ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красногорск. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове.

Знаменская церковь


Красногорск. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери, Георгия Победоносца
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1905.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Московская область, г. Красногорск, улица Райцентр, д. 3 (бывшая усадьба Знаменское-Губайлово)

Координаты: 55.820554, 37.322032
Проезд:От ст. м. "Тушинская" авт. № 542 до остановки "Храм" - 9 км



Сортировка:

Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
24 декабря 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Hramsohran
3 июня 2016
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 августа 2014
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
10 ноября 2012
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
26 марта 2012
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
4 апреля 2011
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
6 сентября 2009
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, Южный фасад церкви.<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Южный фасад церкви.
Александр Викторович Шипилин
1 октября 2004
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, Вид с северо-запада<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Вид с северо-запада
Александр Викторович Шипилин
1 октября 2004
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1986
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1984
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, После обновления 1771г. на освящение церкви, в усадьбу Долгорукого-Крымского приезжала Екаткрина II-я.<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
После обновления 1771г. на освящение церкви, в усадьбу Долгорукого-Крымского приезжала Екаткрина II-я.
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 сентября 2021
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 сентября 2021
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 сентября 2021
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
24 декабря 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
24 декабря 2020
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Hramsohran
3 июня 2016
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
8 марта 2015
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 августа 2014
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
28 сентября 2023
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Dmitry N.
18 сентября 2021
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, дом причта<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
дом причта
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 сентября 2021
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, Фото 1970-х гг.<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Фото 1970-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, Знаменская церковь XVII века, до реконструкции. Фото 1906г.<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Знаменская церковь XVII века, до реконструкции. Фото 1906г.
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, Фото с сайта pastvu.ru . Фото 1948 года.<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Фото с сайта pastvu.ru . Фото 1948 года.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, Фото с сайта pastvu.ru . Фото 1910 г.<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Фото с сайта pastvu.ru . Фото 1910 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1908 гг<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1908 гг
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
28 сентября 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ярусная кирпичная церковь была построена в усадьбе в 1684-1685гг. В 1905г. при фабриканте А.Я.Полякове церковь была заново построена в псевдорусском стиле. В 1930-х гг. церковь была закрыта, здание лишилось завершений. Восстановлена в 1995-1998гг. под руководством Л.А.Беловой. В 1910г. около церкви была построена кирпичная часовня-усыпальница А.Я. и А.И.Поляковых в стиле модерн архитекторами И.Е.Бондаренко и В.Владимировым. Снаружи и внутри часовня была украшена полихромной керамикой. В настоящее время восстанавливается.


Храм был построен по указу И.Ф. Волынского. Обновлялась церковь в 1771 г., к 1905 г.  капитально реконструировалась купцами Поляковыми в духе реконструктивизма. Расширенный проект архитектора В.П. Десятова на практике утвержден не был. Рядом расположена часовня-усыпальница А.Я. и И.А. Поляковых - великолепный образец стиля моден, выполненный архитектором И.Е. Бондаренко при участии В. Владимирова, с керамическим панно в интерьере с мистической композицией в духе модерна.

По материалам справочника "Памятники архитектуры Московской области под ред. Е.Н.Подъяпольской. - М., Стройиздат, 1999 г., т. 3. Стр.125-126.


Марина Зуйкова  4 февраля 2018

Пустошь Губайлово, где в последствии был построен Знаменский храм, впервые упоминается как часть территории Горетова стана Московского уезда в начале XVII в. Тогда эти земли получил боярин Семён Васильевич Волынский от царя Михаила Романова. Род Семена Волынского восходит к участнику Куликовской битвы Димитрию Волынцу (соратнику Святого благоверного князя Димитрия Донского). Затем земли перешли во владение к его племяннику Ивану Фёдоровичу Волынскому. Иван Федорович и построил в 1683 году скромную церковь с небольшой трапезной и колокольней в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь была исполнена в ярусной композиции «восмерик на четверике», которая получила в дальнейшем широкое распространение, а для того времени она была редкостью.

Потомок Волынского Долгоруков-Крымский Василий Михайлович, видный военный деятель Екатерининской эпохи и губернатор Москвы, построил вокруг храма усадьбу Знаменское-Губайлово, а в 1771 году перестроил Знаменскую церковь. Автором усадебных построек XVIII века классического образца провинциальной усадьбы, возможно, был один из московских зодчих, так как дом в Знаменском-Губайлове, в определённой степени повторял столичный особняк князя В.М. Долгорукова-Крымского на Большой Дмитровке, ныне известного как Дом Союзов с известным Колонным залом. Храм был освящён в 1773 году.

