ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Инкерман. Инкерманский Климентовский мужской монастырь.

Климентьевский мужской монастырь


Инкерман. Инкерманский Климентовский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Ссылки: Официальный сайт  Страница на сайте епархии 
Адрес:
Россия, г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, а/я 25

Координаты: 44.60489, 33.607862



План Инкерманского Свято-Климентовского монастыря
XXXXX

Храмы монастыря:

1. Церковь Троицы Живоначальной
2. Церковь Пантелеимона Целителя
3. Церковь Климента, Папы Римского
4. Церковь Андрея Первозванного
5. Церковь Мартина Исповедника
6. Церковь Димитрия Солунского

Другие постройки и сооружения:

7. Кельи
8. Монастырская постройка
9. Ограда
10. Ворота к пещерным храмам
11. Южные ворота
12. Каменная лестница из пещер в крепость
13. Памятник воинам 25-й Чапаевской дивизии
14. Кладбище
15. Тоннель под ж/д путями
16. Памятный знак "Крещению Руси 1025 лет"
17. Знак-указатель перед входом в монастырь
18. Шлагбаум
19. Туалеты
20. Железная дорога
21. Церковные лавки



Сортировка:

Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Елена Громакова
12 апреля 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
chapai-2
23 сентября 2014
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
chapai-2
23 сентября 2014
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, панорама монастыря<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
панорама монастыря
Александр Cахаров
16 августа 2010
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Timur
7 сентября 2008
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Ирина Бухтиярова
16 августа 2006
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Спуск от крепости Каламита<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Спуск от крепости Каламита
Ярослав
27 мая 2005
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Вид от крепости Каламита<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Вид от крепости Каламита
Наталия
27 июня 2004
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Юлия Терентьева
1 августа 2002
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
oldboy
10 июня 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Timur
7 сентября 2008
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Timur
7 сентября 2008
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Timur
7 сентября 2008
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Вид с балкона пещерного храма на купола<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Вид с балкона пещерного храма на купола
Ирина Бухтиярова
16 августа 2006
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 августа 1998
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Ворота Свято-Климентовского мужского монастыря<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Ворота Свято-Климентовского мужского монастыря
Юрий Шабунин
22 октября 2022
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Вход в тоннель на территорию монастыря<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Вход в тоннель на территорию монастыря
Юрий Шабунин
22 октября 2022
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Панно с мозаичными образами Спасителя, Богородицы и Климента, папы Римского.На панно выполнены барельефные лики двенадцати апостолов. <br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Панно с мозаичными образами Спасителя, Богородицы и Климента, папы Римского.На панно выполнены барельефные лики двенадцати апостолов.
Юрий Шабунин
22 октября 2022
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Юрий Шабунин
22 октября 2022
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Знак-указатель перед монастырем<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Знак-указатель перед монастырем
oldboy
10 июня 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Территория монастыря<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Территория монастыря
oldboy
10 июня 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
oldboy
10 июня 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Вход в пещерные церкви<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Вход в пещерные церкви
Елена Громакова
12 апреля 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Вход в пещерные церкви<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Вход в пещерные церкви
Елена Громакова
12 апреля 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Вход в пещерные церкви<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Вход в пещерные церкви
Елена Громакова
12 апреля 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Alex Van Shumm
23 октября 2021
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
chapai-2
23 сентября 2014
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Timur
7 сентября 2008
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Двор и постройки монастыря<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Двор и постройки монастыря
Юрий Шабунин
22 октября 2022
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Внутренний двор Свято-Климентовского монастыря<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Внутренний двор Свято-Климентовского монастыря
Юрий Шабунин
22 октября 2022
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Источник Св. Климента<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Источник Св. Климента
Александр Cахаров
16 июля 2014
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1913
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Фото из журнала "Природа и люди".<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Фото из журнала "Природа и люди".
Андрей Агафонов
1911
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Инкерман. Церковь в скале. Открытое письмо №71; Издание Димитрия Николича - Ялта; место хранения Детский мемориальный музей, Санкт-Петербург; эл. доступ https://www.prlib.ru/en/node/334580<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Инкерман. Церковь в скале. Открытое письмо №71; Издание Димитрия Николича - Ялта; место хранения Детский мемориальный музей, Санкт-Петербург; эл. доступ https://www.prlib.ru/en/node/334580
Алексей Кротов
01.06.1904 - 01.06.1908
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Крым. Севастополь. Инкерман. Открытое письмо на бланке Всемирного почтового союза. Местонахождение: Детский музей открытки, Санкт-Петербург, эл. копия https://www.prlib.ru/node/334579<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Крым. Севастополь. Инкерман. Открытое письмо на бланке Всемирного почтового союза. Местонахождение: Детский музей открытки, Санкт-Петербург, эл. копия https://www.prlib.ru/node/334579
Алексей Кротов
01.06.1904 - 01.06.1909
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1900
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1900
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/167-t-14-novorossiya-i-krym-bessarabskaya-hersonskaya-tavricheskaya-i-ekaterinoslavskaya-gub-obl-voyska-donskogo-stavropolskaya-gub-1910#page/1/mode/grid/zoom/1<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/167-t-14-novorossiya-i-krym-bessarabskaya-hersonskaya-tavricheskaya-i-ekaterinoslavskaya-gub-obl-voyska-donskogo-stavropolskaya-gub-1910#page/1/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1900
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Почтовая открытка. Акц. о-во Гранбергъ въ Стокгольме<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Почтовая открытка. Акц. о-во Гранбергъ въ Стокгольме
Павел В. Воробьев
Инкерманский Климентовский мужской монастырь, Фотоснимок с дореволюционной тиражной фотокарточки.<br>, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Фотоснимок с дореволюционной тиражной фотокарточки.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Сухарев  28 июля 2005

Инкерман – знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень – плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времён, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь – Симферополь.

Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента – римского епископа с 92 по 101 год. В Кесарии Климент принял крещение от апостола Петра, после чего продолжил путешествие с ним, разделив все труды и опасности. За проповедническую деятельность и праведную жизнь Климент был рукоположен апостолом Петром в епископы города Рим. Климент был популярен среди народа, всё большее число римлян становилось христианами… За неповиновение император Траян сослал его в каменоломни в окрестностях Херсонеса. Святой Климент и здесь крестил в день до 500 человек, каторжников и свободных людей, живших в округе, и основал 75 храмов. Правителям Херсонеса не нравилась деятельность святого Климента, поэтому его решили казнить. На шею святому привязали тяжёлый якорь и бросили его на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 году погиб епископ Климент, но через год море отступило, и в подводном гроте люди увидели останки праведника. Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклоняться святым мощам.

Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им приобрести святые мощи. Святые Кирилл и Мефодий часть мощей перевезли в Рим, где они и хранятся по сей день в базилике святого Климента. Мощи святого Климента оставались и в Херсонесе до X столетия. После крещения князь Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевёз их в Киев.

А в бывших каменоломнях возник монастырь. Но сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

В 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Некоторые учёные полагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиепископ Иннокентий не мог обойти стороной место, связанное с именем папы Римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн. К церкви ведёт длинный коридор, в котором вырублены каменные скамейки – очевидно, здесь богомольцы ожидали начала службы. В апсиде сохранился двухступенчатый синтрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене вырублена ниша для запрестольного образа. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге.

С правой стороны храма находился древний придел в честь апостола Андрея Первозванного – небольшой, с низким потолком. Алтарь отделялся от остальной части сплошной скальной перегородкой с Царскими вратами посередине.

В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану. В храме прямоугольной формы, перекрытом полукруглым куполом, расширили апсиду.

Через два года после открытия монастыря началась крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. 24 октября 184 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, в которой располагались русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу, в которой могло разместиться 24 человека.

В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.

В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Д.М.Струков так описал его: «В той же скале, в той же балке, под вершиною скалы встречаем храм… по сторонам его есть скамьи, высотою 9 вершков. Алтарная преграда до потолка, в ней по середине вход в алтарь. В алтаре у стены престол со впадиной вверху: над престолом по стене надпись и остатки фресковых изображений святых в архиерейских облачениях. В северо-западном углу алтарь – жертвенник со впадиною, удобною для хранения священных сосудов, м в юго-западном углу – седалище для священнослужащего.» Во время реконструкции 1905 года скальные стены побелили, но из-за побелки можно было рассмотреть 8 фигур святителей в крещатых одеждах с нимбами над головами. Над престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись – моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом. Уже в начале XX века в храме совершали захоронения, сохранились три гробницы, вырубленные в полу небольшой пещеры рядом с храмом.

На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца Мирликийского. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм устроили на месте древней Софийской церкви, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Спроектировал и построил этот храм архитектор А.М.Вейзен. Внутри хранились образа войсковых частей, принявших участие в боях на Чёрной речке.

К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков… В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника, всего 147 человек.

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими… Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви, в из стенах образовались многочисленные трещины. Было решено эти храмы разобрать. Собор святого Николая на верхнем плато уничтожили в 1932 году. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В монастыре после его закрытия остались жить настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина.

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2007

Инкерманский святого Климента монастырь, 2 класса, общежительный, в 8 верстах от Севастополя, близ устья Черной речки, в Инкермане («городе пещер»), на отвесной скале. По преданию, здесь подвизался святой Климент (см. 25 ноября), а в VII веке при императоре Констанции был заточен святой Мартин (см. 14 апреля). Здесь же находится кафедра Готфской епископии.

