Загантанская скала
Скальные сооружения Загайтанской скалы, в отличие от других пещерных комплексов Инкермана, практически полностью выпали из поля зрения исследователей. Труднодоступность (в некоторые помещения невозможно попасть без специального снаряжения), плохая сохранность привели к тому, что они осматривались поверхностно.
Первые конкретные сведения встречаются только у А. Бертье-Делагарда. Он опубликовал краткое описание и план «на глаз» храма «Вознесения» на юго-западном мысу, упомянул о скальной апсиде (без публикации плана) в восточной части комплекса и сообщил о какой-то недоступной церкви. Исследователь предположил существование еще нескольких церквей, которые не смог обнаружить.
Н. Репников в «Материалах к археологической карте» и в отчете о работе Инкерманской экспедиции также приводит схематичный план храма и повторяет выводы Бертье-Делагарда. Им замечено, что из 96 пещер Загайтанской скалы доступны лишь около 30. Нами в 1995 г. были рассмотрены и опубликованы три церкви (ранее неизвестные). На плане-схеме Загайтанской скалы видно, что ее помещения разделяются на два комплекса: в юго-западной и восточной частях.
Комплекс в Юго-западной части. Он насчитывает 25 помещений, из них 2 церкви. Часть комплекса ныне срезана каменоломней, но П. Бабенчиков в 1937 г. успел составить схему фасадов пещер ныне разрушенной части.
Церковь № 1. Храм «Вознесения». По сведениям источников, он сильно пострадал во время обвала в 1794 г. и в настоящее время разрушен. Ниже приводим описание А. Бертье-Делагарда.
«...Издали заметны остатки редкой по типу церкви: это подражание плоскому купольному перекрытию на четырех арках, опирающегося на углы среднего квадрата, от которого, кажется, в три стороны, восточную, северную и южную вделаны три полукруглые абсиды, лицевая выходная (западная) была вероятно прямая. Доступ к этой церкви почти невозможен и весь низ ее обрушился, так что потолок с арками и столбами висит не поддержанный снизу; точный ее обмер, по недоступности я не мог сделать, посему... даю ее с приблизительным обмером, на глаз. Направление алтаря 40°Е: алтарная преграда состояла из трех арок, средняя была, конечно, царской дверью, а боковые, вероятно, были сплошные, на некоторую высоту от пола... На карте Батурина описанная пещерная церковь названа церковью Вознесения Господня».
А. Якобсон считал храм «Вознесения» мемориальной церковью, близкой к «херсонским раннесредневековым» постройкам». И если с первым выводом можно согласиться, то второй не выдерживает критики, так как конхиальные церкви подобного плана не редкость на Балканском полуострове и в XI—XIV вв.
Церковь № 2 расположена восточнее храма «Вознесения» в одном из уступов скалы. В настоящее время она почти разрушена: сохранились восточная и северная стены и часть потолка у алтарной ниши. Наос был прямоугольный, длина сохранившейся части 3,7 м, ширина 2,6 м. Потолок был выполнен в виде коробового свода. Алтарная часть 1,7×0,97×0,64 м, ориентация 120° ЮВ, расположена в восточной стене. В северной стене в нише размерами 1,64×2,2×0,8 м вырублена гробница. Здесь же еще одна ниша 0,42×0,38×0,2 м, очевидно, для размещения икон.
Комплекс в восточной части Загайтанской скалы. Расположен в 300 м к востоку от предыдущего, состоит из 96, в основном сильно разрушенных, помещений. Нам удалось выделить здесь 8 церквей.
Церковь № 3, так называемая «апсида Бертье-Делагарда», который сообщал: «Мне удалось (в восточной части Загайтанской скалы. — Ю.М.) найти только одну алтарную апсиду, полукруглую диаметром до 4 аршин. Небольшой выступ в глубине ее был престолом: на апсиде ее уцелела штукатурка и следы росписи красками. Штукатурка уже носит совершенно временный характер: сделана не тонким слоем одной извести на гладкой скале, как в других церквях, а слоем около полу-дюйма толщиною, известью с песком и сама скала наклевана, для того, чтобы к ней приставала штукатурка». В настоящей работе мы публикуем план и более подробное описание памятника.
