ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мегрино. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Тихвинская церковь


Мегрино. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Тихвинской иконы Божией Матери
Год постройки:1859.
Адрес:
Вологодская обл., Чагодощенский р-н, с.Мегрино.

Координаты: 59.147355, 35.576783



Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
yozik
30 октября 2011
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Купол и подкупольная конструкция судя по всему отлиты из монолитного железобетона.<br>, Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
Купол и подкупольная конструкция судя по всему отлиты из монолитного железобетона.
yozik
30 октября 2011
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Святой источник.<br>, Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
Святой источник.
yozik
30 октября 2011
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Фото начала ХХ века из частного архива<br>, Мегрино, Чагодощенский район, Вологодская область
Фото начала ХХ века из частного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
19 июля 1914



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  18 февраля 2017

Мегринский Ильинский погост (д. Мегрино)

Место это было обжито уже с III тысячелетия до н. э. В округе с VIII-IX вв. Располагались древние пахотные земли. Некоторые исследователи производят название Мегринского погоста от слова "мыгра", то есть небольшая возвышенность или деревня возле горы. Остатки этой "горы" видны и поныне.

Строительство первого храма в Мегрине произошло не ранее начала XVI в. К моменту переписи 1582 года это был уже "Погост Ильинской в Мегрине, а на погосте церковь Илья Пророк древяная клетцкие, а в церкве образы и свечи и книги и ризы и все церковное строенье приходное". Писцовая книга Бежецкой пятины первой половины зафиксировала лишь факт.

Сколько простояла первая деревянная церковь Пророка Илии, неизвестно. Во всяком случае, на ее месте в 1733 году (по другим сведениям в 1775 г.) срубили новую церковь, также деревянную и холодную. Рядом с ней "тщанием прихожан" в 1775 году построили вторую деревянную церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери, также холодную, с таковым же приделом во имя святителя Николая. Во второй половине XVII в. Мегринской вотчиной владел древний дворянский род Ушаковых, потомков Ивана Герасимовича Большого Ушакова. Из этого рода Клементий Иванович - голова дворянский - был убит в Ливонии под Дерптом в 1656 году. Сын его, Иван Клементиевич, полковник и комендант г. Чернигова, умерший 20 февраля 1725 года, погребен был в Мегрине в Деревянной церкви Тихвинской Богоматери; его сын Яков - полковник киевского гарнизона Стародубского полка, умерший 25 января 1734 года, был похоронен при церкви, вне ее, на правой стороне против гробов родителей. По всей видимости, Ушаковы явились и храмоздателями этой церкви в последующем.

Деревянный Тихвинский храм простоял до XIX в. и изрядно обветшал. Вместо него по указу Высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, от 23 августа 1835 года разрешено было строить каменную церковь Богоматери Тихвинской с двумя теплыми приделами, но отдельно от Ильинского храма, вверх по течению реки Чагодощи. Храм заложили в 1837 году 6 июня. К 1842 году церковь была "уже ныне в стенах вся построена и с колокольнею, кроме щекотурки и полов". В теплой части храма располагались два придела: справа - во имя пророка Илии, а слева - во имя святителя Николая. В интерьере имелись украшенные поливными изразцами печи.

В круглых медальонах основного объема храма, с внешней стороны, помещались фресковые изображения: со стороны реки Чагодощи - пророка Илии и Архангела Михаила, со стороны дороги - Богоматери Тихвинской и святителя Николая. Бело-желтая расколеровка фасадов, зеленые кровли и золоченые кресты контрастировали с водой реки и окружающими храм соснами. Особенно выразительно церковь смотрелась от ключа Святого, бьющего ниже по течению реки Чагодощи, на ее левом берегу.

Сохранились имена людей, служивших в храме со времени его постройки: священник Василий Веселовский, умерший в августе 1857 года, диакон Федор Лебедев, дьячок Семей Мокеев, пономарь Василий Колумбов. Затем там священствовал Кирилл Боголюбов, умерший в марте 1858 года в возрасте 34 лет, священник Евгений Кьяндский, умерший в январе 1862 года. После него на приход назначается священник Алексей Успенский, дослуживший до начала XX века. На старом погосте после переноса Тихвинского храма на берег реки остался древний Ильинский храм. Его постоянно подновляли и реставрировали - старину берегли. В 1859 году, после капитального ремонта, храм заново освятили. Через некоторое время, в 1885-1886 годах, была "возобновлена древняя кладбищенская церковь, без изменения плана и фасада, со снятием престола, на средства прихожан". В ней в 1912 году на торжествах переложения в новую раку святых мощей преподобномученика Евфросина Синозерского совершал богослужение архимандрит Боровичского Свято-Духова монастыря Владимир с сонмом духовенства, причем заупокойную часть службы - по древнему Большому Синозерскому синодику, хранившемуся в Ильинском храме. В каменном Тихвинском храме богослужение возглавил настоятель Соминской церкви Николай Осницкий.