В 1850 году архиепископом Херсонским Иннокентием там была открыта киновия, которая в 1905 году возведена в монастырь. Имеющийся в нем пещерный храм (открытый в 1852 году и возобновленный в 1867 году) освящен во имя святого Климента. При нем как бы два придела: во имя святого Мартина Исповедника (с устроенным в нем в 1900 году взамен прежнего новым художественным стеклянно-мозаичным иконостасом, украшенным живописными иконами на цинке) и во имя святого апостола Андрея Первозванного. Эти церкви находятся на полугоре и высечены в скале по левую сторону очень древней лестницы, высеченной тоже в скале. Алтарь храма святого Климента сохранился в целости в том неизменном виде, в каком существовал в 1 веке; престол в нем (каменный с крестом посередине) высечен из скалы, по преданию, самим святым Климентом. 

Церковь апостола Андрея Первозванного освящена 2 июля 1900 года; она занимает помещение, высеченное в скале трудами еще самого святого Климента; в западной стене ее находится небольшая выдолбленная в скале комната, в которой, по предположениям, жил святой Климент. В той же скале находится древняя усыпальница, там же помещаются гробницы, в которых лежат кости христиан, скончавшихся здесь в ссылке. В висячем положении к скале весьма искусно прикреплены две колокольни, а с балкона, висящего над бездной долины, открывается чудный, величественный вид. Близ монастыря находится источник вкусной и прозрачной воды, изведенный по молитве святого Климента. При монастыре школа имени святого Климента.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 июня 2022

Часть историков относят появление Свято-Климентовского скального монастыря к VIII-IХ вв., связывая его с иконоборческим движением в Византии. Другие предполагают, что возникновение монастыря можно датировать только ХIV-ХV вв. Кроме храма Святого Климента, в единый пещерный комплекс входили ещё два - Мартина Исповедника (также бывшего епископа римского) и Святого Андрея Первозванного. После турецкого завоевания в 1475 году монастырь пришёл в упадок, его начали восстанавливать только после присоединения Крыма к России в 1783 году.

В 1850 году приказом Святейшего Синода была основана и освящена Инкерманская киновия (монастырь общежитского устава) во имя Священномученика Климента. По преданию, отправленный в каменоломни римский папа Климент расширил одну из образовавшихся при вырубке камней пещеру и устроил в ней небольшую церковь. Спустя много веков после его смерти монахи перенесли сюда мощи святого Климента из часовни на месте его гибели и основали монастырь. Причём алтарь церкви сохранился в том виде, в каком существовал в 1 в., а престол с крестом посредине считается высеченным самим Климентом.

После Крымской войны началось активное возрождение пещерного монастырского комплекса. К 1905 году он пополнился храмами Дмитрия Солунского (на месте церкви Святого Евстафия ХIII в.) и церковью иконы "Всех скорбящих радость", которая была построена на месте древнего монастыря Святой Софии ХIV-ХV вв. Церковь расположена на левом берегу реки Чёрной на западном склоне Каменноломного оврага. Храм повторяет форму наземной крестово-купольной постройки. Обитель часто посещали члены царской семьи (Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович). В 1917 году в Свято-Климентовской киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

При советской власти монастырь закрыли в 1926 году, а с 1991 года он возобновил деятельность. Сегодня в нём открыты пять пещерных храмов и четыре наземных (Святой Троицы, Пантелеймона Целителя, Николая Чудотворца и часовня Памяти Павших в Инкерманской битве). Сооружения монастыря, причудливо нависая над автомобильной и железной дорогами, вызывают восхищения устроителями, которые возвели это чудо скальной архитектуры древности.

Прямо над обителью, на плато Монастырской скалы, можно увидеть то, что сохранилось от средневековой крепости, которая называлась Каламита. В переводе с древнегреческого это означает "камышовая", так как в устье реки Чёрной росло много камыша. Крепость, возведённая в VI в. для обороны подступов к Херсону (Херсонесу), в ХIV-ХV вв. принадлежала христианскому княжеству Феодоро и защищала его главный порт. Ставшее в то время отдельным государством, княжество враждовало со своим основным конкурентом за господство на южном побережье - генуэзскими колониями. Особенную мощь крепость приобрела в начале ХV в. при князе Алексее. Общая длина её оборонительных сооружений сотавляла 234 м. До сих пор видны остатки шести башен, защищавших Каламиту с наиболее доступной для врага стороны. В 1475 году крепостью овладели турки и переименовали её в Инкерман. После 1783 года крепость потеряла своё значение.

В 1905 году, когда активно возрождался Свято-Климентовский монастырь, среди развалин крепости в память о Крымской войне была возведена церковь Святого Николая Мирликийского в стиле поздневизантийского зодчества. Храм был закрыт после революции - в 1932 году, а в один из дней обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны, полностью разрушен.

