ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мохва. Георгиевский монастырь (Джручи).

Монастырь Джручи


Мохва. Георгиевский монастырь (Джручи)
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 900 - 1100. В 1991 г. собор почти полностью разрушен землетрясением, с 2018 г. - восстанавливается..
Адрес:
Грузия, Имеретия, Сачхерский муниципалитет, село Мохва, монастырь Джручи

Координаты: 42.398736, 43.362746



Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), сохранившиеся рельефы XI века при восстановлении храма были бережно поставлены на место <br>, Мохва, Имеретия, Грузия
сохранившиеся рельефы XI века при восстановлении храма были бережно поставлены на место
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024
Георгиевский монастырь (Джручи), , Мохва, Имеретия, Грузия
zavar-vera
14 июля 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 января 2025

Расположен на склоне горы в отрогах Лихского хребта, в ущелье реки Джручула, близ г. Сачхере. Точная дата основания монастыря неизвестна. Учитывая данные 4 лапидарных надписей, основание церкви и монастыря относят к XI в. На западной стене церкв  великомученика Георгия, возле входа, рядом с ктиторским рельефом, расположена строительная надпись местного эристава Кахи: «Во время владычества Джручского эристава Кахи Кувел воздвиг крест во имя святого Георгия». На западном фасаде церкви помещена надпись настоятеля монастыря Микаела, на восточном фасаде - неизвестного ктитора и его сыновей Иоанна и Гавриила, в интерьере церкви, на юго-восточном подкупольном устое - каменщиков Георгия и Фадлона.

Долгое время монастырь принадлежал роду князей Палавандишвили, о чем свидетельствует лапидарная надпись, высеченная рядом с рельефом великомученика Георгия над западным входом в храм и упоминающая сына Абаша Палавандишвили Георгия. Надпись относят к периоду одного из этапов обновления и перестройки храма. В XVII в. Джручи в результате, вероятно, княжеских междоусобиц был полностью разорен и покинут: Вахушти Багратиони, описывая этот район Гурии, указывает лишь на то, что в древности здесь были строения, в его время уже разрушенные (Вахушти Багратиони. 1973. С. 760). В 1778 г. церковь обновил митрополит Джуматский Симеон (Абашидзе), ставший настоятелем Джручи (Бочоридзе. 1995. С. 222, 227-228). В этот период в монастыре находилась кафедра Джручского епископа, здесь хоронили представителей княжеского рода Абашидзе: в церкви сохранились могильные плиты митрополита Джуматского Симеона († 1778) и иеромонахс Николая († 1810).

В конце XVII-XVIII в. Джручское ущелье являлось причиной раздора между рачинскими эриставами и княжеским домом Церетели. В 1789 г. приказом имеретинского царя Соломона II Рачинское эриставство было упразднено и Джручи был передан фамилии Церетели (Кавказский календарь. 1854. С. 498). Монашеская жизнь в Джручи была возрождена, храм отреставрирован, возведены хозяйственные постройки. 14 сентября 1804 г. архимандритом Джручи был назначен Давид (Церетели). 24 апреля 1805 г. за обустройство монастыря он был хиротонисан в епископа с возведением в сан архиепископа и в том же году возведен в сан митрополита. Митрополит Давид управлял Джручи до 1829 г., после чего был назначен митрополитом Мингрельским. 9 июня 1834 г. митрополит Давид был уволен на покой в Джручи, там же скончался (18 февраля 1853 г.) и погребен. При нем в монастыре были произведены значительные восстановительные работы и расширены владения. Митрополит и члены его семьи делали значительные пожертвования монастырю, в частности 58 крестьянских семей. В XIX в. Джручи, как и монастырь Кацхи, стал фамильным склепом рода Церетели. В храме сохранились могильные плиты с эпитафиями Кайхосро Церетели († 1828) и его сыновьям: генерал-майору Зурабу († 1823) с супругой Тамарой († 1823) и дочерью Кетеван († 1823) и Григорию († 1845); здесь похоронены супруга Гиго Церетели Васаси (дата отсутствует) и Григорий Церетели († 1895).

