ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижний Тагил. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введенская церковь


Нижний Тагил. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1833 и 1836.
Год утраты:1936 (разрушена)
Архитектор:Е.И. Димерт, А.П. Чеботарёв (надзор за строительством), С.С. Козлов (перестройка 1892)
Адрес:
Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, д. 63а

Координаты: 57.910637, 59.967507



Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1930 год.<br>, Нижний Тагил, Нижний Тагил (ГО город Нижний Тагил), Свердловская область
1930 год.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1930
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1915-1920 год с http://fototerra.ru/<br>, Нижний Тагил, Нижний Тагил (ГО город Нижний Тагил), Свердловская область
1915-1920 год с http://fototerra.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1920
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Левый престол алтаря Введенской церкви, фото 20-х гг. ХХ в. Источник: «ВСЕ НОВОСТИ» Информационное агентство Нижнего Тагила, http://vsenovostint.ru/2015/09/23/vvedenskaya-tserkov/<br>, Нижний Тагил, Нижний Тагил (ГО город Нижний Тагил), Свердловская область
Левый престол алтаря Введенской церкви, фото 20-х гг. ХХ в. Источник: «ВСЕ НОВОСТИ» Информационное агентство Нижнего Тагила, http://vsenovostint.ru/2015/09/23/vvedenskaya-tserkov/
Елена Григорьева
1 января 1920
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Икона Введенской церкви «Сошествие Святаго Духа»,  фото 20-х гг. ХХ в. Источник: «ВСЕ НОВОСТИ» Информационное агентство Нижнего Тагила, http://vsenovostint.ru/2015/09/23/vvedenskaya-tserkov/
<br>, Нижний Тагил, Нижний Тагил (ГО город Нижний Тагил), Свердловская область
Икона Введенской церкви «Сошествие Святаго Духа», фото 20-х гг. ХХ в. Источник: «ВСЕ НОВОСТИ» Информационное агентство Нижнего Тагила, http://vsenovostint.ru/2015/09/23/vvedenskaya-tserkov/
Елена Григорьева
1 января 1920
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1914 год. с  https://vsenovostint.ru/2015/09/23/vvedenskaya-tserkov/<br>, Нижний Тагил, Нижний Тагил (ГО город Нижний Тагил), Свердловская область
1914 год. с https://vsenovostint.ru/2015/09/23/vvedenskaya-tserkov/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1914
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1900 год с http://www.etoretro.ru/<br>, Нижний Тагил, Нижний Тагил (ГО город Нижний Тагил), Свердловская область
1900 год с http://www.etoretro.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 сентября 2015

Введенская церковь - старейшая в городе, построенная в первой половине XVIII века на холме близ завода, была первоначально однокупольной, деревянной. После возведения поблизости Входо-Иерусалимского собора церковь перенесли на восточную окраину Нижнетагильского посёлка, где она долгое время служила госпитальной и кладбищенской церковью. В 1830-1836 годах было завершено строительство нового каменного здания по проекту петербургского архитектора Е.И. Димерта.

"На фоне деревянных домов красиво выделялась Введенская церковь, стильная, с низкими куполами белого железа, окрашенная в желтую и белую краску", - вспоминал горный инженер В.Е. Грум-Гржимайло. На рубеже ХIХ-ХХ веков при церкви были выстроены "богадельня престарелых и увечных лиц", церковно-приходская и воскресная школы.

В 1927 году здание богадельни было занято Нижнетагильским ОГПУ, в настоящее время в нем располагается городской отдел Управления ФСБ по Свердловской области (Ломоносова, 51), а само здание Введенской церкви было разрушено к концу 1930-х годов (1932 г.).

Ф.П. Доброхотов "Урал северный, средний и южный», 1917 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 ноября 2020

В Нижнем Тагиле от лебедевского особняка и до пересечения с нынешней улицей Пархоменко обе стороны улицы Карла Маркса были застроены бревенчатыми избушками заводских рабочих, обывателей и мелких торговцев. Исключение составляли Введенская церковь и Введенское земское училище. Немного истории.

Церковь Введения Богородицы во Храм или, как её чаще называют, Введенская церковь, появилась в Нижнетагильском заводском посёлке намного раньше, чем Входо-Иерусалимская. Поставили её на горке вблизи железоделательного завода вскоре после того, как тот дал первый чугун. Церковь была однокупольная, деревянная и маленькая. Да и местоположение её было не совсем удачным – близость завода многократно увеличивала риск возникновения пожара.

В 1738 г. Прокофий Демидов, приезжавший по заданию отца на тагильские заводы, в письме Акинфию писал: «…зодчего того, что церкву столь близко к заводу поставил, следовало батожьём бить, как последнего варнака…, а до сего дня не сгорела оная благодаря одной милости Божьей». Акинфий и сам подумывал о переносе церкви, но осуществить замысел не успел.

