ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Великие Луки. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Пятницкая).


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Входа Господня в Иерусалим, Параскевы Иконийской, "Одигитрия" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1731 и 1784.
Год утраты:приблизительно 1950
Адрес:
Россия, Псковская область, Великолукский район, г. Великие Луки, Юбилейная площадь

Координаты:56.348933, 30.514585


Добавить фотографию
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Пятницкая) - Великие Луки - Великолукский район - Псковская область
Фото 1945 г. из фондов Великолкуского краеведческого музея
Михаил Мещанинов
2 октября 1945
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Пятницкая) - Великие Луки - Великолукский район - Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
8 сентября 1941
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Пятницкая) - Великие Луки - Великолукский район - Псковская область
1900—1909 год с сайта https://pastvu.com/p/275750
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1909
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Пятницкая) - Великие Луки - Великолукский район - Псковская область
фото с сайта http://lukigrad.ru/index.php/galerey01
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1901




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  23 мая 2016

Церковь построена в 1731 году. В 1784 году на средства прихожан был надстроен второй этаж. Здание церкви каменное, покрыто железом, к нему пристроена каменная колокольня, которая также покрыта железом. Престолов в церкви три: главный - во имя Входа Господня в Иерусалим; во имя Иконы Божьей Матери "Одигитрия"; во имя Великомученицы Параскевы Пятницы. По штату 1876 года в церкви служили священник и псаломщик, а с 1900 года - священник, дьякон и псаломщик.

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим часовен не имела.

Ближайшие к ней церкви находились: Покровская на расстоянии 0,25 версты и кладбищенская Успенская на расстоянии 0,5 версты.

Согласно клировой ведомости церкви за 1910 год, в приходе церкви школ не имелось. На основании клировой ведомости церкви за 1915 год известно, что в приходе церкви была земская школа в деревне Сергиевская Слобода.

В церкви служили следующие лица: священник Иван Михайлович Харлов (с 18 января 1894 по 1915 годы), дьякон Иван Матвеевич Снарев (с 16 февраля 1900 по 1915 годы), псаломщик Николай Васильевич Великотный (с 31 декабря 1910 по 1915 годы), с 29 октября 1912 года церковным старостой был надворный советник Федор Николаевич Хлебников.

На основании протокола № 35 Президиума Западного областного исполкома от 21 февраля 1930 года Входоиерусалимская церковь была закрыта, а здание передано в распоряжение горсовета для использования под общежитие или клуб для учащихся или для иной, по усмотрению горсовета, культурно-просветительской цели.

http://i-nventory.ru/index.php?id=504


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  24 сентября 2018

Входоиерусалимская (Пятницкая церковь)

В далёком уже 1992 году А.П. Лопырёв в письме А. Сизову (тогда директору городского архива) вспоминал: «Руины великолукских церквей, как мне известно, были взорваны в 1953 году. Формально поводом для этого послужило намерение добывать кирпич для восстановления построек города, а по исторической сути это была попытка нанести последний удар по религии». В 1992-м уже можно было смело рассказывать об истинном положении дел, а не скрывать правду за словами «церковь разрушена в годы войны», напечатанными почти во всех краеведческих книгах советского периода.

В начале 1950-х погибла и Пятницкая (официально – Входоиерусалимская) церковь. До начала Великой Отечественной войны она украшала одноимённую, Пятницкую, площадь, переименованную в 1920-е годы в Тимирязевскую. Разумеется, сильно пострадавшая от бомбёжек и пулемётных очередей Пятницкая церковь послевоенного времени уже не была гордостью площади. Но тем не менее, в 1947 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 389 здание Пятницкой церкви было признано памятником архитектуры и бралось под охрану государства. Документ этот утратил силу лишь в 1960-х годах, когда церковь уже почти десять лет как была стёрта с лица земли.

В итоге каменный храм повторил судьбу своего предшественника – деревянного храма. С той лишь разницей, что, когда в начале 18-го века сносили ветхую Пятницкую церковь, на её месте заложили фундамент новой – каменной, освящённой в 1731 году. В 20-м же веке на месте храма устроили цветочную клумбу.

