ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красногорск. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери.


Красногорск. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Между 1821 и 1873.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская область, Красногорский район, Красногорск (Павшино), ул. Центральная, 33

Координаты: 55.81048, 37.355964
Проезд:электропоезд Рижского направления до станции Павшино, далее 15 минут пешком; метро "Тушинская", далее автобус 549 до остановки "Улица Вокзальная"





Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
28 сентября 2023
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
19 марта 2022
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
19 сентября 2020
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Людмила Будылина
19 сентября 2010
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
27 ноября 2008
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 2003
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 2003
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери, воскресная школа на территории комплекса<br>, Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
воскресная школа на территории комплекса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
13 сентября 2021
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери, , Красногорск, Красногорский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
6 февраля 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 июня 2017

Дворцовое село Павшино на Москве-реке впервые упоминается в 1462 г. в духовной грамоте великого князя Московского Василия Темного. В нем издавна стояла деревянная Никольская церковь, на месте которой в 1817-1821 гг. построили ныне существующую каменную церковь с приделом во имя пророка Илии. Трапезная перестроена в 1881 г.

В середине 19 века началась эпидемия холеры, большая беда пришла и в Павшино. Прихожане взяли Боголюбскую икону Божией Матери и прошли с ней крестным ходом вокруг села. И случилось чудо - болезнь отступила. В честь этого события в 1866-1873 гг. рядом с Никольским храмом построили каменную трехпрестольную церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери (приделы пророка Божия Илии и великомученика Георгия Победоносца). Храм был возведен на пожертвования. Чудотворная икона находится в Боголюбском храме и по сей день. В 1895 г. храм освятили после ремонта, произведенного на средства крестьян Е.П. Крюкова и Н.А. Терехова.

В 1920 году Никольская церковь закрывается и в ней размещается Красногорский металлический завод: внутри устраиваются дополнительные этажи и перегородки, живописные поверхности заштукатуривают и закрашивают. Искажается эстетическая и пространственная составляющая комплекса. Его стали использовать не в религиозных целях. Колокольня храма превращается в место для парашютного спорта. За советские годы был уничтожен находившийся в храме иконостас конца XVII века из Зачатьевского монастыря, разрушены верхние ярусы колокольни. Однако Боголюбская церковь ни разу не закрывалась со времени своего возведения.

В 1980 году зданию Никольского храма присваивается статус объекта культурного наследия. 3 ноября 2003 года оно передается в пользование местной православной организации прихода Никольского храма г. Красногорска Московской области, Русской Православной церкви.
22 мая 2013 года в Никольском храме г.Красногорска (микрорайон Павшино) была отслужена первая после закрытия в годы гонений Божественная Литургия. Работ по приведению церкви в достойный вид ещё предстоит очень много, но для богослужения она теперь восстановлена.

http://nikbogolub.ru/o-hrame#/history


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 марта 2024

Первые упоминания о селе датируются 1462 годом. В духовной грамоте великого князя Московского Василия Темного содержатся упоминания про «села мои Лужские и Павшинское, и Петровские Константиновича деревни на Истре». Конечно, внимательный читатель и житель Красногорска догадается, что под Петровским подразумевается нынешнее Петрово-Дальнее. А Лужеские села – это современная Жуковка (в прошлом деревня Луцкая) Одинцовского района и Ильинское, ныне существующее, с двумя храмами – пророка Илии, в честь которого и названо, и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенном в конце ХХ века.

Итак, сельцо Павшино. Ко времени описания его в государственные земли оно уже было достаточно заметным. Само его название, по одной из версий, произошло от новгородской формы имени Павша (Павел), то есть изначально принадлежало неизвестному выходцу из Новгородской земли. Основным занятием крестьян села была поставка для государева двора, как бы их сейчас назвали, фермерских или эко-продуктов: мяса, птицы, яиц, сыра, сметаны, зерна, приготовленного из него пива, пресноводной рыбы. Наряду с этим у села была еще одна важнейшая функция. Настоящим богатством дворцового владения были большие табуны лошадей для царского войска. Вот уж за кем нужен был профессиональный уход, поэтому население сельца прибывало за счет поступавших на службу «деловых людей» из свободного населения, которые имели опыт и навыки ухода за лошадьми. Такая насыщенная история, впрочем, вскоре прервалась.