Сохранилось описание Знаменского храма: «Он был мал. По своей форме был устроен в виде креста. Средняя часть храма представляла собой высокую, в три яруса башню, внизу четвероугольную, суживающуюся уступами и кончающуюся небольшою гранёною луковичной главой с узенькой шейкой». Знаменская церковь выделялась среди группы храмовых зданий ярусного типа строгостью композиции и подчёркнутым вертикализмом, что было навеяно, очевидно, деревянным зодчеством древней Руси.

В храме не было традиционного иконостаса. Иконы стояли в арках, выложенных из камня. В 1826 году в храме установлены два барельефа, привезённые В.М. Долгоруковым из Кафы (Феодосия) в 1771 году: барельеф «Святой Георгий» и «Мария Магдалина в окружении двух ангелов». После того как на месте разобранной в начале XX века церкви была воздвигнута новая, барельефы были перенесены в контору владельца Знаменской мануфактуры А.Я. Полякова, который передал их в Императорский Российский исторический музей. После смерти В.М. Долгорукова-Крымского усадьба перешла его сыну Василию Васильевичу Долгорукову (1752-1812 гг.), затем супруге сына - Екатерине Федоровне, урожденной Барятинской.

Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе располагался полевой госпиталь русской армии для раненых офицеров. Скончавшихся от ран хоронили в ограде Знаменского храма. Постепенно образовался воинский некрополь с фамильными склепами, надгробиями, памятниками.

В 1885 году новый владелец усадьбы купец А.Я. Поляков, успешно развивавший фабричное строительство и мануфактурное производство в окрестностях Знаменского-Губайлова, начал заниматься благотворительностью. При А.Я. Полякове Знаменское-Губайлово было реконструировано. В 1905 году с разрешения священноначалия был перестроен в псевдорусском стиле усадебный храм. В 1907 году А.Я. Поляков умер и его сын Сергей Поляков построил над могилой часовню по проекту И.Е. Бондаренко, увековечив тем самым память отца.

В 30-е годы XX века храм был закрыт. Разрушены были восьмерик, колокольня, каменная ограда, внутреннее убранство храма утрачено, был осквернён и разрушен некрополь. В храме было общежитие рабочих Павшинского завода, различные учреждения, последним «хозяином» помещения было Красногорское бюро путешествий и экскурсий.

В октябре 1993 года в Знаменском храме возобновились богослужения. Молились каждую неделю в часовне, так как было много проблем с возвращением здания Знаменского храма. Во время богослужений люди стояли на улице: часовня не могла вместить всех. Зимой 1994 года богослужения стали совершаться в Знаменском храме. В храме начались восстановительные работы при поддержке благотворителей. Были восстановлены восьмерик храма и колокольня, установлена надвратная икона «Знамение», выполненная в технике энкаустики (техника энкаустики - живопись расплавленными восковыми красками, была разработана в Древней Греции в V веке до н.э.).

http://www.znamhram.ru/index.php/home/istoriya-khrama


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 августа 2019

Храм Знамения Пресвятой Богородицы, возведённый боярином И. Ф. Волынским в конце ХVII века в родовой вотчине Губайлово, расположенной в нескольких десятках вёрст от Москвы, пережил многие знаменательные события в истории России. Впервые пустошь Губайлово, на землях которой и был построен Знаменский храм, упоминается как часть территории Горетова стана Московского уезда в начале ХVII века. Царь Михаил Фёдорович Романов пожаловал Губайлово в 1620 году за верную службу боярину Семёну Васильевичу Волынскому. Его потомок возводит в 1683-1684 годах домовую церковь с небольшой трапезной и колокольней. Род боярина Семёна Волынского восходил к участнику Куликовской битвы Димитрию Волынцу (храброму соратнику святого благоверного князя Димитрия Донского) по прозвищу Боброк. В документах 1646 года Губайлово ещё называется деревней, а в конце ХVII века становится селом. После смерти С. В. Волынского Губайлово переходит к его племяннику Ивану Фёдоровичу Волынскому. При нём и была построена церковь в честь иконы "Знамение" Божией Матери, давшая второе название усадьбе Губайлово - Знаменское. Ярусная композиция церкви - "восьмерик на четверике", получившая в дальнейшем широкое распространение в храмовом строительстве, для того времени была большой редкостью. После смерти боярина И. Ф. Волынского Знаменское-Губайлово отошло к его вдове Екатерине Семёновне, а затем к детям - Василию и Петру. Василий Иванович Волынский завещал село своему сыну Василию, а он - своей дочери Настасье Васильевне. В 1743 году она вышла замуж за князя Василия Михайловича Догорукова-Крымского. С этого времени начинается золотой век в истории как усадьбы, так и Знаменского храма. Князь Василий Михайлович Долгоруков - храбрый полководец и видный военный деятель эпохи Екатерины II. Князь втайне надеялся получить от императрицы давно ожидаемый чин фельдмаршала, но так и не дождался. Проглотив обиду, В. М. Долгоруков-Крымский подал в отставку и удалился в свою усадьбу "Знаменское-Губайлово", где все силы направил на строительство большого дворцово-паркового ансамбля.

