ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Сызрань. Собор Казанской иконы Божией Матери.


Собор. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Александра Невского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Владимира равноапостольного
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1872.
Архитектор:А.А. Тамаринский, С.В. Саксонов (восстановление интерьеров)
Адрес:
Россия, Самарская область, г. Сызрань, пер. Достоевского, д. 17

Координаты:53.146658, 48.456919


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Южный фасад главного объема собора
Гранковский Владимир
21 сентября 2016
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
5 июля 2014
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
5 июля 2014
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
4 июля 2014
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
23 июня 2013
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Usova Svetlana
11 ноября 2009
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Своеобразность архитектурного оформления 2 яруса колокольни храма
Гранковский Владимир
21 сентября 2016
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Колокольни собора
Гранковский Владимир
21 сентября 2016
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Завершение колокольни собора
Гранковский Владимир
21 сентября 2016
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Апсида собора
Гранковский Владимир
21 сентября 2016
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Константин Байгузин
23 августа 2014
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Константин Байгузин
23 августа 2014
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Интерьер Казанского собора
Антон Юрьевич Шабалкин
2 июня 2010
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Интерьер центральной части собора.
Антон Юрьевич Шабалкин
2 июня 2010
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Источник фотографии сайт "Старая Сызрань" http://old.syzran.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Источник фотографии сайт "Старая Сызрань" http://old.syzran.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Собор Казанской иконы Божией Матери - Сызрань - г. Сызрань - Самарская область
Фотография начала 1900-х годов, источник - страница http://humus.livejournal.com/3468522
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Usova Svetlana,  11 апреля 2010

Когда в 1871 году государь-император российский Александр II совершал путешествие по Волге, в Сызрани он не остановился. Возможно, потому что новый Казанский кафедральный собор был еще в лесах, а может, были и другие причины, но молебен он отстоял в храме бывшего Кашпирского монастыря близ села Семёновка, что ниже по течению Волги...

Сейчас на этом месте развалины - время и люди сделали своё дело. Когда-то эти земли принадлежали князю Дмитриеву. За многолетнюю исправную службу получил он их от Петра I и, основав здесь в 1712г. монастырь, принял под конец жизни постриг. Его похоронили у церковной стены.

Было время, когда Сызрань украшало множество храмов, только в черте города их было четыре. Главный -Христорождественский - на территории крепости... В Кремле находится церковь во имя Нерукотворного Спаса, а рядом - там, где стоит Казанский собор, на территории Богородицкого девичьего монастыря ещё две церкви: каменная во имя Казанской иконы Божьей Матери (построена в 1741 г.) и деревянная во имя Сергия Радонежского (сгорела в первой половине 18 в.) В 1764 году монастырь упразднили, церковь во имя Казанской иконы Божьей матери сделали приходской и приписали к собору Рождества Христова...

К середине 19 в. собор уже не вмещал всех прихожан быстро растущего города. Нужен был новый главный соборный храм. Его заложили 26 июля 1866 г. на месте разобранной Казанской церкви. Был создан попечительский совет, в него вошли настоятель собора протоиерей Арсений Петров Успенский, прихожане: купец Борис Ипатович Колпаченков, городской голова Алексей Иванович Леднёв,старосты церкви - Пётр Григорьевич Серебряков и Михаил Дмитриевич Сысуев, которые и были главными благотворителями.

По трём кружкам для приношений на строительство нового храма было собрано более шести тысячи рублей, и в городе закипела всенародная стройка. Наблюдал за строительством архитектор Александр Анатольевич Тамаринский. На строительство собора и каменной колокольни (она стояла отдельно) было потрачено 70 тысяч рублей. 23 декабря 1872 года, через шесть лет от начала строительства, настоятель собора протоиерей Арсений Успенский освятил престол в приделе святого Александра Невского, а через полтора года преосвященный Евгений освящает главный престол - во имя Казанской иконы Божьей Матери...

