В старые времена в селе, ныне г.Ворсма Павловского района Нижегородской (Горьковской) области было четыре действующих церкви. Одна из них была освящена в честь Казанской иконы Божьей Матери. Сначала церковь была деревянной, а когда постройка обветшала, на смену ей в 1823 г. тщанием прихожан возвели каменную. Существует предание, что основные средства для этого выделила комаровская барыня Обтяжнова. Церковь имела придел — во имя святых мучеников, благоверных князей Бориса и Глеба, в честь ангела владельца села Ворсма князя Бориса Черкасского. Во времена существования деревянной постройки храма это был Борисоглебский погост. Архитектура церкви —классицизм, с присущими четкостью и геометризмом форм.
В книге А. Смирнова «Павлово и Ворсма, известные стально-слесарным производством села Нижегородской губернии» (М., 1864г.) говорилось: «В церкви хранятся святыни: часть Ризы Господней и часть Древа Св.Креста, пожертвованные в церковь помещиком Обтяжновым, которые и поставлены для всеобщего чествования в образах на аналоях по обеим сторонам амвона. В ней же замечателен старинный образ Киевских Чудотворцев. Живописен и благолепен иконостас в приделе этой церкви, имеющий форму крестообразного сочетания из звезд». Сохранилось имя первого старосты Казанской церкви — деревни Малых Мякушек крестьянин Андрей Шаронов.
В середине 30-ых годов прошлого века наряду с другими ворсменскими храмами власти закрыли и Казанскую церковь. Последним ее настоятелем тогда был протоиерей о.Александр (Троицкий), прослуживший здесь около 40 лет. В 1937 г. его арестовали. После закрытия храма началась ликвидация церковной утвари, икон, одеяний священнослужителей и прочего, были сняты и увезены колокола. Около двадцати лет здесь размещалось зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы на территории Павловского района ни одной действующей церкви уже не было.
В 1953 г. житель Ворсмы Алексей Михайлович Куклев организовал собрание верующих, на котором было постановлено ходатайствовать перед советской властью и Горьковской епархией об открытии храма в Ворсме. Была избрана инициативная группа, и через два года она получила разрешение на открытие храма. На праздновании иконы Казанской Божией Матери 21 июля 1955 г. в храме было возобновлено богослужение. Поскольку внутри еще находилось зерно, служба проходила на улице у центрального входа. Вскоре храм был полностью очищен и восстановлен. Большую помощь общине оказал тогда диакон Горьковской епархии о.Геннадий (Тараканов). 19 ноября 1956 г. церковь была вновь освящена в честь иконы Казанской Божией Матери. В храме после его восстановления сохранялся старинный колорит внутреннего убранства и настенные росписи, которые в конце 1980-х гг. были подновлены художником В.П. Булановым.
Первыми священнослужителями возрожденной церкви были протоиерей о.Герасим (Попков) и о.Иоанн (Фролов), первым диаконом стал о.Геннадий (Тараканов). Старостой избрали А.М.Куклева, казначеем — В.П.Дружинина. На богослужения, особенно в воскресные и праздничные дни, стекалось большое количество верующих со всего Павловского и Богородского районов.
http://pavlovo.blagochin.ru/khramy_blagochinija
Комментарии и обсуждение
История открытия храма была не такой короткой и благостной, как описано. В 1945 г. живший в Ворсме священник Николай Братанов, идя навстречу религиозным запросам верующих, которым советская власть отказывала в регистрации религиозной общины, устроил в своем доме "нелегальное" молитвенное помещение (в СССР всё, что не имело на руках письменного разрешения от начальства, считалось нелегальным). "Домашная" молитвенная светёлка вмещала не больше 25 чел., но на службы к о. Николаю, особенно летом, когда можно было молиться под открытым небом, собирались многие десятки верующих. И священник, и его паства оказались сильнее гонителей - запретителей - они упорно, у всех на виду, но "нелегально" продолжали молиться 10 лет.
После смерти Сталина наступила короткая оттепель, и 17 февраля 1955 г. СМ СССР разрешил зарегистрировать "нелегальные" религиозные общества, имевшие собственные молитвенные здания (т. е. то, что по всем законам СССР не должно было существовать, но пробило асфальт). В Горьковской области под это постановление подпала община о. Н. Братанова. За свою верность Богу она получила "многую мзду" - не только регистрацию, но и здание Казанской церкви в "бесплатное пользование" (правда, его выпотрошили внутри еще в 1937 г.).
На священнике Братанове советская власть отыгралась - сперва он был отштрафован за "незаконную пристройку сторожки", а затем лишен регистрации (т. е. гражданская власть запретила ему "отправлять культ"). Но он решил повиноваться Богу больше, нежели человекам, и не перестал совершать требы и богослужения.
Мякинин А.Е., прот. Положение Церкви в Горьковской епархии в 1950-х годах (до начала хрущёвских гонений) // Вестник церковной истории. 2010, № 17/18. с. 234, 242-243.