Вполне вероятно, что архитектором усадебных построек ХVIII века - классического образца провинциальной дворянской усадьбы - являлся кто-то из московских зодчих, так как дом в Знаменском-Губайлове в главных чертах похож на столичный особняк князя на Большой Дмитровке. В 1771-1773 годах В. М. Долгоруков-Крымский перестраивает домовую Знаменскую церковь. До наших дней дошло описание храма того времени: "Он был очень мал: видно было, что устроен он был владельцем имения для себя и своих, может быть, дворовых людей, так как по обеим сторонам храма, за клиросами, находились особые местечки на одну ступеньку выше остального пола, обитые сукном и обнесённые решётками. По своей форме старый Знаменский храм был устроен в виде креста, чем корабля: притвор его был гораздо уже средней части храма, представляющей из себя высокую, в три яруса башню, внизу четвероугольную, суживающуюся уступами и кончающуюся небольшою гранёною луковичной главою, с узенькой шейкой. В храме не было традиционного иконостаса. Иконы стояли в арках, выложенных из камня..." На освящении обновлённого храма присутствовала Екатерина II. Тем не менее, при всей своей внешней неброскости Знаменская церковь выделялась среди других храмовых зданий ярусного типа строгостью композиции и выраженной вертикальностью здания, что вызывало ассоциации с деревянным зодчеством Древней Руси. После смерти В. М. Долгорукова-Крымского имение перешло к его сыну Василию Васильевичу Долгорукову (1752-1812), затем супруге сына - Екатерине Фёдоровне, урождённой Барятинской, бывшей статс-дамой при дворе Екатерины Великой. Из-за недостаточного внимания наследников к усадьбе, Знаменское-Губайлово постепенно приходило в упадок.

Значительный ущерб имению нанесла Отечественная война 1812 года. В Знаменском-Губайлове располагался полевой госпиталь для раненых офицеров. Скончавшихся от ран, хоронили в церковной ограде. Со временем образовался некрополь с фамильными склепами, надгробиями и памятниками, просуществоваший до конца 1920-х годов. В течение второй половины ХIХ века усадьба переходит от одних владельцев к другим. В 1885 году её приобретает Александр Яковлевич Поляков, купец, меценат, промышленник, хозяин ткацкой фабрики близ села Знаменское-Губайлово, получивший название Знаменская мануфактура. Новый владелец в 1905 году перестраивает Знаменскую церковь в неорусском стиле, что придаёт храму неповторимый колорит русского узорочья. Храм расширили и украсили наличниками, колонками и кокошниками. По воспоминаниям очевидцев, будучи старостой церкви А. Я. Поляков сам ходил среди прихожан с кружкой для церковных сборов, собирая пожертвования на перестройку церкви. Также его стараниями при храме была открыта начальная школа.

Вторая половина ХIХ и начало ХХ века выдвинули из московской купеческой среды меценатов, главной целью жизни для которых стала поддержка русской художественной культуры. К ним вместе с Третьяковым, Морозовым и Мамонтовым можно по праву отнести и Сергея Александровича Полякова - одного из девяти детей купцов А. Я. Полякова. Купец А. Я. Поляков умер в 1907 году, и его сын возвёл над могилой отца часовню по проекту архитектора И. Е. Бондаренко, увековечив тем самым его память. В 1913 году в часовне была похоронена также и супруга А. Я. Полякова - А. И. Полякова. Обращение именно к этому архитектору, видимо, связано с тем, что он, во-первых, к тому времени имел опыт работы со старообрядческими общинами, куда входили и Поляковы. И, во-вторых, он воплощал в своих работах лучшие традиции древнерусской архитектуры. Несмотря на небольшие размеры этой усыпальницы, в ней гармонично соединены монументальность наклонного основного объёма со своеобразным покрытием, увенчанным тремя луковичными главками. В центре силуэт постройки напоминает древнюю северную часовню. Центр килевидного фронтона, отороченного каймой изящного кружева, украшает изразцовое изображение Спаса, по сторонам которого размещена надпись, стилизованная под древнерусскую вязь. Часовня при Знаменском храме считается редким образцом подмосковного модерна. Уникальность этого памятника в том, что вся декорация фасадов и интерьера полностью выполнена из керамики. По четырём граням часовни, прямо под черепичной кровлей, располагалась лента керамических изразцов с растительным орнаментом пурпурно-изумрудных тонов. Мерцающая поверхность керамики достигалась сложным составом глазурей и эффектом применения особой технологии изготовления изразцов. В годы гонений на Церковь памятник истории и культуры получил значительные разрушения. Был утрачен весь керамический декор. Сохранился дишь один фрагмент ленты (фриза), что позволит в будущем восстановить недостающие детали.

