Достопримечательность крестовая, девятисрубная, пятиверхая. Восточные срубы в межрукавьях граненые, а западные – квадратные. Она построена почти одновременно с церковью Покрова в Седневе и принадлежит к числу самых выдающихся памятников народной монументальной деревянной архитектуры XVIII в. на Левобережье.
Троицкая церковь в Коропе имеет формы монументального строения именно того типа, который был произведен и распространен в XVII в. на Украине в городах и значительных монастырях и послужившем прототипом многочисленных каменных соборов, таких как Троицкий в Густинском монастыре, Николаевский в Крупецком и им подобных.
Крещатый план каропского собора отчетливо обнаруживают четыре граненых сруба стен рукавов. Они обладают весомыми массами спокойных пропорций: их нельзя считать приземистыми, но нельзя также назвать легкими, напряженно вытянутыми вверх. Плоские грани крыш над изломами (они сохранили форму первобытных из дранки или гонтовых) переводят срубы стен рукавов в легкие по сравнению с массами сруба стен восьмерички тоже ненапряженных пропорций.
Западные межрукавья заполнены квадратными в плане невысокими преддвериями, перекрытыми снаружи низенькими двускатными крышами, с входной дверью в их западных гранях. С востока межрукавья заполнены пятигранными в плане приделами, тоже невысокими, перекрытыми трехскатными крышами. В интерьере приделы и приделы имеют плоские потолки.
В центре крестного плана возвышается массивный восьмигранник центрального сруба стен, отделяющийся от рукавов только на высоте, на которой завершаются восьмерики алтаря, притвора, южного и северного рукавов. Над первым заломом центрального участка (перекрытой крышей с перехватом) возвышается восьмерик. Хоть просторный восьмерик спокойных пропорций, достаточно весомый массой, однако именно ему мастер поручает роль доминанты в композиции, именно он совершает энергичный рывок масс вверх. Восьмерик властвует над массами центрального участка и рукавов. Крутым заломом (перекрытой также «подпоясанной» крышей) он переходит в хрупкий фонарь. Завершает композицию шлемовидная главка.
Из элементов отделки следует упомянуть резные карнизы, завершающие срубы стен и восьмериков. Сруб стен центрального участка завершает наиболее развитый карниз, заканчивающийся вверху полувалком с насеченными на нем овами, ниже идут полочки сложенные: верхняя – ложками, нижняя – сухариками; ниже лежит гусь, а за ним нижняя полочка, тоже с сухариками. Карнизы восьмериков над рукавами более просты, они состоят только из двух элементов.
Общее впечатление от внешнего вида достопримечательности – торжественное торжество, спокойная гармоническая уравновешенность.
Церковь Троицы принадлежит к тому типу крестных в плане церквей, в которых центральный участок внизу не имеет отдельного сруба стен, а образуется пересечением боковых граней срубов стен рукавов. Три двери, ведущие внутрь здания (в притвор, в южный и северный рукава) – все с запада. В южной и северной гранях боковых рукавов дверей нет.
В интерьере памятка выглядит более архаичной, чем снаружи. Она сохранила некоторые древние простые конструкции. Архитектурные формы ее предельно лаконичны, может быть даже немного строги, аскетически-скромны. Заложенные внутри срубов стяжки, ригели – кантованные брусья без малейшего намека на отделку их резьбой.
