ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Инкерман. Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского.


Инкерман. Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского
Церковь. Действует.
Престолы: Климента, папы Римского
Год постройки: Дата постройки неизвестна.
Епархия: Крымская митрополия. Симферопольская и Крымская епархия
Адрес:
Россия, г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман

Координаты: 44.603291, 33.607961





Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского, Вид на кельи и наземную часть храма		      , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Вид на кельи и наземную часть храма
Дмитрий Филиппов
10 августа 2007
Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
13 мая 2021
Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
13 мая 2021
Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
oldboy
10 июня 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Alex Van Shumm
23 октября 2021
Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Елена Громакова
12 апреля 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского, , Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Елена Громакова
12 апреля 2015
Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского, Рис. из журнала "Живописная Россия"., Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
Рис. из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1902
Инкерманский Климентовский мужской монастырь. Церковь Климента, Папы Римского, фото начало ХХ века с сайта http://vsevgallery.com/, Инкерман, Балаклавский район, г. Севастополь
фото начало ХХ века с сайта http://vsevgallery.com/
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 28 июля 2012

Церковь длинной 10,6, шириной 6,1, высотой 4 м имеет одну апсиду и три нефа, разделенные тремя парами колонн с капителями. В апсиде выделяется двухступенчатый синтрон, в центре которого впритык со стеной возвышение — остатки горнего места. Над ним в стене вырублена ниша. В конхе апсиды вырезан большой процветший рельефный крест с расширяющимися концами и примыкающими к ним маленькими крестами в круге. Древняя алтарная преграда проходила по пазам современного иконостаса. В полу алтаря —- углубление для установки первоначального престола. Под новым полом первоначально была вырублена гробница. Потолок между нефами выполнен в виде полуциркульных сводов. Апсида, как уже упоминалось, была расписана фресками, среди которых уже в XIX в. можно было разобрать только изображение Спасителя. Однако о характере росписей мы можем судить по упоминавшемуся описанию Иакова.

Из книги Юрия Мироновича Могаричева "Пещерные церкви Таврики", Издательство «Таврия», Симферополь, 1997г, стр. 9


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 25 августа 2025

«…Вопрос о времени и причинах появления пещерной части Инкерманского монастыря остается дискуссионным, что связано с недостаточностью письменных источников и отсутствием археологических артефактов. Археологические исследования памятника не проводились, за исключением расчисток некоторых пещерных помещений перед началом реставрационных работ или архитектурных обмеров.

Церковная традиция XIX-XX вв. относит возникновение пещерного монастырского комплекса к первым векам по Рождеству Христову и связывает его со ссылкой в инкерманские каменоломни священномученика Климента, епископа Римского. Светские историки считают, что основание пещерной части монастыря приходится либо на иконоборческий (VIII-IX вв.), либо на постиконоборческий (X-XIII, XIV-XV вв.) период. Сторонники первой версии, основываясь на сообщении Стефана Нового и аналогиях в средневековых итальянской и малоазийской скальной христианской архитектуре, связывают появление пещерных монастырей в Таврике, и в том числе в Инкерманской долине, с переселением монахов, вызванным третьей волной иконоборческих репрессий. Тезис о постиконоборческом происхождении инкерманского пещерного комплекса, выдвинутый в XIX в., поддерживают большинство современных ученых. В своих выводах исследователи опираются на различные критерии: политическую, религиозную и экономическую ситуацию в Юго-Западной Таврике, а также на архитектурно-литургический анализ пещерных храмов. Последний дает датировку XIII-XV вв., как и анализ соседнего пещерного комплекса (северный склон Монастырской скалы, Загайтанская скала, комплекс на левом берегу устья р. Чёрной, скиты в Троицкой и Георгиевской балках не имеют четко датируемых строений до XIII в.

Благодаря записям священника Иакова Лызлова (XVII в.), описаниям первых путешественников в Крым и изысканиям ученых XIX-XX вв. можно в общих чертах реконструировать древний план пещерной обители. Первоначально монастырь имел 3 входа, один из которых, действующий и поныне, находился в нижней части Монастырской скалы. От него вперед вверх по оси «север-юг» был прорублен коридор-туннель, в правой стене которого - оконные и дверные проемы; в левой стене по ходу коридора располагался ряд пещерных помещений: кельи, склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус и плато Монастырской скалы, архондарик (?), два храма и трапезная; из коридора маленькая лестница вела на второй ярус, где находились кельи и подсобные помещения.

Главный монастырский храм великомученика Георгия (в XIX в. освящен во имя священномученика Климента) в плане представлял одноапсидную трехнефную базилику с трехчастной планировкой: алтарь, наос, нартекс, то есть коридор-туннель (10,6×6,1 м, высота 4 м). В алтарной апсиде сохранились двухступенчатый синтрон с горним местом, основание для престола со специальным углублением для св. мощей, ниша на горнем месте; в конхе вырезан большой рельефный четырехконечный процветший крест в круге с капельками на расширяющихся концах; у торцов верхней и боковых ветвей помещены три малых круга с вписанными четырехконечными крестиками. Стены покрывали фрески, описанные священником Иаковом. Фрагменты фресок в алтарной апсиде с изображением Спасителя, сидящего на престоле (вероятно, из композиции Деисус), в XIX в. еще видел Струков. Древняя алтарная преграда проходила по линии современного иконостаса. Наос храма был разделен на нефы двумя рядами колонн (по три в каждом ряду), в скальном полу вырублены костницы. Исследователи предлагали разные даты основания базилики вмч. Георгия: XIV-XV вв…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.