Печальные времена Смутного времени оставили лишь память о нем, физически Павшино пострадало очень сильно, особенно от нашествия интервентов. 1605 г. – предположительное время падения Павшина. Об этом свидетельствует археологическое открытие 1965 г. Тогда в Павшине был найден клад, представлявший собой глиняный кувшин полный серебряных «денег» стоимостью по полкопейки с именами царей: сына Иоанна IV Федора Ивановича, Бориса Федоровича Годунова и его сына Федора Борисовича, чье время правления датируется лишь одним месяцем - с мая по июнь 1605 г. Скорее всего, клад был спрятан во избежание попадания в чужие руки, поэтому вывод о времени разрушения села напрашивается сам собой. После победы над войсками интервентов, Павшино вместе с деревней Гольево включается в состав Хорошевской конюшенной волости. Туда же входят Мякинино, села Строгино и Крылатское.

Но Павшино, некогда бывшее одним из первых, становится рядовым в составе дворцовой конюшенной волости. Да и что говорить, если в середине XVII века, когда в Никольском-Урюпино строится красивейшая пятикупольная церковь, в Архангельком – похожий храм, в Дмитровском готовится к строительству каменный одноглавый храм с шатровой колокольней, в Павшине настоящая пустота. Нет ни господского или приказчикова двора, ни крестьян-землепашцев, а в реестре (писцовых книгах от 1628 года) указана церковь деревянная в честь святителя Николая. Она названа «клетцки» – это типичное для тех лет сооружение, которое можно представить, как прямоугольный сруб, длина которого зависела от примененных бревен (специалисты указывают на пределы от 6 до 9 м). От избяных клетей, которые строились по схожей технологии, храм отличался венчанной главой (куполом с крестом), прирубкой алтаря и притвором.

Итак, в Павшине, по свидетельству летописцев, был деревянный храм, «двор попа и дьячка, да в сельце государевых деловых людей 14 дворов и один двор пуст, ушел кормиться подаянием». Это одно из первых письменных упоминаний о храме, которое удалось обнаружить. Первое же датируется 1623 годом, по которому известно, что в Павшине крестили, венчали и отпевали. По писцовым книгам 1631-1633 гг. уже уточняется, что «на церковной земле двор попов, двор дьяков, двор просвирницын, двор пономарев, двор бобыльский, да пять мест келейных». Такова печальная ситуация после Смутного времени. Но наличие храма, дворов для священнослужителей говорят, конечно, о том, что все равно, как бы трудно не было, во главу угла поставлена молитва. Более того, в 1652 г., когда сама деревянная церковь в селе обветшала, ее хотели обустроить. «По челобитью Московского уезда государева дворцового села Павшина деловых людей Никифорка Осипова с товарищи» была выдана благословенная грамота о возведении нового храма. Но, по неизвестным причинам, среди которых можно предположить как раз бедность и малочисленность населения, строительство так и не было начато. Но с Божией помощью за несколько десятков лет история полностью меняется. Уже в 1709 г. в Павшине «4 двора церковных причетников, людей в них тож. У них детей и свойственников 4 человека. В селе ж 4б дворов крестьянских, людей в них тож. У них детей и братей и свойственников и захребетников 136 человек», а в 1800 г. насчитывались уже 80 крестьянских дворов, то есть 492 жителя «мужеска и женска пола».

Историки видят закономерность – просто поменялся основной спрос. Конюшенные дела отошли к другим селам, а Павшино оказалось прекрасным плодородным местом: пойма и удобное транспортное расположение буквально диктовали жителям другой вид деятельности: земледелие и разведение домашнего скота. Так к началу XIX века из 982 десятин земли более половины - 690 - заняты пашней, 124 - сенными покосами, 148 - лесом и неудобьями. Потянулись на помощь крестьяне из других имений. Появляются и те, у кого дело спорится лучше.

