ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ваулово. Успенский Вауловский скит.

Вауловский скит - Архиерейское подворье


Ваулово. Успенский Вауловский скит
Скит. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год основания:не ранее 1903.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, Тутаевский район, п/о Столбищи, ц/у Ваулово, ул. Монастырская, д. 2

Координаты: 57.852631, 39.318627
Проезд:автобус Тутаев - Осташево (остановка Ваулово)





Успенский Вауловский скит, Успенский Вауловский скит. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней.<br>, Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Успенский Вауловский скит. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2017
Успенский Вауловский скит, Келейный корпус с домовым храмом св.Иоанна Кронштадтского.<br>, Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Келейный корпус с домовым храмом св.Иоанна Кронштадтского.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2017
Успенский Вауловский скит, Успенский Вауловский скит. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.<br>, Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Успенский Вауловский скит. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2017
Успенский Вауловский скит, , Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 августа 2017
Успенский Вауловский скит, , Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
29 августа 2019
Успенский Вауловский скит, , Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
29 августа 2019
Успенский Вауловский скит, , Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
29 августа 2019
Успенский Вауловский скит, , Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
29 августа 2019
Успенский Вауловский скит, , Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
29 августа 2019
Успенский Вауловский скит, , Ваулово, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
29 августа 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


УСПЕНСКИЙ СКИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИОАННОВСКОГО МОНАСТЫРЯ, 1903 – 2003

Из письма святого праведного Иоанна Кронштадтского к игумении Леушинского
монастыря Таисии:

"Ваулово и его первые владельцы

Старинное село Ваулово Романова-Борисоглебского уезда Ярославской губернии с начала ХУ1 века принадлежало знаменитому дворянскому роду Алябьевых. Первый из известных нам представителей этой фамилии, Александр, приехал из Польши к великому князю Московскому Василию Ш и был пожалован имениями в Муромском уезде. Его внук Венедикт по прозванию Голова в жалованных грамотах под 1573 годом именуется «Голова Афанасьев сын Алябьев», а его дети «писаны в детях боярских» по тому же городу Мурому. В дальнейшем род числился уже по Ярославской губернии.

Алябьевы не случайно избрали Ваулово местом устроения своей усадьбы: село располагалось недалеко от Волги, в одиннадцати верстах от древнего города (или посада) Романова, названного так в конце ХШ века по имени его основателя святого благоверного князя Романа Угличского (название Романов-Борисоглебск город получил лишь в 1822 году). Изначально Романов строился как небольшая крепость, а позднее превратился в тихий живописный волжский городок с великолепными храмами, над созданием и украшением которых работали лучшие мастера ярославской художественной школы. Его отвесно спадающие к Волге берега летом покрывались ковром густой травы, сохранявшей свой ярко-зеленый цвет благодаря множеству подземных ключей.

Село Ваулово тоже расположено в живописной местности. Раскинувшееся в низине, оно окружено холмами и тенистыми рощами. Истинным украшением его является небольшая речка Вздержиножка (или Сдержиножка, как по-своему называл ее отец Иоанн Кронштадтский) с заросшими кустами берегами и переброшенным через нее мостиком.

Один из первых владельцев Ваулова, князь Василий Яковлевич Алябьев, построил в селе деревянную церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1729 году она сгорела, и спустя двадцать лет на ее месте племянник князя полковник Афанасий Иванович Алябьев построил новую – каменную, двуглавую, в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом в честь Святителя Николая Чудотворца. Освятили ее в 1751 году. Спустя несколько лет, в 1767 году, в Ваулове появилась теплая зимняя одноглавая церковь во имя преподобного Александра Свирского. Устроителем ее был племянник Афанасия Ивановича поручик Василий Алексеевич Алябьев. Вблизи этой церкви Алябьевых и хоронили (могилы их не сохранились).

Последний владелец Ваулова, граф Владимир Павлович (1833 – 1908), был правнуком участника Семилетней войны (1756 – 1763), автора нескольких исторических трудов, в том числе «Записок капитана Якова Яковлевича Мордвинова. Журнал о походах в Соловки и на Валаам остров», собирателя известной коллекции рукописных повестей и романов – Я. Я. Мордвинова, и сыном Павла Ивановича и Анны Владимировны Мордвиновых.