В летописи Казанского собора читаем: "Икона эта особенно чтится гражданами Сызрани. В память избавления жителей заступлением Богоматери от холеры, свирепствовавшей в городе в 1830 году, установлен на вечные времена Крестный ход 22 октября". Иконы в новый собор писаны мастером Владимирской губернии Вязниковского уезда, села Палехи крестьянином-собственником Николаем Михайловым Сафроновым. За написание 87 икон ему заплачено 3480 рублей, за устройство и резьбу иконостаса заплачено 4500 рублей самарскому купцу Фёдору Андрееву Бычкову. .. В 1879 году началось оформление наружных стен храма. На алтарной стене установили иконы Казанской Божьей Матери, святых благоверных князей Александра Невского и Владимира, на северной и южной сторонах - святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Иконы были алатырским мещанином Гусевым масляными красками на железных листах. Они украшали наружные стены собора.

В 1880 году были подряжены живописцы, московские мастера Алексей Стороженко и Ефим Антонов. Они расписали Казанский собор внутри священными изображениями и выполнили орнаментные украшения. Строительство собора продолжалось, а жизнь прихожан уже текла своим чередом. В летописи Казанского собора за 1878 год читаем: "В соборном приходе есть мещане, крестьяне, военные и статские: по происхождению все они русские. Домов прихожан в настоящее время 130, в них душ мужского пола 430, женского 492. Раскольников мужского пола 4 души, женского -10. В настоящее время в город переселяется много крестьян из соседних сёл. Соборные прихожане усердны к церкви, охотно жертвуют на храм; по воскресеньям и праздничным дням,особенно в зимнее время, много бывает молящихся в церкви, большая часть прихожан каждодневно исполняет долг христианской исповедью и приобщением святых тайн".

17 мая 1884 г. настоятель собора Арсений Успенский подаёт прошение об увольнении за штат по болезни... И уже 25 мая настоятелем становится законодатель симбирской Мариинской гимназии и преподаватель семинарии, священник, кандидат Богословия Матвей Ефимович Ксанф.

В 1882 году начинают строить колокольню и пристраивать к собору трапезную. Работа эта растянулась на 8 лет. Перенос колоколов со старой колокольни на новую - состоялся 9 мая 1906 г. в 12 часов в дня при большом скоплении прихожан". Но уже 5 июля город постиг самый страшный в его истории пожар. Священник одного из сельских приходов так писал в "Епархиальных ведомостях": "Ночью среди необъятного количества огня в городе, как бы мученик на костре, виднелся сызранский собор с его величественной колокольней. Уцелеет ли эта достойная города святыня? С такими думами, мысленно прося Господа сохранить свой престол земной для утешения несчастных погорельцев, мы оставили свои наблюдения... На другой день, 6 июля, рано утром, горя нетерпением поскорее узнать о несчастной Сызрани и ее обитателях, мы поспешили на перевоз...

Выбравшись на Волгу, некоторые вышли из лодки на берег и пошли пешком. Вдруг они закричали: "Собор! Собор! Вон колокольня и кресты на настоящем куполе видно". И нам, оставшимся в лодке, в дыму, пару утренней мглы обрисовался фасад всего Собора. "Слава тебе Господи! Хоть собор уцелел".

Одна из легенд того времени утверждает, что храм остался в целости благодаря самоотверженным действиям соборного сторожа Якова Чуркина, за что он был награждён золотой медалью для ношения на груди. Старая соборная колокольня была разобрана на кирпичи. Их было продано на сумму 3 360 рублей 75 копеек. А в соборе продолжались службы. Церковь поддержала своих прихожан, как всегда в самые трудные моменты жизни. Так в 1904 году, во время русско-японской войны, решили: "...собрать с церквей округа на санитарные нужды действующей армии 570 рублей; ...со всех братских доходов отчислять каждомесячно по 2 процента, из коих 1 процент - в пользу больных и раненых воинов и 1 процент на усиление фронта".

