Храм Знамения Пресвятой Богородицы, возведённый боярином И. Ф. Волынским в конце ХVII века в родовой вотчине Губайлово, расположенной в нескольких десятках вёрст от Москвы, пережил многие знаменательные события в истории России. Впервые пустошь Губайлово, на землях которой и был построен Знаменский храм, упоминается как часть территории Горетова стана Московского уезда в начале ХVII века. Царь Михаил Фёдорович Романов пожаловал Губайлово в 1620 году за верную службу боярину Семёну Васильевичу Волынскому. Его потомок возводит в 1683-1684 годах домовую церковь с небольшой трапезной и колокольней. Род боярина Семёна Волынского восходил к участнику Куликовской битвы Димитрию Волынцу (храброму соратнику святого благоверного князя Димитрия Донского) по прозвищу Боброк. В документах 1646 года Губайлово ещё называется деревней, а в конце ХVII века становится селом. После смерти С. В. Волынского Губайлово переходит к его племяннику Ивану Фёдоровичу Волынскому. При нём и была построена церковь в честь иконы "Знамение" Божией Матери, давшая второе название усадьбе Губайлово - Знаменское. Ярусная композиция церкви - "восьмерик на четверике", получившая в дальнейшем широкое распространение в храмовом строительстве, для того времени была большой редкостью. После смерти боярина И. Ф. Волынского Знаменское-Губайлово отошло к его вдове Екатерине Семёновне, а затем к детям - Василию и Петру. Василий Иванович Волынский завещал село своему сыну Василию, а он - своей дочери Настасье Васильевне. В 1743 году она вышла замуж за князя Василия Михайловича Догорукова-Крымского. С этого времени начинается золотой век в истории как усадьбы, так и Знаменского храма. Князь Василий Михайлович Долгоруков - храбрый полководец и видный военный деятель эпохи Екатерины II. Князь втайне надеялся получить от императрицы давно ожидаемый чин фельдмаршала, но так и не дождался. Проглотив обиду, В. М. Долгоруков-Крымский подал в отставку и удалился в свою усадьбу "Знаменское-Губайлово", где все силы направил на строительство большого дворцово-паркового ансамбля.
Вполне вероятно, что архитектором усадебных построек ХVIII века - классического образца провинциальной дворянской усадьбы - являлся кто-то из московских зодчих, так как дом в Знаменском-Губайлове в главных чертах похож на столичный особняк князя на Большой Дмитровке. В 1771-1773 годах В. М. Долгоруков-Крымский перестраивает домовую Знаменскую церковь. До наших дней дошло описание храма того времени: "Он был очень мал: видно было, что устроен он был владельцем имения для себя и своих, может быть, дворовых людей, так как по обеим сторонам храма, за клиросами, находились особые местечки на одну ступеньку выше остального пола, обитые сукном и обнесённые решётками. По своей форме старый Знаменский храм был устроен в виде креста, чем корабля: притвор его был гораздо уже средней части храма, представляющей из себя высокую, в три яруса башню, внизу четвероугольную, суживающуюся уступами и кончающуюся небольшою гранёною луковичной главою, с узенькой шейкой. В храме не было традиционного иконостаса. Иконы стояли в арках, выложенных из камня..." На освящении обновлённого храма присутствовала Екатерина II. Тем не менее, при всей своей внешней неброскости Знаменская церковь выделялась среди других храмовых зданий ярусного типа строгостью композиции и выраженной вертикальностью здания, что вызывало ассоциации с деревянным зодчеством Древней Руси. После смерти В. М. Долгорукова-Крымского имение перешло к его сыну Василию Васильевичу Долгорукову (1752-1812), затем супруге сына - Екатерине Фёдоровне, урождённой Барятинской, бывшей статс-дамой при дворе Екатерины Великой. Из-за недостаточного внимания наследников к усадьбе, Знаменское-Губайлово постепенно приходило в упадок.
Значительный ущерб имению нанесла Отечественная война 1812 года. В Знаменском-Губайлове располагался полевой госпиталь для раненых офицеров. Скончавшихся от ран, хоронили в церковной ограде. Со временем образовался некрополь с фамильными склепами, надгробиями и памятниками, просуществоваший до конца 1920-х годов. В течение второй половины ХIХ века усадьба переходит от одних владельцев к другим. В 1885 году её приобретает Александр Яковлевич Поляков, купец, меценат, промышленник, хозяин ткацкой фабрики близ села Знаменское-Губайлово, получивший название Знаменская мануфактура. Новый владелец в 1905 году перестраивает Знаменскую церковь в неорусском стиле, что придаёт храму неповторимый колорит русского узорочья. Храм расширили и украсили наличниками, колонками и кокошниками. По воспоминаниям очевидцев, будучи старостой церкви А. Я. Поляков сам ходил среди прихожан с кружкой для церковных сборов, собирая пожертвования на перестройку церкви. Также его стараниями при храме была открыта начальная школа.