Оказавшись единственным наследником огромного родового состояния, Владимир Павлович особое внимание уделял своим владениям в Ярославской губернии и в особенности Ваулову, которое любил с детства. Там он начал и успешно завершил обновление давно обветшавших церквей. В 1884 году в церкви во имя преподобного Александра Свирского его тщанием были сооружены новый престол и жертвенник, исправлен купол и вновь вызолочен крест. В одном из сохранившихся документов Ярославской Духовной Консистории говорится:

Указом Ярославской Духовной Консистории на имя благочинного – протоиерея Р.-Борисоглебского Воскресенского собора Петра Юрцева…объявлено из нас мне, священнику села Ваулова Павлу Зефирову, о последовавшем со стороны Его Высокопреосвященства 4 июня 1885 года за N 3948 архипастырском разрешении на производство, согласно ходатайству содержателя церквей села Ваулова, владельца сего села действительного статского советника Владимира Павловича Мордвинова, наружных и внутренних исправлений церковной главы… на зимней теплой церкви во имя преподобного Александра Свирского, с тем чтобы по окончании исправлений о последующем было донесено местным священником и церковным старостой.

Означенные церковные работы ныне приведены к окончанию:

1. Церковная глава исправлена заново как внутри, так и снаружи, причем внешний вид ее сохранен со всею точностью … .

3. Бывший некогда вызолоченным старинный, кованого железа, фигурный крест на церковной главе по исправлении тех частей, которые найдены были поврежденными, а также служащие для прикрепления сего креста к самой главе железные цепи ныне вновь вызолочены с употреблением для таковой позолоты клейменного лаборатории Министерства финансов листового червонного 95-й пробы золота, имеющего в каждой книжке оного весу по одному золотнику.

Поднятие означенного креста на церковную главу состоялось 11 числа сентября месяца, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Божественная литургия, а предварительно оной – водоосвящение, совершены были в храме во имя преподобного Александра Свирского, причем на Литургии вслед за сугубой ектенией возглашена была ектения о упокоении душ усопших рабов Божиих храмоздателей в веси сей и сродников их, блаженных ктиторов и благодетелей святого храма сего и всех служивших в нем священноиереев, священнодиаконов и чтецов. По отпусте Литургии учинено было освящение обновленного креста ... .За сим последовал вокруг того же храма крестный ход с предношением имевшего быть поднятым на главу креста и при пении ирмосов праздничного канона Крест начертав, Моисей… Пением тех же ирмосов, а также стихир самогласных, положенных на целование честного креста сопровождалось и самое утверждение креста на церковной главе, после чего перед храмом было благодарственное Господу молебствие с пением на Бог Господь взамен тропаря Богородице, христианом Помощнице тропаря Спаси, Господи, люди Твоя и с провозглашением, во-первых, многолетий Государю Императору и всему царствующему Дому; Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Святейшим Патриархам православным Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому; господину нашему Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, со всею его богохранимою паствою; во-вторых, вечной памяти тем лицам, о коих было вознесено заупокойное моление на Литургии по сугубой ектении, и наконец в-третьих, многолетия благоверным Правительствующему Синклиту, военачальникм, градоначальникам и всем православным христианам.

Указом Ярославской Духовной Консистории на имя блаженного протоиерея Р.-Борисоглебского Воскресенского собора Петра Юрцева от 22 мая прошлого, 1884 года за N 2985 объявлено было нам, священно- и церковнослужителям, о последовавшем со стороны Его Высокопреосвященства в 16-й день того же мая архипастырском разрешении на сооружении, согласно ходатайству содержателя церквей села Ваулова, владельца сего села действительного статского советника Владимира Павловича Мордвинова, в… зимней теплой церкви во имя преподобного Александра Свирского новых престолов и жертвенника, с тем, между прочим, условием, чтобы верхние доски прежних престолов и жертвенника, буде таковые окажутся годными к употреблению, не были уничтожены, а оставлены были в церкви на хранение впредь до того времени, когда представится возможность написать на них иконы для поставления их в храме села Ваулова.