Шестигранный сруб стен бабинца в интерьере тщательно укреплен: три западные грани усилены ригелями дважды – сначала на уровне середины высоты окон и второй – на уровне верхнего венца сруба. Кроме того, между южной и северными гранями поверх сруба заложен брус в западных углах. В восточных углах сруба стен заложено тоже по одному ригелю из тоненьких булыжников. В восточной части притвора между восточной и южной и восточной и северной гранями поверх сруба стен зарублены по одному толстому брусу, которыми, собственно, и начинаются юго-восточная и северо-восточная грани первого залома. Треугольные пазухи в углах сруба снизу подшиты досками. Горизонтально подшитыми треугольниками переведен в восьмигранник квадратный сруб стен центрального участка, а шестигранные срубы стен всех рукавов – в восьмигранные изломы. Итак, в этой памятке зафиксировано старое конструктивное средство перевода четырех- и шестигранных срубов в восьмигранники. Позже это средство заменяет более новое, более декоративное, но конструктивно менее логичное. В отдельных достопримечательностях этот переход выполняют бревенчатые наклонные клинья; средство это конструктивно оправдано. Но чаще пазухи в углах зашивали (закрывали) дощатыми наклонными треугольниками; это уже применение декоративного, но конструктивно неоправданного средства.
Сруб стен притвора, несмотря на наклон граней внутрь, не выглядит иллюзорно выше, чем он есть в действительности. Первый задом притвора умеренно круто остеклен. Он резко сужает объем участка и переводит его в маленький восьмеричок сдержанных пропорций. Верхний залом выглядит как граненая банька, перекрытая плоским плафоном-потолком. Бабинец, как и вся церковь, щедро залит светом. Сруб стен притвора прорезан 5 окнами, по одному в каждой грани. Восьмеричек имеет три окон по сторонам света (нет окна в восточной грани).
К центру притвор открывается широким, но более узким, чем южный и северный рукава, просветом с довольно длинными заплечиками. Кроме того, просвет притвора имеет две стяжки (одну – на середине высоты, другую – выше). Следовательно, притвор, как и алтарь, более отделен от центра, чем южный и северный рукава, соединяющиеся с центром без рюкзаков.
Таким образом, нижнюю часть центрального участка и оба боковых рукава мастер трактует как единственный большой удлиненный в направлении юг – север зал, щедро залитый светом. Посередине ее смело взмывает верх центрального участка; на южном и северном концах зала симметрично разместились более скромные верха боковых рукавов.
Нижняя половина центрального сруба стен – куб. Выше сруб переходит в восьмигранную призму такой же ширины и длины, как и низ сруба. Восьмигранник прорезан 4 окнами: в юго-восточной и трех аналогичных гранях. Верх восьмигранника укрепляет сплошной венок ригелей. Ненапряженным первым заломом сруб стен центра переходит в просторный, светлый, спокойных пропорций восьмерик. Надо подчеркнуть, что снаружи доминанта композиции – восьмерик.
Восьмерик центрального участка переходит в верхний зал. Грани этого излома далеки от геометрической правильности. Боковые контуры одной грани на середине высоты расходятся и грань распространяется, а соседние грани, напротив, посередине сужаются. Таким образом, в проекции контуры граней образуют розету с извилистыми радиальными линиями. Грани второго залома резко суживают объем верха, переводят его в маленький низенький глухой фонарик с врубленным сволоком. Современная внутренняя высота центрального участка не дает простого соотношения с планом строения, тогда как в многочисленных памятках такое соотношение ярко выступает. Если предположить, что внутренняя высота глухого фонаря равнялась не 0,6 м, как сейчас, а 1,8 м, тогда внутренняя высота центрального участка была бы равна сумме длины плана притвора и удвоенной длины центра (как в церкви в Печенюгах). Однако, с другой стороны, внутренняя высота центрального участка без фонаря точно равна длине плана строения. С таким соотношением мы часто встречаемся (см. церковь Николая в Новоропске).
Просветы из центра к южному и северному рукавам оформлены аскетично-строго. От притвора южный и северный рукава отличны тем, что у них верхнего ряда ригелей нет. К востоку окон у них тоже нет, зато на юг и север прорезано по два окна (одно над другим). Верха (восьмерички с верхними заломами) у обоих боковых рукавов разные и отличные от верха притвора.
Алтарь подобен бабинцу, только окон у него только трое (в восточной, юго-восточной и северо-восточной гранях). Сруб стен вверху при восточной грани не имеет ригеля.