Унаследовавший тагильские заводы, Никита Акинфиевич подошёл к задумкам отца иначе. В 1764 г. он начинает строить Входо-Иерусалимскую церковь – более просторную, величественную, и, главное, каменную. Как только в новом храме стало возможно вести службу, старую Введенскую церковь разобрали и перенесли на восточную окраину посёлка, где она более 60 лет прослужила в качестве кладбищенской. Однако со временем посёлок разросся, население его увеличилось, и единственная на тот момент Входо-Иерусалимская церковь стала для прихожан тесной. Вопрос о постройке ещё одного храма, что называется, назрел.

Официально новую Введенскую церковь начали строить в 1833 г. Однако история её создания началась на несколько лет раньше, когда Демидовы познакомились с петербургским архитектором Егором Ивановичем Диммертом. Диммерт, окончивший в 1809 г. с отличием Академию Художеств, считался тогда одним из самых модных архитекторов столицы. Именно его проект будущего храма и был выбран для постройки в Нижнетагильском заводе. Надо сказать, строительство могло начаться и раньше, но Диммерт не мог курировать постройку лично, как того изначально требовали Павел и Анатолий Демидовы, из-за большой занятости на проектах в Петербурге. В конце концов, братья передали выкупленный проект «своему» архитектору - А.П. Чеботареву, под руководством которого и была начата стройка.

Как писал в своём донесении Павлу Николаевичу Демидову один из управляющих, «работные со светлой надеждой и облегчением приняли весть о начале строительства». Впрочем, среди рабочих было весьма популярно и другое мнение: «Нагрешили крепко, видать, Демидовы – вот теперь и замаливают грехи…» Когда через два года была заложена ещё и Выйско-Никольская церковь, то эта версия стала в народе основной.

Однако главная причина столь масштабного церковного строительства была иной. В тот период на Урале активизировались старообрядческие общины. В самом Нижнетагильском посёлке в те годы действовали четыре старообрядческих часовни, не считая домовых молельных. Власти, как светские, так и церковные, не раз указывали Демидовым на сложившуюся ситуацию, и требовали принятия мер «по обузданию раскольников».

Новую церковь строили три года на средства Павла и Анатолия Демидовых. Чугунную плитку для пола храма изготавливали в мастерских Фёдора Звездина под его личным присмотром; над резьбой для иконостасов работали тагильские резчики Тихон Трифонов и Иван Шаньгин совместно с золотарём Ларионом Синюковым. Часть икон для Введенской церкви была написана Павлом Веденецким, часть – тагильским иконописцем Григорием Абрамовым, а часть – Павлом и Василием Худояровыми. Были среди икон и произведения итальянских мастеров из флорентийской коллекции Николая Никитича Демидова. Колокола отливали в Тагиле и в Гатчине.

К сожалению, до наших дней сохранились всего две картины, украшавшие некогда Введенскую церковь, а о внутреннем убранстве храма мы можем судить по немногим фотографиям, которые сохранилась в частных собраниях. Почти всё богатое убранство церкви было утрачено в смутные годы Гражданской войны и последующем периоде воинствующего атеизма.

В 1892 г. Введенская церковь перестраивается. Руководить работами пригласили архитектора Сергея Сергеевича Козлова, уроженца Верхнетагильского завода, выпускника екатеринбургского Строительного училища. В результате перестройки церковь стала просторнее внутри и красивее снаружи. В храм было проведено электричество, была устроена подсветка икон, в подвале были установлены три мощных (на то время) калорифера. Для внутренней и наружной отделки церкви был приглашён известный «малярных работ мастер» Александр Мухачёв.

Введенская церковь была первым храмом, который встречался на пути приезжавших в заводской посёлок купцов. По обычаю, приезжие коммерсанты молились и за успех в предстоящих делах, и за успешное завершение торговых сделок, и, как водится, щедро жертвовали храму…

В конце XIX – начале ХХ в.в. при церкви Введения Богородицы во Храм были построены ещё два здания. В одном из них (сейчас ул. Ломоносова, д. 51) расположилась «богадельня престарелых и увечных лиц», во втором (ул. Карла Маркса, д. 28 к1) – церковно-приходская и воскресная школы. По злой иронии судьбы из всего комплекса построек Введенской церкви именно эти два здания сохранились до наших дней. В 1927 г. в помещения богадельни въехал Нижнетагильский ОГПУ, и впоследствии здание передавалось «по наследству» КГБ и ФСБ. А в здании церковно-приходской школы разместился ГорОНО. Сейчас на месте церкви находится дом 63а на улице Карла Маркса.