О том, что верхние доски старых престолов, как оказавшиеся годными к употреблению, оставлены были на хранение в церковной ризнице, было уже донесено… Духовной Консистории… Ныне с помощью Божией на упомянутых досках написаны: на доске бывшего жертвенника – икона Божией Матери «Знамение», в точную меру и подобие подлинной чудотворной иконы, находящейся в иконостасе Знаменского собора в Новгороде; на доске бывшего престола – икона Господа Вседержителя, сидящего на Престоле, с помещенного в книге первой «Христианских древностей» (изд. Прохорова) рисунка, снятого Зильценбергом с мозаичного изображения, находящегося в Софийском соборе в Константинополе.

Обе означенные иконы, писанные под смотрением профессора исторической живописи Феодора Григорьевича Солнцева петербургским живописцем Константином Лонгиновичем Барковым, помещены в новых деревянных позолоченных рамах в Успенской церкви села Ваулова, в церковной трапезе, на западной стене храма, над входными дверями; более же пригодного для поставления сих икон места в вауловском храме не оказалось. На сооружение упомянутых икон и следующих к оным рам никаких расходов церковных сумм произведено не было.

Настал и сам день торжества Православной Церкви Российской – 6 апреля 1885 года. Утро было светлое. Восходившее на небосклоне во всей исполненной величия красе весеннего своего блеска солнце присутствие своим возвещало, что и оно, со своей стороны, является вместе с верующими на земле воздать подобающую честь и поклонение святым и равноапостольным трудникам на ниве Христовой. С 9 часов утра раздался на колокольне Успенской церкви благовест к Литургии. В сем же храме было приступлено к совершению водоосвящения. Около половины десятого часа собрались в ту же церковь воспитанники Вауловской сельской школы, народ и соседний помещик Владимир Николаевич Шмаков с сыном и шурином. По окончании водоосвящения последовал из Успенской церкви крестный ход в Александро-Свирскую церковь, в которой предстояло совершение самой Литургии. Шествие направлялось по прямой, соединяющей два названных храма. На расстоянии ста саженей дороге. Снегу было еще очень много, и серединою дороги, по насту могли идти только дети. Все же прочие лица, как с иконами, так и без оных, должны были идти друг за другом по валикам, коими обложена была дорога с обеих сторон. Впереди всех шел один из учеников школы, неся возженный фонарь. За ним несены были хоругви, выносной крест, икона Божией Матери в выносной раме, образ Воскресения Христова, местночтимая Грузинская икона Божией Матери. Далее шли двое учеников Вауловской школы с возженными свечами. За ними несены были иконы: явления Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому и вновь сооруженная икона святых Мефодия и Кирилла. Священник с крестом и псаломщик шли в белых праздничных облачениях.

Как самый храм Успения Пресвятой Богородицы, так ивесь путь от означенного храма к Александро-Свирской церкви окроплены были святою водою. Во время шествия, после положенного начала Благословен Бог наш, петы были Христос воскресе – трижды и все ирмосы пасхального канона. При пении 9-й песни – Светися, светися… крестоход вступил в Александро-Свирскую церковь. Трезвон колоколов в продолжение всего шествия производим был с колоколен обеих вауловских церквей. Вслед за размещением икон на предназначенных местах началось освящение храма полным освящением и чтение часов. Благовест церковный проджолжался на колокольне Александро-Свирской церкви.

Было уже свяше половины одиннадцатого часа утра, когда началось совершение самой Литургии.Церковь была переполнена молящимися. По пропетии причастного стиха петы были стихиры на Хвалитех из службы 11 мая святым Мефодию и Кириллу, а по отпусте Литургии прочитана были Послание Святейшего Синода чадам Святой Соборной и Апостольской Церкви Российской и Слово на день 6 апреля 1885 года, составленное протоиереем Никитиным и изданное Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви… С особенным умилением слушали предстоявшие чтение послания Святейшего Синода; у многих из слушателей на глазах были видны слезы.

