Первый храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Коротыч был построен стараниями владельца села и бригадира Слободских казачьих полков Федора Осиповича Осипова в 1694 г. Храм был деревянный, небольших размеров и судя по описям второй половины XVIII столетия, это был трехчастный одноглавый храм. Его колокола располагались на деревянных столбах под навесом, только в 1782 г. стараниями нового владельца коллежского советника Петра Андреевича Щербинина была построена деревянная небольшая колокольня, а храм был существенно перестроен русскими мастерами. Под него подвели каменный фундамент, заменили сгнившее дерево, установили новый иконостас липового дерева, а для священника был выстроен новый деревянный дом, на отведенной в центре села усадебной земле. Первое время при церкви постоянно находился один священник, самым первым из известных нам был Лаврентий Закрицкий. Дьячок и пономарь избирались прихожанами по малороссийскому обычаю каждый год.
Из описания Покровской церкви в с. Коротыч за 1811 г. видно, что «церковь деревянная, крепкая, в давних годах построена, престол один – Покрова Пресвятой Богородицы, в продолжении богослужения опасности нет, книг полный церковный круг. Деревянная колокольня, на ней 4 колокола: первый – 10 пудов, второй – 5, третий – 2, четвёртый – 0,5 пуда. Ограда деревянная, крепкая, вновь сделанная. Опись церковного имущества имеется, ризница и сумма хранится в церкви под наблюдением, в запечатанную книгу записывается. За расходом в остатке 20 руб. 23 коп. Поучения читаются в каждый воскресный и праздничный день священником, сочиненные проповеди говорит изустно в своей приходской церкви в день Сретения Господня, в день Воскресения Христова и в день Покрова Пресвятой Богородицы. Метрические книги с 1774 года, а исповедные росписи с 1797 года, по сей день хранятся в церкви. У храма 17 десятин пашенной и сенокосной земли, притч владеет ей беспрепятственно. Прихожане все живут в одном селе.
Уже 1810-е гг. после смерти владельца Н.П. Щербинина в приходе нет представителей дворянского сословия, а новый владелец А.А. Щербинин постоянно проживал в с. Бабаи Харьковского уезда, приезжая в Коротыч только по экономическим соображениям, поэтому храм в селе постепенно приходил в упадок. В этот период вырос только размер пашенной церковной земли, да и то незначительно, до 20 десятин. По новому положению количество церковной земли было увеличено в 1830 г. до 33 десятин. Земля была отмежевана в 1830 г., «…остолблена, но планов и межевой книги не имеется, и церковнослужители оною не владеют, а владеют по согласию с помещиком чрезполосно с прихожанами». В эти же годы известно, что у притча были свои собственные деревянные дома на земле Щербининых, но жалованье для них помещики не выдавали. Таким образом, причту приходилось рассчитывать только на доходы от церковной земли и на помощь прихожан крестьянского сословия. Немудрено, что место в Коротыче для священников было не очень выгодным, и многие просто бедствовали из-за недостатка денег даже на элементарные бытовые нужды.
Наибольшей проблемой для прихожан и для причта стала ветхость Покровского храма, но на возобновление его денег не было. Дошло до того, что в 1837-39 гг. Харьковская духовная консистория поднимала неоднократно вопрос о закрытии храма, а приход отнести к ближайшей Васильевской церкви сл. Песочин. Однако просьбы прихожан и настоятеля протоиерея Василия Толмачева были услышаны. Решающую роль сыграло большое количество прихожан с. Коротыч, которые по малопоместительности Песочинского храма не смогли бы в полной мере ощутить Божьей благодати. Но по указу консистории коротычанам было поставлено условие в ближайшее время изыскать средства на починку храма. Просьбы к владельцу села В.П. Алферову не увенчались успехом и только случай нечаянной его смерти послужил не только к возобновлению, но и строительству нового каменного храма.
В начале 1840-х гг. помещица Степанида Павловна Базилевская, урожденная Алферова получив по завещанию от родного брата имение в Коротыче не только улучшила положение церковного притча, но и всерьёз озаботилась строительством нового каменного храма. В роду Алферовых было достаточно много известных благотворителей того времени, С.П. Базилевская одна из них. В качестве проекта храма в Коротыче был взят один из разработанных ещё в начале XIX столетия её дядей военным инженером и архитектором А.В. Алферовым. К сожалению С.П. Базилевская не дожила до окончания строительства, но все необходимые средства для этого оставила по своему завещанию. Храм был освящен в 1845 г. как и ранее - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В краткое время, которое было ознаменовано вниманием С.П. Базилевской храм и причт получили большое количество новой церковной утвари, книг, небольшое, но регулярно выплачиваемое жалование. А с 1851 г. на содержание священно- и церковнослужителей по штату 6 класса за требоисполнение уже из казны выделялось до 20 руб. серебром.