Апсида полуовальной формы размером 3×1×1,5 м. Ее ориентация — 30°СВ. Практически в центре стены имеется прямоугольный скальный выступ 0,7×0,34 м. Под ним и частично сбоку вырублена ниша. По всей видимости, это остатки престола. Поверхность скалы в апсиде имеет обработку Т. 3. Бертье-Делагард еще видел следы фресок. К сожалению, в настоящее время сохранились лишь насечки для нанесения штукатурки. Пол помещения засыпан скальной крошкой и натечной землей до 9,4 м. По обеим сторонам к апсиде примыкают различные пещерные сооружения. Вероятнее всего эта алтарная часть являлась частью разрушенной церкви, наос которой был скальным, а затем разрушился или, скорее всего, он был каменный. Такие примеры известны в средневековом Крыму, например на Качи-Кальене.
Церковь № 4 расположена в 4-м ярусе пещерного комплекса в 20 м к востоку от № 3, напротив котельной тепличного хозяйства. Подверглась сильной эрозии в настоящее время сохранились лишь апсида и примыкающая к ней часть наоса. Кроме того, в центре лежит скальная глыба 2×4×3 м — обрушившаяся часть потолка. Поверхность потолка сильно эрозирована, пол засыпан скальной крошкой. Размеры сохранившейся части храма 5,8×7,32×2,28 м. Апсида овальной формы, ориентирована 30°СВ. Здесь по всему периметру расположен синтрон высотой до 0,6 м, шириной до 0,55 м.
Арочная ниша 1,08×0,93×0,48 м, вырубленная в восточной части апсиды над синтроном, ориентирована на 60°. В ее основании сооружено прямоугольное углубление 0,37×0,27×0,17 м (престол). К северу от нее в синтроне вырублено еще одно прямоугольное углубление 0,33×0,1 м. Скорее всего, это остатки первоначального престола. Это предположение подтверждается тем, что последнее углубление расположено в центре апсиды. Этот первоначальный престол ориентирован на север, и, вероятно, поэтому впоследствии появляется новая алтарная ниша с более точной ориентацией на восток. В южной стене апсиды вырублена прямоугольная ниша размерами 2,4×0,74×0,4 м, вероятно, жертвенник. В северной части храма на стыке апсиды и наоса сохранились остатки алтарной преграды. В центре наоса в полу вырублена прямоугольная яма 1×2×0,8 м, вероятнее всего, это гробница. Рядом с храмом и выше расположено несколько пещерных сооружений. Судя по сохранившейся части пещерной церкви, первоначально храм был относительно больших размеров, однако определить их точно из-за разрушения не представляется возможным.
Церковь № 5. Комплекс из трех помещений и церкви расположен в 3-м ярусе пещер под церковью № 4. Общие размеры 10,4×4,5 м. Все помещения с юга соединялись галереей шириной 2 м. Церковь размерами 4×1,9 м (в сохранившейся части) имеет прямоугольную в плане форму. Апсида подковообразная шириной 1,68 м. Справа от апсиды в стене вырублена ниша (0,8×0,78×0,1 м). У северной стены наоса сохранились остатки скамьи высотой до 0,5 м. Потолок наоса коробовый. В западной части потолка вырублена проушина для подвешивания светильника. Южная стена отсутствует Весь пол покрыт слоем скальной крошки мощностью до 0,4 м.
Помещение № 1 размерами 2,64×1,98 м неправильной в плане формы. Вход в него со стороны галереи, во всю ширину южной стены. В западной и северной стенах на высоте 0,8 м имеются вырубки, очевидно, для установки деревянной лежанки. Помещение № 2 — прямоугольной формы, размерами 1,88×2,06 м. Дверной проем шириной 0,76 м расположен со стороны галереи. Потолок коробовый, постепенно понижающийся в сторону входа. Рядом с последним сохранились следы скальной ступени. В потолке устроены проушины для подвешивания светильников На южной стене у дверного проема сохранились фрагменты греческой надписи. В стене между помещениями № 1 и 2 вырублен крест в круге с расширяющимися концами размерами 0,25×0,27 м. Помещение № 3 — прямоугольной в плане формы, размерами 2,3×2.3 м (реконструкция по потолку). Потолок коробовый. По всей видимости, данные пещеры в период функционирования монастыря являлись комплексом, состоящим из церкви и трех келий.