Описания XIX в., сделанные Г. Церетели, Д. З. Бакрадзе, позволяют установить, что монастырь, входивший в это время в Гурийско-Мингрельскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ, занимал достаточно большую территорию и представлял собой огороженный комплекс, состоявший из размещенных вокруг храма келий, высокой колокольни, хозяйственных построек и др. сооружений. Во 2-й половине XIX в. Джручи принадлежало 220 крестьянских семей, обширные пахотные земли, многочисленные стада, ульи.

С 20 марта 1860 по 7 декабря 1865 г. настоятелем Джручи был архимандрит Виссарион (Дадиани; впоследстви епископ Имеретинский). В 70-х гг. XIX в. князья Церетели овладели монастырским имуществом, и епископ Имеретинский святитель Гавриил (Кикодзе) подал на них жалобу в Грузино-Имеретинскую синодальную контору. Святейший Синод удовлетворил ходатайство и обязал Церетели выплачивать монастырю ежегодную компенсацию в размере 700 р. К концу XIX в. монастырская братия была многочисленной по сравнению с др. грузинскими монастырями: по публикациям того времени, кроме архимандрита в нее входили 8 иеромонахов, 2 иеродиакона и послушники.

В начале 20-х гг. XX в. Джручи был разорен частями Красной Армии, переправлявшимися через Мамисонский перевал в Кутаиси. Часть монахов была убита, часть бежала, колокола и церковная утварь были реквизированы. До 1926 г. в монастыре подвизался один монах - Феодор. В последующие годы в кельях Джручи была устроена районная школа, в трапезной разместилась библиотека, в гостиничных покоях - сельсовет. Сохранились устные свидетельства, что в тот период из монастырской библиотеки было вывезено 7 повозок книг, много книг было сожжено в монастырском дворе.

В 1991 г. в результате сильного землетрясения храм и постройки Джручи были разрушены до фундамента.

В 2000 г. монашеская жизнь в Джручи была возобновлена: митрополит Чиатурский Авраам (Гармелиа; ныне управляет Западноевропейской епархией ГПЦ) освятил храм, из соседнего монастыря Кацхи в Джручи пришли иеромонах Максим (Кавтарадзе) и 2 послушника. С 2001 г. настоятелем Джручи является иеромонпх Лука (Палавандишвили). Монахи занимаются бортничеством, при обители имеется небольшое хозяйство.

Церковь во имя великомученика Георгия сложена из тесаного камня, относится к типу крестово-купольного храма, характерному для архитектуры Грузии 1-й половины XI в. и широко применяемому в грузинском зодчестве до конца XVIII в. Церковь научно не обследована, однако считается, что первоначально это была трехнефная базилика, позже перестроенная. С южной и северной сторон церковь Джручи имела двухэтажные приделы; входы - с юга и запада. В алтаре в южную грань престола была вставлена плита алтарной преграды XI в. с рельефными изображениями святителей Василия Великого и Николая Мирликийского (Церетели. 1898. С. 109). Над жертвенником и диаконником были устроены дополнительные помещения.

Фасады храма были украшены рельефами и орнаментами, большинство из которых относились к первоначальному периоду строительства. На южном фасаде, между окнами, были изображены крест и 2 духовных лица; на западном фасаде, справа от входа,- всадники великомученики Георгий и Димитрий Солунский, под ними - духовное лицо с кадилом; на западном фасаде, слева от входа,- крест и 2 духовных лица, слева от них - великомученики Георгий и Димитрий Солунский.

В 80-х гг. XIX в. ризницу Джручи описали Н. П. Кондаков и Бакрадзе (Кондаков, Бакрадзе. 1890. С. 152-162). Среди святынь, которые хранились в течение многих столетий, примечательны частица мощей великомученика Георгия; икона-дарохранительница (ковчег) с частицами Животворящего Креста и выполненным в технике эмали образом святого Димитрия Солунского, впоследствии вставленная в позолоченный оклад с ктиторской надписью 1769 г.; кованая икона-дароносица Пресвятой Богородицы, пожертвованная монастырю, согласно надписи, в 1810 г. Григорием Церетели; кованная из золота и серебра икона Божией Матери с надписью царевича Георгия (в 1798-1800 грузинский царь Георгий XII).