В 1860-е гг. Покровский храм в с. Коротыче был заштатным и причислен к Васильевской церкви с. Песочин. Это означало, что богослужения проводили представители причта Васильевской церкви с. Песочин в назначенные для этого дни и время, поскольку средств у прихожан с. Коротыч не хватало для содержания священно- и церковнослужителей. Самый крупный землевладелец с. Коротыча П.В. Алферов из-за постоянных разногласий с бывшими, а теперь его временно-обязанными крестьянами не способствовал возобновлению храма со штатным причтом.
Несмотря на это, церковь в Коротыче в 1869 г. была отремонтирована, побелена внутри и снаружи, окрашена в зеленый цвет крыша. Постоянный церковный притч появляется в Коротыче в 1886 г. с приходом нового священника Порфирия Дмитриевича Шокотова, который прослужил в Коротыче 29 лет, передав свое священническое место сыну Дмитрию. С приходом П.Д. Шокотова храм преобразился, потянулись прихожане с благотворительными взносами, только в 1887 г. на средства благотворителей были приобретены: плащаница в 100 руб., праздничные иконы в 200 руб., риза в 100 руб., Евангелие в 50 руб., две пары хоругвей в 150 рублей. При церкви появилась библиотека, в ней первоначально было только 35 томов духовно-нравственной литературы. Позже Шокотовы своими стараниями и при поддержке зятя Тимофея Ивановича Буткевича умножат эту библиотеку в несколько раз. В библиотеку поступали журналы: «Вера и разум», «Миссионерское обозрение» и «Церковные ведомости».
В 1867 г. Харьковское уездное земство открыло в Коротыче земскую школу, Закон Божий в нём преподавали священники Покровской церкви. В ней ежегодно обучалось от 90 до 150 детей, главным образом мальчики.
Стараниями П.Д. Шокотова храм отремонтировали, покрыв хорошей краской снаружи и внутри, в 1897 г. была также построена каменная ограда, а также каменное караульное помещение для сторожей. На церковно-усадебной земле в том же году был построен новый каменный дом для священника на четыре комнаты, а псаломщик живёт в собственном доме, устроенном на подцерковной земле.
На 1906 г. к Покровской церкви принадлежало подцерковной земли 25 десятин и 1554 кв. саженей, которая находилась в трёх участках. Первый в урочище Лопатчиной дубраве (пахотной 10 десятин 1505 кв. саженей); под Лопатчиным садом 5 десятин и 8 кв. саженей; под дорогой – 64 сажени; в урочище Кандыбиной – 8 десятин и 162 кв. сажени. При церкви усадебной земли 2 ½ десятины. В 1906 г. церковь приобрела доходов: свечных – 692 руб.50 коп., кошелькового дохода – 117 руб. 69 коп.; израсходовано 738 руб. 83 коп. Постоянные взносы сей церкви следующие: 1) на духовно-учебные заведения – 41 руб.54 коп.; 2) на обще-епархиальные нужды – 44 руб.; 3) на епархиальное женское училище – 21 руб.34 коп.; 4) на жалование Благочинному и просфорную – 70 руб.».
После Октябрьского переворота 1917 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы испытал на себе все тяготы и нужды. Средств на поддержание не было, часть прихожан была увлечена революционными авантюрами. После окончательного прихода Красной Армии в Харьковскую губернию в конце 1919 г., уже в декабре того же года последовало распоряжение о запрещении производить регистрацию рождения, бракосочетания и смерти. Земельный надел, которым пользовался церковный причт, был отобран. Усадебная земля, на которой располагались дома священника и причта, урезана. В марте 1922 г. представителями большевистской власти была составлена опись имущества, ключи у церковного старосты и протоиерея Д.П. Шокотова были отобраны, церковь была закрыта.
В апреле 1924 г. на собрании верующих были избраны председатель церковного совета, секретарь, казначей, настоятелем был назначен протоиерей Е. Попов. Был создан Устав, который назначил «Тихоновское» религиозное направление, которое выступало против большевиков, именно поэтому 1 августа 1928 г. Народный комиссариат внутренних дел УССР издал постановление и циркуляр № 583 «О Порядке закрытия храмов всех культов и порядке реализации их имущества». В конце 1929 г. постановлением местных властей с. Коротыч храм был закрыт, с него сняли колокола.
В 1932 г. храм перестроили в сельский клуб (разобрали колокольню и купол, перестроили крышу). Осенью 1941 г. Покровский храм снова стал действовать, а в 1949 г. его закрыли окончательно. Здесь был устроен колхозный клуб и библиотека, в доме священника располагалась музыкальная школа и радиоузел.
В начале апреля 1971 г. по недосмотру киномеханика в кинобудке возник пожар, крыша частично сгорела. К концу 1971 г. кирпичные стены были разобраны жителями пос. Коротыч на сараи, заборы, мощение улиц, в том числе им вымощена дорога через ярок. Так прекратил своё существование прежний храм Покрова Пресвятой Богородицы. На его месте возник пустырь, а потом танцевальная площадка.
10 октября 2010 г. на историческом месте Покровской церкви Викарием Харьковской епархии освящён новый типовой кирпичный храм одноимённого освящения – церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фотографий старой Покровской церкви, по всей видимости, не сохранилось.
http://www.otkudarodom.ua/ru/korotych