Вплоть до конца ХХ века Успенская церковь Ивангорода была не слишком популярна среди исследователей. Возможно, это было вызвано, с одной стороны, историческими пробелами, касающимися её начала, что затрудняло изучение, а с другой, заметным типологическим отличием этого храма от большинства памятников русской архитектуры. Предположительно о времени постройки Успенской церкви высказывались ещё в дореволюционную эпоху. Многие авторы, начиная с первого историка Нарвы Г. Ганзена, положили в основу датировки антиминс храма, на котором было написано: "Повелением благочестивейшей великой государыни нашей, императрицы Елизаветы Петровны всея России, благословением Святейшаго Правительствующего Синода, священнодействием же преосвященнейшего Стефана, епископа Псковского и Нарвского, в богоспасаемом граде Пскове выдан лета 1744, мая в 29 день. Смиренный Симеон, епископ Псковский и Нарвский". Исходя из этого, возведение церкви датировали 1744 годом. Другие авторы относили время создания храма к ХVI или ХVII веку. Так, журналист Н.А. Скоробогатов, написавший под псевдонимом Ругодивцев очерк истории Нарвы, высказал предположение об основании Успенской церкви "в начале ХVII века", а историк искусства Е.А. Кальюнди датировал её примерно 1558 годом, когда в самом начале Ливонской войны Нарва была взята русскими войсками. Современный архитектор-реставратор О.В. Гусева пишет: "На территории Большого Бояршего города находятся две церкви: Успенская и Никольская. В летописях нет дат их строительства, и только Никольская церковь упоминается в переписной книге 1498 года. Это обстоятельство, а также особенности объёмной композиции церквей и их архитектурные качества, аналогов которым не находилось, не давали возможности исследователям однозначно определить возможную дату их появления на земле Бояршего города.
Натурные исследования и архивные изыскания последних десятилетий ХХ века привели учёных к убеждению, что и крепость, и обе церкви построены по единому замыслу приблизительно в одно время, под непосредственным руководством итальянского зодчего. Впрочем, по мнению некоторых исследователей, только Успенскую церковь должны были возвести вместе с крепостью, а дату строительства Никольской церкви авторы нескольких последних работ - в сборнике, посвящённом Ивангороду, - отодвинули к середине ХVI-ХVII веков". Тот самый сборник, который упомянула О. Гусева, называется "Крепость Ивангород: новые открытия". Он увидел свет в 1997 году. Авторы сборника, историки из России, Эстонии и Швеции, подводили в нём итоги тридцатилетнего натурного, археологического и историко-архивного изучения крепости, возникшей на правом берегу реки Наровы в конце ХV века по воле великого князя Московского Ивана III. Учёные обратили внимание на следующие типологические особенности храма: центричность структуры, наличие одностолпной палаты в подклете, купол со световым барабаном, архитектурный декор, тромпы особой двухъярусной формы. Комплексный анализ форм Успенской церкви Ивангорода привёл исследователей к выводу: "Успенская церковь связана с типологическим рядом купольных храмов, в большом числе строившихся в Венеции на рубеже ХV-ХVI веков, и соответствует поискам наиболее совершенной центрической композиции, столь актуальным для Италии эпохи Высокого Возрождения. Её архитектура, созданная на основе ясных и простых пропорций в ордерной тектонике (отсутствие конкретных ордерных форм объясняется, по видимому, плохим качеством строительных материалов), и особенно детали в упрощённом виде отражают характерные черты не только венецианских, но и ломбардских построек. Последнее вполне естественно, ибо в Венеции тогда работало значительное количество ломбардских мастеров".
История сохранила знаменательный для истории Ивангорода документ - письмо бургомистров Нарвы бургомистру Ревеля от 19 марта 1507 года. В письме отмечается: "Мы доводим до Вашего сведения, что русские намереваются построить перед их замком крепкую стену; здесь были строители Владимир Тараканов (Vollendimer Torgkan) и Маркус Грек (Markus de Greke) и хотят протянуть стену через гору Кваппен (Quappen) прямо в Нарву так, чтобы никто не мог лишить их воды. А вокруг замка отмерили далеко и широко стены, которые будут с большими башнями, чтобы до 8 тысяч человек там внутри могло жить. Что из этого получится, Вы увидите..." Первый из упомянутых строителей - Владимир Никитич Тараканов - новгородский староста, принимавший в 1504 году участие в заключении новгородско-шведского договора. Предполагается, что он был организатором работ в Ивангороде. Маркус Грек мог принадлежать к группе итальянских архитекторов и инженеров, приехавших в Россию по приглашению Ивана III. Доподлинно неизвестно, была ли эта церковь освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, однако есть все основания полагать именно так. Возведение в Ивангороде в боевой приграничной крепости Успенского храма находилось в русле общерусской градозащитной традиции почитания Успения Пресвятой Богородицы. Не менее важно то, что окончание строительства крепости пришлось именно на праздник Успения. Может быть, это и не случайность. Завершение строительства крепости в день Успения Божией Матери давало особые надежды, что Пресвятая Богородица, защитница православных, непременно окружит Своим заступничеством новый город. Согласно преданию, русский царь некогда добился от шведского короля разрешения на переход в русские владения небольшого - величиной всего лишь в лошадиную шкуру - участка земли на левом берегу Наровы. Шкура лошади, которой предполагалось отмерить передаваемый участок, была коварно разрезана русскими на узкие полосы; их них сплели верёвку и ею обтянули приличных размеров территорию. Именно здесь и выросла мощная крепость. Затем русские запрудили Нарову с южной стороны и направили воду по новому руслу, между своей и шведской крепостями. Так Ивангород оказался на правом берегу реки.
