Петроградская сторона Санкт-Петербурга с конца XIX века становится самой быстро растущей частью города. Особенно интенсивное строительство развернулось, главным образом, на Каменноостровском проспекте, Песочной улице и набережной Карповки. В XX веке, в послевоенные годы на фоне пострадавшей архитектуры города после Ленинградской блокады, загадочно и, в некотором роде мистически, выглядело обособленно стоящее и при этом величественное здание на набережной Карповки.
Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (наб. р. Карповки, 45; ул. Профессора Попова, 36) расположен настолько удачно на берегу реки Карповки, что он виден со многих ближних и удаленных от монастыря видовых точек, прилегающих к нему кварталов и улиц. Монастырь был задуман как подворье Иоанно-Богоявленской женской монашеской общины, созданной Иоанном Сергиевым (Кронштадтским) в 1899 году в своем родном селе Сура на берегу реки Пинеги. Еще тогда у отца Иоанна появилась мысль о постройке подворья монастыря в Петербурге. Строительство началось на участке земли, пожертвованном отцу Иоанну купцом Симеоном Раменским – председателем общества вспоможения бедным при Владимирской церкви в Кронштадте. С.Г.Раменский пожертвовал для строительства подворья доставшуюся ему по наследству землю, находившуюся в Петербурге на угловом участке реки Карповки. Уже в процессе строительства, в 1901 году, община получила статус монастыря, а подворье стало самостоятельной обителью. Ставрипигия в переводе с греческого – статус, присваиваемый православным монастырям и соборам. Это делает их независимыми от местной епархии, и подчиняются они непосредственно патриарху или Синоду. Ставропигиальный статус является самым высоким.
28 марта 1900 года был рассмотрен проект подворья, составленный епархиальным архитектором Николаем Никитичем Никоновым. Зодчий имел большой опыт строительства церквей и подворий, где им использовались все декоративные возможности строительных и отделочных материалов, в том числе керамики. С учетом доработок в конце лета 1900 года проект получил Высочайшее одобрение.
По согласованному проекту располагавшееся на участке неправильной формы подворье представляло собой сочетание построек разного назначения. Свободная компоновка объемов способствовала особой выразительности силуэта зданий. С западной стороны проектировалась пятиярусная колокольня. При воплощении своего замысла зодчий отказался от оштукатуривания фасадов, а использовал специальный облицовочный кирпич, уложенный в виде полосатой кладки разного цвета, что усиливало художественную выразительность фасада. Купола были отделаны цветной поливной керамикой, изготовленной Миргородской промышленно-художественной школой им. Н.В.Гоголя. Купола с блестящей поливой зеленого, белого и синего цветов вносили особую живописность в облик обители. В оформлении постройки использовались мотивы очень популярного в Санкт-Петербурге в начале XX века русско-византийского архитектурного стиля.
Возведение подворья началось в мае 1900 года и завершилось через два года. К зиме 1900 года работы в храме были доведены до куполов, а в жилых помещениях – до крыши. Весной 1901 года строительство возобновилось до начала зимы, что позволило завершить жилые помещения для насельниц подворья. Так как церковь, устраиваемую на третьем этаже здания, не успели закончить, Иоанн Кронштадтский решил сделать небольшой храм в нижнем этаже здания. Церковь освятили в честь Иоанна Рыльского, небесного покровителя Иоанна Кронштадтского. В ходе строительства обители у Иоанна Кронштадтского появилось желание преобразовать Сурское подворье в самостоятельную обитель и 15 января 1903 года определением Святейшего Синода подворье обратили в самостоятельный женский монастырь, названный Иоанновским в честь Иоанна Рыльского.
Главный престол соборного (верхнего) храма, занимавший два верхних этажа, освятили во имя Святых Двенадцати апостолов. Правый придел - во имя Казанской иконы Божией Матери, левый – во имя Преподобного Андрея Критского и Преподобной Марии Египетской. Двусветный храм украсили тремя резными дубовыми иконостасами, образа для которых написали иконописец Ф.К.Платонов и художник М.В.Нестеров. В алтарной части на восточной стене и двух ярусах окон помещались многоцветные витражи с изображением Христа, Божией Матери, Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов. Многочисленные окна храма были заполнены цветными узорчатыми стеклами (не сохранились). Венчали храм пять необычайной красоты цветных купола с золочеными крестами. Пятиярусная колокольня возвышалась на западной стороне.
На первом этаже располагалось несколько келий для сестер монастыря.На втором этаже главного корпуса под алтарем собора устроили покои основателя монастыря, в которых он останавливался во время посещения Петербурга. Здесь находилось множество великолепных икон и ризы о. Иоанна. Рядом размещались покои настоятельницы и канцелярия.