В описании Кондаков называет также чеканную (золото, серебро) икону Божией Матери, пожертвованную, согласно надписи, «Квели с Нателою» (последнюю он отождествляет с Натели, женой Шергиля Нателя (XIII в.), известного по надписям монастырей Хони и Мартвили); икону Божией Матери (XVIII в.), пожертвованную, согласно надписи, Давидом, «придворным протоиереем» имеретинского царя Соломона I; образ Спасителя, украшенный по нимбу 9 камнями; 3 небольшие кованые (золото, серебро, драгоценные камни) иконы Божией Матери: первая пожертвована, согласно надписи, в 1810 г. сыном Зураба Церетели Григорием, 2-я - в 1813 г. другим сыном Зураба, Давидом, украшена эмалью.

В сокровищнице Джручи хранилось несколько уникальных предметов церковной утвари (утеряны), среди них - большие серебряные чаша и лампада, вышитый золотом в 1706 г. воздух Кетеван Абашидзе, несколько резных кипарисовых крестов.

В средние века Джручи был крупным книгохранилищем. Согласно материалам из архива Ф. Жордания, а также данным Кондакова и Бакрадзе, на рубеже XIX и XX вв. в монастыре все еще оставалось более 80 рукописных и печатных книг (бóльшая часть хранится в Институте рукописей Корнелия Кекелидзе, а также в Историко-этнографическом музее в Кутаиси). Среди них - I и II Джручские Четвероевангелия, переданные в Джручи укрывавшимися от турок-завоевателей насельниками монастырей Юго-Западной Грузии. Первое (Кекел. H 1660), датированное 936 г., было переписано в монастыре Шатберди, второе (Кекел. Н 1667), богато иллюминированное, относится ко 2-й половине XII в. В Джручи хранились также Житие святителя Иоанна Златоуста (Кекел. H 1662), переписанное в 1040 г. в грузинском во имя святого Харитона монастыре Палавра (Палестина) и пожертвованное монастырю в 1765 г. Иосифом (Багратиони) (католикос-патриарх Западной Грузии в 1769-1776); «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника (Кекел. H 1669), пожертвованная епископом Гелатским Евфимием; переписанный в грузинском Крестовом монастыре (Иерусалим) в 1155 г. Синаксарь (Кекел. H 1661); запрестольное Евангелие в кованом окладе, изготовленное по заказу Зураба Церетели в 1787 г.; один из списков толкового словаря грузинского языка Сулхана-Сабы (Орбелиани). Кондаков перечисляет также апокрифическое Житие Пресвятой Богородицы; Житие (XI в.) святого Максима Исповедника; переписанные в монастыре Палавра Поучения святых отцов (1040), куда вошли сочинения святителя Иоанна Златоуста о страхе Божием и покаянии, святителя Василия Великого о покаянии, Слово, обращенное к монахам, преподобного Ефрема Сирина; Четвероевангелие XVIII в. с 4 миниатюрами евангелистов, написанное на мхедрули, пожертвованное Джручи сыном Зураба Церетели Григорием в 1822 г. и принадлежавшее митрополиту Давиду (Церетели); сборник Житий грузинских святых, переписанный в 1740 г. в Тбилиси протодиаконом Тбилисского Сиони Аароном; небольшое Четвероевангелие в серебряном позолоченном киоте с надписью: «Митрополит Давид», переписанное по заказу митрополита Никифора (Мухранского) в 1704 г.; лицевая Псалтирь (бумага) со 132 миниатюрами, переписанная «по повелению госпожи Зилихзаны» (вероятно, дочь Левана II Дадиани, XVII в.).

В XVIII в. в Джручи существовала небольшая литературная школа. Здесь были переписаны «Поучения» святителя Иоанна Златоуста (переписчик - иеродиак. Максим; Кут. 47, 1785 г.), сборник «Цветок добродетелей» (Кут. 61), Поучения святых отцов (Кут. 64), «Лествица» преподобного Ианна Лествичника (переписчик - Иоанн Захариевич Габашвили; Кут. 55, 1788 г.).

"Православная энциклопедия"



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.