Первое документальное подтверждение существования Успенской церкви относится к 1615 году, то есть появилось более века спустя после её строительства. В тот год через Ивангород проезжало голландское посольство. Его секретарём числился Антонис Хутеерис, любивший и умевший рисовать, - на всём пути до Новгорода он делал зарисовки окрестностей, изданные им вскоре в Гааге. Попали в эту книгу и виды Ивангородской крепости, в том числе и Успенская церковь, "взятая" с боевого хода Переднего города. Специалисты сходятся во мнении, что рисунки голландца являются реалистичными и достаточно точно передают облик архитектурных памятников начала ХVII века. Во второй и третьей четвертях ХVII столетия появились новые гравюры с изображением Успенской церкви. Так, на гравюре из книги Адама Олеария (он посетил Ивангород в 1633 году) "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно" храм показан в виде зданий под двухскатными кровлями. На гравюре швейцарского художника Матфея Мериана, выполненной в 1664 году, присутствует колокольня, построенная шведами. В 1581-1590 и 1612-1704 годах Ивангород находился в руках шведов. В ХVII столетии Успенский храм являлся протестанским. В 1681 году были выполнены обмеры церкви, тогда же она, видимо, получила барочное завершение. На гравюре начала ХVIII века показано конусообразное покрытие куполов, устроенное, по мнению современных исследователей, после 1615 года. Вход в церковь в это время находился в восточном торце северной галереи. После взятия Ивангорода войсками Петра Великого 16 августа 1704 года Успенская церковь вновь стала православной. В 1748 году развалилась деревянная колокольня храма, после чего последовал указ Синода о её восстановлении и о ремонте храма. Осенью 1757 года Покровский придел, до того времени пустовавший, был освящён как тёплый храм. Чертёж восточного фасада 1757 года показывает, что в середине ХVIII века над церковью была устроена высокая двухъярусная шатровая кровля, сохранившаяся до 1944 года, а над приделом сделали сложную барочную колокольню, на которую можно было попасть через лестницу, устроенную в диаконнике. В 1838-1846 годах был произведён ремонт, заложены кирпичом арочные проёмы галереи, а в закладках сделаны окна. Весь храм побелён. Изменения в архитектуру церкви были внесены с согласия императора Николая I, осматривавшего её вместе с известным архитектором Александром Брюлловым, и это несмотря на то, что архитектор получил распоряжение "при перестройке церкви... не переменять ни внутреннего, ни наружного вида". В 1896 и 1901 годах Успенская церковь была превращена в тёплую. С восточной стороны северной галереи возвели апсидообразную пристройку, с южной стороны сооружена пристройка большого размера, в центре западного фасада устроен деревянный тамбур входа.
Осквернённый и разграбленный во время большевисткой коммуны храм простоял два года без богослужений. После падения Эстляндской трудовой коммуны 19 января 1921 года Ивангород отошёл к независимой Эстонии. Крепость стала военным объектом; богослужения в Успенском храме возбновились и продолжались вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. В 1921 году, после окончания ремонта, его заново освятили. Интересно, что хотя церковь находилась на территории Эстонской республики, в которой не велась антирелигиозная пропаганда, молодёжь не испытывала особого рвения к религии. С 1925 года на землю под Успенской и Никольскими церквями стало заявлять права военное ведомство, а в 1929 году посещение богослужений чрезвычайно усложнилось в связи с ужесточением допуска гражданских лиц в пределы крепости, являвшейся военным объектом. Но приход преодолел все невзгоды, и в 1930-х годах, во многом благодаря деятельности священника Александра Киселёва, приходская жизнь нормализовалась. После ввода советских войск в Эстонию и начала "советизации" бывшей независимой республики, Успенская церковь была закрыта. Во время военных действий под Нарвой в 1944 году храм серьёзно пострадал; были уничтожены кровли церкви, частично разрушены её купол и барабан придела, пропали церковные колокола, а также особо чтимый Тихвинский образ Божией Матери, находившийся здесь по преданию с 1558 года. Большую часть церковного имущества, впрочем, вывезли ещё в 1941 году; впоследствии она бесследно исчезла. В 1945 году была образована комиссия, которая обследовала храм и составила акт о причинённом ущербе. Реставраторы пришли в Успенскую церковь, признанную памятником архитектуры, лишь в 1976 году. К тому времени аркада северной галереи рухнула ещё в 1974 году. В 1976-1985 годах были произведены консервационные, исследовательские и реставрационные работы. В начале 1990-х годов храм вернули верующим.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №107, 2014 г.