И вновь историческое потрясение. Отечественная война 1812 года. Нападение армии «двунадесять язык» во главе в Бонапартом Наполеоном. Хотя основные вражеские силы прошли стороной (по Смоленской дороге), все же отряды французских фуражиров, тех, кто отвечал за провиант, сильно обескровили подмосковные земли. Попали под удар Воронки, Чернево, Тушино. В Павшине были сожжены 32 избы из 84, был убит один крестьянин. Про имущественные потери даже и говорить нечего: оказался разграблен «магазейн» (запасной склад зерна для крестьянского общества), уничтожены иконы, деревянная и оловянная посуда, а также хлеб, солома и сено на общую сумму 28 тыс. рублей. У жителей пропали 11 лошадей, 10 коров, 152 овцы. Пострадал и храм: «Двери, замки и оконницы разломаны, престолы, одежды, ризы и на образах четырех венцы с окладами серебряные разграблены, иконостасы изломаны». В итоге, как было отмечено в составленной после нашествия ведомости, крестьяне «в пропитании себе испытывают крайнюю нужду. Многие кормятся мирским подаянием в отдаленных селениях». Но и вновь павшинцы нашли в себе силы, чтобы не отчаяться. Первым же делом, за которое взялись крестьяне, вернувшись в свое село, стало приведение в порядок храма: «Крест деревянный обит жестью. Глава покрыта деревянной чешуею, покрашенною зеленой краской. Осмерик и четверик, олтарь и трапезная покрыты тесом покрашенным. Вход и кругом обита тесом покрашенным». И это после войны, во время тяжелой ситуации с пропитанием… Люди сразу же прибегали к помощи Божией. Потому что, как и прежде, главное – надежда на Господа.

Следующим шагом, фактически давшим Павшину новую жизнь, становится долгожданное строительство нового, теперь уже каменного, храма в честь святители Николая с приделом, посвященным пророку Илии. Да не простого, а сродни городскому собору. В 1817 году благословенная грамота на постройку нового храма с тёплым приделом была дана архиепископом Московским и Коломенским Августином. Спустя некоторое время началось возведение каменной церкви. Сначала появилась трёхъярусная кирпичная колокольня. Тогда была сделана следующая запись: «На ней крест осьмиконечный, обит жестью белой и позлащен. Глава обита белым железом. Купол и фронтоны покрыты железом покрашенным. Три пола и пять лестниц». По описи на колокольне находилось семь колоколов, где самым большим был 102-пудовый благовест (около 1 679 кг). Внутри храма поражал шестиярусный иконостас с резными «царскими воротами» (приобретенный, по некоторым сведениям, в московском Зачатьевском монастыре).

В 1822 году священник Илья Иванов просит разрешения освятить при вновь устроенной церкви святителя Николая Чудотворца зимний придел пророка Илии. Он полностью готов, сохранилось даже его описание. Причем охраняется преемственность и бережное отношение к прежнему храму, ибо «крест, Евангелие и вся утварь заимствуется из старой церкви». В сентябре 1823 года с благословения разбирается старый деревянный храм, причем испрашивается дозволение разобранный лес пустить на благое дело – обжиг кирпича для ограды нового храма. Благословение было дано, а антиминс из старого храма благочинным, священником Тимофеем Яковлевым, был представлен легендарному святителю, архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову). В том же месяце подано прошение об освящении храма. Указ об освящении датируется 28 сентября 1823 года. Храм освящён 14 октября 1823 г. протоиереем Иоанном Платоновым, священником Покровского собора, что на Рву (более известно другое его народное наименование – храм Василия Блаженного).

Новый храм стал одним из самых заметных в церковном округе, в который входили, надо отметить, и Хорошево, и Братцево, и Троицкое-Лыково, и другие. Одним из первых известных священников нового храма стал Павел Матвеевич Перлов, выпускник Московской духовной семинарии. Отец Павел в 1840-х — 1850-х годах был также и благочинным. Ему принадлежит такое описание новой церкви: «Построена в 1821 г. тщанием прихожан. Зданием каменна, с такою же колокольнею, крепка. Престолов в ней два: в настоящем холодном [помещении] во имя Святого чудотворца Николая, в приделе теплом во имя Святого Пророка Ильи. Утвари достаточно. Дома — у священника казенный, у дьячка и пономаря собственные, деревянные. Зданий, принадлежащих к сей церкви, нет… На содержание священно- и церковнослужителей постоянного окладу не положено, содержатся их средствами». Такая ситуация связана с возрождением села Павшина, становления его новой жизни. Спустя короткое время, в приходе храма уже насчитывалось 100 дворов с 415 душами мужского и 504-мя женского пола. Статистика дана по селу Павшино вместе с дер. Гольево. Меняется и формат труда в селе. Оставаясь сельскохозяйственным по преимуществу поселением, Павшино постепенно становится местом промыслов.