После того в том же порядке, как и перед началом Литургии, был совершен вторичный крестный ход. Выход из храма и обход оного вокруг сопровождаемы были пением тропаря Яко апостолов единонравнии. На всех четырех странах крестный ход был останавливаем для совершения литии. За сим перед южной стеной того же храма, на открытом дворе, совершено было молебствие, к которому вынесены были из церкви два аналоя в белых праздничных одеяниях. На один из них возложены были Евангелие и крест, на другой – икона святых Мефодия и Кирилла. Молебен отпрален был благодарственный с приложением тропаря и канона святым Мефодию и Кириллу и с пением вместо песни Тебе Бога хвалим славословия великого. Многолетия провозглашены были:
1) Государю Императору и всему царствующему Дому, по обычаю;
2) Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Святейшим Патриархам православным: Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому;
3) Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, со всею его богохранимою паствою;
4) учащим и учащимся;
5) благоверным Правительствующему Синклиту, военачальникам, градоначальникам и всему христолюбивому воинству и всем православным христианам.

Погода была прекрасная. Полуденные лучи весеннего солнца, согревая окружающую природу после суровой зимы, вливали особую теплоту в сердца молящихся, а блестящая игра сих лучей на белых одеяниях и на художественных украшениях иконы святых Мефодия и Кирилла невольно производили отрадное впечатление: золотые крестики, коими испещрено было поле означенной иконы, представлялись огненными языками, среди которых стояли как бы совершенно живые и исполненные веры и надежды угодники Божии, свидетельствовавшие, что, несмотря ни на какие препятствия, слово, исходящее из уст их, воспламенит любовью ко Христу сердца многих людей и соделает для них ясными пути к достижению Царствия Небесного. Клейма же иконы, в разноцветных красках своих, являлись радугой, окружавшей равноапостольных подвижников, сияющих при блеске учения Христова, и влагавшей, по обетованию Божию, в сердце каждого упование на то, что для всех немощных не будет более потопа в грехах их, если только сами они воспользуются светозарным благовестием первоучителей славянских и оплодотворят оное в сердцах своих.

По окончании молебствия крестный ход в прежнем порядке, под звон колоколов с обеих колоколен направился от Александро-Свирской церкви по всему селу Ваулову. В продолжение шествия пелись попеременно пасхальный эксапостиларий Плотию уснув… и стихиры Да воскреснет Бог… и проч. Путь и все лежавшие на оном усадебные строения и причтовые дома и службы снаружи, а помещение Вауловской школы, пред оторой шествие останавливалось для отправления литии, не только снаружи, но и внутри были окроплены святой водой. По обратном внесении икон в Успенскую церковь произнесены были здесь сугубая эктения и отпуст, после чего все прикладывались к кресту. Все служение окончилось в исходе второго часа пополудни.

В помещении сельской школы особого молебствия отправлено не было, как по той причине, что незадолго перед тем, именно 2-го апреля, уже совершено было там молебное пение, так и в виду предстоящего в непродолжительном времени окончания учебных занятий, завершаемых по принятому порядку благодарственным молебствием.

Успенский скит и протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)"

В. П. Мордвинов прожил 75 лет. Несмотря на то, что его последние годы были омрачены тяжелой болезнью (опухоль мозга), он продолжал приводить в порядок и архив, и имения, в том числе ярославское. К началу 1903 года он принял решение подарить Ваулово С.-Петербургскому Иоанновскому монастырю, созданному трудами протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Иоанна Ильича Сергиева, с которым был давно знаком.

Возрождение

В 1997 году на месте скита по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (ныне пребывает на покое) был организован православный приход во имя преподобного Александра Свирского. Старостой его стала Анна Никандровна Лихоманова, позднее принявшая монашеский постриг с именем Иоанна. Общими усилиями всех членов прихода был восстановлен один из уцелевших домов и при нем устроена домовая церковь в память основателя и покровителя Успенского скита – святого праведного Иоанна Кронштадтского. Приход содержится за счет частных пожертвований и небольшого подсобного хозяйства с огородом и несколькими коровами. При приходе действует воскресная школа. Из тутаевского Воскресенского собора по праздникам и воскресным дням приезжают священники и совершают богослужения. Уставные службы, кроме Божественной литургии, вычитываются ежедневно. Ученики тутаевской православной школы имени святого праведного Иоанна Кронштадтского были в Ваулове первыми молитвенниками и первыми же трудниками. Они привели в порядок сохранившиеся здания и расчистили липовую аллею.

