ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Всех Святых.


Москва. Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Всех Святых
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Всех Святых
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1840 и 1843.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:П.П. Буренин
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Москва, Энтузиастов ш., 7А.

Координаты: 55.749209, 37.700972





Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Всех Святых, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок""<br>, Москва, Юго-Восточный административный округ (ЮВАО), г. Москва
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок""
Андрей Агафонов
1 января 1911
Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Всех Святых, Рис. из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"<br>, Москва, Юго-Восточный административный округ (ЮВАО), г. Москва
Рис. из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"
Андрей Агафонов
1 января 1850



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 октября 2016

Всех Святых Всехсвятского единоверческого монастыря собор

В первой половине XIX в. в Москве существовало несколько общин и храмов единоверцев. В этих общинах были объединены старообрядцы, которые признавали власть Русской Православной Церкви и ее священство, но службу в храмах вели по дониконовским правилам. Как метко написал И.С. Шмелев о своей бабушке-единоверке: «Из раскола наполовину вышла». Единоверцев называли новоблагословенным согласием. Недалеко от Проломной заставы, на Новоблагословенной улице с 1800 г. находился центр единоверческой общины. Вскоре также недалеко от Проломной заставы, но уже за Камер-Коллежским валом, то есть вне города, было основано единоверческое кладбище. Оно располагалось на пересечении Проломного проезда с Владимирской дорогой, идущей от Рогожской заставы. В 1840 г. на кладбище началось строительство храма во имя Всех Святых и колокольни по проекту архитектора П.П. Буренина, освященные в 1843 г. Кладбище стало называться Всехсвятским Новоблагословенным.

Храм и колокольню выстроили в новом тогда византийском стиле. В этом стиле был создан проект самого грандиозного храма Москвы – Христа Спасителя (архитектор К.А. Тон). Проект храма Христа Спасителя был высочайше утвержден за три года до начала работ над Всехсвятским храмом, и стал эталоном для многих церковных построек своего времени. Буренин взял его за основу, но несколько переработал. Всехсвятский храм имел схожую обработку стен, но был однокупольным и более вытянутых пропорций. Пятиярусная колокольня, имевшая прототипом колокольню Ивана Великого, одновременно в деталях походила на построенную К.А. Тоном колокольню Симонова монастыря. Поставили звонницу по «дониконовским правилам», в виду алтаря храма, то есть ближе к востоку.

Построенный в византийском стиле, Всехсвятский храм как бы свидетельствовал о приверженности единоверцев к древним традициям и одновременно показывал, что они не чужды новых веяний и поддерживают государственную линию в церковном строительстве. Храм и колокольня стали одними из самых высоких в Москве, и, находясь среди маленьких домиков пригорода, возвышались над окрестностями и как бы показывали находившейся недалеко старообрядческой Рогожской общине преимущества единоверия.

В 1850-е гг. единоверцы начали ходатайствовать об открытии в Москве женского монастыря, и 23 февраля 1862 г. император Александр II утвердил представление Синода об устройстве в Москве на Всехсвятском кладбище девичьего единоверческого монастыря в память освобождения крестьян от крепостного состояния. Собором новой обители стал храм во имя Всех Святых. Монастырские храмы и другие здания выстроили в русско-византийском стиле, который в середине XIX века «свидетельствовал пламенное усердие россиян к православной вере». В память того, что и в строительстве первых храмов, и устроении монастыря принимал деятельное участие митрополит Московский Филарет (Дроздов), улица, ведущая к воротам обители, получила название Филаретовской. Она просуществовала, не меняя названия, до середины 1970-х годов, пока не была поглощена территорией завода «Серп и молот». Территорию монастыря, которая была почти квадратной в плане и превышала кладбищенскую, занимавшую его северо-западную часть, почти сразу обнесли оградой. Всехсвятский собор и колокольня стали композиционным центром ансамбля, и вокруг них по периметру начали строить другие здания.

В сентябре 1918 г. совет депутатов Рогожско-Симоновского района в ультимативной форме предложил монахиням Всехсвятского монастыря освободить помещения. Вскоре в обители разместились общежития и квартиры для рабочих, и к 1924 г. здесь был устроен рабочий поселок имени Ильича. Но на кладбище еще до 1934 г. разрешали хоронить. Собор и колокольню разрушили вместе с кладбищем в 1934 г. К 1990 г. от монастыря сохранились лишь двухэтажное здание трапезной с обезглавленной церковью святителя Николая Чудотворца, которое сейчас отреставрировано и выделяется своей старинной архитектурой на фоне заводских цехов.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.