Церковь № 6 находится в 3-м ярусе пещер, в 25 м к югу от храма № 4. К настоящему времени сохранились северная и восточная стены и часть пола наоса. Размеры сохранившейся части 3,9×4×2,3 м. Алтарь был выполнен в виде ниши. Потолок коробовый. В северной стене устроена гробница 1,66×0,96 м. На наружной стене вырезан крест с расширяющимися концами.
Церковь № 7 расположена в 3-м ярусе, в 30 м к югу от храма № 6. В настоящее время сохранились алтарь и большая часть наоса. В плане алтарь прямоугольный, размерами 2,2×4×1,9 м. Ориентация 62°ЮВ. Пол вырублен на одном уровне с наосом. В восточной стене две ниши 0,66×0,42×0,33 м и 0,5×0,38×0,3 м (очевидно, жертвенник). По периметру последних сохранилось изображение трех крестов-граффити — стилизованного всадника и человека с поднятыми руками. В центре восточной стены высечен крест в круге диаметром 0,32 м. Алтарная преграда, высеченная в скале, сохранилась на высоту до 0,4 м. Наос прямоугольный размерами 3,8×2,2×2 м. От него сохранилась незначительная часть пола. В южной стене две ниши 0,84×0,60×0,22 м и 1,06×0,9×0,32 м. В последней устроена детская гробница. Вход в церковь, шириной 1,7 м, располагался в западной стене.
Церковь № 8 расположена в основании Загайтанской скалы. В настоящее время сохранились часть апсиды, частично северная и западная стены. Потолок полностью разрушен. Пол завален натечным грунтом. Апсида полуовальной формы шириной около 3 м, глубиной 1 м. Ориентация 120°ЮВ. Наос прямоугольный, 4,9×4 м. В северной стене вырублена ниша 0,96×0,18×0,3 м. Перед ней 5 углублений, расположенных в ряд сверху вниз. Очевидно, это пазы для крепления алтарной преграды. В западной стене вырублена скамья шириной 0,2 м, высотой (от уровня натечного грунта) 0,22 м.
Церковь № 9 расположена в восточной части комплекса. В настоящий момент полностью отсутствует южная стена. Церковь прямоугольной формы длиной 9,38 м, шириной до 3,5 м. Апсида полуовальной формы, размерами 2,7×0,9×2,1 м, в южной стороне частично разрушена. Алтарная преграда, вероятно, была деревянной, высотой 0,9 м, в центре — царские врата шириной 0,7 м. Наос трапециевидный — 2,7×3×2 м. У северной стены в полу высечена гробница 1,76×0,96×0,4 м, которая, судя по 4-м пазам, перекрывалась деревянным настилом. В северной стене вырублена ниша 0,3×0,5×0,22 м. Потолок коробовый, в нем — два кольца для крепления светильников. К западу от наоса расположено еще одно помещение, очевидно нартекс. В его северной стене — две гробницы в нишах.
Церковь № 10 расположена на скальном выступе в основании Загайтанской скалы. Собственно скальной является нижняя часть апсиды, а верхняя, очевидно, была сложена из камня (об этом свидетельствует наличие «постелей» шириной 0,32 м под каменную кладку над скальной частью апсиды). Апсида подковообразная 1,3×1,7 м. Высота сохранившейся части 1,2 м. В глубине апсиды скальное возвышение до 0,14 м, в котором вырублено гнездо для престольного камня 0,4×0,5 м. Наос в плане прямоугольный, размерами 3,64×2,5 м. Пол углублен в скалу до 0,1 м. Между апсидой и наосом сохранились пазы для алтарной преграды, которая, очевидно, была выложена из камня. В 1,5 м к северу от храма — гробница глубиной более 2 м, овальной формы. В ее восточной стене высечен крест (рис. 90). К храму с севера вела лестница из 7 ступеней, проходящая мимо двух склепов. Таким образом, церковь № 9 являет собой образец «полупещерного» храма. Подобные известны на Качи-Кальене, Мангупе и ряде других мест.
