей церкви заставило строителей деформировать прямые углы колокольни, придав ее плану форму ромба. Стройный крутой шатер выделяется по сравнению с нижними ярусами колокольни своими необычно крупными размерами, что придает особую остроту всей объемной композиции. Детали карнизов и оконных обрамлений колокольни нарисованы так же тонко и прочувствованно, как и на фасадах церкви, но совершенно в иной системе пластического построения.
В соответствии с новыми, барочными принципами прежние кокошники заменены рваными фронтонами, в кладке которых выделяются изогнутые по дуге кирпичи, специально формованные и обожженные. Исключительно красив наличник южного окна второго яруса колокольни. Если обычный тип древнерусского оконного обрамления напоминает по форме кокошник — национальный русский женский головной убор, то для южного окна мастер выбрал вариант убора, сходный с короной. Трехлучевой кокошник этого окна по своим очертаниям обладает особым изяществом рисунка. Средний луч его заканчивается небольшим декоративным зеленым изразцом, а прямоугольная рама окна украшена бело-зеленым изразцовым жгутом. Стены колокольни расцвечены многочисленными вставками полихромных изразцов, рисунок и тематика которых обычны для этого времени — разнообразные цветы, сказочные птицы, вазы, барочные картуши. Но подбор красок и тонкость моделировки рельефной формы ставят балахнинские изразцы рубежа XVIII в. на одно из первых мест среди прославленных центров этого производства в России.