... Появление первых каменных монастырских построек в лето 1691 г. отмечено в следующей по времени грамоте М. Я. Черкасского. В тексте документа перечисленны постройки, начатые Потехиным: «А исподния-де житья, ледник и погреб построены под теплою церковью (…) А что в нынешнем 200 году (1691-92) изготовлено кирпича триста тысяч и тем-де кирпичем начатые кельи и на воротах церковь и колокольница и запасная палата и достальные кельи и вся ограда построитца».
Но в 1692 г. П. Потехин был отстранен от дел. Приказом М. Я. Черкасского руководство строительством перепоручалось Ф. Перфильеву: «в нынешнем 200 (1691) году в [ноября] 16 де[нь] указал я села Ворсмы в Островоезерском Святые Троице монастыре в строеньях у каменного дела быть в подмастерьях кадницкому каменщику Федке Перфильеву, да с ним в товарищах Куземке Игнатьеву, а прежнему подмастерью Пашке Потехину подмастерьем к редовым быть за старость не указал».
В части приказа, касающейся набора каменщиков на новый строительный сезон (1692 г.), с отставкой Потехина предписывалось отстранить от работы еще семь человек кадницких каменщиков, «а вместо их взять Серешкина сына Ивашка, Пашкина сына Потехина Стенку, да из бобылей в прибавку Бориска Михайлова, Петрушку Иванова, да кадницких каменщиков, которые были на деле на Москве пять человек: Микитку Игнатьева, Гришку Михайлова, Марчку Андреева, Исачку Андреева, Ивашку Михайлова, да из сел Богородского и Павлова тех же каменщиков, которые сначала взяты и были во отпуску, всего и с подмастерьем шестьдесят один человек; и теми людьми построить вышеписанные дела».
Этим же документом были внесены существенные поправки к «росписи строенью» 1688 г.: «И по моему указу положено, соборная церковь совершить одноглавою в потайной епанечной кровле с отводными над кровлей стоками против указанного ему [Перфильеву] на Москве образца». (Первоначально в «росписи строению» Тоицкую церковь предполагалось завершить пятиглавием:»… церковь в довершке по соборному, главы и шейки и на церкве прикраска и окошка и меж окошек столбики и двери и рундуки как у Воскресенской решотки в Кадашеве церков, в красной пример пятиглавый утвердить, чтоб отнюдь течи не было»).
Сопоставление текстов «росписи» и последней грамоты М. Я. Черкасского в частях, касающихся облика Троицкого собора, дает повод предположить, что в 1691 г. зодчий был ориентирован на иной, чем в 1688 г., образец. Во всяком случае, это можно утверждать с полной уверенностью в отношении композиции входов собора. Раньше, по «росписи строенью», Потехин должен был делать «в церковь трои двери с рундуками такими, каковы в Кадашеве у Воскресенской решетки». Приказом же 1691 г. новому подрядчику Ф. Перфильеву вменялось «к церкви соборной построить рундуки против Чудовских всходов и обвершить с потайно (й) ж кровлей по полаточному с подъемными стенами».
Вероятно, речь в данном случае идет о церкви Чуда Архангела Михаила в Московском Кремле. Церковь эта, кстати, была одноглавой, поэтому есть все основания полагать, что именно она была указана подмастерью в качестве образца для повторения ее форм завершения на Троицком соборе. За указанием «соборная церковь совершить одноглавою», в тексте грамоты следует более радикальное требование: «переделать и закамар снять с теплой церкви, которая построена, потому что теча от закамар будет». Замечание это относится к зданию Казанской церкви, строительство которой в лето 1691 г. велось под руководством П. Потехина.
Грамоты М. Я. Черкасского дают информацию не только о времени начала строительства каменных зданий монастыря. По тексту грамот можно установить и долю участия каждого зодчего в возведении той или иной постройки. Очевидно, что разбивка территории острова под строительство всех зданий и сооружений монастыря осуществлялась под руководством П. Потехина. Им же были начаты братские и настоятельские кельи, а также святые ворота между ними с надвратной церковью Михаила Малеина. Казанская церковь тоже была выстроена Потехиным, но как отмечалось выше, ее венчающие части были переделаны Ф. Перфильевым. Завершение начатых в 1691 г. построек выполнялось под наблюдением Перфильева. Ему же принадлежит основная роль в возведении Троицкого собора.
Сведения о датах окончания строительства каменных монастырских зданий сообщают материалы описей церковного имущества XIX в. По указанию описи 1859 г., первым было завершено строительство теплой церкви во имя Явления иконы Казанской Божией Матери — в 1694 г. Надвратная церковь Михаила Малеина была закончена в 1695-96 гг. В описи алтаря церкви 1806 г. упоминается «антиминс на белом полотне со вложением святых мощей, священнодействован 7204-го (1695-96) года (…) при патриархе (…) Адриане, митрополитом Павлом (…) Нижегородским и Алаторским». Последним был построен Троицкий собор. О нем в описи 1806 г. говорится: «церковь соборная (…) каменная, холодная, безпридельная, освящена 7202-го (1699) года…» Материалы архивных источников, к сожалению, не позволяют судить о времени окончания других монастырских зданий. Можно только предположить, что все строительные работы в монастыре были завершены к началу XVIII в.
Я. Л. Шаболдин. Материалы к истории строительства Троицкого Островоезерского монастыря в XVII веке, https://museum-murom.ru/scientific-work/materialy-konferencij-muzeya/konferenciya-uvarovskie-chteniya/uvarovskie-chteniya-iii/ya.-l.-shaboldin.-materialy-k-istorii-stroitelstva-troickogo-ostrovoezerskogo-monastyrya-v-xvii-veke