История прежнего сызранского Казанского собора заканчивается 1917 годом, тогда же обрывается и летопись храма. Советская власть пошла в наступление на религию. "Постановлением президиума Сызранского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 28 января 1932 г. удовлетворить просьбу рабочих и профсоюзных организаций города и трудящегося населения о закрытии церквей и в связи с этим возбудить перед Исполнительным комитетом Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов Средне-Волжского края дело о закрытии собора Казанской Богоматери, Вознесенской церкви, Всесвятской церкви, Покровской церкви, Троицкой церкви, Австрийской церкви в Засызранской слободе, а также изъятия из Вознесенской церкви Фёдоровской иконы". "Поручить товарищу Александрову немедленно объявить верующим о закрытии Засызранской, Вознесенской, Всесвятской церквей и Казанского собора".

К 1940 г. в Сызрани прекратили действовать все 15 церквей. Второе рождение собор пережил в 1944 году. Оно связано с изменением отношения государства к церкви, активным участием верующих в Великой Отечественной войне. Но к тому времени от собора остались только голые стены. Прихожане несли из дома иконы, жертвовали на восстановительные работы деньги.

Пятьдесят два года Казанский собор был единственным действующим храмом в Сызрани.В последние годы Благочинный Сызранского округа настоятель Казанского кафедрального собора отец Григорий Кобер-ник все свои силы отдаёт возрождению православных храмов. В Сызрани ведётся реконструкция мужского Вознесенского монастыря, Ильинской церкви, строительство храма Фёдоровской иконы Божьей Матери в посёлке Новокашпирский, построена часовня на месте явления Фёдоровской иконы Божьей Матери.

Статья с ресурса города Сызрань http://obshenie.polubomu.ru/persons/kazan.htm


Статью добавил(а): Вадим кр,  24 апреля 2017

Казанский собор уникален тем, что является, одной из двух построек Сызрани (кроме него — Вознесенский собор одноимённого мужского монастыря), возведённых по образцовым проектам К. А. Тона. По мнению специалистов, в провинции таких памятников сохранилось мало.

Собор построили в квартале, прилегавшем к территории бывшей крепости. Необходимость его сооружения была вызвана быстрым ростом численности населения Сызрани (нач. 19 в. — 10,5 тыс. чел., сер. 19 в. — более 22 тыс. чел.), однако имелась и другая причина. Христорождественский собор к середине 1860-х гг. уже не соответствовал своему статусу: находившиеся недалеко Троицкая и Успенская приходские церкви могли бы поспорить с ним по величине и наружному убранству. Кроме того, по мере дальнейшего развития город стал нуждаться в более заметном и выразительном вертикальном акценте. Эту адачу по завершении строительства взял на себя Казанский собор с высокой колокольней при нём, существенно обогативший пространственную композицию административно-торгового центра и общую панораму Сызрани.

Предшественницей Казанского собора была Казанская церковь, принадлежавшая Богородицкому женскому монастырю. Первую Казанскую церковь возвели из дерева, а вторую построили из камня в 1742 г., «тщанием» сызранских купцов С.И. Шлыгина и Я.С. Кривоносова. Облик ни той, ни другой сегодня не известен. После упразднения монастыря (1764 г.) его храм функционировал как приходской. Монастырская ограда надолго пережила иноческую обитель: её разобрали только в 1867 г., уже после того, как было принято решение на месте Казанской церкви поставить одноимённый собор.

Строительство Казанского собора с приделом Николая Чудотворца началось в 1866 г. на средства сызранских купцов Б.И. Колпаченкова и А.И. Леднёва и завершилось в 1872 г., то есть происходило в промежуток времени, когда в Москве возводили храм Христа Спасителя (1839-1883 гг.). Проекты храмов, выполненные К. Тоном и рекомендованные высочайшим указом 1841 г. как образцовые, находили воплощение в архитектурной практике не только столиц, но и провинции. Одним из таких примеров является Казанский собор Сызрани.

