Синозерская пустынь. Само название этого селения говорит о том, что там была в древности небольшая иноческая обитель, расположенная на берегу озера Синичье. Затерявшаяся среди лесов и болот Синозерская пустынь прославлена была духовными подвигами ее основателя, святого преподобномученика Евфросина. Ее храмовый комплекс принадлежал к лучшим образцам деревянного зодчества XVII века. После упразднения монастыря на его месте образовался приход, состоящий из одной деревни Пустынь.
Соборная церковь бывшего монастыря в честь Святой Троицы и Благовещения Богородицы (в память древнего храма) была срублена в 1630-1632 годах строителем иеромонахом Михаилом и старцем Иосифом. Была она "строения деревянного", холодная, с папертью и соединена переходами с колокольней, под которой стояла келейка келаря. Верхний этаж, где располагался Троицкий придел, достроили в 1645 году при строителе обители иеромонахе Моисее. В интерьерах обоих храмов находились тябловые иконостасы. В 1859 году церковь вывесили, обшили тесом и покрасили охрой, а кровлю перекрыли железом.
До 1860 года нижний придел Благовещения находился в запустении, двери отсутствовали, а на земляном полу стоял скот. Тогда же храм и благоустроили: настлали деревянные полы, оштукатурили стены, переложили печи и сделали новые окна и двери. Запустение объясняется тем, что приход считался "станционным", то есть служили там заштатные священники, содержать семью было практически не на что. В 1912 году деревня Пустынь состояла из 38 дворов.
Среди духовенства известны священник Прокопий Иванов, бывший на приходе в конце XVIII-начале XIX века, затем священник Иоанн Синозерский, умерший в 1846 году, иерей Иоанн Николаев, служивший в 1850-1854 годах. В 1884 году служил иерей Лаврентий Долоцкий.
До 1933 года Троице-Благовещенская церковь была действующей, последним священником ее был Евгений Алексеевич Скородумов, умерший в конце 30-х годов XX века, сын иерея Алексея Антоновича Скородумова, рукоположенного в 1854 году. В том же году храм закрыли. В 1949 году церковь обмерял и обследовал инспектор по охране памятников архитектуры А К. Ведров, который поставил ее на учет как один из редких деревянных храмов. 3 августа 1960 года Троице-Благовещенская церковь сгорела.
Вторая деревянная церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, холодная и с папертью, срублена была в 1682 году. На первом ее этаже имелся придел во имя святителя Николая с тябловым иконостасом. В верхний этаж храма вело крытое крыльцо с высоким всходом, соединенное с северной галереей. Храмовый образ церкви "Иоанн Богослов в молчании" был вложен в Синозерскую пустынь царским духовником, протопопом Меркурием Гавриловичем, уроженцем г. Устюжны. Будучи настоятелем Кремлевского Благовещенского собора, он заказал эту икону "на помин души родителей и своей" иконописцу Оружейной палаты Тихону Иванову Филатьеву в 1685 году. В 1852 году церковь отремонтировали, обшили тесом и покрасили. Позднее кровлю также перекрыли железом. В 1865 году вновь после ремонта освятили престол Иоанно-Богословской церкви. Освящение совершал благочинный священник Андрей Разумовский. Храм закрыли в 1933 году, отдав его (как и все другие здания) в ведение Устюженского музея местного края. В 1944 году он сгорел от удара молнии.
Третьим сооружением пустыни была деревянная колокольня типа "восьмерик на четверике", срубленная в 1655 году. Шатер ее, опирающийся на столбы яруса звона, обит был тесом. В древности она была соединена крытыми переходами с Троице-Благовещенской церковью и при обшивке зданий тесом разобранными. При обшивке в 1853 году колокольни закрыли ярус звона, прежде открытый, оставив на фасадах лишь арочные пролеты.
Под колокольней, в четверике, располагалась часовня, где покоились мощи преподобномученика Евфросина Синозерского в бронзовой чеканной раке, сооруженной в память 300-летия Дома Романовых "тщанием" купчихи Кашеваровой. Мощи после вскрытия их в 1936 году некоторое время кощунственно служили "экспонатом" антирелигиозной выставки в г. Череповце. Обнаруженные автором в фондах музея, они были возвращены Церкви в 1991 году и находятся ныне в Казанской церкви г. Устюжны, ожидая своего возвращения на место подвигов преподобного. Кроме того, на колокольне размещалось восемь колоколов, пять из которых считались вкладом царя Алексея Михайловича. На большем из них была отчеканена надпись: "Государь и Великий князь Всероссийский Алексей Михайлович дал сей колокол вкладу Живоначальные Троицы Пречистые Богородицы в пустынь Синозерскую лета 7151 (1643) Марта в 8 день". Колокольня также была сожжена вместе с Троице-Благовещенской церковью 3 августа 1960 года.
Оба храма - Троице-Благовещенский и Иоанно-Богословский - по своим архитектурным особенностям имели ряд аналогий на Новгородчине и среди храмовых построек Верхней Волги.
В 1955 году все, что еще оставалось в уцелевших зданиях Синозерской пустыни и не было разграблено всеми желающими, было вывезено экспедициями Устюженского и Череповецкого музеев, где находится и поныне. Такова краткая история приходских храмов. История, которую еще предстоит изучать и дополнять. Не стоит задаваться вопросом, были ли эти храмы памятниками архитектуры. Это неоспоримый факт. Расположенные на выигрышных, красивых местах сельские храмы служили важным духовным, историческим и эстетическим центром округи. А православное богослужение "как синтез искусства" по словам священника, ученого-энциклопедиста П.А. Флоренского объединяло людей вокруг стержня их жизни - православной веры. Искусственный, насильственный отрыв от нее привел к тяжелым нравственным последствиям, в том числе и к разрушению этих святынь.
М. Ю. Хрусталев "Приходские храмы: страницы истории", http://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm