История возникновения Свято-Троицкого Островоезерского монастыря уходит в далёкое прошлое. В сер. ХVI века настоятель Воскресенской обители, которая находилась в устье реки Клязьма, и стояла на правом берегу Оки на Окуловой горе был вынужден обратиться к царю и митрополиту московскому с челобитной о перенесении Воскресенского монастыря "на Воросьму" с Окуловой горы из-за оскуднений запасов доходов, якобы ставивших монашескую братию в состояние нищенства. Как случилось, что Воскресенский монастырь очутился в 1550 году не "на Воросьме", а на одном из погостов, образовавших позднее Павлов острог - остаётся загадкой. Часть монахов через три десятка лет (1580 г.) перебралась на облюбованный остров. Князь Борис Камбулатович из рода Черкасских, чьи земли принадлежали этому роду, посодействовал основанию здесь монастыря. Первым устроителем был схимонах Макарий. Впервые в письменном источнике само село Ворсма упоминается в 1588 году. Название местности Ворсма финно-угорского происхождения, и означает "лесная земля", а в переводе с мордовского - "земля на воде". Тогда еще остров, где потом будет находится монастырь, был необитаем и покрыт густым лесом. Здесь то и поселился пустынник Макарий. Вскоре на самом большом острове Ворсменского озера и возник деревянный монастырь. Князь Борис Черкасский с дозволения царя Иоанна Грозного в 1570 году распорядился выстроить на берегу озера сначала деревянную церковь в честь своих небесных покровителей Бориса и Глеба, а затем келью и ограду.
Построенная обитель стала называться Борисоглебской. По указанию князя Бориса с новоявленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери для монастыря делается копия, которую он привозит в обитель. По распоряжению князя монастырь переводят на остров, а церковь в честь святых Бориса и Глеба обращают в приходскую. С этого времени поселение при Ворсменском озере стало называться сельцом Ворсмой, а присёлок при церкви - Жатвенным Борисоглебским погостом. Строятся деревянные братские кельи и храм с двумя престолами: вверху - в честь Пресвятой Троицы, внизу - во имя Казанской иконы Божией Матери. Вскоре возводится еще один храм - во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых - Михаила Федоровича. Главными устроителями святой обители были князья Черкасские - Иван Борисович, Яков Куденетович и Михаил Яковлевич. Род Черкасских был особо близок к династии Романовых. Князь Иван Борисович Черкасский приходился государю двоюродным братом, а в период смуты Черкасские много сделали для дома Романовых. Благодаря этим отношениям к монастырю было особое внимание. Так по указу царя Михаила и благословению патриарха Филарета часть Ризы Господней передали благочестивому князю Ивану Борисовичу Черкасскому за заслуги перед Отечеством, а князь даровал в свою очередь святыню опекаемой им обители. Частицы Ризы Господней в России хранились только в трёх местах: в Москве, в Свято-Троицком Островоезерском монастыре и позднее в Санкт-Петербурге.
В конце 17 в. при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском в обители началось активное каменное строительство. В это время строится первая каменная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Она была выстроена на фундаменте известняка, залежи которого были обнаружены неподалёку от Ворсмы. В 1743 году часть имения князей Черкасских в качестве приданого для Варвары Алексеевны Черкасской, выходившей замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, перешли во владение рода Шереметевых. Как и прежние владельцы они усердно обустраивали и благоукрашали святую обитель. При них в монастыре было три храма, надкладезная часовня, каменная восьмигранная колокольня с семью колоколами, построенная в 1692 году, каменный двухэтажный келейный корпус, конюшня, каретник, гостиница для паломников, два ледника и баня. В честь Михаила Архангела был выстроен главный собор обители - Троицкий, в западном правом углу которого стояла гробница над местом захоронения первоначальника монастыря и подвижника благочестия иеросхимонаха Макария. Островоезерский монастырь был особо почитаем, поскольку здесь жили монахи по строгому афонскому уставу. Главной святыней монастыря был серебряный Крест с запаянной в него частицей Честного Животворящего Креста Господня. Незадолго до революции Крест таинственным образом исчез. Во время освящения Иордани в праздник Крещения он выскользнул из рук священника и ушел под воду. Несмотря на то, что место было неглубокое, никакие попытки найти Крест не увенчались успехом.
В 1920-е годы обитель закрыли, монастырские постройки использовались под жильё и мастерские, а в 1950-е годы были полностью разобраны монастырская ограда и были разрушены два каменных храма - Троицкий и Казанский. Сохранялись только полуразрушенные братский корпус, фрагменты ограды и надвратная церковь Михаила Малеина. К 1980-м годам новые хозяева покинули остров, оставя после себя разрушенные постройки да горы мусора. В 1995 году остатки монастырских построек на острове были взяты под охрану государства. Возрождение монастыря началось в 2007 году по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. 16 апреля этого же года на месте восстанавливаемого монастыря был совершён первый молебен. Была отреставрирована одна из башен ограды, в которой разместилась часовня. После второго своего рождения монастырь стал женским. Для проживания сестёр поблизости от монастыря был арендован дом. 30 декабря архиепископ Георгий освятил первые сестринские кельи, находящиеся в небольшом двухэтажном деревянном здании, рядом с возводимым монастырём.
В 2010 году было завершено восстановление храма в честь Преподобного Михаила Малеина и колокольни. Колокольня над храмом воссоздана по старинным чертежам. Имеет высоту 35 метров до креста. Звонница монастырской колокольни составлена из восьми колоколов. 28 июня 2010 года был заложен Троицкий собор, а уже 18 сентября 2011 г. в возрождённом Троицком соборе состоялась первая Божественная Литургия, после которой было завершено перезахоронение останков основателя обители схимонаха Макария. 4 июня епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил чин закладки храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Ныне реставрационно-восстановительные работы продолжаются. С 7 июля 2014 г. возглавлять восстановление обители было поручено старшей сестре монахине Серафиме (Беляевой). Благодатию Божию монастырь является жемчужиной Нижегородской области.
Источник информации: проспект-путеводитель "Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь", 2016 г.