5 ноября 1854 года состоялось одно из сражений Крымской кампании за пределами оборонительных линий Севастополя – Инкерманское. В страшном побоище всего за шесть часов три тысячи двести восемьдесят восемь русских солдат и офицеров превратились в трупы: разорванные ядрами, изувеченные пулями, разрубленные саблями.
После войны в Инкермане поселился один из участников сражения – бывший матрос 32-го флотского экипажа Никита Андреевич Коновченко. До конца жизни он ухаживал за небольшим братским кладбищем боевых товарищей у Каменоломенного оврага. Говорят, что он также собирал время от времени обнажавшиеся на месте сражения останки героев-севастопольцев и захоранивал на этом кладбище. Здесь он устроил деревянную ограду, поставил крест. Ходя с кружкой по городам и весям Таврической губернии, Коновченко собирал средства на постройку часовни, но умер в 1872 году, не успев воплотить эту благородную мечту. На этом маленьком, ныне исчезнувшем, кладбище в Инкермане его и похоронили.
В 1885 году часовня была построена. Как показывают старые фотографии, её выполнили в неовизантийском стиле. Кладбище обнесли каменной оградой. Ежегодно 24 октября, в день Инкерманского сражения, братия из монастыря св. Климента совершала к ней крестный ход.
К сожалению, информации о часовне доступно немного, неизвестно даже, во имя какого святого она была освящена. Считается, что она была разрушена в период Великой Отечественной войны. В 2019 году севастопольский историк Вадим Прокопенков высказал предложение о восстановлении святыни.
Источник: vk.com