История Никольской часовни тесно переплетается с историей первой деревянной церкви Самаровского яма – во имя св. НиколаяЧудотворца. Точная дата постройки церкви не известна, но в 1651 г. Сибирский приказ по причине недостатка богослужебных книг в этом храме купил в Москве «Полууставье» и препроводил его в Самаровский ям (вероятнее всего, именно для этой церкви). Следует полагать, что церковь во имя св. Николая Чудотворца была возведена вскоре после основания Самаровского яма, ведь культовые здания возводились русскими переселенцами в Сибирь при обустройстве нового места одними из первых.
В письменных источниках тех лет (1675 г.) есть упоминание об этой церкви. Н.Г. Спафарий: «А на яму (Самаровском. – Прим. авт.) есть 50 паёв против Демьянского яму, и прикащик на нем есть, сын боярский, послан из Тобольска, и церковь святага Николая есть…» Точное место первой церкви неизвестно, однако у Х.М. Лопареваесть данные, что заселение и застройка Самаровского яма начинались с так называемой Барабы (западная, нижняя часть Самарова). Также нет никаких указаний на то, что построенная позже другая церковь (во имя Покрова Пресвятой Богородицы) была каким-то образом приурочена к месторасположению храма во имя св. Николая Чудотворца.
Время возведения Никольской часовни (посвящена св. Николаю Чудотворцу) тоже точно не установлено. Х.М. Лопарев в своей работе указывает, что в 1728 г. «упоминается, кроме того, ещё и часовня (Никольская), время основания которой неизвестно». К сожалению, источник этого факта не упоминается – в работе Х.М. Лопарева нет ссылки. Этот же автор в рассказе о плане с. Самарова, составленном неким инженером-поручиком в 1838 (39?) г., отметил, что в селе «одна церковь (в то время – уже во имя Покрова Пресвятой Богородицы. – Прим. авт.) и одна часовня (Никольская), два кладбища: одно там, где оно стоит (в восточной части села. – Прим. авт.) и теперь другое около Никольской часовни…» Это единственное письменное упоминание о кладбище возле Никольской часовни.
В православной традиции часовню могли ставить на месте разрушенной церкви, если последнюю по какой-либо причине не восстанавливали. Также были часовни, приписанные к храму, но в силу различных причин «оторвавшиеся» от него территориально. Часто такие приписные часовни стояли на кладбище, где могли использоваться для отпевания.
Можно предположить, что Никольскую часовню построили после того как первая деревянная церковь сгорела или обветшала, и было принято решение возвести церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с тремя престолами. Или часовня просто осталась от церкви во имя св. Николая Чудотворца и функционировала как типичная кладбищенская. Этим можно объяснить и посвящение культовых строений одному и тому же святому – Николаю Чудотворцу, особо почитаемому у сибиряков.
При первой церкви было образовано и первое кладбище Самаровского яма, функционировавшее примерно до 1840 г. На плане 1891 г., составленном М.Н. Кузнецовым, возле Никольской часовни кладбище уже не обозначено, а это значит, что к указанной дате оно уже не функционировало.
Никольская часовня за время своего существования не раз перестраивалась и была закрыта при советской власти. В 1920-х гг. культовую постройку приспособили под жилой дом. Сохранились фотографии часовни нач. XX в., современный вид часовни также многократно зафиксирован.
В 2012 г. здание Никольской часовни и прилегающее к ней кладбище в составе ансамбля вошли в список объектов культурного наследия регионального значения. Вопрос о переселении жильцов из дома-часовни до сих пор не нашёл решения.
По материалам: "Некрополи села Самарова" О.И. Приступаг. - Ханты-Мансийск, Музей природы и человека