Из брошюры: Прошлое и настоящее Инкермана. История и достопримечательности.


Елена Григорьева
 

Возникновение монастыря предание связывает с культом св. Климента, римского епископа в 92-101 г.г., сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса и убитого здесь в 101 г. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - остров Казачий) посреди бухты, на котором, согласно легенде, руками ангелов была построена церковь.

Пещерный монастырь св. Климента возник в VIII-IX в.в. радом с византийской крепостью (позже была перестроена генуэзцами и стала носить имя Каламита).

После захвата в 1475 г. крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришел в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С XVIII в. город принадлежал России.

В 1850 г. монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь св. Климента.

В 1867 г. был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 г. в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В начале XX века на верхнем плато была построена церковь Николая Чудотворца.

C 1924 г. храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 г. землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевские церкви, было принято решение их разобрать (церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 г.). В 1928 г. был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радосте».

В 1931 г. богослужения прекратились в пещерных храмах, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 г. солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.

С 1991 г. началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 декабря 2024

«…Не случайно турки назвали крепость на Монастырской скале «пещерной». С давних времён в здешних скалах высекали множество пещер, которые использовали как хозяйственные помещения, храмы. Лестница, высеченная в скале, ведёт вниз, к пещерным храмам Свято-Климентовского монастыря, основанного в VIII-IX веках византийскими монахами. По преданию, в здешние каменоломни был сослан за проповедническую деятельность Папа римский Климент. Но и в изгнании он продолжал нести людям Слово Божие, поэтому его казнили, утопив в море.

В честь святого Климента в Инкермане в 1850 году была открыта киновия. Монастырский комплекс состоял из пещерных храмов святых Климента и Мартина и наземных построек. Советская власть прекратила деятельность монастыря, Возрождение древней обители началось в 1991 году…»

Источник: Добро пожаловать в Крым: Путеводитель / авт.-сост. Е.А.Кубов, Симферополь: «Терра-АйТи», 2017, стр.120


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 апреля 2025

Предание гласит, что в конце I в. св. Климент, папа римский, был сослан в Инкерманские каменоломни за исповедание Христовой веры. В VI в. византийские строители, защищая подступы к православному Херсонесу, строят в горах каменное укрепление. Князья Феодоро в XV в. укрепляют древние стены крепости, наименовав ее Каламитой. Расположенная в устье Черной речки, Каламита надолго становится «яблоком раздора» между ними и генуэзцами. В 1475 г. ее захватывают турки, они реконструируют стены и башни, дав крепости новое имя «Инкерман», что переводится как «пещерная крепость».

Название это вызвано тем, что в обрывах обращенных к реке скал видны бесчисленные пещеры самых разных очертаний. В древности к ним были пристроены многоярусные сооружения, сообщавшиеся друг с другом переходами, лестницами, балкончиками. Особенно много пещер к югу от монастыря на отвесных склонах Загайтанской скалы, отделенных глубоким ущельем. Пещер сотни, число одних лишь пещерных храмов в Инкерманской долине исчисляется тремя десятками. Поистине это была целая монашеская страна, сравнимая разве что с греческим Афоном.

Монастырь создавался, по всей вероятности, византийскими изгнанниками-иконопочитателями VIII—IX веков. Наиболее замечательны в нем три древних пещерных храма, вырубленных в монолитном теле скалы. В верхнем полукружии скальной апсиды третьего храма вырезан большой каменный крест, от которого как бы произрастают растительные побеги. Такие кресты часто именуют «процветшими», они обычны для византийского камнерезного искусства начиная с X столетия. Символический смысл такого изображения в некоторой степени проясняет греческая надпись на каменной колонне, вырезанная рядом с подобным крестом из Херсонеса Таврического. Она гласит: «Сей крест вырастает в отводок смоковницы Божией и жнецы не искоренят его корней», намекая сим на несокрушимость Церкви Христовой.

В 1634 г., когда после прихода магометан монастырь находился в запустении, его посетил русский священник отец Иаков, который застал тут следы росписей: образы Саваофа — Бога Отца, пророков и святителей — и даже обнаружил в гробнице нетленные мощи. В 1852 г. открылась Инкерманская киновия, освященная в память о св. мученике Клименте Римском.

Много трудов на обследование древних храмов, их реставрацию и возрождение положил известный московский художник, искусствовед и историк Д.М. Струков.

Монастырь возрождался постепенно и основательно. В 1867 г. завершилось строительство двухэтажного дома для монастырской братии с церковью Святой Троицы. Причем монастырь заботился о реставрации не только храмов, но и величественных руин крепости Каламита.