После Октябрьской революции и Гражданской войны храм действовал ещё несколько лет. В 1923 г. была зарегистрирована Введенская община, которая заключила договор с местными Советами об аренде здания церкви. Община с первых дней зарекомендовала себя, как деятельная общественная организация. Она организовала несколько крёстных ходов, устраивала молитвенные собрания, принимала активное участие в съездах религиозных обществ. Власти посматривали на деятельность общины с раздражением, и при первой возможности ставили палки в колёса. Так, в июне 1924 г. Введенский храм подал прошение в Уездный исполком с просьбой созвать съезд духовенства и мирян с целью создания епархии, независимой от обновленцев. Но власти отказали в этом прошении, справедливо предполагая, что съезд может сплотить верующих разных течений. В январе 1925 г. общине Введенской церкви был запрещён традиционный колокольный звон в честь Новолетия.

Тем временем, на деятельность Введенской общины обратило внимание руководство Уральской области: активность верующих масс не вписывалась в идеологическую концепцию первого в мире государства рабочих и крестьян. И хотя прямого указания на закрытие церквей генеральная линия партии большевиков в те годы ещё не содержала, с религиозным сознанием народа уже начинали бороться всеми доступными средствами.

23 августа 1925 г. в Введенскую церковь нагрянула внезапная ревизия, которая установила, что в имуществе церкви, переданном общине по договору, не достает напрестольного креста, ковра, а «… в украшениях Чаши и Евангелия отсутствует более 10 драгоценных камней». И спустя два дня договор между общиной и администрацией города был расторгнут. Община ещё не раз пыталась возобновить договор с властями об аренде здания храма, но всякий раз получала отказ. Несколько позднее церковь передали в аренду другой общине…

Почти сразу после вполне законного (в рамках существующего тогда законодательства) изъятия здания церкви у общины, в местной газете, на собраниях и митингах на предприятиях зазвучали предложения о будущем использовании храма. Кто-то предлагал открыть в его стенах кинотеатр, кто-то требовал предоставить здание под рабочий клуб или под библиотеку. Поступали и другие предложения: театр, дворец культуры, музей, картинная галерея. Дискуссии продолжались около двух лет. В 1927 г. одно из строений бывшей церкви занял ОГПУ, другое передали городскому отделу народного образования. Что касается помещения самой церкви, то у исполкома не было ни средств, ни возможностей содержать такое большое здание, и «пойти навстречу пожеланиям трудящихся» городские власти не могли.

Ещё несколько лет храм действовал.

В 1931 г. храм закрыли, затем, спустя некоторое время, открыли, но в феврале 1933 г. закрыли окончательно. Оставшееся церковное имущество передали по описи в Выйско-Казанскую церковь. Вопрос о судьбе самого здания ещё не раз поднимался на заседаниях городского Совета, выносился в вышестоящие инстанции, но в 1936 г., в разгар антицерковной истерии, Введенская церковь была разрушена.

23.09.15, «ВСЕ НОВОСТИ» Информационное агентство Нижнего Тагила, http://vsenovostint.ru/2015/09/23/vvedenskaya-tserkov/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 ноября 2020

Введенская церковь - бывший православный храм в городе Нижний Тагил. Заложен в 1833 г., основное строительство завершено в 1836, снесён в 1936 г.

Первоначально Введенская церковь была построена в середине XVIII в. на холме около Нижне-Тагильского завода. Церковь была деревянной и однокупольной. Приход этой церкви составлял пятую часть от всего населения Нижне-Тагильскаго завода. После возведения рядом с храмом Входо-Иерусалимского собора, церковь перенесли на восточную окраину Нижнетагильского посёлка, где она долго была госпитальной и кладбищенской церковью.

Новый каменный храм был заложен епископом Пермским и Екатеринбургским преосвященным Аркадием 30 июля 1833 г. В 1836 г. строительство нового каменного здания по проекту петербургского архитектора Е.И. Димерта было окончено. Главный храм освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1936 г.

В 1859 г. для храма были возведены южный - в честь Рождества пресвятой Богородицы и северный в честь Успения Пресвятой Богородицы (1861 г.) приделы. В 1860 г. обновлен иконостас главного алтаря, его освящение было совершено протоиереем Алексием Карпинским 7 августа 1860 г.

Среди имеющихся святынь храма примечательны: 1. Иверская икона Божией Матери; 2. Картина Воскресения Христова, на горнем месте в боковом алтаре; 3. Картина Божией Матери с Предвечным Младенцем. Все три картины написаны на полотне масляными красками художниками Флоренции.

Ф.П. Доброхотов «Урал северный, средний и южный», 1917 г.; «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», 1902 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.