ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижний Тагил. Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Аксёновых.


Нижний Тагил. Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Аксёновых
Домовая церковь. Не действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1881 и 1882.
Адрес:
Россия, Свердловская область, г. Нижний Тагил, во дворе дома №3 по пр. Ленина

Координаты: 57.906224, 59.95415



Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Аксёновых, Фото до 1905 года - на храме ещё нет креста (храм обозначен стрелкой)<br>, Нижний Тагил, Нижний Тагил (ГО город Нижний Тагил), Свердловская область
Фото до 1905 года - на храме ещё нет креста (храм обозначен стрелкой)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 июля 2019

Удачливому купцу Павлу Тарасовичу Аксёнову удалось отхватить участок земли между Старозаводским трактом и улицей Александровской, где он вскоре начал строиться. Участок был взят в аренду на длительный срок с правом продления договора аренды. За десять лет, с 1880 по 1890 годы, на этом участке выросло целое подворье, состоявшее из трёх каменных и двух бревенчатых домов, многочисленных надворных построек и каменной «моленной» – старообрядческой церкви. Последнее строение вызвало весьма резкую реакцию со стороны настоятеля Входо-Иерусалимской церкви и Верхотурской епархии.

«Моленная» была построена между 1881 и 1882 годом, как выяснилось позже, «облыжным манером». Со слов Павла Тарасовича Аксёнова, «некрасивая история» появления «моленной» выглядела следующим образом: «Разрешения на постройку не дают, если нет 600 душ прихожан, а у нас было только 60 душ. Вот мы и написали по сему случаю заголовок, а потом сряду всех и заставили подписываться: приказщиков да дворников, стряпок и всякую соседскую прислугу. […] К нашему счастию, сразу проверки не было, а то мы провалились бы потому, что подписывалось много единоверцев и православных».

Когда обман вскрылся, перед властями встала непростая задача. Совсем закрыть «моленную» они не могли, так как фактически здание являлось частной собственностью семьи Аксёновых и те имели полное право пользоваться им для отправления религиозных обрядов. Не пускать на молебны других прихожан было также затруднительно: купец вёл активную общественную деятельность, ежедневно принимал в своём доме по десятку просителей, приказчиков, торговых контрагентов, и определить загодя, кто из гостей аксёновского дома пришёл по делам, а кто помолиться, не представлялось возможным. Чтобы урегулировать ситуацию, Аксёновы и другие тагильские староверы-«австрийцы» обратились к губернским властям за поддержкой.

В те годы с подачи императора Александра III отношение официальных властей к старообрядцам начало меняться в сторону сближения и примирения конфессий, а общинам староверов то тут, то там стали давать «послабления». Недавно занявший трон Александр в первые месяцы своего царствования старался «быть добрым государем для всех своих подданных». Челобитная тагильских «австрийцев» с резолюцией пермского губернатора «Не возражаю» попала на стол министру внутренних дел империи Дмитрию Толстому, который и выписал соответствующее разрешение.

Вот как описывал аксёновскую «моленную» священник Сергей Стахеев на страницах «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» (№ 4 за 1906 г.): «В Нижнетагильском заводе проживают последователи «австрийской иерархии»: большей частью это коммерсанты со своими семьями и служащими у них приказчиками. Имеется наставник, совершающий службы в храме, построенном на усадьбе купца Аксёнова, и, кажется, пользующийся его покровительством. Недавно разнесся слух, что 4 октября 1905 года состоится поднятие креста на австрийском храме. Чин этот совершит их областной настоятель Антоний (Епископ Пермский и Тобольский, именуемый у них). Здание храма каменное, одноэтажное, стоит в тесноте среди различных построек; с алтарной стороны примыкают вплоть к нему какие-то надворные постройки: каретник, кладовые и прочие. С северной стороны – жилые дома. С улицы ведут ворота, самые простые, даже без изображения на них креста. […] Вхожу через калитку в ограду очень тесную, отворяю дверь в прихожую. Как оказалось, зашел с южной стороны, с запада же не позволяла сделать вход какая-то капитальная стена. На западной стене подпись о том, что старообрядцы, приемлющие священство (но какое именно, почему-то не упомянуто), соорудили храм сей с разрешения г. Министра Внутренних дел за № 162, освящен храм 1 октября 1882 года в честь Покрова Богородицы. Через 23 года соорудили крест. Крест деревянный с главою, обит железом и покрыт золотом на марданный лак. Это все обильно убрано зеленью с массой искусственных цветов».

В советское время «моленная», как и вся недвижимость Аксёновых, была национализирована. С 30-х годов ХХ века и до 2013 года здание было занято различными службами Ленинского района, за его состоянием следили абы как. В конце концов крыша строения и часть стен обрушились.

Дмитрий Кужильный и Сергей Волков специально для АН «Между строк»



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.