В XIX в. дань уважения скальной обители в разные годы отдавали члены Царствующего Дома. Сюда из разных уголков Отечества стекалось множество паломников, для приема которых была отстроена гостиница. На самой же горе среди развалин стен Каламиты в 1905 г. выстроена в стиле поздневизантийского зодчества церковь св. Николая Мирликийского, увенчавшая архитектурный ансамбль Монастырской скалы.

Так продолжалось до 1920 г., пока строения монастыря не были «национализированы», а три десятка иноков вместе с группой красноармейцев зачислены в состав сельхозартели — факт курьезный, а, по сути, весьма печальный. Монастырь пришел в упадок и окончательно был закрыт в 1926 году. Однако от полного разрушения его спасли усилия сотрудников Херсонесского музея, поддерживавших сохранность древних храмов.

В 1991 г. начинается возрождение Свято-Климентовского монастыря, сюда вновь возвращаются иноки. Возрождению монастырь во многом обязан архимандриту Августину (в миру Александру Половецкому), уроженцу Севастополя. Его стараниями в древнем храме перед расписанным им самим иконостасом затеплились лампады. Отец Августин покинул этом мир совсем молодым, вместе с иеромонахом Агапитом попав в автомобильную катастрофу 13 сентября 1996 года.

Источник: Г.А. Дубовис. «Путеводитель. Всё о Крыме» на сайте «Крымовед»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 мая 2025

Инкерманская киновия расположена на месте древнего пещерного церковно-монастырского комплекса в городе Инкермане у подножья Монастырской скалы. Как и большинство обителей Тавриды, она была открыта по инициативе архиепископа Иннокентия. Основанием для возрождения монастыря послужила легенда о св. Клименте Римском.

Рассматривая византийский период иночества, мы уже высказывались в пользу гипотезы об основании Инкерманского монастыря в иконоборческий период. Обнаруженная надмогильная надпись 821 г. из храма с крещальней, расположенного рядом, на обрыве Загайтанской скалы, косвенно подтверждает предполагаемую дату образования церковно-монастырского комплекса. Таким образом, возникновение обители в VIII-IX вв. можно рассматривать как вполне реальную дату, но, бесспорно, требующую дальнейшего уточнения на базе археологических исследований. Причем, кем именно основан монастырь - иконоборцами или иконопочитателями, — мы сведений не имеем. Большинство исследователей традиционно отождествляют монашество в Таврике и иконопочитание. Однако, как мы упоминали, само иконоборчество, имевшее прежде всего социально-политическую ориентацию и направленное на углубление разрыва с античными традициями, восстановление чистоты первичного, более аскетичного христианского учения, нисколько не отрицало наличия монастырской общины вообще. Оно выступало против богатства общин и пышного культа, возникшего на базе сращивания христианской идеи с античными традициями. Поэтому возникновение пещерного монастыря рядом с опорой императорской власти в Северном Причерноморье, — иконоборческим Херсонесом (а значит, в VIII-IX вв.), в котором, кстати, со сменой императоров менялись и религиозные воззрения, не следует связывать обязательно с приверженцами иконопочитания.

В то же время не совсем ясен вопрос верхней даты функционирования монастыря. В.Ф. Филиппенко, высказывая предположение об основании Балаклавской обители монахами, вышедшими из Инкерманской киновии, считает, что монастырь прекратил свое существование в начале второй половины XV в. М. Броневский, посетивший Крым в 1578 г., описывая крепость в Инкермане и многочисленные «пещеры, с удивительным искусством высеченные под крепостью и насупротив нея...», уже не упоминает о монастыре. Священник Иаков, посетивший Крым в 1634 г., однозначно говорит о запустении Инкерманского монастыря, отмечая, что «многие христианские церкви разорены...» и «запустело де то место... после царьградского взятия, десять лет спустя». Таким образом, если речь идет о взятии Константинополя турками в 1453 г., то запустение монастыря приходится на 1463 г. В то же время, совсем не вписывается в эти хронологические рамки свидетельство Эвлия Челеби, посетившего Крым в 1666 г. Описывая «нижнее предместье крепости Инкерман» (то есть достаточно точно указывая место), он однозначно заявляет: «...есть там и 200 несчастных домов и один монастырь неверных греков»6. Таким образом, либо Э. Челеби имел в виду «монастырь» как исторический памятник, что сомнительно, либо во второй половине XVII в. он временно возрождался.