В 1853 г. в Павшине появляется бумаготкацкое заведение с 20 ручными станками, основанное приезжим крестьянином А. Тереховым. Его вытесняет красильно-отбельное дело, где на фабрике (названной платочно-набивной и принадлежащей Пелагее Алексеевне Тереховой ) в 1880 г. было задействовано более 60 наемных работников, из которых половину составляли жители села Павшино. С заметным улучшением материальной составляющей, жители села не забывали о жизни и духовной. Стоит упомянуть и о беде, пришедшей как говорится"неоткуда". Известно, что в середине XIX века над селом нависла угроза – эпидемия холеры. В такой ситуации прихожане взяли Боголюбскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг поселения. То, что можно назвать чудом, а для жителей являлось плодом их упования, произошло – холера отступила. В благодарность Господу и Его Пречистой Матери в 1866 – 1873 гг. был построен новый храм – каменный трехпрестольный красавец. Прошение о его строительстве подавал уже упоминавшийся отец Павел Перлов. Храм Боголюбской иконы Божией Матери воздвигли на пожертвования рядом с Никольским храмом. Храм был освящен в честь Боголюбской иконы Божией Матери, но с приделами пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца. В 1881 г. И к паперти храма было пристроено помещение для хранения церковных вещей. Чудотворную икону поместили в церкви, где она находится и по сей день. Именно этому храму суждено было оставаться местом молитвы и в тяжелые послереволюционные годы. На фоне этого богобоязненного крестьянского бытия Павшино получило новое неожиданное преимущество, которое можно было бы назвать и случайным, если бы не сама история села.

Соседняя усадьба Ильинское в 1864 г. переходит к Царской семье. И начинается строительство к ней шоссе. Благодаря появлению такого мотивационного фактора, Московское губернское земство открыло в Павшино в 1874 г. двухклассную земскую школу, принявшую название Мариинской в честь помолвки дочери Государя. Через тридцать с небольшим лет – в 1907 г. – в этой школе, ставшей к тому моменту уже трехклассной, учились 130 детей из Павшина, Гольева и Пенягина. В 1875 г. хозяйкой фабрики Пелагеей Тереховой открывается богадельня, в 1903 г. строится церковно-приходская школа на средства купца В. Синицына. Кстати, потомки Тереховых до сих пор являются прихожанами павшинских храмов. А в 1901 г. около села возникла еще одна мощная транспортная артерия – Виндавская железная дорога (ныне известная, как Рижское направление Московской железной дороги). У Павшина появилась тут же и своя железнодорожная одноименная платформа. К тому моменту в поселении было 205 крестьянских дворов с населением около 900 человек, 7 трактиров и 5 лавок, а местные купцы торговали песком и гравием, и даже сплавным лесом. Появились и серьезные административные единицы – упоминается квартира урядника, подчиненного полицейскому приставу третьего стана Московского уезда.

А в 1905 г. выходит в свет исследование храмового комплекса в Павшине, принадлежащее перу известного архивиста Ивана Токмакова. В Павшино особо почиталось празднование Боголюбской иконы, приходящееся на 1 июля. В те годы – заметное событие для округи. Даже из Москвы ехали гости: от священноначалия до прихожан московских храмов. По воспоминаниям прихожан, подводы с духовенством высматривали ребятишки, как воробьи облеплявшие деревья небольшого пролеска, находившегося на месте нынешнего спорткомплекса «Снежком». И при виде гостей передавали друг другу, как по телеграфу, срочную новость, которая долетала до храма, и начинался праздничный перезвон. Но настали годы февральской и октябрьской революций, гражданской войны и борьбы против веры.

В конце 1920-середине 30-х гг. в стране советов закрывались многие храмы. Не обошёл вниманием и Никольский храм в Павшино. В 1920 году Никольская церковь закрывается по распоряжению местных властей и спустя некоторое время, в ней размещается Красногорский металлический завод: внутри устраиваются дополнительные этажи и перегородки, живописные поверхности заштукатуривают и закрашивают. В это время был уничтожен находившийся в храме уникальный резной иконостас конца XVII века из Зачатьевского монастыря города Москвы. Искажается эстетическая и пространственная составляющая комплекса. Здание бывшего храма стали использовать совсем в других целях. В 1938 г. по инициативе районной организации общества «Осоавиахим» было предложено использовать для устройства парашютной вышки колокольню храма святителя Николая, будто бы «бездействующую большую часть года». С разрешения местной богоборческой власти, просьба осоавиахимовцев была удовлетворена. Через какое-то время при прыжке парашютиста случился несчастный случай, в связи с чем прыжки были запрещены. С учетом предвоенных лет, колокольня, недолго побывав «парашютной вышкой», вместе с закрытым храмом перешла под цех райпромкомбината завода «Авангард». Впрочем, саму колокольню все-таки взорвали, чтобы она не стала ориентиром для бомбардировок фашистских войск. Зато соседняя, Боголюбская церковь ни разу не закрывалась со времени своего возведения и продолжала работать.