Проведены раскопки частично уцелевшего фундамента церкви преподобного Александра Свирского. Эти раскопки и сохранившиеся фотографии храма позволили архитектору Владимиру Медведеву выполнить проект его восстановления.

В оживающем Ваулове 28 августа 1998 года прошел первый православный детский сбор. Дети из школ Тутаева, Рыбинска, Курбы, из сел Норского и Покрова возродили традицию вауловских крестных ходов. На расчищенных руинах храма преподобного Александра Свирского была совершена праздничная Литургия. После этого крестный ход прошел от Ваулова до Артемьева, где на месте разрушенного храма был установлен памятный крест. С тех пор детские праздники на Успенье Пресвятой Богородицы стали ежегодными, на них собирается множество детей со всей округи.

В настоящее время в Ваулове проживают восемь сестер. При них в последние три года на попечении общины живут дети из трудных семей. Здесь они обретают покой и уют, ласку и тепло. Община много и успешно взаимодействует со школой села Столбицы. Учителя часто привозят детей в Ваулово, где они участвуют в общих трудах и богослужениях. Сестры тоже нередкие гости в школе. Сложился обычай вместе праздновать Пасху, Рождество Христово и другие великие праздники.

Торжественно празднуются в Ваулове дни памяти Небесных покровителей этого святого места – святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Александра Свирского. Владыка Михей имел обычай в день памяти преподобного Александра Свирского совершать торжественное богослужение в Ваулове, а в день памяти святого основателя скита совершал Божественную литургию в Тутаеве, где находится школа имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, а в Ваулово приезжал совершать торжественный молебен.

Издательство «Отчий дом», Москва 2003, В составлении текста принимали участие: иеромонах ВЕНИАМИН (Лихоманов), Монахиня ИОАННА (Лихоманова), И. А.ВАСИЛЬЕВА, Е. В. ГРИДНЕВА, Т. В. КОЛБАСОВА, К. В. КОНЮШЕВ, Л. И. КУЗЬМОВА, Л. В. НИКОЛЕНКО, С. Б. СЕМЕНОВА

Прим. модератора: В 2007 году в обители начали восстанавливать храм в честь Успения Божьей Матери. Внешний вид воссоздан по облику прежнего.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 августа 2024

Протоиерей Кронштадтского Андреевского собора Иван Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский), уже при жизни почитался русским народом как святой, по молитвам которого совершались многочисленные чудеса духовного и телесного исцеления. Отец Иоанн много путешествовал по России, ежедневно совершая богослужения. Проплывая на пароходе по Волге, он неоднократно останавливался в Романово-Борисоглебске. А летом 1903 года впервые посетил село Ваулово, находившееся в 10 километрах от города. Причина его поездки состояла в осмотре родового имения сенатора Мордвинова, подарившего свое поместье недавно созданному в Петербурге Иоанновскому монастырю. Отец Иоанн, принимавший непосредственное участие в создании монастыря, планировал устроить в Ваулове скит, где могли пребывать на покое престарелые и больные монахини.

Благодаря опубликованным очеркам и рисункам художника Сергея Васильевича Животовского, сопровождавшего отца Иоанна, сохранилась живая картинка прекрасного пейзажа вауловских окрестностей:

«Дорога идет по гористой, в высшей степени живописной местности. Тенистые рощи сменяются богатыми нивами. Целое море созревшего хлеба колышется с левой и правой сторон дороги. Высокие ветряные мельницы с полуободранными недавней бурей крыльями стоят на пригорках. За ними виднеются богатые избы зажиточных крестьян. Не избы, а хорошенькие дачки с узорчатыми окнами и крылечками и нередко с железной крышей. Да и неудивительно, потому что хозяева большей частью занимаются торговлей в Петербурге или Москве. Только семьи их живут здесь.

Но вот среди зеленой рощи показались две белые старинные церкви, такая же белая колокольня и большой барский дом. Это и есть Ваулово, бывшая собственность сенатора Мордвинова...»