В 1773 г. штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте «Ахтъярской гавани» у подножья крепости Инкерман «Собор св. Георгия Победоносца». Странно, что более трехсот лет сохранялось название только одного заброшенного храма, когда остальные были забыты. Возможно, именно только он и был возрожден в кратковременно существовавшей небольшой обители, о которой упоминает Э. Челеби в конце XVII в. Не исключено, что храм «Егория Страстотерпца, что в Корсуне», который упоминался в русских грамотах 1598 и 1623 гг. и который, начиная с A.Л. Бертье-Делагарда, все современные источники относят к мысу Фиолент, располагался в Инкермане. Это, бесспорно, намного ближе к Херсонесу. Священник Иаков мог застать временное запустение храма. Иначе почему мусульманам-татарам потребовалось неоднократно выбрасывать мощи неизвестного святого, о котором рассказывает священник в своих путевых заметках? Таким образом, можно допустить, что монастырь, образованный предположительно в VIII-IX в., достиг апогея своего развития к XIV — началу XV вв. Во второй половине XV в. он был разорен. Однако в последующем, вероятно, периодически возрождалась находившаяся рядом с сохранившимся поселением греков-христиан церковь св. Георгия и не исключено также, что при этом возрождалась и небольшая православная обитель. К моменту присоединения Крыма к России в Инкермане какого-либо действующего монастыря не упоминается. В статистических сведениях 1783 г. сказано, что в с. Инкерман Бахчисарайского каймаканства имеется церковь Вознесения Христова без священнослужителя на 12 христианских дворов, «да еще разоренных церквей шесть, коих имена позабыты».

Несмотря на то, что вопрос о дате образования и функционирования древнего монастыря сегодня далек от окончательного разрешения, бесспорно одно: выбор архиепископом Иннокентием места для создания киновии вполне соответствует его идее возрождения древних христианских обителей Тавриды.

Инкерманская киновия, получившая имя св. Климента, была вновь открыта в 1852 г. В этом же году была освящена древняя одноименная пещерная церковь. В уже упомянутом дневнике священника Иакова сохранилось описание первоначального вида пещерного храма: «В церкви везде стенное письмо, от многих лет полинялое и алтарь разоренный; в ней четыре столпа, толстота вокруг 4-х пядей. Позади левого клироса стоит каменная гробница, длина 1-2 пядей, высота в пояс, широта, как двум лечь; а в гробнице земля, а под гробницей конура, как у Петра митрополита, в небе конуры писан Саваоф, а по сторонам его пророки. Над гробницею на стене написаны два святые: справа — святой ростом небольшой, одежда на нем, как на Дмитрии цесаревиче, приволока — богор на золоте, испод зеленый, в руке держит меч в ножнах; слева — святой ростом великий, одежда, как на Дмитрии, мученике Солунском, верхняя риза богор с золотом, испод зеленый, верхняя пуговица застегнута, в левой руке держит выспръ крест, подписки главы обурачены; стены стесаны; в гробнице лежат мощи нагие нетленные. Подле тех мощей, другие мощи, одни кости. Подле той гробницы, другая гробница, в церковном помосте, где много человеческих голов и костей. Позади правого клироса каменные перила, в человека вышиной: между перил и церковной стены гробница же на помосте ровном: рака, как лечь человекам трем или четырем, в ней семи человеческих голов и кости нагие. Двери у церкви чинаровые, а с паперти трое дверей затворенных против церковных дверей красное окошко для света, как у Пречистой во Пскове. Идя в храм, направо трапеза, что светлица, а слева два придела также разоренные, да по паперти многие коморы, что келии, а лестница на паперть, как у Благовещения».

К XIX в., по свидетельству Д.M. Струкова, проводившего реконструкцию церкви, фресковые росписи почти не сохранились, только «над престолом... во впадине изображение Спасителя сидящего на престоле...». Странно, что священник Иаков подробно описывает иные росписи. Если фресковая роспись с изображением Саваофа и орнамент сохранилась до XIX в., то куда исчезли хотя бы следы иных росписей, о которых не мог не упомянуть Д.М. Струков? Причем термин «Саваоф» скорее приемлем к Богу-Отцу, чем к Иисусу Христу, то есть, как указывает Струков, — «Спасителю». Более того, подробно описывая церковь, Иаков не мог не обратить внимание на ступенчатые скамьи в апсиде и изображение рельефного креста, о котором он не упоминает. Таким образом, либо Иаков что-то напутал и описывал совсем не Инкерманский монастырь, во всяком случае — не его современный центральный храм, либо эта церковь не имеет отношения к храму св. Георгия, а является именно той самой церковью во имя Вознесения Христова, о которой упоминается в статистических сведениях 1783 г. Если это так, то свидетельство священника о полном запустении монастыря в начале XVII в. можно поставить под сомнение.

Состояние монастыря в 1876 г. было подробно описано Д.М. Струковым в его работе «Древние памятники христианства в Тавриде». Из данного труда можно сделать вывод, что на первоначальном этапе своего существования у маленькой бедной киновии не имелось средств на дорогостоящую реставрацию церквей монастыря. Общежительная обитель, не получавшая государственных дотаций и первоначально не имевшая даже земельных угодий, несмотря на свое историческое прошлое, обречена была существовать на скромные подаяния единоверцев.