В 2007 году началась реставрация часовни. Воссозданы три позолоченные главы с крестами, подзоры, кирпичная кладка, керамический лемех ручного производства. После революции 1917 года для Знаменской церкви и усадьбы наступили трудные времена. Ткацкие предприятия Знаменской мануфактуры были национализированы большевиками. С. А. Поляков покинул разграбленную усадьбу и перебрался в столицу. В феврале 1922 года выходит декрет ВЦИК о конфискации "драгоценных предметов из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа". И началось повсеместное разграбление тысяч православных храмов. Не минула эта печальная участь и Знаменский храм. Как свидетельствуют документы, 3 мая 1922 года уполномоченные Московской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей П. Сивцов и П. Бурков произвели в Знаменской церкви осмотр и изъятие ценностей в присутствии председателя сельсовета П. Ланцова, настоятеля храма протоиерея Николая Розанова, старосты церкви И. Моисеева и группы членов приходской общины. В ходе осмотра было выявлено, что между имевшейся в наличии и числившейся по описи утвари "разницы не оказалось". Прихожанам были "временно оставлены дарохранительница и дароносица как необходимые для совершения Святых Таинств". Всё изъятое описывалось, взвешивалось и отправлялось в Москву.

До начала 1930-х годов службы в Знаменском храме продолжались, но без регулярного ремонта здание ветшало, постепенно разрушались восьмерик, колокольня, каменная ограда, периодически разворовывалось убранство, значительные повреждения получила часовня-усыпальница, был осквернён и разорён некрополь. В конце концов, храм окончательно закрыли, и в здании открыли общежитие для рабочих Павшинского механического завода. Интерьер был перепрофилирован. В 1950-70-х годах в здании храма "квартировали" Госбанк и Красногорская районная типография. Последним "хозяином" помещения в 1980-е годы стало Красногорское бюро путешествий и экскурсий.

В октябре 1993 года, после возвращения Знаменского храма Русской Православной Церкви, здесь возобновились богослужения. Они проходили поначалу в полуразрушенной часовне Поляковых, так как арендаторы не сразу выехали из здания церкви. Во время богослужений люди в любую погоду стояли на улице, потому что маленькая часовня не могла вместить всех верующих. Зимой 1994 года богослужения стали, наконец, совершаться в самой Знаменской церкви. При поддержке благотворителей в храме начались ремонтно-восстановительные работы. Они велись параллельно со службами. Шаг за шагом были восстановлены восьмерик и колокольня, установлена надвратная икона "Знамение". Всеми ремонтными и реставрационными работами на протяжении многих лет руководила архитектор-реставратор Любовь Алексеевна Белова. Едва ли не главное место в возрожденном Знаменском храме сегодня занимает уникальный интерьер с мозаиками в русско-византийской традиции, включающий мозаичные иконы, созданные группой художников под руководством Александра Корноухова. Корноухов не только возродил мозаику византийского типа, способную передать глубину религиозного образа, но и адаптировал древние греческие традиции к русскому религиозному мироощущению.

Знаменский храм, стоящий в центре Красногорска, располагается на небольшой территории, на которой из диковинных растений и цветов создана уникальная садово-парковая зона, ставшая излюбленным местом прогулок горожан. 29 апреля 2001 года возрождённый Знаменский храм в Красногорске был освящён по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №356, 2019


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 августа 2019

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Губайлове, возведённая по заказу боярина И. Ф. Волынского, пережила несколько перестроек в разных архитектурных формах - от московского барокко к псевдорусскому стилю. Самый первый вариант, построенный из кирпича в 1683-1684 годах, стал ранним примером ярусной композиции в храмовом зодчестве, получившей широкое распространение в русской архитектуре периода московского барокко. В 1771 году, когда Губайловым владел князь В. М. Долгоруков-Крымский, церковь была частично обновлена. Спустя 134 года, в 1905 году, когда усадьбу купили купцы Поляковы, церковь подверглась капитальной реконструкции в формах модного в начале ХХ века псевдорусского стиля.

