Собор является вторым по высоте в Грузии, первым среди сохранившихся средневековых соборов и самым высоким из четырех "Великих Кафедралов" (хотя храм Баграта после реконструкции стал выше Алаверди на 2 метра). Это главный и самый почитаемый храм в Кахетии, центр Алавердской епархии.
Алавердский собор в современном виде построил кахетинский царь Квирике III Великий, который унаследовал Кахетинское царство в 1010 году, то есть, в год начала строительства собора Светицховели, через 7 лет после постройки собора Баграти и через 50 лет после возведения собора в Ошки.
Около 1700 года храм повредили лезгины. В 1742 произошло еще одно землетрясение и его пришлось снова ремонтировать. В итоге часть собора ранняя каменная, а часть поздняя кирпичная. Это не очень хорошо видно на соборе, но хорошо видно на его макете в Парке миниатюр. Это может быть след ремонта 1650 года, а может быть следствием ремонта 1742 года.
Облицовочным материалом при строительстве был выбран белый кахетинский туф, материал, лёгкий в обработке и чем-то похожий на газобетон, но хрупкий и относительно недолговечный. Вероятно именно по этой причине внешняя поверхность собора дошла до нас в очень плохом состоянии. Исчезла почти вся фасадная резьба.
Несмотря на все катаклизмы собор сохранил свою первоначальную форму. Пропала только галерея, которая окружала его с трех сторон — остался только западный её фрагмент. Наверное именно поэтому сейчас не видны могилы кахетинских царей (Александра I, Александра II или Теймураза I) — они могли находиться в этой пропавшей галерее. Восточный и западный фасады довольно просты и даже примитивны — ничего общего с собором Светицховели, построенном чуть ранее.
Кроме того, северная и южная апсиды закруглены (это называется "триконх"), чего нет у Светицховели, зато вполне себе есть у собора Иоана Крестителя в Ошки.
Внутри сохранились некоторые фрески. Они разных эпох и сохранились в нескольких слоях, некоторые закрывались штукатуркой или забеливались. То, что видно, производит впечатление поздних.
Хоры собора сейчас имеют вид узкого балкона, но похоже, что раньше они были деревянными и занимали весь западный неф. Внутри у северной стены видна лестница, но подниматься по ней посетителям не разрешают.
Сейчас собор очень порадует архитекторов и искусствоведов: здесь стены ничем не закрыты и видны все особенности архитектуры. Здесь весьма долго можно ходить и думать.
По материалам сайта "Грузия для всех"