Село Ваулово с XVI века принадлежало дворянскому роду Алябьевых (портреты владельцев имения хранятся в Ростовском музее). На их средства были построены две небольшие каменные усадебные церкви: Успения Пресвятой Богородицы (1751 г.) и во имя преподобного Александра Свирского (1767 г.). Затем, в качестве приданого, имение отошло к знатному княжескому роду Урусовых, а потом по наследству досталось семье дворян Мордвиновых.

Последний владелец Ваулова граф Владимир Павлович Мордвинов, получив блестящее образование и достигнув чина действительного статского советника, вышел в отставку в 1855 году. В личной жизни он был несчастлив и бездетен. Его четыре сестры тоже были бездетны. Оказавшись единственным владельцем огромного состояния, Владимир Павлович решил большую его часть, в том числе и Ваулово, передать на благотворительные нужды. С этой целью он стал приводить имение в порядок, и в первую очередь обновил обе церкви.

Примечательно, что новые иконы были заказаны профессору исторической живописи Федору Григорьевичу Солнцеву. А на новой колокольне Александро-Свирской церкви были установлены 14 колоколов, настроенных самим протоиереем Аристархом Израилевым, известным на всю Россию звонарем и духовным композитором. И теперь жители Ваулова и окрестных деревень могли слушать не простые колокольные звоны, а музыкальные, например «Коль славен наш Господь в Сионе или «Боже, царя храни».

Для Успенской церкви В.П. Мордвиновым была заказана икона Божией Матери «Благодатное небо» (список иконы московского Архангельского собора, что в Кремле) и освящена в петербургском доме В.П. Мордвинова священником подворья Леушинского монастыря Евгением Иерусалимским, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне сохранившейся до наших дней иконы.

12 сентября 1903 года по указу императора Николая II имение было принято в дар с утвержденным названием: Вауловский Успенский женский скит С.-Петербургского Иоанновского женского монастыря. Настоятельницей Иоанновского монастыря была игумения Ангелина, а заведующей нового скита была назначена монахиня Евпраксия, приходившаяся игумении родной теткой.

Вскоре в новом скиту появляются монастырские постройки: дома для сестер и причта, больница, богадельня, гостиница для богомольцев и хлебопекарня. Увеличился скотный двор, в прудах стали разводить рыбу, была устроена пасека.

Священником в Вауловский скит был назначен иерей Михаил Сретенский. Именно он и стал главным вауловским пчеловодом, недаром его ласково называли «медовым батюшкой». В бытность учебы в Ярославской Духовной семинарии он окончил курсы по пчеловодству, а потому, приехав в Вауловский скит, устроил незамедлительно пасеку на 60 ульев. Один улей, как рассказывали старожилы, был сделан из прозрачного стекла специально для отца Иоанна, который любил, отдыхая в Ваулове, наблюдать за пчелами.

Ваулово стало для отца Иоанна приютом отдохновения от бесчисленных забот и многочисленных почитателей. В одном из писем он писал домой в Кронштадт:

«Здесь дивная красота природы. Но в духовном отношении храмы Божии здесь - первая красота. Они и выстроены в доброе старое время весьма архитектурно по изящному вкусу бывших помещиков-князей. Внутреннее изящество храмов великолепное, порядок во всем образцовый. Я служу ежедневно, причащаюсь, и монахинь и мирян причащаю часто. Луга, леса - загляденье, рай земной. Благодарю Господа, даровавшего нам этот земной рай. Он краше вашей Тарховки в сто раз, если не больше. Монахини все за послушанием; поют стройно и умилительно. Есть монастырский скот; куры, козел и коза, лошадки. Гуляю вдоволь каждый день; езжу в экипажах подышать ароматным воздухом. Сообщение скита с столицей удобное».

Спустя некоторое время для батюшки был построен деревянный двухэтажный домик, а в саду за домом была устроена беседка, которую он называл «мое уединение».

В Ваулове отец Иоанн бывал ежегодно, особенно после перенесенной им тяжелой болезни в 1906 году. К весне 1908 года он стал совсем слаб и почти не покидал Кронштадт. Прощальную поездку на родину в Суру пришлось отменить, но побывать в Успенском скиту было насущно необходимо.