Уничтожение Ильинской церкви в советское время - большая утрата одной из интересных страниц деревянного храмового зодчества. Ныне на месте древнего погоста и храма расположены различные постройки, попрана память предков.

Когда-то приход Ильинского погоста был очень обширным. В него входили как ныне существующие, так и уже исчезнувшие селения: Великое Село (иначе Люботина - до построения там своей приходской церкви Спаса Преображения), сельца Львов Двор, Валунь, Тухово, деревни Горка, Низ, Герасимово (прежде Еросимово), Семеново, Клеменино, Замошье, Кучебино, Липовец, Бобынино, Осипово, Середка, Залозно. Последним священником на приходе был Алексей Алексеевич Успенский, сын о. Алексея Успенского. К храму были приписаны и многие часовни. По разным архивным источникам удалось установить их наименования. Так, близ деревни Горка стояла часовня Рождества Иоанна Предтечи постройки 1897 года, в д. Залозно - Святой Троицы, в д. Клеменино - Воздвижения Креста, в д. Герасимово - Усекновения главы Иоанна Предтечи. Местночтимой приходской святыней был список с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери.

В архитектурном облике церкви Тихвинской иконы Богоматери преобладали позднеклассические детали декора. Кубический объем храма завершался четырехскатной кровлей, глухим круглым деревянным барабаном с полуциркульными окнами, полусферическим покрытием и главкой-сферой на невысоком барабане с кованым ажурным крестом. С восточной стороны размещалась алтарная апсида, перекрытая полукупольной кровлей, с главкой на ней.

Фасады теплой части храма были крайне скупо декорированы двойными полочками над средними окнами и элементами классического декора в соответствии с эстетикой позднего классицизма. Кроме того, в арочных нишах западного фасада в технике фресковой росписи были изображены попарно святители: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Мирликийский. Протяженная пристройка теплого храма вносила определенную цезуру между силуэтами завершений храма и колокольни, создавая контрастное противопоставление распластанной горизонтали и динамичной вертикали. Входы в храм с запада, севера и юга были оформлены деревянными крыльцами с двухскатной кровлей и резными столбиками. В средней части холодного храма размещались большие полуциркульные окна, снаружи забранные коваными металлическими решетками. Подкарнизники украшались накладными деревянными частыми "сухарями".

Трехъярусная колокольня возвышалась прямо над входом в храм. Ярус звона, где висели колокола, был третьим по счету. В завершении его располагался круглый барабан с полусферическим завершением и высоким тонким шпилем с яблоком и "процветшим" крестом.

Кладбище вокруг Тихвинской церкви обнесли в начале XX в. оградой из гранитных столбов с шарами и металлической решеткой, со Святыми вратами с западной стороны. За оградой, на юго-западном углу погоста, находилась церковная сторожка.

Интерьер холодного храма украшал резной иконостас в один чин с вызолоченной резьбой, с привнесенными элементами в виде виноградной лозы - символом Новозаветной церкви и иконами в серебряных окладах. Из-под купола храма опускалось литое бронзовое трехъярусное паникадило. Ныне все это великолепие можно увидеть лишь на фотографии начала века.

В числе самых первых были закрыты оба мегринских храма, причем Тихвинский без всякой мотивировки в сентябре 1929 года. Основанием для закрытия Ильинской церкви послужило предписание Череповецкого окружного исполкома, где указывалось, что "ввиду угрожающего состояния здания Ильинской церкви, находящейся в пользовании Мегринской религиозной общины, вследствие ветхости, предлагается сделать распоряжение общине о прекращении пользования этой церковью". Хотя незадолго до этого церковь была отремонтирована. Верхне-Чагодощенский райисполком отреагировал однозначно, закрыв церковь.

В 1934 году Тихвинский храм еще стоял в первозданном виде, лишенный колоколов. Затем сломали колокольню, завершения, забелили настенные росписи. Были устроены междуэтажные перекрытия, пробиты новые окна - в храме разместилась школа. После недавнего пожара осталась лишь коробка, слепо смотрящая глазницами окон. Разросшиеся кладбищенские деревья скрывают от глаз эти печальные останки. В 1995 году к празднику в честь Явления Тихвинской иконы Богоматери храм был расчищен трудами верующих и в нем совершен молебен, прочитан Акафист Богоматери Тихвинской, проведено таинство крещения.

М. Ю. Хрусталев "Приходские храмы: страницы истории", http://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm



Комментарии и обсуждение


К 2000 году от храма остались только наружные стены, от деревянной Ильинской церкви-ничего.
Теперь он возрожден, при нем открыта церковно-приходская школа. Местные Мегрино называют село, рассказывают, что в советское время в храме была общеобразовательная школа. Удивительно, но тесаный гранитный забор сохранился с незначительными утратами.
1 ноября 2011, yozik.