Церковь № 11 расположена отдельно, территориально примыкая к комплексу в восточной части скалы. Она расположена в центральной части основания Загайтанской скалы рядом с железнодорожным полотном. Размеры церкви 6,4×3×2 м. Церковь прямоугольной формы с закруглением в алтарной части и северо-западной стене (рис. 92—95). В настоящее время сохранились лишь три стены помещения — южная полностью разрушена. Судя по подрубкам в скале, она была сложена из камня, хотя не исключено, что в первоначальном варианте могла быть скальной. Апсида, размерами 1,7×2,4×2 м, полуовальной формы, приподнята над остальной частью помещения на 0,2 м (рис. 92). Она ориентирована на ЮВ. В центре в полу имеется подрубка круглой формы для установки престола диаметром 0,2 м, глубиной 0,08 м. В потолке северной стены видны углубления для крепления алтарной преграды. В апсиде и западной части наоса в потолке имеются проушины для светильников. Вдоль северной стены вырублена скамья шириной до 0,75 м и высотой до 0,7 м. В северной стене также имеется арочная ниша 0,35×0,3 м, возможно, для установки икон. В северной части к церкви примыкает помещение прямоугольной формы размерами 3,2×1,25×1,7 м. Прямоугольный вход в него вырублен в северной стене храма. Судя по пазам, он перекрывался деревянной дверью. Вероятнее всего данная пещера была ризницей. По местонахождению церкви и различным вырубкам можно сделать вывод, что в позднее время она использовалась как хозяйственное помещение.
Таким образом, на Загайтанской скале насчитывается 11 церквей. Не исключено, что первоначально их могло быть больше: часть пещер разрушилась, а часть в настоящее время недоступна. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство церквей здесь подверглось сильному разрушению. Это может объясняться, с одной стороны, мягкостью скальной породы, по сравнению, скажем, с Монастырской скалой, с другой стороны, на наш взгляд, здесь присутствует и временной фактор.
По своим архитектурным особенностям большинство церквей Загайтанской скалы выделяется из комплекса храмов Инкермана, да и всего Юго-Западного Крыма, «архитектурным аскетизмом» (за исключением храма «Вознесения»): в них отсутствует декор; апсидами, как правило, служат алтарные ниши, они не совсем четко выделяются из основного пространства, как это имеет место в церквах, например, св. Георгия, Софии или Евграфия. С другой стороны, как отмечалось, в храмах много следов перестроек, что указывает на относительно длительное их функционирование. Обработка большинства церквей Загайтанской скалы — Т.2, — в отличие от остальных, где она типа Т.3.
Следовательно, надо думать, что церковный комплекс Загайтанской скалы в основном сформировался до середины XIV в., а его древнейшая часть находилась в восточной части. Это подтверждается и тем, что архитектурно-выразительный храм «Вознесения» расположен в юго-западной части, то есть на ближней к Монастырской скале, где, как отмечалось, архитектурное решение церквей уже иное. Все приведенные аргументы: степень сохранности помещений, их архитектурные особенности, топографическое расположение — позволяют сделать вывод, что первоначально возник монастырь в восточной части Загайтанской скалы, который, вероятнее всего, является древнейшим в Инкерманской долине. Впоследствии от него мог отделиться монастырь (или скит) в юго-западной части. В ряде церквей Загайтанской скалы на стене вырублены и процарапаны кресты и другие изображения.
По своим формам, стилистике, характеру расположения кресты из церкви № 7 ближе всего к подобным знакам в Челтер-Мармаре, в частности, кресту, вырезанному под надписью 1403 г. Такой же крест есть на перстне XIV—XIV вв. из Мангупа. Аналогичные знаки известны на арке из Баклы XII—XIII вв., метках на черепице, в пещерном монастыре Аладжа в Болгарии. Как отмечал Г. Атанасов, подобные кресты в Болгарии известны с IV до XII в. Такой же крест есть в церкви 21 из долины Гореме (Каппадокия), датирующейся XI—XII вв. Знак, аналогичный крестам № 4, 5, есть в церкви № 27 долины Гореме, относимой к XI в. Таким образом, кресты, аналогичные крестам № 3—5 из церкви № 7 известны во всем средневековье, но наиболее распространены в XI—XIV вв. Кресты из церквей № 5, 6 датируются также широко. Они есть и в Челтер-Мармаре, на надгробиях различного времени (от раннего средневековья до XIII в.) Что касается изображений из церкви № 7, то их аналогии также имеются в Челтер-Мармаре и среди меток на черепице XII—XIII вв…
Источник: Ю.М. Могаричев. «Пещерные церкви Таврики», 1997 г.
Ю.М. Могаричев. «Пещерные церкви Таврики» :: Инкерман :: Загантанская скала
Комментарии и обсуждение