Едва возникший монастырь через два года оказался в центре событий Крымской войны. 24 октября 1854 г. во время Инкерманского сражения резерв русских войск, дислоцировавшийся на территории древней крепости Каламита (непосредственно над монастырем), был обстрелян англо-французской артиллерией и штуцерниками. Ядра, попавшие даже в подземные храмы, произвели существенные разрушения. Киновия была окончательно разграблена захватчиками. Однако сразу после войны монастырь вновь был восстановлен. Здесь поселились иеромонах и 2 послушника. Численность братии в послевоенные годы не превышала 3-4 человек. Даже в 1874 г. в киновии были только иеромонах, 2 монаха и послушник. Из числа первых настоятелей обители сохранились имена иеромонахов Ефрема (с 1854 г.) и Виссариона (1864-1868 гг.).

Только после 1859 г. Таврическое епархиальное управление уделило должное внимание монастырю св. Климента. При поддержке епископа Алексия были найдены средства на реставрацию древних храмов и строительство новых помещений. Первыми меценатами, финансировавшими строительные работы, стали И.И. Четвериков и Мелюшин. Согласно составленной поручиком К. Вяткиным смете, только на строительство настоятельского дома с надомной церковью требовалось более 11700 руб.

Реставрационные работы и восстановление храмов осуществлялось упомянутым московским художником Д.М. Струковым. К сожалению, понятие «реставрация» к данным работам применимо с трудом. Отдав должное Д.М. Струкову как исследователю, следует сказать, что в процессе восстановления центрального древнего храма старые росписи не реставрировались, а потолок был высеребрен поверх древней вырубки, нанесены новые росписи, пол вымощен досками. В храме посреди алтаря были установлены новый каменный престол, золоченный цинковый иконостас. Храм украсили иконы работы Д.М. Струкова. В процессе ремонтно-реставрационных работ был расчищен еще один древний пещерный храм, который решено было посвятить св. Мартину. Храм имел прямоугольную в плане форму с полукруглым сводом. В результате проведенного ремонта апсида была расширена, что нарушило первоначальный вид древнего памятника. Из обновленной церкви св. Климента сюда был перенесен старый полотняный иконостас, переданный монастырю еще в дни возрождения флотским начальством. Оба пещерных храма — св. Климента и св. Мартина — были освящены 25 ноября 1867 г. епископом Таврическим Алексием.

На четыре месяца раньше в киновии было завершено строительство двухэтажного дома для настоятеля и немногочисленной братии с надомной церковью, посвященной Св. Троице. Ее освящение состоялось 13 августа 1867 г. В процессе реконструкции монастыря Д.М. Струковым был отреставрирован «Источник св. Климента», установлены колокола. Во время строительных и ремонтных работ был выявлен еще целый ряд древних пещерных церквей и помещений средневекового монастыря, но часть из них была засыпана либо закрыта стенами и оказалась недоступной для дальнейших исследований.

Реконструированный и обновленный монастырь, имеющий столь древнюю историю, был готов к приему высокопоставленных гостей. Уже в следующем, 1868 г., обитель посетил великий князь Алексей Александрович. 5 сентября того же года, по указанию Александра II, из государственного фонда монастырь получил 239 десятин 172 сажени земли, в том числе пахотные земли в Инкерманской долине и лесной участок в районе деревни Ай-Тодор (недалеко от с. Терновки). Впоследствии земельные владения киновии выросли до 261 десятины. Однако, по документам 1889 г., они вновь сократились до 239 десятин.

В начале XX в. к монастырю перешла территория другого исторического памятника — крепости Каламита. С одной стороны, это позволило увеличить приток посетителей и, соответственно, доходы, с другой — добавило забот, так как крепость требовала постоянной заботы и сохранения экспозиционного вида. По требованию Императорской археологической комиссии монастырь был вынужден провести ремонтные работы на одной из башен с въездными воротами. При этом во время «реставрации» в стену башни был вмонтирован замковый камень с изображением процветшего креста и надписью «Аз хощу Руси здесь быти». Надпись подчеркивала неразделимость Крыма и древнего христианского памятника с Россией, но искажала историческую действительность в представлениях людей, мало сведущих в истинной истории полуострова.

Кроме великого князя, киновию в 1871 г. посещал наследник престола Александр Александрович, в 1872 г. — великая княжна Мария Александровна. Окончание строительства железной дороги, проходившей через земли киновии, бесспорно, нарушило древнюю тишину обители, но одновременно способствовало и ее популярности среди многочисленных путешественников и отдыхающих, наполнявших Крым. Уникальный исторический памятник, мимо которого теперь проезжали все гости Севастополя, вызывал интерес, что способствовало притоку посетителей, увеличивавших доходы монастыря.