Уютный домовый храм ХVII века типа "восьмерик на четверике" (храм на тромпах, прототип храма "на парусах") с гранёной апсидой, узким притвором и луковичной главой на крупном барабане при перестройке в начале ХХ века не был полностью разобран. Стены четверика получили арочные пролёты. Верх подвергся стилевой переделке в духе новых пристроек, появившихся вокруг здания с трёх сторон. К обширной трапезной пристроили с запада богато декорированную паперть, увенчанную восьмигранником звона под кирпичным шатром с несколькими рядами выразительных "слухов". Псевдорусский стиль, пойдя по пути эклектизма, приобрёл некоторые стилевые особенности, ставшие характерными для всего направления. В частности, речь идёт об увлечении нарядным и запоминающимся внешним декором, повторяющим на новый лад мотивы русского зодчества ХVII века. Нескольких типов беленьких наличников, пилястры, пояса, декоративные балясины сложной конфигурации, пучки угловых колонок, кокошники и ширинки объёмно выделяются на фоне красных кирпичных стен. Кованые оконные решётки с оригинальным рисунком гармонично дополняют облик здания храма. Стены четверика с тремя кокошниками богато декорированы различными элементами, в том числе ложными балясинами. Окна, забранные фигурными решётками, обрамлены фигурными наличниками в виде колонок различной формы. Окна трапезной также обрамлены фигурными наличниками в виде колонок, которые завершаются фронтонами. Пристроенная в ходе реконструкции начала ХХ века богато декорированная паперть - вместительная. Вход в храм украшает портал из белых арочных поясов, один из них - с килевидным завершением. Надвратная икона Божией Матери "Знамение" выполнена в технике энкаустики (когда краски замешиваются на расплавленном воске).

Храм после перестройки сохранил конструкцию восьмерик на четверике. Луковичная глава размещена на крупном барабане с глухими окнами и рустовкой. Под главой по кругу - поребрик из кирпича. Два ряда килевидных кокошников (маленьких и больших), расположенные один над другим, играют роль перехода от барабана к четверику. Небольшая луковичная глава на изящной глухой шейке завершает восьмигранный кирпичный шатёр звона, установленный над папертью. Шатёр имеет два ряда крупных слухов (в виде окошек, украшенных белыми колонками и фронтонами), выделяющихся на фоне зелёной крыши. Арочные проёмы звонов колокольни выполнены в форме килевидных ложных кокошников и опираются на колонки. Ещё одно достижение псевдорусского стиля - использование приёмов по формированию внутреннего пространства на принципах свободной планировки - заимствованных в "палатных" и "хоромных" сооружениях Древней Руси. Большое помещение Знаменской церкви образовано пространственными ячейками разной высоты, которая увеличивается к подкупольному центру. Трапезная перекрыта крестовыми сводами, приделы - коробовыми сводами поперечной ориентации.

Приступая в 1993 году к восстановительным работам после возвращения храма в лоно Церкви, протоиерей Владимир и прихожане с особым вниманием отнеслись к его внутреннему благоукрашению. Была приглашена группа известных художников во главе с мозаистом, лауреатом Государственной премии России А. Корноуховым. С помощью разноцветной мозаики, которая стала доминирующей в оформлении, они создали уникальный и неповторимой красоты интерьер храма в русско-византийском стиле. Мозаиками выложены своды подкупольного пространства и стены. В центре купола по традиции находится изображение Иисуса Христа Пантократора (Вседержителя), на южной, северной и западной стенах центрального четверика - композиции Рождества, Успения и Распятия, на восточной стене вверху - Святая Живоначальная Троица, ниже - деисус, иконы Спасителя и Божией Матери, выполненные на тёмно-синем фоне. Мозаикой выложен только подкупольный объём. Слева и справа - восстановленные фрагменты прежней росписи начала ХХ века. Три подпружных арки украшены образами апостолов в медальонах, а четвёртая, восточная, - изображением двух архангелов. Мозаичный пол на солее выполнен с использованием изобразительных мотивов раннехристианской символики.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №356, 2019



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.