«Я прибыл в Ваулово всего за трое суток, - сообщал он в письме своей духовной дочери настоятельнице Леушинского монастыря игумении Таисии. - Переезд для меня был мучителен: холодно было, как зимой... Но как ни как, а я в Ваулове, прекрасном как рай Божий. Вся растительность в полной красе и благоухании».

Целебный здешний воздух и душевный покой пошли батюшке на пользу и спустя несколько дней он пишет домой: «Я начинаю чувствовать себя лучше с каждым днем. И действительно, местность здесь так хороша, что для восстановления физических сил не нужны никакие другие дачи или заграничные курорты».

В Ваулове отца Иоанна навестил его давний знакомый архимандрит Игнатий, настоятель Антиохийского подворья в Москве, который приехал специально послужить с кронштадтским пастырем в скитской Успенской церкви. А 28 июля в Вауловский скит приехал архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон. Здесь, в Ваулове, состоялась встреча двух будущих святых и здесь отец Иоанн предсказал патриаршество святителю Тихону. Монахиня Арсения, присутствовавшая при их встрече, рассказывала, что «когда им были поданы два кресла, они сели, а потом батюшка вдруг встает и говорит:

- Владыко, пересядьте на другое кресло. Ваше место - патриаршее». Интересные воспоминания о пребы вании отца Иоанна в Ваулове оставил епископ Арсений (Жадановский), также побывавший в Ваулове летом 1908 года:

«...Время, проведенное мной у отца Иоанна в Ваулове, я считаю дорогим, счастливым и исключительнейшим в моей жизни. Здесь мне пришлось видеть великого пастыря Домашнем быту, изучить его характер и настроение. Прежде всего, он отличался гостеприимством: за его обеденным столом располагались все приезжие гости. Меня отец Иоанн усаживал около себя и усердно угощал. Однажды я ему сказал: «Батюшка, Ваш прием и ласка напомнили мне родной дом и родителей, недавно умерших. Бывало, приедешь к ним на каникулы после трудных экзаменов и начнут подкреплять тебя всякими яствами». Батюшка приятно улыбнулся на это....

«Как предохранить себя от самомнения и превозношения?» - продолжал Я спрашивать батюшку. В ответ он взял с письменного стола Библию и прочитал раскрытую страницу из четырнадцатой главы Книги пророка Исайи, где говорится о низвержении с неба за гордость первого ангела. Возвращая затем книгу на место, отец Иоанн сказал: «Часто я прибегаю к чтению сей Боговдохновенной речи и дивлюсь ужасному падению Денницы. Как легко чрез высокоумие ниспасть до ада преисподнего! Воспоминание о гибели предводителя бесплотных чинов весьма предохраняет меня от тщеславия и смиряет гордый мой ум и сердце». Тогда же заметил я изношенность листка читаемой главы. Мне показалось даже, будто батюшка всегда держит на столе Библию раскрытой на указанном повествовании пророка, что произвело на меня неизгладимое впечатление.

«А как спасаться от дурных помыслов и чувств?» - осмелился я далее предложить вопрос великому пастырю. «Это наша общая человеческая немощь», сказал он. - Крепкая любовь к Спасителю и постоянное духовное трезвление предохраняют от нечистоты. Предохраняют, говорю, но не спасают; спасает же единственно благодать Божия. Вот и я, старый человек, а не свободен от скверны. Правда, днем, совершая Божественную литургию и следя за собой, почти не испытываю ничего дурного, но за сон не ручаюсь. Иногда враг представляет такие отвратительные картины, что, проснувшись, прихожу в ужас, и стыдно мне делается».

Так батюшка укорял себя, да и вообще, когда я ему исповедовался, считал мои немощи как бы своими собственными. Укажу грех, а он скажет: «И я тем же страдаю», затем уже предложит совет.

Во время нашей беседы отец Иоанн пожаловался, между прочим, на свою мучительную болезнь: «Трудно здоровому представить, как невыносима боль при моем недуге, нужно большое терпение». На прощание я просил батюшку благословить меня, что светильник Божий с любовью исполнил, истово оградив тем крестом, который был на моих персях, а затем подарил мне много своих вещей: подушку, одеяло, верхнюю рясу, смену белья, портрет с собственноручной подписью и последний выпуск дневника...» Отец Иоанн покинул Ваулово 5 августа, это было последнее пребывание в «раю земном», предстоял путь в рай небесный.