К 1896 г. было завершено строительство гостиницы на 24 места. Новый храм, сооруженный в память спасения августейшей семьи у ст. Борки 17 октября 1888 г., был выполнен в архитектурных традициях поздней Византии и посвящен св. Пантелеймону. Еще в 1885 г. в урочище Уч-Баш, на кладбище русских солдат, погибших в Инкерманском сражении, на добровольные пожертвования была построена часовня, приписанная к монастырю. На северном обрыве Каменоломной балки на казенные средства, выделенные к 50-летию Крымской войны в 1905 г., был восстановлен еще один древний пещерный храм св. Софии. После реконструкции он был освящен в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В этот же период реконструируется и древний пещерный храм св. Евграфия, который освящается, предположительно, во имя св. Дмитрия Солунского.

В 1905 г. было завершено строительство еще одной церкви — во имя св. Николая, чудотворца Мирликийского. Церковь, выполненная также в византийском стиле, была сооружена на развалинах Каламиты и венчала архитектурный ансамбль монастыря. Строительство последних архитектурных сооружений киновии было окончено к 1910 г. Это два жилых корпуса (в том числе надомная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), молитвенный дом на лесной даче около деревни Ай-Тодор. В том же году монастырь приобрел дом в Севастополе.

Мы упоминали, что в начале своего существования численность братии в Инкерманской киновии ограничивалась иеромонахом и двумя послушниками или монахами. Долгие годы количество монашествующих в киновии было сравнительно небольшим. В 1874 г. — иеромонах, 2 монаха и послушник (4 человека), в 1878 г. — 2 иеромонаха, один монах, послушник и 10 человек на испытании (14 человек), в 1887 г. — настоятель и иеромонах. Только в начале XX в., когда окрепла материальная база киновии, численность братии резко возросла. Так, в 1910 г. в штате монастыря числились настоятель, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 15 монахов, 1 рясофорный и 24 послушника (50 человек), а в 1917 г. в монастыре находилось 147 человек, в том числе 25 монашествующих и 122 послушника.

Киновия св. Климента не имела больших доходов. К 1887 г. ее неприкосновенный капитал составлял всего 13 825 руб., а в 1909 г. он сократился до 12 400 руб. Денежные поступления от традиционных источников в начале XX в. не превышали 8 тыс. руб. в год.

Монастырь св. Климента просуществовал считанные годы после революционных событий 1917 г. Во время гражданской войны братия поддерживала белогвардейское движение. После установления советской власти в 1920 г. имущество монастыря было национализировано. 34 инока вместе с группой красноармейцев и местных бедняков на базе имущества монастыря создали сельскохозяйственную артель. Последним настоятелем монастыря, назначенным в 1921 г., был архимандрит Венедикт. С 1922 г. храмы монастыря были превращены в приходские и переданы общине верующих. Постепенно, в результате раскола среди братии (на «староцерковников» — приверженцев патриарха Тихона — и «обновленцев» синодального направления) и сокращения числа прихожан, церкви монастыря были закрыты. Еще одной из причин являлось отсутствие средств у религиозной общины на содержание зданий. Часть построек, пострадавших во время землетрясения 1927 г., была разобрана. В 1931 г. была закрыта последняя церковь монастыря св. Климента.

Монастырь св. Климента возрожден в 1991. Следует отдать должное монашествующим: реставрация и реконструкция памятника, в отличие от Успенского монастыря, осуществляется в тесном контакте со специалистами. Постепенно восстанавливается прежний облик обители.

Источник: В.Г. Тур. «Православные монастыри Крыма в XIX — начале XX в. Инкерманский монастырь св. Климента» на сайте «Крымовед — путеводитель по Крыму».

В.Г. Тур. «Православные монастыри Крыма в XIX — начале XX в.» :: Глава II. Российский период иночества :: Инкерманский монастырь св. Климента



Комментарии и обсуждение


Что касается даты постройки, то на территории монастыря практически все объекты построены в разное время. Предание говорит о том что Климент третий Епископ Рима, пребывая здесь в ссылке, лично вырубил в массиве скалы храм. Это первый век. Второй пещерный храм историки и археологи не могут достаточно точно определить дату, и здесь разброс в цифрах 4-14 век. Третий пещерный храм 18-й век. Наземные постройки 19-й век.
16 декабря 2007.

В статье сказано: "Собор святого Николая на верхнем плато уничтожили в 1932 году", то же самое встречаем в архивных документах, однако есть фотографии 1941г., где Никольский храм целехонький стоит, а 1942г. полуразрушенный. Разобран он был в 1944-1945 годах при постройке пос. Горный, что в Инкермане.
4 сентября 2008.

В какой-то из статей прочитал, что источник возле храма иссяк в 1932 году. Это не есть правда, так как я сам лично пил воду из него в начале 60-х годов.
10 августа 2012.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.