Словно по наследству, после закрытия Успенского храма в Черневе, в Боголюбском храме в то непростое время начал свое служение священник Николай Александрович Воронцов. В Черневе он служил в 1913 – 1938 гг., а в Павшине – с 1942 по 1960-е гг. Отец Николай пережил страшную эпоху послереволюционных гонений. Его принуждали отречься от Бога, угрожали, выселили с семьей из дома (зимовали в сарае), но священник не отступал. Красногорский храм в Черневе был закрыт, и там вскоре устроен клуб. Отец Николай, чудом оставшийся в живых и на свободе, служил сначала в Перерве, потом в Черкизове, а в 1942 г. был переведен в Павшино.

Годы его служения в Боголюбском храме, особенно военные, это настоящий подвиг. Служб много, много слез и надежды, люди приходят, чтобы помолиться о здравии защищающих свою Родину, об упокоении погибших. Отец Николай подвизался в Павшино до самого своего отшествия ко Господу в 1968 г. А в год столетия со дня его рождения – в 1990 г. – первый храм, где начинал свой путь отец Николай – Успенский в Черневе – был возвращен верующим, в нем возобновилась служба… В 1980 году Никольский храм в Павшино получил статус объекта культурного наследия, а только через 23 года, в 2003 году, был передан красногорскими властями в пользование Местной православной организации прихода Никольского храма г. Красногорска Московской области. Сразу же после появления возможности молиться в нем, по благословению тогдашнего настоятеля (с 1996 по 2014 гг.) протоиерея Александра Редькина (ныне клирик Успенского храма в Красногорске) в храме зазвучал по воскресным дням акафист святителю Николаю. Произошло и до сих пор продолжается настоящее чудо – без реставрационного содействия стала проявляться старинная роспись. Сначала проступают очертания, потом лики, а потом и сами изображения святых, становясь все чётче. Через десять лет молитв и трудов над куполом появился крест, и в престольный день 22 мая 2013 года была отслужена первая после закрытия в годы гонений Божественная литургия после многих лет осквернения храма.

Никольский храм вошёл в перечень объектов благотворительного проекта "Восстановим порушенные святыни Подмосковья", основанного правящим архиереем нашей епархии – митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Благодаря этому проекту появилась возможность полностью вернуть к жизни разрушенные в Подмосковье храмы. После обследования памятника архитектуры, проведения технической экспертизы фундамента и стен специалистами в начале 2015 года, сделано техническое заключение памятника, лёгшее в основу реставрационных работ. Сметная стоимость реставрационных работ была оценена в 80 млн. руб. Реставрация Свято-Никольского храма проводились специалистами-реставраторами, аккредитованными при министерстве культуры Московской области.

С сайта: https://vk.com/@hram_nb-nikolskii-hram-v-pavshino-istoriya


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 марта 2024

В бывшем селе Павшино Московского уезда, ставшем частью города Красногорска, рядом стоят две церкви: Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери. Никольская церковь была закрыта и разорена в советские годы, а Боголюбский храм, напротив, оставался единственным действующим в городе. Благодаря этому здесь уцелели многие дореволюционные иконы, в том числе местная павшинская святыня – список XIX века Боголюбской иконы Божией Матери.

В 1909 году вышел справочник «Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», ставший интересным источником по краеведению западного Подмосковья. Виндава – это незамерзающий глубоководный порт на Балтийском побережье, стоящий возле устья широкой реки Венты, удобной для прохождения большегрузных торговых судов. Постройка этой железнодорожной линии стала «прямым путем от центра России к лучшему порту Балтийского побережья». В справочнике кратко рассказывается о станциях линии (сегодня это Рижское направление Московской железной дороги) и истории окрестных селений, в том числе и Павшино. В книге есть старая фотография начала XX века Никольской и Боголюбской церквей.