Память об отце Иоанне сохранялась и посию пору сохраняется в этом святом месте. Заступничеством великого праведника и его молитвами Ваулово стало воскресать после советского безвременья и последовавшей мерзости запустения. Здесь снова живет община сестер во главе с игуменией Дамианой. Восстановлен дом для общежития сестер с домовым храмом во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, а в 2011 году была освящена заново отстроенная церковь Александра Свирского.

Возобновлены вауловские крестные ходы. Насельницы монастыря ежедневно с пением молитв проходят по окрестностям Ваулова к памятному кресту, установленному в конце липовой аллеи, разбитой при жизни отца Иоанна. По преданию, липовые саженцы были посажены монахинями в конце лета, и чтобы липы прижились, сестры попросили отца Иоанна помолиться. Тенистая липовая аллея - одно из украшений и святых памятных мест нынешнего Ваулова. Сестры говорят, что осенью во время крестных ходов и грибы здесь частенько находят - от отца Иоанна утешение. Придут после крестного хода, грибы на кухню, вот тебе и супчик постный.

Благодать этого места особо ощущается по возвращении в Ваулово чудотворной иконы Божией Матери «Благодатное небо». Икона эта, написанная на металле, была в числе прочих икон передана «на утилизацию» на один из Тутаевских заводов и чудом уцелела. По просьбе прихожан тутаевского Воскресенского собора она была возвращена верующим и до 2007 года находилась там, почитаемая как чудотворная. Возле этой иконы любили молиться не только отец Иоанн Кронштадтский, но и архимандрит Павел Груздев, Доживавший на покое в сторожке около собора.

Приезжают сюда помолиться паломники из других городов Тутаева, Ярославля, Рыбинска и даже Петербурга, особенно 19 марта - в день празднования иконы «Благодатное небо». И, конечно, 2 января, день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, небесного покровителя Ваулова - тоже один из главных праздников.

Будем надеяться, что по молитвам батюшки будет восстановлен Успенский Вауловский скит и заблистает во всей своей райской красе.

Статья Ольги Тишиновой «Я в Ваулове, прекрасном, как рай Божий» в журнале «Углече Поле», № 17, 2013 г., стр. 140-145.



Комментарии и обсуждение


13 мая 2013 года Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин принял участие в посадке деревьев на территории Вауловского Успенского женского скита.

Вауловский Успенский скит был основан св. прав. Иоанном Кронштадтским в 1903 году. 13 мая посадкой 110 деревьев было положено начало празднования 110-летнего юбилея скита.

Мероприятие началось с пасхального молебна у памятного креста в липовой аллее, посаженной еще при святом праведном Иоанне Кронштадтском, который возглавил Преосвященнеший Вениамин, епископ Рыбинский и Угличский, в сослужении настоятеля Воскресенского собора иерея Василия Мозякова. На празднике присутствовал глава АТМР Левашов Сергей Анатольевич.

При жизни св. прав. Иоанна Кронштадтского в Ваулове была посажена липовая аллея, именно она была продолжена посадкой молоденьких лип участниками акции. Первые саженцы посадил Владыка Вениамин. Вместе с Владыкой сажали молодые липы и кедры благочинный Романово-Борисоглебского округа иерей Василий Мозяков, глава тутаевского муниципального района С.А. Левашов, ветераны спорта, учащиеся и педагоги Православной школы им. святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Тутаева (Романова-Борисоглебска), школ сёл Столбищи и Емишево.

Инициатором и организатором посадки выступил педагог дополнительного образования тутаевского «Дома природы» Игорь Алексеевич Упадышев, он является членом общественного объединения «Юный лесовод».

Между монастырскими корпусами было посажено 3 ряда берез и рябин. А у храма – молоденькие пихты. Все посаженные деревца Владыка окропил святой водой.

Источник: сайт Рыбинской епархии http://rybeparhia.ru/news-459.html

18 июня 2013, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.