Вторая половина ХIХ и начало ХХ века выдвинули из московской купеческой среды меценатов, главной целью жизни для которых стала поддержка русской художественной культуры. К ним вместе с Третьяковым, Морозовым и Мамонтовым можно по праву отнести и Сергея Александровича Полякова - одного из девяти детей купцов А. Я. Полякова. Купец А. Я. Поляков умер в 1907 году, и его сын возвёл над могилой отца часовню по проекту архитектора И. Е. Бондаренко, увековечив тем самым его память. В 1913 году в часовне была похоронена также и супруга А. Я. Полякова - А. И. Полякова. Обращение именно к этому архитектору, видимо, связано с тем, что он, во-первых, к тому времени имел опыт работы со старообрядческими общинами, куда входили и Поляковы. И, во-вторых, он воплощал в своих работах лучшие традиции древнерусской архитектуры. Несмотря на небольшие размеры этой усыпальницы, в ней гармонично соединены монументальность наклонного основного объёма со своеобразным покрытием, увенчанным тремя луковичными главками. В центре силуэт постройки напоминает древнюю северную часовню. Центр килевидного фронтона, отороченного каймой изящного кружева, украшает изразцовое изображение Спаса, по сторонам которого размещена надпись, стилизованная под древнерусскую вязь. Часовня при Знаменском храме считается редким образцом подмосковного модерна. Уникальность этого памятника в том, что вся декорация фасадов и интерьера полностью выполнена из керамики. По четырём граням часовни, прямо под черепичной кровлей, располагалась лента керамических изразцов с растительным орнаментом пурпурно-изумрудных тонов. Мерцающая поверхность керамики достигалась сложным составом глазурей и эффектом применения особой технологии изготовления изразцов. В годы гонений на Церковь памятник истории и культуры получил значительные разрушения. Был утрачен весь керамический декор. Сохранился дишь один фрагмент ленты (фриза), что позволит в будущем восстановить недостающие детали.
В 2007 году началась реставрация часовни. Воссозданы три позолоченные главы с крестами, подзоры, кирпичная кладка, керамический лемех ручного производства. После революции 1917 года для Знаменской церкви и усадьбы наступили трудные времена. Ткацкие предприятия Знаменской мануфактуры были национализированы большевиками. С. А. Поляков покинул разграбленную усадьбу и перебрался в столицу. В феврале 1922 года выходит декрет ВЦИК о конфискации "драгоценных предметов из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа". И началось повсеместное разграбление тысяч православных храмов. Не минула эта печальная участь и Знаменский храм. Как свидетельствуют документы, 3 мая 1922 года уполномоченные Московской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей П. Сивцов и П. Бурков произвели в Знаменской церкви осмотр и изъятие ценностей в присутствии председателя сельсовета П. Ланцова, настоятеля храма протоиерея Николая Розанова, старосты церкви И. Моисеева и группы членов приходской общины. В ходе осмотра было выявлено, что между имевшейся в наличии и числившейся по описи утвари "разницы не оказалось". Прихожанам были "временно оставлены дарохранительница и дароносица как необходимые для совершения Святых Таинств". Всё изъятое описывалось, взвешивалось и отправлялось в Москву.
До начала 1930-х годов службы в Знаменском храме продолжались, но без регулярного ремонта здание ветшало, постепенно разрушались восьмерик, колокольня, каменная ограда, периодически разворовывалось убранство, значительные повреждения получила часовня-усыпальница, был осквернён и разорён некрополь. В конце концов, храм окончательно закрыли, и в здании открыли общежитие для рабочих Павшинского механического завода. Интерьер был перепрофилирован. В 1950-70-х годах в здании храма "квартировали" Госбанк и Красногорская районная типография. Последним "хозяином" помещения в 1980-е годы стало Красногорское бюро путешествий и экскурсий.
В октябре 1993 года, после возвращения Знаменского храма Русской Православной Церкви, здесь возобновились богослужения. Они проходили поначалу в полуразрушенной часовне Поляковых, так как арендаторы не сразу выехали из здания церкви. Во время богослужений люди в любую погоду стояли на улице, потому что маленькая часовня не могла вместить всех верующих. Зимой 1994 года богослужения стали, наконец, совершаться в самой Знаменской церкви. При поддержке благотворителей в храме начались ремонтно-восстановительные работы. Они велись параллельно со службами. Шаг за шагом были восстановлены восьмерик и колокольня, установлена надвратная икона "Знамение". Всеми ремонтными и реставрационными работами на протяжении многих лет руководила архитектор-реставратор Любовь Алексеевна Белова. Едва ли не главное место в возрожденном Знаменском храме сегодня занимает уникальный интерьер с мозаиками в русско-византийской традиции, включающий мозаичные иконы, созданные группой художников под руководством Александра Корноухова. Корноухов не только возродил мозаику византийского типа, способную передать глубину религиозного образа, но и адаптировал древние греческие традиции к русскому религиозному мироощущению.
Знаменский храм, стоящий в центре Красногорска, располагается на небольшой территории, на которой из диковинных растений и цветов создана уникальная садово-парковая зона, ставшая излюбленным местом прогулок горожан. 29 апреля 2001 года возрождённый Знаменский храм в Красногорске был освящён по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №356, 2019