Собор отличается свойственной русско-византийскому стилю тяжеловесностью форм и строгой сдержанностью убранства. Это пятиглавый храм, основная часть которого представляет собой кубический объём с пятичастным членением фасадов. Главный объём имеет в плане вид слегка вытянутого прямоугольника, к коротким сторонам которого примыкают три массивные полукруглые апсиды (средняя из них больнее по размеру) и трапезная. За трапезной следует суженый притвор, одновременно являющийся нижним ярусом четырёхъярусной колокольни. Второй её ярус представляет собой кубический объём, на который поставлены два уменьшающихся к верху восьмерика с неравными сторонами (диагональные грани более узкие). Четверик храма завершён пятью луковичными главами на барабанах (крупный световой под центральной главой и глухие меньшего размера под угловыми). Каждый барабан имеет развитое основание — квадратные в плане объёмы с восьмериками на них. Ещё одной луковичной главой завершена колокольня.

Северный и южный фасады четверика акцентированы слабо выступающими ризалитами, в которых расположены арочные дверные проёмы, фланкированные такими же по форме окнами. Над каждым из двух ризалитов - аттик, образованный тремя крупными килевидными кокошниками. Ещё один аттик, декорированный прямоугольными филёнками, венчает притвор. Поверху все основные объёмы объединены двумя профилированными карнизами, разделёнными гладким фризом. По вертикали плоскости стен расчленены пилястрами. Основание здания, поставленного на невысоком фундаменте зрительно усиливают сильно выступающий профилированный карниз и пояс квадратных и прямоугольных филёнок проходящие под крупными окнами апсид, четверика, трапезной и притвора.

Основным лейтмотивом фасадного убранства Казанского собора служат килевидные архивольты на импостах над окнами основных объёмов и центрального барабана, а также над арочными нишами глухих угловых барабанов. Другим часто повторяющимся аритектурно-декоративным мотивом являются филёнки прямоугольной и круглой (в кокошниках ризалитов) формы. Узкие простенки барабанов декорированы полуколонками с консолями под базами. Убранство колокольни включает тянутые профили и карнизы, расположенные по граням сухо трактованные треугольные кокошники, обеспечивающие переход от нижнего восьмерика к верхнему, небольшие перспективные окна, лопатки и килевидные профилированные архивольты покоящиеся на угловых пилястрах второго яруса. В просторном интерьере четырёхстолпного храма — два трёхъярусных иконостаса на девять и семь осей.

Из книги: И.В. Бурая «Архитектура Сызрани концаXVII - началаXXвека». Сызрань, 2008 г.

Казанский собор. Соборный храм, каменный, теплый, построен в 1872 г. купцами Борисом Ипатиевым Колпаченковым и Алексеем Ивановым Ледневым. Престолов в нем два: главный в честь Казанской иконы Божьей Матери и в приделе во имя св. благоверного князя Александра Невского. Приписной к собору храм в Спасской башни: престол в нем в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Под башней устроена ча совня. Земли при соборе: а) жалованной: 247 дес. 418 кв. саж. пахотной и 355 дес . 1747 кв. саж. сенокосной и б) завещан ной в пользу Причт и храма мещанином М. Ефремовым 42 дес. 976 кв. саж.; земля находится при с-це Губине (в 26 вер.). Капитал собора 2106 руб. 67 коп.: из них с 2000 руб. °/о должны поступать согласно воле жертвовательницы на ремонте одного из церковных домов.

Причт состоит из протоиерея, двоих священников, дьякона и троих псаломщиков. Квартиры для Причт имеются в церковных домах, кроме одного псаломщика, живущего на частной квартире, опла чиваемой из церковных сумм. На содержание Причт по лучается: 1) 3 /4 арендной платы (ок. 800 руб. в год) за каменные лавки, принадлежащие собору: 2) доход от одного из церковных домов и 3) % с причтового капитала в 13,550 руб. Прихожан в г. Сызрани в 129 дв. 542 м. и 646 ж.; сверх того раскольников в 6 дв. 15 м. и 19 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1877 г. В приходе на ходятся городское трехклассное училище и первое приходское женское училище.

Из книги: Н. Бажанов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Приложение к Симбирским епархиальным ведомостям на 1903 год. Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева. http://www.syzranhistory.ru/put/Kazanskij-sobor.htm

Комментарии и обсуждение

Функционирование Храма продолжалось вплоть до 02.1931 г. Последним настоятелем был Августов Владимир Александрович.
Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века.
25 декабря 2011.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.