В 1903 году на Песочной улице было окончено строительство пятиэтажного дома для причта, приюта и желающих жить при монастыре. Фасады этого здания выполнены в той же архитектурной стилистике, что и фасады храма. В марте 1903 года настоятельницей обители становится матушка Ангелина, затем она получает сан игуменьи. В 1907-1908 гг. было возведено четырехэтажное здание по проекту архитектора Н.Н.Никонова. Его сдержанное оформление отвечало характеру построек монастыря. Большинство помещений занимали кельи. Кроме них здесь разместились лазарет, золотошвейная и белошвейная мастерские, типография, большая иконописная мастерская, приют для девочек, просфорная с двумя печами. С восточной стороны монастыря разбили сад, с западной – огород. Первоначально территорию монастыря обнесли деревянным, а позднее каменным забором. В мае 1910 года состоялось торжество закладки часовни, названной в честь Серафима Саровского, а в 1911 году ее освятили.
Комплекс монастырских построек на реке Карповке после завершения строительства становится одним из самых значительных архитектурных церковных построек Санкт-Петербурга. Кроме того, после завершения формирования комплекса, монастырь стал важнейшей градостроительной доминантой в этой части города.
Еще в 1907 году Санкт-Петербургский Митрополит обратился с ходатайством об устройстве церкви в нижней части (склепах) Иоанновского монастыря. «В Хозяйственное управление при Святейшем Синоде. По указу Его Императорского Величества. Святейший Правительствующий Синод слушали:... Приказали: Преосвященный Митрополит С.-Петербургский ходатайствует о разрешении устроить церковь в нижней части здания (в склепах) Иоанновского женского монастыря в С.-Петербурге, с мраморным в ней иконостасом, на средства благотворительницы, пожелавшей остаться неизвестной, по составленному для сего архитектором Никоновым проекту». Разрешение было получено. Вход в усыпальницу был устроен из главного вестибюля. Широкая лестница вела в подвальную часть постройки. Небольшое помещение храма, как и всей подвальной части, перекрывали массивные своды. Стены, столбы, колонны, обработанные белым полированным мрамором создавали особую атмосферу почитания. Гробницу Иоанна Кронштадтского установили с правой стороны от алтаря. Храм-усыпальницу освятили в честь святого пророка Ильи и святой царицы Феодоры, покровителей отца и матери о. Иоанна Кронштадтского.
Личность Иоанна Кронштадтского (настоящее имя Иоанн Ильич Сергиев; 19.10.1829-20.12.1908), чье имя носит созданная им обитель, неразрывна не только с историей православия России в XIX-XX вв., но также связана с историей российского монашества и благотворительности. 12 декабря 1855 г. И. Кронштадтский был рукоположен в священники к Андреевскому собору в Кронштадте, в котором и прослужил 53 года до самой кончины. Скончался он в Кронштадте 20 декабря 1908 года. Тело было доставлено из Кронштадта на санях по льду в Ораниенбаум, далее в траурном салон-вагоне на Балтийский вокзал и доставлено в Иоанновский монастырь на Карповке. Здесь о. Иоанн Кронштадтский нашел свое успокоение 23 декабря 1908 года. Над его могилой была положена массивная мраморная плита с изображением креста, Евангелия и резной митры из мрамора. Могила пользовалась всеобщим почитанием – у нее молились члены царствующего дома, многие тысячи богомольцев со всех концов России. Еще при жизни Иоанна Кронштадтского монастырь достиг своего расцвета. Батюшка любил называть себя «Божией милостью строитель Иоанновского монастыря».
Судьба обители после событий 1917 года находится в ряду трагических судеб многих храмов, церквей и монастырей России, но имеет и отличные от них исторические особенности. Секретным постановлением Петрогубисполкома от 25 мая 1923 года монастырь надлежало закрыть и использовать его строения «под общественные нужды». Но в этом монастыре находилось захоронение Иоанна Кронштадтского и именно этот факт не давал новой власти принять окончательное решение. Было ходатайство протоиерея «выдать гроб покойного о.Иоанна для перезахоронения и погребения на одном из кладбищ Петрограда или его пригородов в ряду других умерших граждан; а также указать, как это сделать тайно, без оглашения, или открыто». Однако перезахоронение так и не было произведено.
Искусствовед НРФ «МИР» Р.А.Миропольская, https://www.nrfmir.ru/ru/content/ioannovskiy-zhenskiy-monastyr