Пятницкий храм был необычайно хорош и сам по себе, и красив местоположением. Каменная церковь, изначально одноэтажная, в 1784 году была надстроена, и в ней было устроено три престола: два на первом этаже – иконы Божией Матери «Одигитрия» и великомученицы Параскевы (Пятницы), и один на втором – Входа Господня в Иерусалим. А.П. Лопырёв писал, что «это была высокая, белая, красиво поставленная на высоком прибрежном холме церковь с массивной колокольней и куполом зелёного цвета». Каменной была и церковная колокольня, выстроенная «в связи» с церковью.

Благодаря клировым ведомостям можно совершенно точно узнать имена горожан, затративших «особый труд и усердие при строительстве храма». Это священники Иван Михайлов и Авраамий Кондратов, церковный староста Данила Козлов, потомственный почётный гражданин города Платон Грудинин, купцы Василий Невлянинов, Михаил Глодовский, Василий Чудов, игуменья Палладия, коллежский асессор Павел Трубачев, майор Никита Степанов и «многие другие имущие прихожане, завещавшие церкви неприкосновенный капитал».

На церковной колокольне висело семь колоколов, два из которых имели надписи. На одном можно было прочитать «Лит сей колокол ко храму Вход Господень в Иерусалим 1835 году, весу 113 пудов», на другом – «Вылит сей колокол при священниках Василии Соловском и Григории Кудрявцеве усердием потомственного почётного гражданина Платона Грудинина 1879 года января 25 дня, весу 66 пудов».

Славился храм церковным хором, состоявшим из учащихся реального училища и гимназии, для которых эта церковь являлась приходской.

Что касается территории вокруг церкви, то при прежней деревянной Пятницкой церкви размещалось приходское кладбище, но ещё при Петре Великом хоронить здесь запретили. Кладбище постепенно пришло в упадок, и уже к началу 20-го века о некогда существовавшем захоронении на площади вокруг храма напоминали лишь немногочисленные могильные плиты. А дети 1960-х годов вспоминают, что, когда благоустраивалась площадь, они находили здесь кости и черепа.

В 20 веке самым ярким событием в жизни храма, если не считать его закрытие, стало захоронение под полом церкви барона Гибера фон Грейффенфельс. Каким образом старому барону удалось договориться со священнослужителями о собственном погребении в храме, неизвестно. Но в обмен на дорогое распятие церковные власти пошли на такую уступку. И в 1913 году тело упокоившегося барона было погребено у подножия нового распятия, а вровень с полом вмазали мраморную доску с баронским гербом. Знал бы потомок знатного рода, какая судьба ждёт Пятницкую церковь да и все великолукские храмы, попросил бы захоронить его где-нибудь подальше от России. Но кто мог в 1913 году подумать об этом?

Спустя девять лет, а точнее 4 мая 1922 года, из храма изымут всё серебро (вероятно, что в «1 пуд 3 фунта 10 лотов серебра», изъятых в Пятницкой церкви, вошло и то самое распятие барона Гибера).

А в 1930 году церковь и вовсе закрыли, постановив передать здание «в распоряжение горсовета для использования под общежитие и клуб учащихся, или для иной культурно-просветительной цели». Останется после этого храму жить ровно двадцать три года, большую часть из которых он простоит полуразваленной руиной.

В 1953 году церковь разберут, а битый кирпич, строительный мусор и осколки надгробной плиты Гибера вывезут самосвалами на засыпку дорог и воронок.

Сейчас на месте церкви и кладбища – небольшой сквер и клумбы. Если поднять землю, то под ними наверняка найдутся останки древних великолучан, некогда упокоившихся на церковном кладбище.

А ещё многие старожилы помнят небольшой ручеёк, бравший начало неподалёку от церковного холма. Вероятно, это след святого источника, над которым в дореволюционную эпоху стояла скромная деревянная часовня. К сожалению, точного места, где располагался источник, не установлено.

https://lukigrad.ru/index.php/mesta/khramy-i-monastyri/pyatnitskaya

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.