При богадельне город и сам планировал построить церковь. Однако все обязанности по строительству и благоукрашению храма взяла на себя вдова (жена Осипа Николаевича Геера, Наталья Петровна - прим. мод.). Проект она заказала лучшему архитектору Москвы, Льву Кекушеву. Он тогда числился городским архитектором в управе, построил несколько павильонов Московского зоопарка и здание на Остоженке. Вообще, переживал взлет своей карьеры.
В книге Марии Нащокиной «Московский архитектор Лев Кекушев» опубликованы уникальные фотографии внутренних интерьеров домового храма, построенного при богадельне, и даны цитаты из журнала «Зодчий». «Зодчий» в конце XIX века был площадкой для обсуждения главных событий в мире архитектуры и городского строительства. В этом журнале публиковались и обсуждались все проекты отечественных архитекторов, веяния архитектурной моды и инженерного дела. В журнале были описаны интерьеры благотворительного учреждения и храма.
Здание было невысоким, но имело разветвленную структуру. На первом этаже находился вестибюль, соединенный прямым проходом с церковью. Церковь была высокой, большой, двусветной и вмещала до тысячи человек. Это интересно, учитывая, что в богадельне проживало всего сто. Видимо, храм строился с расчетом, что его смогут посещать родственники призреваемых и семьи обслуживающего персонала. На первом этаже справа находились помещения конторы, кухни и прислуги, а слева – комната надзирателя, экономки, фельдшера. Вообще штат был значительным, ведь здесь также находился лазарет и своя аптека, которая по льготным ценам или вовсе бесплатно отпускала лекарства. Это было нововведение именно гееровской богадельни. Позже аналогичная аптека появилась в Марфо-Мариинский обители.
Парадная лестница вела на второй этаж с широким коридором, где прогуливались призреваемые и находились палаты с комнатами по 15 кроватей. В центральной части здания располагалась столовая, из которой можно было, не спускаясь на первый этаж, войти в церковь. В боковых крыльях были дополнительные лестницы и уборные.
Общая стоимость здания с воздушной вентиляцией (без учета отделки и дорогой деревянной мебели) составляла 140 тысяч рублей.
Здание было построено в романо-византийском стиле. Главной высотой был широкий купол с массивным каменным крестом. Центральный ризалит здания (через который в храм попадал солнечный свет) и два фронтальных – украшены аркатурой окон. Вообще, чередование темных и светлых полос в оформлении – это признак византийского стиля. Так же как протяженность этажей и общая стилистика здания, капителей с растительным орнаментом – признак стиля романского. Ограда перед богадельней, перила внутренней лестницы и даже царские врата иконостаса были выполнены из металлических жгутов, замысловато переплетенных между собой и имитирующих растения. В этом была нота модерна.
Все палаты богадельни группировались вокруг храма и те, кто не мог по какой-то причине встать, слушали богослужение непосредственно в своей комнате.
Вдова купца Геера не только финансировала возведение храма, но сама заказывала церковную утварь, облачение и иконостас. Кекушеву заказали мраморный иконостас – в традициях византийского стиля. Интересной деталью этого иконостаса было расположение в первом ярусе двойных вставных икон, – в руки изображенных на фресках ангелов можно было вложить иконы текущего праздника в самостоятельных киотах. Икона в иконе – редкий случай. Одним словом, Кекушев в оформлении внутреннего интерьера постарался приблизиться к забытому идеалу византийских храмов.
Все вышеперечисленное, в том числе и то обстоятельство, что помощь могли получить все приходящие в лазарет и аптеку, составляло гордость богадельни и придавало особый тон учреждению. Богадельня, открытая 1 января 1899 года и просуществовавшая вплоть до революции, была знаменита.
После революции богадельню закрыли, здание перешло в ведение советских учреждений. Домовые храмы в 1918 году были запрещены как класс, поэтому закрывались в первую очередь. В помещениях богадельни находился ряд мелких контор, ими владели, сменяя друг друга, десятки министерств. Дольше всех, в 1960-е годы, здесь располагалось министерство молочной и мясной промышленности. В последние годы существования СССР помещения богадельни занимало объединение «Разноэкспорт», занимавшееся экспортом советских товаров за границу.
Сейчас ситуация странная. Внешне здание сохранилось, и нельзя сказать, что находится в катастрофическом положении, но интерьеры все загублены, решетки сняты и отправлены на переплавку, внутренние интерьеры храма, несмотря на их явную художественную ценность, уничтожены и даже ничего из убранства храма не ушло в музеи, что особенно обидно.
В конце 1990-х годов здание вошло в список объектов регионального значения, то есть оно не может быть снесено и теоретически на нем запрещены перестройки и ремонтные работы.
https://www.miloserdie.ru/article/sudba-bogadelni-2/
Комментарии и обсуждение
Уважаемая Анастасия!
Зимой 2012-2013 при проведении реставрационных работ исчез оригинальный кованый козырек крыльца храма Святого Иосифа Обручника на В.Красносельской улице. На снимке от 25 марта 2006 года он хорошо виден, а на снимке от 30 июля 2013 года его уже нет. Где-то у меня есть снимок конкретно этого козырька. Интересно, на чьей даче или вилле он объявится. Может быть, знает генподрядчик, ООО "РСК "АТТИКА""? Зато на крыше богадельни появились современные мансардные окна. Вот уже много месяцев все работы по реставрации богадельни приостановлены.
Хотел добавить эту информацию на сайт sobory.ru, но не добавляется. Требует регистрации, которая неизвестно где.
Давайте выручать памятник.
С уважением,
житель В. Красносельской улицы Владимiръ, 20 сентября 2013 года
10 января 2021 года состоялась первая после более чем столетнего перерыва Божественная литургия в домовом храме св. Иосифа Обручника при бывшей богадельне имени И.Н. Геера. Богослужение возглавил духовник обители протоиерей Артемий Владимиров. На службе молились Матушка с сестрами. В настоящее время храм представляет собой требующее реставрации помещение с голыми стенами и разрушенным полом, покрытым цементной крошкой.
Для проведения Богослужения были настелены лежащие у входа в храм доски, привезены из обители стол, заменивший собою престол, несколько стульев и аналои. Батюшка принес в чемоданчике все необходимое для совершения Таинства. И Литургия состоялась! В конце службы помолились на заупокойной литии об упокоении главы семейства Гееров – Иосифа Геера и любимого внука этой четы – мл. Иосифа. Храм передан в ведение Новоалексеевского монастыря по решению суда.