ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кацхи. Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь.

Мацховари


Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1027 и 1073.
Адрес:
Грузия, Имеретия, Чиатурский район, с. Кацхи

Координаты:42.269376, 43.2127




Добавить фотографию
Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь - Кацхи - Имеретия - Грузия
Колокольня. Вид извне монастырской ограды.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
14 июня 1979
Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь - Кацхи - Имеретия - Грузия
Колокольня. Вид изнутри монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
14 июня 1979
Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь - Кацхи - Имеретия - Грузия
Вид с запада.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
14 июня 1979




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж,  3 ноября 2006

Следующая скудная информация оказалась доступной в интернете:

Из описания грузинских монастырей на 1913 г., составленного С. В. Булгаковым: Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь, 3 класса, в селе Кацхи, в Шаропанском уезде, в 50 верстах от города Кутаиси. Основан в 1027 - 1073 годах.

Близ Чиатуры в с. Кацхи, сохранился купольный храм Мацховари (10 - 11 вв.) с остатками росписи.

В XI веке декоративная аркатура считается уже необходимым приемом оформления фасада, что можно наблюдать по Хциси, храму Баграта в Кутаиси, Кацхи, Никорцминда, Икви, Алаверди, Самтависи.

Сохранился алтарный крест ХII века.

А. Грабар, разрабатывая вопрос о происхождении двухэтажных церквей, находит их истоки в древнейших мартириях с открытыми алтарями над гробами мучеников. Эти здания позднее оформились в двухэтажные сооружения с погребениями внизу и часовнями на втором этаже. Среди памятников Грузии, нижняя часть которых отведена под крипты, можно назвать миниатюрную, квадратную в плане и открытую арками на четыре стороны постройку в Череми, древнейшую церковь монастыря в Некреси (третья четверть IV века), для VI—VII веков Малый храм Джвари во Мцхета, Кацхи, Зегани, Икалто — VIII век, Кабени Ксанский, Биети — IX век, Табакини, Касагина — X век и ряд других. Крипты в этих памятниках либо полностью находились под землей, но чаще для них были возведены невысокие субструкции, с использованием при этом уклона почвы для устройства входа в наиболее пониженной ее точке. Крипты устраивались под церквами зального типа (Малая церковь Джвари, Кацхи), под трехцерковными базиликами (Зегани), а также под купольными храмами (Икалто). Второй этаж представлял либо удлиненный зал, либо купольное здание («свободного креста», креста, вписанного в прямоугольник, здания с четырьмя подкупольными устоями).

Личные впечатления.

В 1979 г., будучи в Кутаиси, уже не помню как, я узнал, что недалеко от города есть еще один, помимо Гелатского, доступный для посещения монастырь, а именно: в селе Кацхи. У меня было свободных полдня и я поехал. Автобус, кажется, шел в Чиатуру и останавливался в Кацхи. Дорога заняла с час. Выйдя из автобуса, искомое я сразу узрел. Тогда никаких сомнений в том, что это оно, у меня не возникло. Церковь была окружена оградой со встроенной в последнюю колокольней и густо заросла высокими деревьями, что делало съемку весьма проблематичной. В ограде были запертые ворота, которые мне пришлось перелезть, и я попал на кладбище на церковном дворе. И ни единой живой души. Деревья перестали мешать, но близость к зданию при отсутствии широкоугольника опять оказались проблемой. Что вышло, то вышло. Возможно, по архитектурной безграмотности мне тогда почему-то представлялось, что церковь, которую я снимаю, постройки века 17-го, но уж никак не 11-го. Крашенинникова в статье "Гелатский монастырь" <источник 2> называет церковь в Кацхи "церковью зального типа" и относит ее к VIII веку. Снятое, когда бы оно ни было построено, трудно назвать церковью зального типа. Я бы оставил сии мелочи без внимания, если бы не наткнулся в сети на форум выходцев с Кавказа, который трудно назвать источником, но который озадачивает, что и заставило меня включить его в список <источник 6>. А именно, там приводятся две фотографии: одна развалин вроде башни, которую респондент идентифицирует как Кацхи, вторая - "моей" церкви, которой он выносит безапелляционный вердикт - "не Кацхи". Вкупе с "зальным типом" появляется тема для размышлений. Плодом каковых может стать предположение, что церковь зального типа с криптой была построена в VIII веке, но сохранилась только в виде "столба" и при моем посещении я ее не заметил. А в одиннадцатом веке было построена купольная церковь <источник 5>, которая и явилась предметом фотосъемки. Тем более, что маловероятно, что большевики довели существовавшую в 1913 г. церковь до состояния "столба", а если она в таковом состоянии пребывала и в 1913-ом, то вряд ли С. В. Булгаков описывал бы ее в качестве монастыря 3-го класса. Конечно, захудалая обитель, но не до такой же степени...

Сайт ПРАВОСЛАВИЕ.RU :

1. Н. Крашенинникова. "Судьба арки".

2. Н. Крашенинникова. "Гелатский монастырь".

Сайт Грузинской Православной Церкви:

3. "Богослужебные и алтарные кресты".

4. С.В.Булгаков. "Грузинские монастыри в 1913 году (краткая история, описание)".

5. Сайт "Энциклопедия туриста".

6. Две фотографии со странными комментариями здесь:

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.