В справочнике говорится, что деревянная Никольская церковь упоминается в писцовых книгах с XVII века. Первое сведение о ней встречается в книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 год. В 1652 году Павшинский храм уже числился ветхим, поэтому возникла необходимость в строительстве новой деревянной церкви того же посвящения. Сохранившийся до наших дней каменный храм Николая Чудотворца был построен в 1821 году. Вот что сказано о его убранстве в справочнике: «Ранее храм был 3-х престольный, иконостас в нем 6 ярусный, вверху крест, царские двери резные, изображающие Тайную вечерю». Этот иконостас, утраченный в советские годы, по данным справочника, был приобретен из старой Казанской церкви в Сущеве в Москве.

В 1866-1873 годы рядом с Никольской церковью был выстроен второй каменный храм, главный престол которого освятили в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Боковые приделы получили посвящения во имя святого пророка Ильи и великомученика Георгия Победоносца. Возведение этого храма было связано с чудом, о котором рассказано на сайте прихода. В середине XIX столетия в Павшино пришла эпидемия холеры. Селяне крестным ходом обошли вокруг Павшино с местночтимой Боголюбской иконой Божией Матери, после чего болезнь прекратилась. В Подмосковье посвящение храма Боголюбской иконе считается достаточно редким. Кроме павшинского храма старые церкви с тем же именованием есть лишь в Сергиевом Посаде – в Боголюбовской киновии недалеко от Гефсиманского Черниговского скита – и в городе Пушкино рядом с железнодорожной станцией. Местночтимый подмосковный список Боголюбской иконы хранится также в Троицкой церкви в Павлино городского округа Балашиха. Павшинский образ Боголюбской Пресвятой Богородицы относится к особому типу, возникшему от иконы Божией Матери, которая висела когда-то в Москве у Варварских ворот Китай-города.

 В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон» описываются особенности этого «московского» типа Боголюбской иконы. В отличие от владимирского оригинала XII века у ног Богородицы изображены фигуры почитаемых московских святых: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа митрополитов московских, блаженных Василия и Максима, святителя Василия Великого, Алексия человека Божия, Симеона сродника Господня, апостола Петра, мученицы Евдокии и Параскевы. Считалось, что Боголюбскую икону в Москве поставили на Варварских воротах при царе Петре I, в семье которого сугубо почитался этот образ. Этим можно объяснить и наличие на ней некоторых святых, например – апостола Петра и мученицы Евдокии – возможно, небесных покровителей царской семьи.

Во время московской чумы 1771 года у Варварских ворот произошли многие чудеса и исцеления. С этого времени московский образ стал особо почитаться среди горожан. Восемнадцатого июня по старому стилю у Варварских ворот собирались толпы богомольцев, а духовенство служило торжественный молебен. Для этого икону спускали вниз и помещали в специальной палатке, где каждый мог приложиться к святыне в течение трех дней. Все это время площадь в центре Москвы у Варварских ворот была закрыта полицией для движения повозок и экипажей, потому что утром и вечером, в любую погоду вся округа была полна богомольцами. Через три дня на площади вновь совершался молебен, и икону поднимали обратно. 

В 1771 году город Владимир также был охвачен чумой. Исцеления от болезни происходили здесь от первообраза Боголюбской иконы: когда святыню перенесли в страдающий от чумы город, эпидемия прекратилась. В память об этом двадцать первого мая по старому стилю утвердился местный обычай переносить икону из Боголюбского монастыря во Владимир. От «моровой язвы» спасал список иконы в селе Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, а в 1848 и 1853 годах благодаря этой иконе остановилась эпидемия холеры в Малоярославце и Боровске. Холера и чума уходили также по молитве у списков Боголюбской иконы в Угличе в XVII веке и селе Зимарове Рязанской губернии.

Никольская церковь в Павшино была закрыта и разорена в советские годы, а Боголюбский храм, напротив, оставался единственным действующим в городе. Благодаря этому здесь уцелели многие дореволюционные иконы, в том числе местная павшинская святыня – список XIX века Боголюбской иконы Божией Матери. Путь к восстановлению Никольской церкви был длинным. В 1980 году зданию храма присваивается статус объекта культурного наследия. 22 мая 2013 в Никольском храме была отслужена первая после закрытия в годы гонений Божественная Литургия. И лишь к 2021 году проделаны основные работы по реставрации храма: восстановлены фасады, установлен купол с крестом, вставлены окна. Сейчас эта церковь выглядит внешне даже лучше не закрывавшегося в годы гонений соседнего Боголюбского храма.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Храмовый комплекс в Павшино и Боголюбская икона.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.