Основу плана церкви составляют пересеченные под прямым углом два одинаковых удлиненных форм прямоугольники, внешние концы которых имеют форму трапеций. Таким образом, в основе плана лежит равноременный крест, состоящий из 5 главных участков. План вписывается в квадрат.
Центральный участок в плане – квадрат. Сторона этого квадрата и есть исходный размер в построении плана. Четыре рукава – одинаковые в плане прямоугольники с отсеченными наружными углами. Ширина плана алтаря равна ширине плана центра, а длина алтаря – 3/4 длины центрального квадрата. Южная и северная грани алтаря равны половине диагонали южной половины центрального квадрата, а восточная и обе смежные – половине длины плана алтаря. Бабинец, южный и северный рукава в плане повторяют план алтаря.
Обе преддверия в плане – квадраты. Южная и северная грани преддверий равны половине длины центрального участка.
Приделы в плане – пятигранники, подобные, но не одинаковые по форме. Наибольшая внутренняя длина и ширина северного алтаря равны половине диагонали плана преддверия.
Как размер стороны квадрата центрального участка был основой для построения плана, так и размеры плана послужили базой для определения высотных размеров срубов стен, заломов, восьмериков.
Высота срубов стен всех четырех рукавов равна высоте четырехгранной нижней половины сруба стен центрального участка и все они равны длине плана центрального участка. Высота верхней восьмигранной части сруба стен центрального участка равна половине диагонали южной половины плана центрального квадрата (или длине южной грани алтаря).
Высота первого излома и сруба стен центра взятые вместе равны удвоенной длине (ширине) сруба стен участка (вверху).
Длина и ширина восьмерика равны высоте восьмигранной части сруба стен центра, а высота восьмерика – половине полной длины плана алтаря.
Высота верха без фонаря равна диагонали четырехугольника, что составляет южную половину плана алтаря. Длина и ширина фонаря равны 1/6 длины плана центра; высота фонаря вместе с обоими заломами и восьмериком равна длине плана центра, а внутренняя высота центрального участка без фонаря равна длине плана строения. Внутренняя высота центра равняется сумме удвоенной длины и половины диагонали южной половины плана центра.
Высота срубов стен всех рукавов, как уже отмечалось, равна стороне плана центра. Высоты же верхов каждого рукава неодинаковы. Верхы южного и северного рукавов похожи на верхи алтаря и притвора, а вместе с тем каждый из 4 рукавов имеет отмены. Это могло произойти в результате ремонтов, но не исключено, что они сразу были так сложены. Тогда в этом проявилась характерная примета народного искусства. Народные мастера при повторении никогда точно не подражают одному мотиву, а выполняют его с некоторыми изменениями. Таким образом, мастера избегали трафаретности и сухости, внося в свои произведения элементы подвижности.
Внутренняя высота алтаря без второго излома равна высоте сруба стен центрального участка. Второй залом алтаря в разрезе дает трапецию, составляющую низ треугольника с основанием, равной длине восьмерика (вверху), и высотой, равной половине высоты первого излома. Нижняя треть этого треугольника и послужила шаблоном для сборки западной и восточной граней второго излома алтаря. Высота верха алтаря равна половине диагонали сруба стен центрального участка (вверху).
У притвора высота верха меньше, она равна половине диагонали четырехугольника, в который вписывается шестиугольник плана участка. Первый залом притвора ниже, чем в алтаре, а высота восьмериков у обоих верхов одинакова.
Высота восьмерика и второго излома притвора вместе равна высоте первого излома. Верх южного рукава ниже верха алтаря и выше верха притвора и северного рукава. Высота верха равна высоте верха притвора. Внутренняя высота южного рукава меньше высоты алтаря и на венец больше высоты притвора. Верх северного рукава ниже верха других рукавов и равен высоте верха южного рукава без последнего излома.
Различны у рукавов не только высоты верхов, но и формы и размеры восьмериков и изломов. Возможно, эти верхи такими и были построены, но возможно, они стали такими отличными вследствие ремонтов.
Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.